Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
план-конспект урока по химии (9 класс)
Цель: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементов
Познакомить со свойствами элементов II группы, главной подгруппы, их соединениями и основными областями применения.
Развивать умения анализировать, сравнивать, предугадывать свойства металлов, опираясь на знания об особенностях строения атомов химических элементов. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес к химии как науке, сознательное отношение к химическим знаниям.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- образцы металлов (магний, кальций);
- химический стакан,
- тигельные щипцы;
- спички, спиртовка; вода, фенолфталеин
- мрамор, раствор соляной кислоты, известковая вода, вода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berilliy_shchelochnozemelnye_metally.docx | 23.89 КБ |
berilliy_magniy_i_shchelochnozemelnye_metally.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Учитель: Машеева Ц.Д.
Цель: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементов
Познакомить со свойствами элементов II группы, главной подгруппы, их соединениями и основными областями применения.
Развивать умения анализировать, сравнивать, предугадывать свойства металлов, опираясь на знания об особенностях строения атомов химических элементов. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес к химии как науке, сознательное отношение к химическим знаниям.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- образцы металлов (магний, кальций);
- химический стакан,
- тигельные щипцы;
- спички, спиртовка; вода, фенолфталеин
- мрамор, раствор соляной кислоты, известковая вода, вода
Ход урока
- Орг момент
- Проверка умений и навыков (2 ученика у доски по карточкам)
Генетические ряды:
LiOH ←Li →Li2O →LiOH→LiCl (Ванкеева Надя)
↓
LiCl
Na→Na2O2→Na2O→NaOH→Na2SO4 (Дашиев Саша)
↓
Na3PO4
Беседа по вопросам:(Слайд2)
- Что общего в строении атомов ЩМ?
- Как меняются восстановительные свойства ЩМ в группе?
- Почему ЩМ хранят под слоем керосина?
- Перечислить физические свойства ЩМ.
- Как получают ЩМ?
- Перечислить основные химические свойства ЩМ.
- Какой характер имеют оксиды ЩМ?
- В какой цвет окрашиваю пламя соли лития, натрия, калия?
3. Изучение нового материала
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы (слайд 3)
Элемент | Ar | Количество электронов на последнем уровне | СО | Атомный радиус | Металлические свойства | Восстановительные свойства |
Бериллий | 9 | 2s2 | +2 | )) | ||
Магний | 24 | 3s2 | +2 | ))) | ||
Кальций | 40 | 4s2 | +2 | )))) | ||
Стронций | 88 | 5s2 | +2 | ))))) | ||
Барий | 137 | 6s2 | +2 | )))))) | ||
Радий | [226] | 7s2 | +2 | ))))))) |
К щелочноземельным металлам относят : Ca, Sr, Ba, Ra
Ве - амфотерный металл, Mg – металл, Сa, Sr,Ba - щёлочноземельные металлы Ra –радиоактивный элемент
- Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя
- Элементы проявляют СО +2
- Атомы элементов являются сильными восстановителями, т.к содержат 2 электрона на внешнем энергетическом уровне, которые отдают при взаимодействиями с другими элементами.
- С увеличением № элементов увеличивается атомный радиус, увеличивается число электронных слоев, следовательно возрастает легкость отдачи электронов. Восстановительные свойства увеличиваются в группе сверху вниз.
- Mg хранится на воздухе, ЩЗМ под слоем керосина.
Физические свойства.
Be – светло-серый, твердый, хрупкий металл
Mg – относительно мягкий, пластичный, ковкий
Ca – твердый, пластичный
Sr – ковкий
Ba - пластичный, ковкий
Химические свойства элементов II группы главной подгруппы:
Демонстрация Опытов: горение магния
Взаимодействие кальция с водой.
1.С кислородом | 2M+O2=2MO (оксид) |
2.С галогенами | M+Cl2=MCl2 (хлорид) |
3.С серой | M+S=MS (сульфид) |
4.С азотом | 3M+N2=M3N2 (нитрид) |
5.С водородом | M+H2=MH2 (гидрид) |
6.С водой | M+2H2O=M(OH)2+H2 |
Химические свойства оксидов и гидроксидов
BeO – амфотерный оксид
MgO
CaO
SrO Основные оксиды
BaO
CaO +H2O → Ca(OH)2
По таблице растворимости определить растворимость гидроксидов:
Ве(ОН)2 – амфотерный гидроксид
Mg(OH)2 – нерастворимое основание
Ca(OH)2
Sr(OH)2 - растворимые основания (щелочи)
Ba(OH)2
- Be(OH)2 + 2HCl = BeCl2 + 2H2O
Be(OH)2 + 2NaOH = Na2BeO2 + 2H2O
- Ca(OH)2 + CO2 =CaCO3 + H2O (демонстрация опыта)
- Изменение цвета пламени:
- Соединения кальция – оранжево-красный;
- Стронция – карминно-красный;
- Бария – желто-зеленый
Применение соединений кальция - Сообщения: СаСО3 - Красикова Вера;
MgSO4 - ВанкееваНадя
Закрепление:
Генетические ряды
Са(ОН)2 ←Са→СаО→Са(ОН)2→Са(NO3)2→CaSO4
Be→BeO→BeCl2→Be(OH)2→Na2BeO2
↓
BeSO4
Взаимопроверка:
- 1 вариант:
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
2Ca +O2 =2CaO
CaO + H2O = Ca(OH)2
Ca(OH)2 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + 2H2O
Ca(NO3)2 + Na2SO4 = CaSO4 + 2NaNO3
2 вариант:
- 2Be + O2 = 2BeO
- BeO +2HCl =BeCl2+H2O
- BeCl2 +2NaOH = Be(OH)2+ 2NaCl
- Be(OH)2 + 2NaOH = Na2BeO2 + 2H2O
- BeO + H2SO4 = BeSO4 + H2O
Заполните пропуски в тексте, вставив нужные слова:(Устно)
- 1) Мел, мрамор и известняк – это минералы в состав которых входит одно и тоже соединение ……..
- 2)BaSO4 – это………………………….каша
- 3)В какой минерал входит сульфат кальция-………………………..
- 4)Какой карбонат применяют в производстве цемента, стекла-…………
- 5)MgSO4 известен под названием ……………………соль
- 6)Фосфат кальция входит в состав фосфоритов, апатитов, ……………..
Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Чем урок был для вас интересен?
Домашнее задание
§51, упр 5 стр.240
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: - Что общего в строении атомов ЩМ? - Как меняются восстановительные свойства ЩМ в группе? - Почему ЩМ хранят под слоем керосина? - Перечислить физические свойства ЩМ. - Как получают ЩМ? - Перечислить основные химические свойства ЩМ. - Какой характер имеют оксиды ЩМ? - В какой цвет окрашивают пламя соли лития, натрия, калия?
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы Элемент Ar Количество электронов на последнем уровне СО Атомный радиус Металлические свойства Восстановительные свойства Бериллий Be 9 2 s2 +2 )) Магний Mg 24 3s2 +2 ))) Кальций Ca 40 4s2 +2 )))) Стронций Sr 88 5s2 +2 ))))) Барий Ba 137 6s2 +2 )))))) Радий Ra [226] 7s2 +2 ))))))) У в е л и ч и в а ю т с я У в е л и ч и в а ю т с я
Ве - амфотерный металл, Mg – металл, С a , Sr , Ba - щёлочноземельные металлы Ra –радиоактивный элемент
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы Одинаковое строение внешнего электронного слоя Элементы проявляют СО +2 Атомы элементов являются сильными восстановителями, т.к содержат 2 электрона на внешнем энергетическом уровне, которые отдают при взаимодействиями с другими элементами. С увеличением № элементов увеличивается атомный радиус, увеличивается число электронных слоев, следовательно возрастает легкость отдачи электронов. Восстановительные свойства увеличиваются в группе сверху вниз.
Be – светло-серый, твердый, хрупкий Ca – твердый, пластичный Mg – относительно мягкий, пластичный, ковкий Sr – ковкий
Химические свойства элементов II группы главной подгруппы 1.С кислородом 2M+O 2 =2MO (оксид) 2.С галогенами M+Cl 2 =MCl 2 (хлорид) 3.С серой M+S=MS (сульфид) 4.С азотом 3M+N 2 =M 3 N 2 (нитрид) 5.С водородом M+H 2 =MH 2 (гидрид) 6.С водой M+2H 2 O=M(OH) 2 +H 2 7. С кислотами М + 2 HCl = MCl 2 + H 2
Химические свойства оксидов BeO – амфотерный оксид MgO CaO SrO Основные оксиды BaO CaCO3 =CaO + CO2 Оксид кальция СаО (негашеная известь) «кипелка»
Взаимодействие оксида кальция с водой ( гашение извести)
Химические свойства гидроксидов Ве(ОН) 2 – амфотерный гидроксид Mg ( OH ) 2 – нерастворимое основание Ca(OH) 2 Sr ( OH ) 2 Ba(OH) 2 Растворимые основания (щелочи) Гидроксид кальция Са(ОН) 2 – гашеная известь ( «пушонка» )
Be(OH)2 + 2 HCl = BeCl2 + 2 H2O Be(OH)2 + 2 NaOH = Na2BeO2 + 2 H2O Ca(OH)2 + CO2 =CaCO3 + H2O Изменение цвета пламени: Соединения кальция – оранжево-красный ; Стронция – карминно-красный; Бария – желто-зеленый Применяются для изготовления фейерверков в пиротехнике
Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения: 1 вариант : Са(ОН) 2 ←Са→СаО→Са(ОН) 2 →Са( NO 3 ) 2 → CaSO 4 2 вариант: Be→BeO→BeCl 2 →Be(OH) 2 →Na 2 BeO 2 ↓ BeSO 4
1 вариант: Ca + 2 H2O = Ca(OH)2 + H2 2 Ca +O2 = 2 CaO CaO + H2O = Ca(OH)2 Ca(OH)2 + 2 HNO3 = Ca(NO3)2 + 2 H2O Ca(NO3)2 + Na2SO4 = CaSO4 + 2 NaNO3 2 вариант: 2 Be + O2 = 2 BeO BeO + 2 HCl =BeCl2+H2O BeCl2 + 2 NaOH = Be(OH)2+ 2 NaCl Be(OH)2 + 2 NaOH = Na2BeO2 + 2 H2O BeO + H2SO4 = BeSO4 + H2O
Заполните пропуски в тексте, вставив нужные слова: 1) Мел, мрамор и известняк – это минералы в состав которых входит одно и тоже соединение …….. 2) BaSO 4 – это………………………….каша 3)В какой минерал входит сульфат кальция-……………………….. 4)Какой карбонат применяют в производстве цемента, стекла-………… 5) MgSO 4 известен под названием ……………………соль 6)Фосфат кальция входит в состав фосфоритов, апатитов, ……………..
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Чем урок был для вас интересен?
Домашнее задание §51, упр 5 , стр.240
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бериллий, магний и щёлочноземельные металлы
Разработка урока может применяться полностью для проведения урока в 9 классе по теме: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы», а также могут использоваться отдельные ее части, например вид...
Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применениеЦель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.Задачи урока:Образовательные: 1....
Берилий, магний и щелочноземельные металлы
Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 9 классе по теме: "Берилий, магний и щелочноземельные металлы"...
Презентация "Берилий, магний и щелочноземельные металлы" 9 класс
Презентация "Берилий, магний и щелочноземельные металлы" 9 класс...
Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как о...