Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как о представителях типичных металлов.
Задачи:
Образовательная:
· Рассмотреть общую характеристику щелочных и щелочноземельных металлов на основании положения в периодической таблице и строения атомов;
· Рассмотреть нахождение металлов в природе, их физические и химические свойства;
· Познакомить со способами качественного распознавания щелочных и щелочноземельных металлов в соединениях;
· Познакомить учащихся с историей открытия, распространением и использованием щелочных и щелочноземельных металлов;
· закрепить навыки решения расчетных задач по химии, пользуясь математическими методами.
Развивающая:
· Создать условия для развития у учащихся логического мышления и памяти, умения анализировать, делать выводы, сравнения, выделять главное, самоорганизовываться;
· Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи химии с другими науками.
· «Умений учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности при изучении различных предметов;
· логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей, сравнительного анализа, способности четко формулировать свои мысли;
Воспитывающая
· Повышение мотивации к изучению химии;
· Воспитывать творческую, самоответственную личность, стремящуюся к самоорганизации;
· активную жизненную позицию, человечность, порядочность;
· средствами урока уверенность в своих знаниях и умений применять их на практике;
· культуру безопасного поведения при проведении химического эксперимента,
· подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств личности.
· Воспитание дисциплины, ответственного отношения к делу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Перовская школа-гимназия» Симферопольского района
Открытый урок для учителей химии
Симферопольского района
«ОБЗОР МЕТАЛЛОВ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП ПСХЭ: ЩЕЛОЧНЫЕ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ»
с. Перово 2016
Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как о представителях типичных металлов.
Задачи:
Образовательная:
- Рассмотреть общую характеристику щелочных и щелочноземельных металлов на основании положения в периодической таблице и строения атомов;
- Рассмотреть нахождение металлов в природе, их физические и химические свойства;
- Познакомить со способами качественного распознавания щелочных и щелочноземельных металлов в соединениях;
- Познакомить учащихся с историей открытия, распространением и использованием щелочных и щелочноземельных металлов;
- закрепить навыки решения расчетных задач по химии, пользуясь математическими методами.
Развивающая:
- Создать условия для развития у учащихся логического мышления и памяти, умения анализировать, делать выводы, сравнения, выделять главное, самоорганизовываться;
- Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи химии с другими науками.
- «Умений учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности при изучении различных предметов;
- логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей, сравнительного анализа, способности четко формулировать свои мысли;
Воспитывающая
- Повышение мотивации к изучению химии;
- Воспитывать творческую, самоответственную личность, стремящуюся к самоорганизации;
- активную жизненную позицию, человечность, порядочность;
- средствами урока уверенность в своих знаниях и умений применять их на практике;
- культуру безопасного поведения при проведении химического эксперимента,
- подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств личности.
- Воспитание дисциплины, ответственного отношения к делу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме;
- технологическая карта для каждого ученика.
Реактивы для проведения эксперимента: металлический натрий, вода, фенолфталеин, кристаллизатор с водой, демонстрационный столик.
Ход урока
1. Мотивационно – целевой этап
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся: (слайд 1) Салют. Почему изображен салют?
При сгорании разных солей металлов образуются различные цвета пламени(слайд 2)
Учитель: Что вам было задано на дом? (Ответы обучающихся). Используя выполненную вами работу, мы поиграем с вами в ролевую игру. Установите, пожалуйста, таблички с названиями ваших профессий. Приглашаем химиков, чтобы продолжить начатый разговор, продемонстрируйте в лабораторных условиях горение солей щелочных и щелочноземельных металлов.
Химики показывают или (смотрим видеосюжеты) (слайд 3-5)
Фронтальная беседа по следующим вопросам: (слайд 6-7)
- Какие предыдущие темы мы с вами изучали?
- В какой части периодической системы химических элементов находятся металлы? Сколько всего металлов в таблице Менделеева?
3. Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?
4. Какое строение имеет кристаллическая решетка металлов?
5. Какие особенности внутреннего строения металлов определяют их тепло- и электропроводность?
6. Какие вам известны способы получения металлов в промышленности?
7. Что такое коррозия металлов? Как защитить металлы?
8. Где находятся активные металлы?
9. Какие металлы образуют 1 группу главную подгруппу? Почему они находятся в одной группе?
(В ходе опроса учитель указывает на вопросы, которые надо доработать)
Учитель: В технологической карте проставьте себе баллы по личным результатам: если могли дать полные ответы на 1/3 вопросов – 1 балл, на 2/3 – 2 балла, на все – 3 балла.
Учитель подводит к тому, что учащиеся могут самостоятельно сформулировать тему и цели урока. (слайд 8, 9)
Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока, если мы начинаем более детально изучать пройденную тему, будет учиться обобщать и анализировать?
(ученики называют тему) Запись в тетради число, тема
Формирование цели.
Учитель: Какие цели мы перед собой поставим при рассмотрении данной темы? (учащиеся отвечают)
План урока во время беседы записывается на доске (слайде).
План (слайд 10)
1. Щелочные металлы – элементы
- Положение в ПСХЭ;
- Строение атомов.
2. Щелочные металлы – простые вещества
- Химическая связь;
- Распространение элементов в природе;
- Физические свойства;
- Химические свойства;
- Практическое значение.
3.Физиологическое действие на живые организмы.
II. Операционно-исполнительский этап
Обобщение и закрепление материала (ролевая игра: группы физиков, химиков, медиков, биологов, географов, технологов, математиков, литераторов)
Учитель: да, на дом было дано вам задание: провести мини-исследования по данной теме, о результатах которых мы сейчас услышим.
Учитель проводит инструктаж по работе с технологической картой.
Доклад физиков. О положении химических элементов в ПСХЭ, строении атомов. (слайд 11-12)
Доклад технологов. Физические свойства, химическая связь, производство, электролиз. (слайд 13-16)
Доклад литераторов. Нахождение в природе. Открытие элементов. Загадки и стихотворения. (слайд 17-23)
Доклад химиков . (одновременно: математик на доске записывает задачу) Химические свойства металлов 1 и 2 групп главных подгрупп. Опыт: взаимодействие натрия с водой (слайд 24-26)
Доклад математиков. Пояснение записанной задачи.
Доклад биологов и медиков. О значении и влиянии металлов на организм человека и растений. (слайд 27-35)
Доклад географов. О горных породах и процессах происходящих под действием внешней среды (слайд 36-39 )
Одновременно с докладами ученики заполняют технологическую карту, отвечая на вопросы, связанные с поданной информацией.
Учитель: Подводим итоги деловой игры: выставляем в технологическую карту баллы за мини-исследования и за ответы по новой теме (взаимопроверка).
Учитель: Взаимопроверка выполненных заданий. Обменяйтесь технологическими картами, проверяем, выставляем баллы.
ВЫВОДЫ (слайд 40)
Ш. Домашнее задание: § 27, стр. 124-129. подготовить сообщения по теме «Алюминий», обмениваемся ролями по часовой стрелке: например химик становится географом и т.д. (слайд 41)
IV. Работа с учебником. Стр.131 №3, выполняем задание в тетради. Оцениваем.
V. Подведение итогов. Делаем выводы по уроку. Выставление оценок. Рефлексия.
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно
Учитель: Спасибо за урок. Заканчиваем урок на поэтической нотке.
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать и не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - семинар по теме: «Металлы главных подгрупп I–III групп и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»
В этой работе показана разработка урока – обобщения (урок-семинар) по теме «Металлы».Такая форма организации обобщающего урока способствует развитию познавательного интереса и активизации ...
Конспект открытого урока по теме "Щелочные и щелочноземельные металлы. Подготовка к контрольной работе"
Как увлекательно подготовиться к контрольной работе по химии по теме щелочные и щелочноземельные металлы....
Урок "Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с растворами солей"
На уроке девятиклассники с помощью проблемного химического эксперимента выясняют способны ли щелочные и щелочноземельные металлы вытеснять ионы других металлов из растворов солей....
МР урока – практической работы Решение экспериментальных задач по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы» для 10 класса
Урок – практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы». Место урока в теме – тема «Металлы», заключительный урок по теме по УМК "Химия 10 класс" Л.С.Г...
Металлы главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева
Металлы - 9 класс...
Самостоятельная работа по теме: Щелочные и щелочноземельные металлы"
Материал предназначен для контроля знаний обучающихся 9 класса по теме: "Щелочные металлы", "Щелочноземельные металлы"....
Проверочная работа по теме: "Щелочные и щелочноземельные металлы"
Проверочная работа по теме: "Щелочные и щелочноземельные металлы"...