Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_8kl.docx | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Конституции Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012. №273 – ФЗ (статьи 11, 12, 13, 30);
- ФГОС основного общего образования (приказ от 17.12.2010г.№1897 Министерства образования и науки РФ;
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017г №506 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, основного среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089;
- СанПиН 2.4.2. 3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
- Приказ Министерства образования Республики Тыва от 13.06. 2019 г № 793-д «О формировании календарного учебного графика образовательных организаций Республики Тыва, реализующих основные образовательные программы на 2018-2019 учебный год;
- Учебный план МБОУ Теве-Хаинской СОШ на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа учителя составлена с учетом:
- примерной основной образовательной программы общеобразовательных учреждений. Химия. Гара Н.Н. - М.: Просвещение, 2011.
- программы к завершенной предметной линии учебников по химии Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. .- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.
Основная цель изучения химии направлена:
- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
- описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др, использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.
Выпускник научится:
- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
- раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
- называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
- определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
- составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 5 часов.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Содержание программы
Тема 1. Первоначальные химические понятия (19ч.)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро.
Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Демонстрации:
- Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
- Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
- Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
- Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций
Лабораторная работа:
- «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».
- «Разделение смеси».
- «Примеры химических и физических явлений».
- «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов».
- «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 ∙Cu(OH)2».
Практическая работа:
- «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».
- «Очистка загрязненной поваренной соли».
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (5ч).
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации:
- Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
- Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
- Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
- Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
- Опыты, выясняющие условия горения.
- Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).
Лабораторная работа: «Ознакомление с образцами оксидов».
Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».
Тема 3. Водород (3ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации.
- Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторная работа
Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации:
- Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
- Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами..
Практическая работа: «Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (10 ч).
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Демонстрации:
- Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
- Таблица «Связь между классами неорганических веществ».
Лабораторная работа:
- «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».
- «Взаимодействие щелочей с кислотами».
- «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».
- «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».
Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (8ч)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
- Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.
- Таблица «Элементы и их свойства»; таблица «Строение атома»; таблица «Электронные оболочки атомов».
Лабораторная работа: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».
Тема 7 «Химическая связь» (9ч).
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Лабораторная работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».
Тема 8 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» (3ч.)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газовпри химических реакциях.
Тема 9 «Галогены» (6ч).
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Календарно-тематическое планирование
№ урока по п/п и в теме | Тема урока | Дата проведения | ||
план | факт | |||
Глава 1. Первоначальные химические понятия (21 ч) | ||||
1/1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. | 05.09. | ||
2/2 | Методы познания в химии | 07.09. | ||
3/3 | Практическая работа №1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | 12.09. | ||
4/4 | Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. | 14.09. | ||
5/5 | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. | 19.09. | ||
6/6 | Физические и химические явления. Химические реакции. | 21.09. | ||
7/7 | Атомы, молекулы и ионы. | 26.09. | ||
8/8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | 28.09. | ||
9/9 | Простые и сложные вещества. Химические элементы. | 03.10. | ||
10/10 | Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | 05.10. | ||
11/11 | Закон постоянства состава веществ | 10.10. | ||
12/12 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 12.10. | ||
13/13 | Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в соединении. | 17.10. | ||
14/14 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 19.10. | ||
15/15 | Составление химических формул по валентности. | 24.10. | ||
16/16 | Атомно-молекулярное учение. | 26.10. | ||
17/17 | Закон сохранения массы веществ. | 31.10. | ||
18/18 | Химические уравнения. | 02.11. | ||
19/19 | Типы химических реакций. | 14.11. | ||
20/20 | Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» | 16.11. | ||
21/21 | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия». | 21.11. | ||
Глава 2. Кислород. Горение (5 ч) | ||||
22/1 | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. | 23.11. | ||
23/2 | Свойства и применение кислорода. | 28.11. | ||
24/3 | Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода. | 30.11. | ||
25/4 | Озон. Аллотропия кислорода | 05.12. | ||
26/5 | Воздух и его состав. | 07.12. | ||
Глава 3. Водород. (3ч) | 12.12. | |||
27/1 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение. | 14.12. | ||
28/2 | Химические свойства водорода и его применение. | 19.12. | ||
29/3 | Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств. | 21.12. | ||
Глава 4. Вода. Растворы (8 ч) | ||||
30/1 | Вода. | 26.12. | ||
31/2 | Химические свойства и применение воды. | 28.12. | ||
32/3 | Вода — растворитель. Растворы. | 11.01. | ||
33/4 | Массовая доля растворенного вещества. | 16.01. | ||
34/5 | Решение расчётных задач «Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе». | 18.01. | ||
35/6 | Практическая работа №5. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. | 23.01. | ||
36/7 | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород»,«Вода. Растворы». | 25.01. | ||
37/8 | Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | 30.01. | ||
Глава 5. Количественные отношения в химии(5 ч) | ||||
38/1 | Моль. Количество вещества. Молярная масса. | 01.02. | ||
39/2 | Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса». | 06.02. | ||
40/3 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 08.02. | ||
41/4 | Относительная плотность газов | 13.02. | ||
42/5 | Объемные отношения газов при химических реакциях | 15.02. | ||
Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений (12 ч) | ||||
43/1 | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. | 22.02. | ||
44/2 | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. | 27.02. | ||
45/3 | Химические свойства оснований. | 01.03. | ||
46/4 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 06.03. | ||
47/5 | Кислоты. Состав. Классификация. | 08.03. | ||
48/6 | Химические свойства кислот
| 13.03. | ||
49/7 | Соли:состав, классификация, номенклатура, способы получения | 15.03. | ||
50/8 | Химические свойства солей | 20.03. | ||
51/9 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 22.03. | ||
52/10 | Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». | 03.04. | ||
53/11 | Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | 05.04. | ||
54/12 | Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений». | 10.04. | ||
Глава 7. Периодический закон и строение атома(7 ч) | ||||
55/1 | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | .10.04. | ||
56/2 | Периодический закон Д. И. Менделеева. | 12.04. | ||
57/3 | Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. | 17.04. | ||
58/4 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра | 19.04. | ||
59/5 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона | 20.04. | ||
60/6 | Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева | 24.04. | ||
61/7 | Повторение и обобщение по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.» | 26.04. | ||
Глава 8. Строение вещества. Химическая связь.(7 часов). | ||||
62/1 | Электроотрицательность химических элементов | 02.05. | ||
63/2 | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи | 04.05. | ||
64/3 | Ионная связь | 08.05. | ||
65/4 | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов | 10.05. | ||
66/5 | Окислительно-восстановительные реакции | 15.05. | ||
67/6 | Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь» | 17.05. | ||
68/7 | Контрольная работа № 4 по темам «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Строение вещества. Химическая связь» | 22.05. |
Литература
Для учителей:
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014
- Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М: Просвещение 1976.
- Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
- В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) — М.: Просвещение 1995.
- Г.И. Штремплер Химия на досуге — М.: Просвещение 1993.
- Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Для учащихся:
1. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
2. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
3. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.- М: Просвещение 1977.
http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...