Анализ школьного учебника по химии 10класс Габриелян О.С.
материал по химии (10 класс)

Ольга Михайловна Давыдова

1.1. Данный учебник предназначен для 10 класса.

1.2. Учебник создан по программе базового уровня. Автор данной программы Т.Д. Гамбурцева.

1.3. Автором анализируемого учебника является О.С. Габриелян.

1.4. Общий объем учебника составляет 187с.

1.5. Переплет - твердый, плотный, долговечный; красочность – вполне хороший по красочности учебник, достаточно цветов; также присутствуют в достаточных количествах рисунки, схемы, таблицы, диаграммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_shkolnogo_uchebnika_po_himii_10_kl.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ школьного учебника по химии

Габриелян О.С.

1 Общая характеристика учебника

1.1. Данный учебник предназначен для 10 класса.

1.2. Учебник создан по программе базового уровня. Автор данной программы Т.Д. Гамбурцева.

1.3. Автором анализируемого учебника является О.С. Габриелян.

1.4. Общий объем учебника составляет 187с.

1.5. Переплет - твердый, плотный, долговечный; красочность – вполне хороший по красочности учебник, достаточно цветов; также присутствуют в достаточных количествах рисунки, схемы, таблицы, диаграммы.

2 Характеристика текстов учебника

2.1. В данном учебнике мало дополнительного текста. Основной текст учебника можно разделить на теоретико-познавательный, пояснительный, научно-популярный и инструментально-практический тексты.

2.2. Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты используются для определения основных понятий, терминов, основных законов, явлений, процессов, событий, выводов. Такие тексты представляют основное содержание параграфов всего учебника.

Инструментально-практические тексты используются для характеристики принципов и правил применения учебной информации; описания задач, упражнений и т.п., необходимых для формирования комплекса знаний и навыков в рамках изучаемой дисциплины; контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тексты входят в текст параграфа, также представлены заданиями для самостоятельного выполнения, описание практических и лабораторных работ.

2.3. §6 – Основы номенклатуры органических соединений.

Сложность и трудность для школьников при изучении теоретико-познавательного текста данного параграфа может возникнуть из-за того, что в параграфе не приведены названия алкильных радикалов, а также радикалов «винил», «втор-бутил», «трет-бутил», которые далее встречаются в тексте. Не упоминаются суффиксы, которые вводятся в название вещества при наличии в его молекуле кратных связей, гидроксильных, карбонильных, альдегидных групп. Даже если частично этот материал должен быть изучен в основной школе (по концентрической схеме), необходимо повторить его в учебнике 10-го класса.

2.4. Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений». Текст написан кратко, но понятно и лаконично, ничего нет лишнего. Не прописана техника безопасности при работе с оборудованием, поэтому данный текст не способствует формированию у школьников приемов безопасной работы с оборудованием.

2.5. В учебнике очень мало дополнительных текстов. Методическая роль дополнительных текстов в учебнике заключается в развитии кругозора ученика, заинтересованности в предмете.

2.6. В данном учебнике используются пояснительные тексты в большом количестве. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в раскрытии изучаемой темы.

3. Характеристика внетекстовых компонентов учебника

3.1. Данный учебник достаточно полно и рационально иллюстрирован. Рисунки имеют большое значение, помогают разобраться в математических уравнениях и задачах. Материал таблиц, схем и графиков помогает усвоению теоретического материала, структурируя его, помогает выделить главное и лучше запомнить важное. Так же иллюстративный материал формирует умения школьников работать с таблицами, графиками, схемами.

3.2. Организация усвоения знаний в учебнике Химии 10 класса О.С. Габриеляна осуществляется с помощью вопросов и заданий, помещенных после параграфа. Вопросы 1-3 ,как правило, нацелены на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Последние вопросы - обычно задания, в которых необходимо привести примеры, либо решить задачу. Вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте отсутствуют.

3.3. В основном тексте в рамках, с маркировкой жирной стрелкой, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти легко ориентируясь в тексте.

3.4. Иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) используются для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении параграфа «Природные источники углеводородов» рассматривая схему применение метана можно познакомиться с основными областями применения метана.

3.5. В конце параграфа (главы) не приведена систематизация сведений.

3.6. В учебнике не реализована система обобщений формируемых знаний.

3.7. В учебнике развит аппарат ориентировки- это различные выделения текста, рамки, маркировка текста, нумерация, разделение на абзацы, пропуски изображения. Всё это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.

4. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

4.1. Логическую структуру курса составляют его содержание и объем. Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) химии в средней школе на уровне 10 класса может быть определена 7 укрупненными разделами:

1. Строение органических соединений.

2. Химические реакции в органической химии.

3. Углеводороды.

4. Кислородсодержащие соединения.

5. Углеводы

6. Азотсодержащие соединения.

7. Биологически активные вещества

4.2. Последовательность изложения материала близка логической структуре курса. При нарушении логической структуры курса может возникнуть трудности в построении представлений о органической химии, трудности в освоении курса.

5. Заключение

5.1. Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

5.2. Положительными качествами анализируемого учебника являются системность и доступность изложения, большое количество вопросов и заданий по изученному материалу после параграфа.

5.3. Необходимо добавить практические задания, а также большее количество теоретического материала, дополнительных текстов. Добавить систематизацию сведений в конце параграфа(главы), проблемные вопросы.

5.4. Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные учебники химии Информация к размышлению

Как выбрать один учебник из множества существующих? У учителя химии нет времени внимательно изучить все учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников. Реклама всегда показывает достоинст...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

Анализ школьных учебников геометрии А.Г.Мерзляка, В.Б. Полонского , М.С. Якира

При выборе УМК по геометрии стоит обратить внимание на учебник геометрии под редакцией  А.Г.Мерзляка, В.Б. Полонского , М.С. Якира....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...

Статья. Анализ темы «Производная и ее применение» в школьных учебниках.

Объяснять новую тему можно опираясь на собственный опыт и черпая информацию из других источников. Изучая тему «Производная и ее применение» я проанализировала несколько учебных пособий по ...

Анализ использования учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»

Выступление на РМО учителей химии и биологии с анализом использования учебника Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара «Химия 8 класс»...