Конспект урока по теме "Решение задач на избыток и недостаток"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Публикацию можно использовать на уроке химии в 9 классе. Урок построен как упражнение в решении задач с элементами соревнования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbytok_i_nedostatok.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Тема урока: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке». 9 класс.
Тип урока: урок – упражнение с элементами соревнования.
Используемые технологии: дифференцированного обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.
Цель: Сформировать умение решать задачи на «избыток и недостаток».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать понятия: «избыток», «недостаток».
- Вспомнить формулы для вычисления массы, объема и количества вещества.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание;
- Развивать умение решать задачи по уравнению реакции.
Воспитательные:
- Формировать навык самостоятельного решения задач.
- Используя соревновательный элемент, мотивировать учащихся на решение задач;
- Прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: план решения задач на «избыток и недостаток»; список задач двух уровней; решённые задачи; лист учёта; чистые листы для решения задач (приложение).
Ход урока.
- Организационный этап.
Объявление темы и цели урока;
Объяснение организации урока: обучающийся выбирает из данного ему списка задач одну и решает её (самостоятельно или, если затрудняется, с помощью записей в тетради. Также можно использовать план решения задач данного типа). Затем обучающийся сдаёт решение учителю, учитель проверяет и сразу выставляет оценку за 1 решенную задачу. Обучающийся выбирает следующую задачу. Каждая задача решается на отдельном листе. При выставлении оценки за урок за эталон берутся результаты того ученика, который правильно решил больше всех задач. Оценки учитель выставляет в лист учета.
- Решение задач.
- Физкультминутка.
- Итоги урока. Итоговая оценка выставляется по листку учёта.
- Домашнее задание. Задача из списка на уроке.
Приложение
План решения задачи, если одно из исходных веществ дано в избытке.
- Если в условии даны растворы или вещества с примесями, сначала найти массы или объёмы чистых веществ. (Какие формулы при этом надо использовать?)
- Найти соответствующие данным массам или объемам чистых веществ количества вещества ( по каким формулам?).
- Составить уравнение реакции, соответствующее условию задачи.
- Над формулами веществ в уравнении записать количества веществ, найденных в пункте 2.
- Найти, какое из исходных веществ дано в избытке, а какое в недостатке.
- Составить пропорцию по веществу, которое дано в недостатке. Решить пропорцию.
- Записать ответ.
Список задач
Уровень 1.
- Вычислите объем водорода (н.у.), который может выделиться при взаимодействии 1,2 г магния с 10 г серной кислоты.
Химическая реакция идет по схеме: Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2
- Вычислите массу сульфида железа (2), которую можно получить, взяв для реакции 2 моль железа и 3 моль серы. Химическая реакция идет по схеме: Fe + S = FeS
- Сколько граммов хлорида аммония получится при взаимодействии 4,48 л аммиака и 5 л хлороводорода? Химическая реакция идет по схеме: NH3 + HCl = NH4Cl
- В раствор, содержащий 0,05 моль сульфата меди (2), поместили 2 г железа. Каковы массы образовавшихся веществ?
Химическая реакция идет по схеме: CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4
- К раствору, содержащему 52,2 г нитрата бария, добавили раствор, содержащий 0,5 моль сульфата калия. Какова масса выделившегося осадка? Химическая реакция идет по схеме: Ba(NO3)2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KNO3
- Сколько литров оксида серы (4) образуется при взаимодействии 40 г серы и 30 литров кислорода? Химическая реакция идет по схеме: S + O2 = SO2
Уровень 2.
- Какой объем оксида серы (4) образуется при окислении 2,5 л сероводорода, содержащего 16% примесей, в 2,24 л кислорода (н.у.)?
- В лаборатории сероводород чаще всего получают действием серной кислоты на сульфид железа (2). Вычислите объем сероводорода (н.у.), полученный из 30 г технического сульфида железа (2) (массовая доля FeS 95%) и 4,9 г серной кислоты.
- К 300 г 10%-ного раствора гидроксида калия прилили 400 г 10%-ного раствора азотной кислоты. Вычислите количество вещества нитрата калия, образовавшегося при этом.
- Какая соль и какова ее масса, если через 100 мл 32%-ного раствора (плотность 1,32 г\мл) гидроксида кальция пропустили 5,6 л оксида углерода (4) (н.у.)?
- Какая масса сульфата аммония образуется при взаимодействии 89,6м3 аммиака (н.у.) с 400 г 80%-ного раствора серной кислоты?
- При нагревании 12 г технического хлорида аммония, содержащего 2% примеси, с 8 г гидроксида натрия выделился аммиак. Вычислите объем выделившегося аммиака (н.у.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)
Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...
Конспект урока по теме "Задачи на части"
Комбинированный урок с презентацией...
Конспект урока "Решение логических задач на ПК"
Расширяет представление учащихся о способах решения логических задач, о возможных формах анализа логических функий...
Конспект урока "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений". Презентация...
План-конспект урока " Экспериментальное решение задач по неорганической химии с использованием виртуальной лаборатории в 11 классе" (из опыта работы)
Урок-исследование.Преимущества решения практических задач по химии с использованием виртуальной лаборатории перед традиционным лабораторным методом состоит в том,что данный способ позволяет учащ...
Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»Тип урока: урок-исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с ...
Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"
Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование....