Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_s_formatirovannym_vvodom_i_vlozhennymi_ciklami.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование»
«Решение экономических задач с применением вложенных циклов»
Тема: Решение задач с форматированным вводом и вложенными циклами
Часы: 2
Цели:
- Дидактические:
Совершенствование навыков
- работы с вложенными циклами,
- форматированным выводом,
- обработки данных при вводе:
- нахождение минимального, максимального элемента,
- суммирование по строкам или столбцам;
- представление алгоритмов в разных формах: в виде блок-схемы, программы в Pascal и на алгоритмическом языке.
- Развивающие:
Развитие алгоритмического стиля мышления на основе решения поставленных задач.
- Воспитательные:
Развитие усидчивости, аккуратности, внимательности и самостоятельности.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.
Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия содержания обучения:
Цикл с параметром, процедура GotoX,Y()
Предварительная подготовка учащихся:
Знание базовых конструкций алгоритмического языка, навыки работы с Pascal операторами ввода, вывода, вложенными циклами и циклом с параметром.
Предварительная подготовка учителя:
- Информационная: ознакомиться с содержанием учебников, подготовить конспект урока.
- Техническая: подготовить варианты заданий; решить задачу в Pascal, оформить решение задачи в виде блок-схемы., и на алгоритмическом языке.
Средства обучения: Компьютер, Pascal.
Содержание обучения:
Время (мин.) | Вид работы и форма ее организации | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
5 | Организационный момент | Проверяет посещаемость. | Приветствуют учителя. |
10 | Водная часть (фронтальная) | Объясняет решение задачи. | Слушают, делают необходимые записи. |
40-50 | Самостоятельная работа (индивидуальная) | Следит за выполнением заданий, отвечает на вопросы учеников. | Выполняют задания, оформляют решение задачи в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке и программы на Pascal. |
15-20 | Заключительная часть | Подведение итогов, задает вопросы учеником по решению задачи, выявляет ошибки и недочеты. | Показывают и рассказывают решение задачи. |
Методические рекомендации к уроку
В начале урока следует повторить конструкцию цикла с параметром. При этом можно задать следующие вопросы:
Как оформляется цикл с параметром?
Когда употребляется цикл с параметром?
Какие действия могут привести к зацикливанию?
Для чего нужны вложенные циклы?
Как оформляются вложенные циклы?
Что делает процедура GotoXY()?
Для совершенствования навыков по решению задач с вложенными циклами может быть предложена следующая задача: «Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.
Работники | Месяц | ||
1 | 2 | 3 | |
1 | |||
… | |||
8 |
Организовать ввод информации по этой таблице и определить общую зарплату всех работников за каждый месяц».
Решение задачи начинается с описания констант и переменных, нам потребуется пять переменных: Sum – общая зарплата всех работников за каждый месяц; salary – зарплата работника за один месяц; i, j – параметр в цикле; s – переменная для позиционирования курсора по оси Х при вводе данный; константы n – количество работников, m – количество месяцев.
Первый(внешний) цикл предназначен для ввода зарплаты одного работника по месяцам(кол-во столбцов), второй(внутренний) служит для ввода зарплаты работникам за один месяц (кол-во строк).
Позиционирование курсора осуществляется по средствам процедуры GotoXY(X,Y), где X – координата по оси X, а Y – координата по оси Y. Для очищения экрана используется процедура Clrscr, из модуля Сrt.
В начале рисуем шапку будущей таблицы, затем инициируем значение переменных s, salary.
Во внутреннем цикле считываем зарплату, суммируем ее, позиционируем курсор, выводим порядковый номер рабочего, а также дорисовываем таблицу. Во внешнем цикле выводим общую зарплату всех работников за каждый месяц. После выходов из циклов выводим нижнюю часть таблицы.
В конце программы используем функцию ReadKey (считывает символ с клавиатуры) для того, чтобы после выполнения программы мы смогли увидеть результаты на экране. Решение задачи - приложение № 1.
Приложение № 1. Решение задачи.
цел i,j,s,salery,Sum
нач
s:=9;
Sum:=0;
для i:=1 по n, повторять
нц
для j:=1 по m, повторять
нц
GotoXY(s,j+5);
ввод salery
если i=n
то
GotoXY(4,j+5);
вывод j
кв
Sum:=Sum+salery
кц
GotoXY(1,m+7+i);
вывод Sum
кц
ReadKey
Кон
Uses crt;
const n=3;
m=8;
var i,j,s,salery,Sum:integer;
Begin
Clrscr;
Writeln(' ______________________');
Writeln('| | Month |');
Writeln('|Worker|_______________|');
Writeln('| | 1 2 3 |');
Writeln('|______|_______________|');
s:=9;
Sum:=0;
for i:=1 to n do
Begin
for j:=1 to m do
Begin
GotoXY(s,j+5);
Read(salery);
if i=n then
Begin
GotoXY(8,j+5);
Write('|');
GotoXY(24,j+5);
Write('|');
GotoXY(1,j+5);
Write('|');
GotoXY(4,j+5);
Write(j);
end;
Sum:=Sum+salery;
end;
GotoXY(1,m+7+i);
Write(i,' momth ','summa=',Sum,';');
Sum:=0;
s:=s+6;
end;
Writeln;
GotoXY(1,m+6);
Writeln('|______|_______________|');
ReadKey;
End.
Приложение № 2. Варианты заданий.
Задание 1. Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.
Работники | Месяц | ||
1 | 2 | 3 | |
1 | |||
2 | |||
… | |||
12 |
Организовать ввод информации по этой таблице и определить:
- общую сумму, выплаченную за квартал всем работникам;
- зарплату, полученную за квартал каждым работником.
Задание 2. Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.
Работники | Месяц | ||
1 | 2 | 3 | |
1 | |||
2 | |||
… | |||
12 |
Организовать ввод информации по этой таблице и определить:
- работника, в каком из месяцев он получил наибольшую зарплату;
- месяца, кто из работников получил наибольшую зарплату за этот месяц.
Задание 3. Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.
Работники | Месяц | ||
1 | 2 | 3 | |
1 | |||
2 | |||
… | |||
12 |
Организовать ввод информации по этой таблице и определить:
- максимальную зарплату из тех, что указаны в таблице;
- порядковый номер работника, получившего за квартал наибольшую сумму денег;
- в каком месяце общая зарплата всех работников была максимальной.
Задание 4. У фирмы 3 магазина. Известен доход каждого магазина за каждые из десяти дней:
Магазин | Дата | |||
1 | 2 | … | 10 | |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Организовать ввод информации по этой таблице и определить:
- какой из магазинов, получил максимальный общий доход за 10 дней;
- какого числа фирма получила максимальный общий доход;
- какой магазин, и какого числа получил максимальный доход за день;
- для каждого магазина определить, какого числа этот магазин получил максимальный доход;
- для каждого дня определить средний доход за день.
Задание 5. Известны стоимость 1 шт. каждого из пяти видов товара и количество товаров каждого вида, проданных магазином за каждые из шести дней:
Вид товара | День | |||
1 | 2 | … | 6 | |
1 | ||||
2 | ||||
… | ||||
5 |
Организовать ввод информации по этой таблице и определить:
- общий доход, полученный от продажи каждого вида товара;
- общий доход, полученный за каждый день;
- общий доход за шесть дней;
- по какому виду товара был получен максимальный общий доход за шесть дней
- в какой день был получен максимальный общий доход от продажи всех видов товара;
- количество дней, в которых общий доход от продажи всех видов товара превысил а рублей.
Литература
Семакин И. Хеннер Е. Информатика в 10 классе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001г.
Summ=0; S=0
Sum= Sum+ salery
i<=n
j<=m
Начало
GotoXY(4,j+5)
Ввод salery
i=n
GotoXY(s,j+5)
Вывод j
GotoXY(1,m+7+i)
Вывод Sum
Summ=0; S=S+6
ReadKey
Конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока- исследования «Экономический цикл и его фазы»
Учитель экономики МАОУ «СОШ № 16» г. СыктывкараТутринова Татьяна Гарриевна Урок экономики по теме: «Экономический цикл и его фазы» Первый урок в разделе «Экономический цикл, занят...
Конспект урока на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе."
Конспект урока информатики на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе." Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Тема рассмотрена в рамках изу...
План – конспект урока решения практических задач в 8 классе по теме: "Законы и закономерности в цепи постоянного тока" с применением метода проектов
Приводится план-конспект урока физики с использованием метода проектов...
конспект урока Решение задач с применением метода математического моделирования
конспект занятия по теме "Решение задач с применением метода математического моделирования"...
Конспект урока «Решение экологических задач с применением материала по теме «проценты», 5 класс
Урок в 5 классе в рамках развивающего обучения "Решение экологических задач по теме «Проценты».Образовательные цели: Совершенствование известных знаний по теме «Процен...
Урок "Решение экономических задач"
Коррекционная педагогика...
Открытый урок " решение экономических задач на проценты"
Решение задач экономического характера на проценты-одна из тем,которая интересна от 5 до 11 класса.Тем более для нашего Пушкинского лицея экономики политики и права....