Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Сапрыкина Надежда Александровна

Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование»

 «Решение экономических задач  с применением вложенных циклов»

Тема:  Решение задач  с форматированным вводом и вложенными циклами

Часы: 2

Цели:

  1. Дидактические:

Совершенствование навыков

  1. работы с вложенными циклами,
  2. форматированным выводом,
  3. обработки данных при вводе:
  1. нахождение минимального, максимального элемента,
  2. суммирование по строкам или столбцам;
  1. представление алгоритмов в разных формах: в виде блок-схемы, программы в Pascal и  на алгоритмическом языке.
  1. Развивающие:

Развитие алгоритмического стиля мышления на основе решения поставленных задач.

  1. Воспитательные:

Развитие усидчивости, аккуратности,  внимательности  и самостоятельности.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.

Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия содержания обучения:

Цикл с параметром, процедура GotoX,Y()

Предварительная подготовка учащихся:

Знание базовых конструкций алгоритмического языка, навыки работы с Pascal операторами ввода, вывода, вложенными циклами и циклом с параметром.

Предварительная подготовка учителя: 

  1. Информационная: ознакомиться с содержанием учебников, подготовить конспект урока.
  2. Техническая: подготовить варианты заданий; решить задачу в Pascal, оформить решение задачи в виде блок-схемы., и на алгоритмическом языке.

Средства обучения: Компьютер, Pascal.

Содержание обучения:

Время

(мин.)

Вид работы и форма ее организации


Деятельность учителя


Деятельность ученика

5

Организационный момент

Проверяет посещаемость.

Приветствуют учителя.


10

Водная часть

(фронтальная)

Объясняет  решение задачи.

Слушают, делают необходимые записи.

40-50

Самостоятельная работа

(индивидуальная)

Следит за выполнением заданий, отвечает на вопросы учеников.

Выполняют задания, оформляют решение задачи в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке и программы на Pascal.

15-20

Заключительная часть

Подведение итогов, задает вопросы учеником по решению задачи, выявляет ошибки и недочеты.

Показывают и рассказывают решение задачи.

Методические рекомендации к уроку

В начале урока следует повторить конструкцию цикла с параметром. При этом можно задать следующие вопросы:

Как оформляется цикл с параметром?

Когда употребляется цикл с параметром?

Какие действия могут привести к зацикливанию?

Для чего нужны вложенные циклы?

Как оформляются вложенные циклы?

Что делает процедура GotoXY()?

Для совершенствования навыков по решению задач с вложенными циклами может быть предложена следующая задача: «Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.

Работники

Месяц

1

2

3

1

8

Организовать ввод информации по этой таблице и определить общую зарплату всех работников за каждый месяц».

Решение задачи начинается с описания констант и  переменных, нам потребуется  пять переменных:  Sum – общая  зарплата всех работников за каждый месяц; salary – зарплата работника за один месяц; i, j – параметр в цикле; s – переменная для позиционирования курсора  по  оси Х при вводе данный; константы n – количество работников, m – количество месяцев.

Первый(внешний) цикл предназначен для ввода зарплаты одного работника по месяцам(кол-во столбцов), второй(внутренний) служит для ввода зарплаты  работникам за один месяц (кол-во строк).

Позиционирование курсора осуществляется по средствам процедуры GotoXY(X,Y), где X – координата по оси X, а Y – координата по оси Y. Для очищения экрана используется процедура Clrscr, из модуля Сrt.

В начале рисуем шапку будущей таблицы, затем инициируем значение переменных s, salary.

Во внутреннем цикле считываем зарплату, суммируем ее, позиционируем курсор, выводим порядковый номер рабочего, а также дорисовываем таблицу. Во внешнем цикле выводим общую зарплату всех работников за каждый месяц. После выходов из циклов выводим нижнюю часть таблицы.

В конце программы используем  функцию ReadKey (считывает символ с клавиатуры) для того, чтобы после выполнения программы мы смогли увидеть результаты на экране. Решение задачи - приложение № 1.

Приложение № 1. Решение задачи.

цел i,j,s,salery,Sum

нач

s:=9;

Sum:=0;

для i:=1 по n, повторять

нц

для j:=1 по m, повторять

нц

GotoXY(s,j+5);

ввод salery

если i=n

то

GotoXY(4,j+5);

вывод j

кв

Sum:=Sum+salery

кц

GotoXY(1,m+7+i);

вывод Sum

кц

ReadKey

Кон

Uses crt;

const n=3;

         m=8;

var i,j,s,salery,Sum:integer;

Begin

  Clrscr;

  Writeln(' ______________________');

  Writeln('|            |    Month               |');

  Writeln('|Worker|_______________|');

  Writeln('|            | 1     2     3             |');

  Writeln('|______|_______________|');

  s:=9;

  Sum:=0;

  for i:=1 to n do

  Begin

    for j:=1 to m do

    Begin

      GotoXY(s,j+5);

      Read(salery);

      if i=n then

      Begin

         GotoXY(8,j+5);

         Write('|');

         GotoXY(24,j+5);

         Write('|');

         GotoXY(1,j+5);

         Write('|');

         GotoXY(4,j+5);

         Write(j);

      end;

      Sum:=Sum+salery;

    end;

    GotoXY(1,m+7+i);

    Write(i,' momth ','summa=',Sum,';');

    Sum:=0;

    s:=s+6;

  end;

  Writeln;

  GotoXY(1,m+6);

  Writeln('|______|_______________|');

  ReadKey;

End.


Приложение № 2. Варианты заданий.

Задание 1. Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.

Работники

Месяц

1

2

3

1

2

12

Организовать ввод информации по этой таблице и определить:

  1. общую сумму, выплаченную за квартал всем работникам;
  2. зарплату, полученную за квартал каждым работником.

Задание 2. Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.

Работники

Месяц

1

2

3

1

2

12

Организовать ввод информации по этой таблице и определить:

  1. работника, в каком из месяцев  он получил наибольшую зарплату;
  2. месяца, кто из работников получил наибольшую зарплату за этот месяц.

Задание 3. Известна зарплата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.

Работники

Месяц

1

2

3

1

2

12

Организовать ввод информации по этой таблице и определить:

  1. максимальную зарплату из тех, что указаны в таблице;
  2. порядковый номер работника, получившего за квартал наибольшую сумму денег;
  3. в каком месяце общая зарплата всех работников была максимальной.

Задание 4. У фирмы 3 магазина. Известен доход каждого магазина за каждые из десяти дней:

Магазин

Дата

1

2

10

1

2

3

Организовать ввод информации по этой таблице и определить:

  1.  какой из магазинов, получил максимальный общий доход за 10 дней;
  2.  какого числа фирма получила максимальный общий доход;
  3.  какой  магазин, и  какого числа получил максимальный доход за день;
  4.  для каждого магазина определить, какого числа  этот магазин получил максимальный доход;
  5. для каждого дня определить средний доход за день.

Задание 5. Известны стоимость 1 шт. каждого из пяти видов товара и количество товаров каждого вида, проданных магазином за  каждые из шести дней:

Вид товара

День

1

2

6

1

2

5

Организовать ввод информации по этой таблице и определить:

  1. общий доход, полученный от продажи каждого вида товара;
  2. общий доход, полученный за каждый день;
  3. общий доход за шесть дней;
  4. по какому виду товара был получен максимальный общий доход за шесть дней
  5. в какой день был получен максимальный общий доход от продажи  всех видов товара;
  6. количество дней, в которых общий доход от продажи  всех видов товара превысил а рублей.


Литература

Семакин И. Хеннер Е. Информатика в 10 классе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001г.

Summ=0;  S=0

Sum= Sum+ salery

i<=n

j<=m

Начало

GotoXY(4,j+5)

Ввод salery

i=n

GotoXY(s,j+5)

Вывод j

GotoXY(1,m+7+i)

Вывод Sum

Summ=0;  S=S+6

ReadKey

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- исследования «Экономический цикл и его фазы»

Учитель экономики МАОУ «СОШ № 16» г. СыктывкараТутринова Татьяна Гарриевна Урок экономики по теме: «Экономический цикл и его фазы»  Первый урок в разделе «Экономический цикл, занят...

Конспект урока на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе."

Конспект урока информатики на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе." Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Тема рассмотрена в рамках изу...

конспект урока Решение задач с применением метода математического моделирования

конспект занятия по теме "Решение задач с применением метода математического моделирования"...

Конспект урока «Решение экологических задач с применением материала по теме «проценты», 5 класс

Урок в 5 классе в рамках развивающего обучения "Решение экологических задач по теме «Проценты».Образовательные цели: Совершенствование известных знаний по теме «Процен...

Урок "Решение экономических задач"

Коррекционная педагогика...

Открытый урок " решение экономических задач на проценты"

Решение задач экономического характера на проценты-одна из тем,которая интересна от 5 до 11 класса.Тем более для нашего Пушкинского лицея экономики политики и права....