Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Тип урока: урок-исследование
Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств) на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис) и постановке знаков препинания (пунктуация), частях речи (морфология).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе на тему:
«Решение лингвистических задач
на основе произведения
Л.Петрушевской
«Пуськи бятые»
Учитель русского языка и литературы
Бирюкова Светлана Юрьевна,
МБОУ Лицей №6 «Парус» г.Дзержинский.
Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения
Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Тип урока: урок-исследование
Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств) на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис) и постановке знаков препинания (пунктуация), частях речи (морфология).
Планируемые результаты:
Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.
Метапредметные:
Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Методы обучения:
- практический;
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- сравнительный, аналитический.
Форма работы: фронтальная, групповая
Техническое обеспечение урока:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- документ-камера;
- программное обеспечение (Ms Office, Power Point);
Методическое обеспечение урока:
- раздаточный материал (тексты произведения, «карты знаний», памятки по работе в группе, сигнальные карточки);
- аудиозапись «Пуськи бятые» Л.Петрушевской;
- слайд-шоу «Пуськи бятые» художника Г. Коровиной;
- книги Л.Петрушевской (для выставки);
- учебник «Русский язык. 5 класс», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.
Сценарий урока
- Организационный момент (1мин)
- Здравствуйте ребята! Давайте сегодня обычный урок превратим в необычный. Согласны?
-Представим, что мы находимся в научной лаборатории и являемся научным сообществом, а гости, присутствующие на уроке – это ученый совет, оценивающий нашу работу.
- Интересно, а в какой области мы будем заниматься научными экспериментами?
В области языкознания.
- Что нам для этого понадобится, кроме желания работать?
Знания по русскому языку.
- Вступительное слово учителя (3 мин)
-Предметом нашего исследования станет рассказ современной писательницы Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».
Слайд 1
- Для того чтобы придумать свой мир, совсем не похожий на другие, писатели используют разные средства. Одни ищут «помощи» у сказки, в которой возможны любые чудеса и превращения. Другие погружаются в мир приключений. А есть такие писатели, произведения которых не укладываются в рамки известных жанров. Эти авторы пользуются необычным, порой «неправильным» словом, чтобы выразить то, что сотворила их буйная фантазия. Они как будто делают странные опыты, эксперименты с художественным словом и с художественным миром.
Слайд 2
- Одним из таких авторов является Людмила Стефановна Петрушевская - современная писательница. Она родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора МГУ. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы. В 1996 году вышло пятитомное Собрание сочинений писательницы. Сказки ее удивительны и непонятны на первый взгляд. Чтобы расшифровать их загадочные образы, нужно хорошо разбираться в русском языке, да к тому же обладать незаурядной фантазией.
- Знакомство с текстом, первичное восприятие, постановка учебной задачи (3мин)
-Итак, пришло время познакомиться с самим текстом.
Слайд 3. Звучит аудиофайл «Пуськи бятые»
- На каком языке прозвучало произведение?
На несуществующем.
-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?
Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.
- Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен. В связи с этим, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Может быть, мы будем решать лингвистические задачи?
-Верно, только на основе какого художественного произведения?
- На основе произведения, написанного на несуществующем языке Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Слайд 4(1)
4.Деление на группы (3мин)
-Чтобы работа была успешной, решим несколько проблем.
Нам необходимо создать 5 научных групп. Задания для групп сформулированы таким образом, чтобы каждый мог выбрать для себя задачу по плечу. Для удобства работы в каждой группе необходимо выбрать ассистента, он будет обобщать ваши мысли и выступать с выводами, а вы, если нужно, дополните его. Если у вас возникнуть затруднения, то не стоит волноваться. На помощь к вам приду я - ваш научный руководитель. Вы должны лишь сообщить об этом поднятием сигнальной (красной) карточки.
Слайд 4(2)
- На экране представлены темы исследований:
- внимательно послушайте задания,
- выберите номер группы, в которой вы хотели бы работать,
- займите место за указанным столом.
Тема исследования «Речь» (1 группа)
- Доказать, что это текст
- Перевести текст на понятный язык
Тема исследования «Словообразование» ( 2 группа)
- Сделать предположение, как образовались слова в этой сказке.
- Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными.
Тема исследования «Морфология» (3 группа)
- Назвать все части речи, которые встретились в данном тексте. Привести примеры.
- Установить связь между знанием о морфологии и пониманием смысла текста.
Тема исследования «Синтаксис и пунктуация» (4группа)
- Определить типы предложений.
- Какие знаки препинания употребляются? Доказать их уместность.
- Прочитайте этот текст выразительно, по ролям, соблюдая нормы интонации.
Тема исследования «Творческая мастерская» (5 группа)
1. Изобразить реальные образы персонажей произведения с помощью карандашей, фломастеров, пластилина (по выбору)
2. Устно дать им словесную характеристику.
Дети рассаживаются по группам.
- Исследовательская работа в группах, защита работы (10 мин)
- Наконец пришло время для серьезной исследовательской работы. Удачи вам!
Работа в группах
Слайд 5 (правила работы в группе)
- Защита работы, самоонализ (15 мин)
- Итак, работа в группах завершена.
Слайд 6
-Напоминаю, что после заслушивания отчета о проделанной работе, ассистенты групп, по согласованию, дают оценку выступающей группе с помощью сигнальной карточки: зеленая карточка – вопрос раскрыт полностью, синяя карточка – вопрос раскрыт частично, красная карточка – вопрос не раскрыт совсем.
После тщательного исследования каждая группа отчитывается о результатах исследования ( использование документ-камеры)
Защита группы №1:
Это текст, т. к. в нем повествуется о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке, которая передает главную идею: надо проявлять бдительность, иначе тебя «стрямкают».Тип текста носит повествовательный характер, т.к. описывается последовательность действий. Эти сцены можно сфотографировать серией снимков. А стиль данного текста-художественный, т.к. этот текст воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу, мы смеемся, улыбаемся, волнуемся, переживаем. Средствами связи предложений выступают повтор слов, однокоренные слова, а также диалог, составляющий основу сказки…
Перевод
Гуляла Клуша по опушке
и увидела Козявку. И зовет:
«Цыплята- цыплятушки – Козявка!»
Цыплята прибежали,
козявку схрюмкали
и подавились,
а Клуша и говорит:
«Козявки жесткие,
и очень, очень невкусные:
козявок не хрюмкают,
от козявок давятся».
Цыплята козявку вытащили.
Козявка встрепенулась,отряхнулась
и ушла за опушку. И кричит:
«Цыплята подавились, Цыплята подавились!
Очень-очень невкусные!
Птенцы неразумные.
Защита группы №2:
Слова сказки сконструированы по законам русского словообразования. Для образования искусственных слов используются несуществующие в нашем языке корни и известные приставки, суффиксы, окончания (аффиксы).
Суффиксы, приставки и окончания передают следующую информацию о слове:
грамматическая форма (некузявая – качественное полное прилагательное в форме единственного числа женского рода именительного падежа; сяпала – глагол несовершенного вида в форме прошедшего времени единственного числа, женского рода);
морфемное строение (трямк/а/ют- корень, суффикс,окончание);
словообразовательные связи (сяпать – при/сяпать, сяпать – у/сяпать);
лексическое значение (например, сяпала -шла, присяпали – пришли, усяпали – ушли).
Защита группы №3: Нетрудным оказалось ребятам доказать принадлежность слов к самостоятельным частям речи. К существительным собственным отнесли имена героев, к нарицательным слова: (по) «напушке» ((с) «напушки»)-предмет, ж.р.,Д.п., обознач. место действие.
«бутявку» - предмет, ж.р, В.п.
«некузявость » - отвлеч. пред., 3 скл., ж.р.
Принадлежность слов «увазила », «вздребенулся» к глаголам доказали легко. Нашли ребята прилагательные: «любые», «некузявые» - какие; наречия – «зюмо-зюмо», междометия: «оее» Заметили ученики, что служебные части речи использовались обычные в русском языке (и, не, а, с, в, за и др.), что способы образования слов тоже традиционны: суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Все морфемы, кроме корней, традиционные в русском языке.
Защита группы №4:
Интересные наблюдения сделали исследователи синтаксиса и пунктуации. Налицо все признаки разговорного стиля: эмоционально-окрашенные обращения (см. выше), междометия, побудительные, восклицательные, а также неполные предложения, употребление частицы «то»: «Калушка-то», повтор слов: «зюмо-зюмо» и другие.
Знаки препинания в основном соответствуют современным нормам пунктуации, но были и авторские. Готовясь к выразительному чтению сказки, ребята поняли, какую огромную роль играют знаки препинания, помогающие осмыслить происходящее, выявить авторскую позицию в тексте.
Защита группы №5:
Ребята демонстрируют персонажей произведения и дают им словесную характеристику.
- Предлагаю оценить работу в группах, провести самоанализ по тем критериям, которые указаны.
Слайд 7
- Просмотр мультфильма «Пуськи бятые»(2мин)
- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли ваши образы с образами профессиональных художников.
Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые»
8. Подведение итогов работы, выводы(3 мин)
- Понравилась вам заниматься исследовательской работой?
-Какой вывод можно сделать после детального рассмотрения произведения?
Когда мы читаем рассказ, автор вовлекает нас в игру, доверяя нам понимание текста. Суффиксы и приставки, даже в непонятных нам словах могут передать оттенки смысла. Грамматика и синтаксис здесь русские, знакомые, а вот корни «засекречены»– «петрушевские». )
- Как Вы думаете, а смогут ли понять эти сказки дети, еще не изучавшие русский язык?
Слайд 9
-Вот что по этому поводу написала сама Л.Петрушевская
«Что же касается сказок» «Пуськи бятые», то дело обстояло так: Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь пела, а однажды Слон Наташа стоймя торчала в кроватке, мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку». И слон Наташа поняла, засмеялась и уселась слушать».
-Наш урок подошел к концу, мне отрадно видеть, что вы постепенно превращаетесь во внимательных, думающих читателей, для которых чтение – труд души. Наша работа над особенностями игрового текста – свидетельство тому.
Слайд 10
- В память об этом уроке я хочу вручить вам именные сертификаты, которые свидетельствуют о том, что вы были участниками научного совета.
- Домашнее задание(1 мин)
-Домашнее задание будет носить творческий характер. Прочитать рассказ Л.С.Петрушевской «Все непонятливые», который не окончен. Придумать и написать окончание.
Слайд 11
- А теперь обратимся к ученому совету. Уважаемые гости, скажите, была ли работа научных сотрудников сегодня плодотворной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Решение логических задач на ПК"
Расширяет представление учащихся о способах решения логических задач, о возможных формах анализа логических функий...
Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"
Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование....
план-конспект урока "Решение экспериментальных задач на равновесие твердых тел"
Повторительно- обобщающий урок курса «ФИЗИКА-10», авт.: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (профильный уровень)...
Конспект урока "Решение практических задач по теме "Треугольники""
Урок систематизации и обобщения материала по теме "Треугольники", направленный на повторение, подготовке к экзамену и умению решать задачи с практическим содержанием....
План – конспект урока решения практических задач в 8 классе по теме: "Законы и закономерности в цепи постоянного тока" с применением метода проектов
Приводится план-конспект урока физики с использованием метода проектов...
Конспект урока «Решение экологических задач с применением материала по теме «проценты», 5 класс
Урок в 5 классе в рамках развивающего обучения "Решение экологических задач по теме «Проценты».Образовательные цели: Совершенствование известных знаний по теме «Процен...
Конспект урока "Решение арифметических задач" для 6 класса в специальной (коррекционной) школе
Конспект урока для детей с ОВЗ...