Соли – как производные кислот и оснований
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Соли – как производные кислот и оснований»
Ход урока:
- Орг.момент (2 мин)
- Актуализация знаний учащихся:
А) Какие вещества мы изучили на предыдущих уроках? (сложные)
Б) К каким классам они относятся? (оксиды, основания, кислоты)
В) Как определить, что вещество относится к:
1) Оксидам…
2) Основаниям…
3) Кислотам…
Г) Из представленного перечня выберите: (запись на доске)
1) Оксиды –
2) Основания –
3) Кислоты –
И назовите их согласно номенклатуре (вместе) HCl, SO3, LiOH, H3PO4, ZnO, Al(OH)3, H2S, Fe2O3, HNO2
(7 мин)
- Рефлексия – самооценка уровня понимания изученного материала
- Предлагаю выполнить задания самостоятельно
(выполняют на карточках самостоятельно – 10 минут)
Вариант 1
Задание № 1. Из перечисленных формул веществ выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот (по 1 баллу)
CO2, NaOH, H3PO4, CaO, Ca(OH)2, Al2O3, HNO2
А) Оксиды
Б) Основания
В) Кислоты
Задание № 2. Дайте названия веществ (по 1 баллу)
- H2SiO3, 2) KOH, 3) FeO
Вариант 2
Задание № 1. Из перечисленных формул веществ выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот (по 1 баллу)
SO2, Fe(OH)2, H2SO4, BaO, Ba(OH)2, Fe2O3, HNO3
А) Оксиды
Б) Основания
В) Кислоты
Задание № 2. Дайте названия веществ (по 1 баллу)
- H2SO3, 2) LiOH, 3) CuO
- Предлагаю выполнить взаимопроверку по матрице ответов, поставить оценки и сдать работы
(3 мин)
- Новая тема
- Предлагаю распределить предложенные вещества по классам
(3 мин)
Основания Кислоты
NaCl, NaOH, HCl,
Ca(OH)2, H2CO3, CaCO3,
FePO4, Fe(OH)3, H3PO4
Какие вещества остались? (поднимаю экран)
NaCl
CaCO3
FePO4
- Предлагаю попробовать на вкус (кристаллы NaCl). Какое? Соленое? Значит – это… Соли
- Предлагаю записать тему урока (записываю на доске)
- Предлагаю составить план изучения нового материала
- Чтобы лучше изучить новый класс веществ, мы должны ЧТО СДЕЛАТЬ?... (выдвигают предположения)
- В итоге к чему мы должны прийти?
- В итоге мы сможем ….. называть вещества, составлять формулы
- Мы попробовали всем нам известную поваренную соль на вкус – она соленая.
А все ли соли соленые? Попробуйте вот эту… (CaCO3). Она соленая? (ответы учеников)
Историческая справка: Происхождение слова «соль» доподлинно не известно. Но, старинное славянское название Солнца – Солонь.
А вы, как думаете? (рассуждение учеников)
- Предлагаю записать определение (по учебнику – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка)
(5 мин)
- Название – то класса мы определили, но у каждого вещества есть своя формула и свое название.
- Предлагаю обратить внимание на таблицу в учебнике и заполнить вторую колонку в вашей таблице
(заполняют, работая с материалом учебника)
- мин)
Кислота | Название солей | Примеры веществ | Название веществ |
HCl | хлориды | NaCl | Хлорид натрия |
BaCl2 | Хлорид бария | ||
HBr | бромиды | Бромид калия | |
HI | NaI | ||
HNO2 | KNO2 | ||
HNO3 | Нитрат натрия | ||
H2S | ZnS | ||
H2SO3 | Na2SO3 | ||
H2SO4 | Сульфат меди | ||
H2CO3 | CaCO3 | ||
H3PO4 | Na3PO4 | ||
H2SiO3 | K2SiO3 |
- Предлагаю в тетради записать правила составления солей (читаем параграф, формулируем кратко)
(3 мин)
- Название соли читаем справа налево, а записываем слева направо!
- Формулы солей составляем согласно валентности металла и кислотного остатка
Na+ Cl-
Ca2+ CO3 2-
Fe3+ PO4 3-
- Название кислотного остатка + название металла в Р.П. + валентность металла
Тренинг:
FeSO4 - сульфат железа (II) феррум эс о четыре
Fe2(SO4)3 – сульфа железа (III) феррум два эс о четыре трижды
Рефлексия – самооценка уровня понимания нового материала
- Закрепление (5 мин)
- Предлагаю ответить на вопрос: При исследовании веществ, можно ли пробовать их на вкус?
Какие правила мы нарушили? (отвечают - ТБ)!!!!
Рекомендации – никогда не пробуй незнакомые вещества, даже если это предлагают тебе сделать друзья, одноклассники, знакомые взрослые люди!!!!
(исключение - родители)
- Предлагаю закончить таблицу (заполняют самостоятельно и у доски)
- Обсуждаем, исправляем, дополняем
- Рефлексия – самооценка уровня понимания нового материала
- Итог урока (2 мин)
Предлагаю вернуться к поставленным задачам и подвести итоги
Сегодня на уроке я познакомился с:
- новым классом сложных веществ
я научился:
- определять принадлежность веществ к классу Соли
- называть вещества
- составлять формулы
В дальнейшем я смогу…..
Домашняя работа: почитать параграф …., выполнить задания №……
Соли – сложные вещества
Кислота | Название солей | Примеры веществ | Название веществ |
HCl | хлориды | NaCl | Хлорид натрия |
BaCl2 | Хлорид бария | ||
HBr | бромиды | Бромид калия | |
HI | NaI | ||
HNO2 | нитриты | KNO2 | |
HNO3 | Нитрат натрия | ||
H2S | ZnS | ||
H2SO3 | сульфиты | Na2SO3 | |
H2SO4 | Сульфат меди | ||
H2CO3 | CaCO3 | ||
H3PO4 | Na3PO4 | ||
H2SiO3 |
| K2SiO3 |
Вариант 1_______________________________________
Задание № 1. Из перечисленных формул веществ выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот (по 1 баллу) CO2, NaOH, H3PO4, CaO, Ca(OH)2, Al2O3, HNO2
А) Оксиды
Б) Основания
В) Кислоты
Задание № 2. Дайте названия веществ (по 1 баллу)
- H2SiO3
2) KOH
3) FeO
Вариант 2_______________________________________
Задание № 1. Из перечисленных формул веществ выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот (по 1 баллу) SO2, Fe(OH)2, H2SO4, BaO, Ba(OH)2, Fe2O3, HNO3
А) Оксиды
Б) Основания
В) Кислоты
Задание № 2. Дайте названия веществ (по 1 баллу)
- H2SO3
2) LiOH
3) CuO
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований" с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...
Тема. Соли как производные кислот и оснований
Способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований. Развить представление обучающихся о классах неорганических соединений.Изучить состав и названия солей;продолж...
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия" (презентация).
Презентация к уроку....
Соли как производные кислот и оснований
Технологическая карта урока...
Урок химии "Соли как производные кислот и оснований"
Применяемые технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология...