Тема. Соли как производные кислот и оснований
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований. Развить представление обучающихся о классах неорганических соединений.Изучить состав и названия солей;продолжить формирование умений различать о обозначить на письме заряды ионов и степень окисления элемента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soli.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 8
Тема Соли как производные кислот и оснований
Тип урока урок открытия нового знания
Цели:
Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;
Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;
Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях.
Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, кислотный остаток.
Задачи:
1. изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат); 2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат); 3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.
Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.
Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2003.
Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (с указанием УУД, которые формируются на этапе урока) |
1. | Организационный этап | Приветствует детей. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. (Личностные УУД: смыслообразование) |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока Учитель организует работу в группах(приложение1) | Работают в группах. (Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме) |
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия; | Задает вопросы. (приложение 2) | Отвечают на вопросы. (Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.) |
3. | Этап выявления места и причины затруднения; | Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока (приложение 3) Показывает ЭОР, демонстрирует образцы солей. | Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу (Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы) |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения; | Знакомит с алгоритмом составления формул и названия солей (раздает каждому обучающемуся – приложение 4). Объясняет составление формул и названий солей на примерах сульфида алюминия и фосфата кальция. Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся. | Работают с учебником §21стр.113 №1 (Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе) |
5. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала. | Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) солей, их растворимости. (Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
6. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельную работу (приложение 5) | Записывают в тетрадях. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого) Применяют знания на практике. (Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других) |
7. | Этап включения в систему знаний и повторения; | Предлагает выполнить задание на стр.113 №2 и поменяться работами после завершения для взаимопроверки. | Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). (Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой)
|
информация о домашнем задании | Записывает домашнее задание на доске: §21 стр.113 №3, поясняет на что обратить внимание | Записывают в дневник | |
8. | этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - соль (приложение 6) Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 7) | Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. (Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья) |
Приложение 1
I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).
I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.
II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.
III группе достаются красные листы. Красный цвет – цвет жизни, он помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу.
Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.
- Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(формулы написаны на доске)
- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
- Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO2 - оксид серы (IV), MgO – оксид магния.
- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-
- Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), KOH – гидроксид калия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.
- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.
- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.
Приложение 2
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4
2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.
3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.
4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.
5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.
6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно
Приложение 3
О каком веществе идет речь?
В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.
Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.
Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Ответ: соль
В данном случае: поваренная соль - NaCl
Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Источники минеральных вод тоже посылает нам мать-земля. Оздоровительное действие минеральных ванн объяснятся не только химическим составом этих солей, но и их энергетикой. Самую же сильную энергию имеет каменная соль, добытая из недр Земли. Например: мел. мрамор, известняк. кораллы - в их состав входят соли. Показывает ЭОР
Приложение 4
Памятка
Алгоритм составления формул и названий солей
- Записываем ионы, из которых состоит соединение.
- Определяем заряды ионов.
- Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.
- Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы
- Составляем химическую формулу, вписывая индексы.
Название соли = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет.
(в родительном падеже)
Приложение 5
Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей
Na | Ca | Al | |
Соляная кислота | |||
Серная кислота | |||
Фосфорная кислота |
Приложение 6
«Синквейн» для солей
Составить по схеме: Ответ:
- Название темы – одно существительное Соль
- Описание темы - два прилагательных Твердая , кристаллическая
- Описание действия – три глагола Консервирует, строит, удобряет
- Отношение к теме – четыре слова Хлориды, карбонаты, фосфаты, сульфаты
- Суть темы – одно слово Компонент жизни
Приложение 7
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"
Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований" с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия" (презентация).
Презентация к уроку....
Соли как производные кислот и оснований
Технологическая карта урока...
Урок химии на тему Соли как производные кислот и оснований.
Соли как производные кислот и оснований....
Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...