Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПД.07 «Естествознание (физика)»
методическая разработка по естествознанию (10, 11 класс)
Представленные методические материала предназначены для организации самостоятельной работы для обучающихся,занимающихся по индивидуальному учебному плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dgssdtebd_-sam.rabota_po_estestvoznaniyu.docx | 126.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Методические материалы
для организации самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине ПД.07 «Естествознание (физика)»
для специальностей
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.02 Страховое дело (по отраслям)
43.02.11 Гостиничный сервис
38.02.07 Банковское дело
43.02.10 Туризм
Номера групп: 115Д, 115Э, 115СД, 115ГС, 115БД, 115Т
Автор (составитель): Новикова Т.Г.
Нижневартовск,2015
Самостоятельные работы
по учебной дисциплине БД-07 «Естествознание (физика)»
Специальности -
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.02 Страховое дело (по отраслям)
43.02.11 Гостиничный сервис
38.02.07 Банковское дело
43.02.10 Туризм
Тема | Внеаудиторная самостоятельная работа | |
Виды заданий | Формы и методы контроля выполнения | |
1 – Введение | №1: Физика как наука - составление письменного сообщения по плану. | Выборочная проверка составленного ответа. |
2 – Основы механики | №2: Свободное падение тел - составление свободного конспекта. | Выборочная проверка составленного конспекта. |
№3:Реактивное движение - подготовка и написание сообщения. | Заслушивание и письменная проверка сообщения. | |
№4: Освоение космического пространства - составление хронологической таблицы. | Выборочная проверка составленной таблицы. | |
№5: Звук. Шум и его влияние на здоровье человека - составление письменного рассказа по предложенному плану. | Выборочная проверка составленного рассказа. | |
№6: Решение типовых качественных и вычислительных задач базового уровня по теме «Основы механики». | Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы | |
3 – Основы молекулярной физики и термодинамики | №7: Молекулы: размеры, масса, структура - составление сообщения в письменной форме. | Выборочная проверка составленного сообщения. |
№8:Агрегатные состояния вещества – заполнение тематической таблицы | Оценивание качества выполненной работы у всех. | |
№9:Кристаллические и аморфные вещества - составление сообщения в письменной форме. | Выборочная проверка составленного сообщения | |
№10:Изменение агрегатных состояний вещества - подготовка сообщения о любом фазовом переходе с использованием компьютерных технологий. | Оценивание сообщения (в письменной форме или в форме учебной презентации) у всех. | |
№11:Тепловые машины и экология – подготовка устного сообщения по плану семинарского занятия. | Оценивание выступления на семинарском занятии. | |
№12:Решение типовых задач базового уровня по теме «Молекулярная физика и термодинамика». | Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы | |
4 – Основы электродинамики | №13:Электризация тел: польза и вред – заполнение таблицы | Проверка работы на оценку выборочно и по желанию |
№14:Электрический ток и его действие на человека - подготовка письменного сообщения. | Выборочная проверка сообщения и заслушивание одного из них. | |
№15:Правила электробезопасности в быту - подготовка плаката | Оценивание работы у всех. | |
№16:Электробытовые приборы - подготовка презентации | Оценивание работы у всех. | |
№17:Магнитные поля в природе, технике, медицине и быту - составление блок-схемы. | Оценивание работы у отдельных студентов. | |
№18: Решение типовых задач базового уровня по теме «Электродинамика» | Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы | |
5- Колебания и волны | №19:Виды электростанций - заполнение таблицы | Оценивание работы у всех. |
№20:Современные средства связи - подготовка сообщения в любой форме: письменно, с использованием компьютерных технологий. | Оценивание работы у всех. | |
№21:Биологические действия электромагнитных излучений - ответить на вопросы после параграфа. | Оценивание работы у отдельных студентов и заслушивание устных ответов. | |
№22:Оптические явления в природе и оптические приборы - подготовка сообщения в форме презентации или сообщения | Защита творческой работы | |
№23: Решение типовых задач базового уровня по теме «Колебания и волны» | Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы. | |
Строение атома. Квантовая физика | №24:Биологическое действие радиоактивного излучения -ответить на вопросы | Оценивание работы у отдельных студентов и заслушивание устных ответов. |
№25: Использование атомной энергии - подготовка устного сообщения по плану семинарского занятия | Оценивание выступления на семинарском занятии. | |
№26: Решение задач по теме: «Атомная и ядерная физика». | Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы |
Содержание внеаудиторных самостоятельных работ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Физика как наука.
Цель:
- углубление и расширение знаний о предмете;
- формирование умений использовать учебную и дополнительную литературу, Интернет;
- развитие познавательных способностей, чувства ответственности.
Содержание задания: подготовить письменное сообщение по предложенному плану:
1. Физика – наука о природе.
2.Зарождение физики как науки.
3.Основные разделы физики.
Методические рекомендации:
Как подготовить сообщение
Сообщение – есть краткий доклад по теме исследования.
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение источников.
2. Обработка и систематизация материала.
3. Написание.
4. Подготовка выводов и обобщений.
Общая структура сообщения:
1. Формулировка темы сообщения.
2. План сообщения.
3. Содержание сообщения.
4. Изложение собственных выводов.
5. Список использованных источников информации.
Требования к оформлению сообщения:
1. Сообщение выполняется письменно в тетради.
2. Указывается тема сообщения.
3. Пишется план сообщения.
4. Выполняются ответы плана сообщения.
5. Пишется заключение – 3-5 предложений.
6. Указывается список используемой литературы и сайтов Интернета.
7. Объем сообщения – 3-4 страницы тетради.
Критерии оценки: правильность и полнота выполнения задания
Формы и методы контроля выполнения: выборочная проверка сообщения.
Источники информации: учебники по физике, энциклопедии, Интернет.
Перечень рекомендуемых учебных Интернет-ресурсов для студентов
http://nrc.edu.ru/est/
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
http://evolution.powernet.ru/
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
Тема: Свободное падение тел
Цель:
- углубление и расширение теоретических знаний по теме «Динамика»;
- формирование умений использовать учебную литературу;
- развитие познавательных способностей, культуры учебного труда.
Задание: Изучить теоретический материал по учебнику и составить свободный конспект.
Методические рекомендации:
Памятка студенту по конспектированию текста
Конспект должен быть легко обозримым и легко читаемым. Для этого надо выполнить несложные правила оформления:
- заголовок пишется цветной пастой;
- левая треть листа отводится под поле для отметок студента, 2/3 справа предназначены для конспектирования;
- подзаголовки пишутся темной пастой и подчеркиваются цветной;
- в тексте конспекта высота строчных букв 2 мм (бумага в клетку, записи в каждой строке);
- абзацы текста отделяются друг от друга пробельной строкой, чтобы облегчить чтение записей;
- в каждом абзаце ключевое слово подчеркивается цветной пастой.
Критерии оценки: качество изложения сообщения, оформление материала в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Выборочная проверка составленного конспекта.
Источники информации: учебник по физике.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3
Тема: Реактивное движение
Цель:
- углубление и расширение теоретических знаний по теме «Основы механики»;
- формирование умения составлять письменное сообщение;
- развитие самостоятельности, ответственности.
Задание: подготовка и написание сообщения.
Методические рекомендации:
Как подготовить сообщение (краткий доклад по теме)
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение источников о невесомости.
2. Разработка плана сообщения
3. Обработка и систематизация материала.
4. Подготовка выводов и обобщений.
5. Написание.
Общая структура сообщения:
1. Формулировка темы сообщения.
2. Актуальность сообщения (чем интересно исследование по теме, в чем его важность).
3. Изложение собственных выводов.
Требования к оформлению сообщения:
1. Сообщение выполняется письменно в тетради.
2. Указывается тема сообщения.
3. Пишется план сообщения.
4. Составляются ответы по плану сообщения.
5. Пишется заключение (вывод).
6. Указывается список используемой литературы.
7. Объем сообщения – 3-4 страницы тетради.
Критерии оценки: последовательность изложения сообщения, оформление материала в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Заслушивание сообщения отдельных студентов и письменная проверка работы.
Источники информации: учебники, дополнительная литература по физике, Интернет.
Перечень рекомендуемых учебных Интернет-ресурсов для студентов
http://nrc.edu.ru/est/
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
http://evolution.powernet.ru/
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4
Тема: Освоение космического пространства
Цель:
- показать практическую значимость теоретических знаний;
- формирование умения работать с различными источниками информации;
- развитие культуры учебного труда;
-воспитывать трудолюбие, исполнительность.
Задание: оформить информацию в виде хронологической таблицы
Методические рекомендации:
1.Определите тему своей таблицы.
Рекомендуемые темы: «Россия в космосе», «Беспилотные полеты», «Человек в космосе (одиночные полеты)», «Человек в космосе (групповые полеты)», «Международные полеты», «Женщины-космонавты» и т.д.
2. Подберите материал по выбранной теме, используя Интернет.
3. Заполните таблицу:
Дата | Страна | Космонавт | Характеристика полета |
Критерии оценки: качественное выполнение задания в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Выборочная проверка составленной таблицы.
Источники информации: дополнительная литература по физике, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5
Тема: Звук. Шум и его влияние на здоровье человека
Цель:
- углубление и расширение теоретических знаний о механических волнах;
- формирование умения составлять письменное сообщение по предложенному плану;
- развитие самостоятельности, ответственности, трудолюбия.
Задание: составление письменного рассказа (сообщения) по предложенному плану:
1.Понятие о звуке. Основные виды.
2.Источники звуковых волн.
3.Приемники звуковых волн.
4.Распространение звука в различных средах.
5.Характеристики звука: высота, громкость, тембр.
6.Шум и его влияние на здоровье человека.
7.Эхо.
Методические рекомендации:
Как подготовить сообщение (краткий доклад по теме)
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение источников о невесомости.
2. Разработка плана сообщения
3. Обработка и систематизация материала.
4. Подготовка выводов и обобщений.
5. Написание.
Общая структура сообщения:
1. Формулировка темы сообщения.
2. Содержание сообщения (чем интересно исследование по теме, в чем его важность).
3. Изложение собственных выводов.
4. Источники информации.
Требования к оформлению сообщения:
1. Сообщение выполняется письменно в тетради.
2. Указывается тема сообщения.
3. Пишется план сообщения.
4. Выполняются ответы плана сообщения.
5. Пишется заключение (вывод) – 3-5 предложения.
6. Указывается список используемой литературы.
7. Объем сообщения – 2-3 страницы тетради.
Критерии оценки: последовательность и полнота изложения материала, оформление работы в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Выборочная проверка составленного рассказа (сообщения).
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
Перечень рекомендуемых учебных Интернет-ресурсов для студентов
http://nrc.edu.ru/est/
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
http://evolution.powernet.ru/
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6
Тема: Решение типовых задач по теме «Основы механики».
Цель:
- применение теоретических знаний по данной теме при решении типовых задач базового уровня;
- развитие умений решать физические задачи;
- подготовка к тематическому контролю.
Задание:
Решить качественные задачи:
1. Указать, в каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку:
А) вычисляют давление трактора на грунт;
Б) определяют высоту поднятия ракеты;
В) рассчитывают работу, совершенную при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту;
Г) определяют объем стального шарика, пользуясь измерительным цилиндром (мензуркой).
2. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? самолете?
3.Пассажир сидит в вагоне едущего поезда. Относительно каких тел пассажир движется? Относительно каких тел он покоится?
Решить вычислительные задачи:
1. Пуля летит со скоростью 500 м/с. За какое время она пролетит 2 км?
2.При прямолинейном равноускоренном движении за 5 с скорость тела увеличилась с 5 м/с до 15 м/с. Каково перемещение тела за это время?
3.Двое мальчиков тянут за динамометр в противоположные стороны. Каково показание динамометра, если первый мальчик может развивать силу 200Н, а второй 100Н?
4. Тело массой m движется под действием силы F. Если массу тела уменьшить в два раза, а силу увеличить в два раза, то как изменится модуль ускорения тела?
5.Определите силу притяжения между Землёй и Луной.
6. Координата математического маятника изменяется по закону х=40sin60t. Определите циклическую частоту колебаний.
7. Как изменится скорость распространения волны, если длину волны и частоту уменьшить в 2 раза?
Методические рекомендации:
Как решать вычислительные задачи
1.Внимательно прочитайте условие задачи и уясните, какое именно физическое явление в ней описывается.
2. Полностью запишите условие задачи в столбик, используя общепринятые обозначения.
3. Запишите, что необходимо определить в задаче.
4. Переведите данные в систему СИ, если это необходимо.
5. Используя физические законы и формулы, решите задачу в общем виде, не делая промежуточных вычислений, то есть получить конечную формулу в буквенном выражении.
6. Сделать проверку по размерности, одновременно проверив правильность полученной формулы: подставив в полученную формулу единицы измерения всех входящих в нее величин в системе СИ, произвести над ними соответствующие действия и получить в результате правильную единицу измерения искомой величины.
8. Подставьте в полученную формулу значения всех заданных величин, выраженных в системе СИ, произведите расчет, используя калькулятор.
9. Оцените ответ на физическую реальность.
Как решать качественные задачи
Решение задачи-вопроса предполагает ответ, основывающийся на применении одного какого-нибудь физического закона, свойства тел или определения физической величины. Решение качественного вопроса состоит из этапов:
- анализ условия задачи;
- анализ физических явлений, описанных в задаче; на основе этого анализа формулируется известный физический закон, определение физической величины или свойства тела;
- синтез данных условия задачи с известным физическим законом.
Критерии оценки: умение применять теоретические знания при решении задач, правильность оформления задачи, достоверность полученного результата.
Формы и методы контроля выполнения: Включение аналогичных задач в текст тематической самостоятельной проверочной работы
Источники информации: учебники по физике, Интернет, рабочие тетради по физике
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7
Тема: Молекулы: размеры, масса, структура
Цель:
- обобщение имеющихся знаний о молекулах;
- расширение знаний по данной теме;
- формирование умения использовать различные источники информации, включая Интернет.
Задание: составление сообщения в письменной форме, используя различные источники информации.
Методические рекомендации:
Как подготовить сообщение
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение источников.
2. Разработка плана сообщения.
3.Обработка и систематизация материала.
4. Написание.
5. Подготовка выводов и обобщений.
Отличительная черта сообщения – краткое изложение изучаемой проблемы, темы.
Требования к оформлению сообщения:
1. Сообщение выполняется письменно в тетради.
2. Указывается тема сообщения.
3. Пишется план сообщения.
4. Выполняются ответы по плану сообщения.
5. Пишется заключение (3-5 предложений).
6. Указывается список используемой литературы.
7. Объем сообщения – 2-3 страницы тетради.
Критерии оценки: качество представленного сообщения, оформление в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Выборочная проверка составленного сообщения.
Источники информации: учебники по физике, справочные издания, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8
Тема: Агрегатные состояния вещества
Цель:
- обобщение имеющихся знаний по теме «Агрегатные состояния вещества»;
- формирование умения объяснять агрегатные состояния вещества на основе МКТ;
- формирование умения заполнять таблицу (таблица — это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в предельно сжатой форме) при работе с учебником.
Задание: заполнение обобщающей таблицы по теме «Агрегатные состояния вещества»
Газы | Жидкости | Твердые тела | |
Примеры | |||
Основные свойства | |||
Расположение молекул | |||
Характер движения молекул | |||
Взаимодействие молекул |
Методические рекомендации:
1.Прочтите внимательно текст параграфа.
2.Отметьте карандашом места в тексте, где имеется необходимая информация.
3.Внесите нужную информацию в соответствующие строки и колонки таблицы.
4.Обратите внимание на иллюстративный материал параграфа.
5.Проанализируйте материал другого учебника по физике. При необходимости внеси дополнительный материал в уже имеющиеся записи.
Критерии оценки: правильность, достоверность и полнота представленной информации.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание качества выполненной работы у всех.
Источники информации: разнообразные учебники по физике.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9
Тема: Кристаллические и аморфные вещества
Цель:
- углубление и расширение теоретических знаний по теме «Агрегатные состояния вещества»;
- совершенствование навыков работы с различными источниками информации, включая сеть Интернета;
-воспитание настойчивости, упорства, чувства ответственности.
Задание: подготовка письменного сообщения
Методические рекомендации:
Как подготовить сообщение
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение источников.
2. Разработка плана сообщения.
3.Обработка и систематизация материала.
4. Написание.
5. Подготовка выводов и обобщений.
Отличительная черта сообщения – краткое изложение изучаемой проблемы, темы.
Требования к оформлению сообщения:
1. Сообщение выполняется письменно в тетради.
2. Указывается тема сообщения.
3. Пишется план сообщения.
4. Выполняются ответы по плану сообщения.
5. Пишется заключение (3-5 предложений).
6. Указывается список используемой литературы.
7. Объем сообщения – 2-3 страницы тетради.
Критерии оценки: качество представленного сообщения, оформление в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Выборочная проверка составленного сообщения.
Источники информации: учебники по физике, справочные издания, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №10
Тема: Изменение агрегатных состояний вещества
Цель:
- углубление и расширение теоретических знаний по теме «Агрегатные состояния вещества»;
- совершенствование навыков работы с различными источниками информации, включая сеть Интернета;
-воспитание настойчивости, упорства, чувства ответственности.
Задание: подготовка сообщения о любом фазовом переходе с использованием компьютерных технологий.
Создайте с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point презентацию по любому фазовому переходу. В виде слайдов определите понятие данного перехода, объяснение перехода на основе МКТ, что влияет на скорость протекания данного фазового перехода, приведите примера перехода, исходя из своих жизненных наблюдений.
Методические рекомендации:
Подготовка мультимедийных презентаций
Мультимедийная презентация выполняется в программе PowerPoint. Термин презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внедрения, контроля, испытаний и многое другое.
Любой документ PowerPoint представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. Каждый слайд в документе имеет собственный уникальный номер, присваиваемый по умолчанию в зависимости от его места. Последовательность слайдов (а, следовательно, и их связь, и нумерация) в документе линейная. Такая линейность автоматически поддерживается PowerPoint независимо от действий пользователя. То есть удаление, вставка, перемещение, скрытие или показ слайдов не нарушают линейной структуры документа.
Слайды содержат объекты самого разного типа, их сочетание призвано наиболее полно, выразить содержание данного кадра презентации. На каждом слайде присутствует, как минимум, один объект – фон кадра. То есть, полностью пустого слайда существовать не может. К объектам, размещаемым на слайде, относятся: фон, текст, надписи, цветовое оформление.
Требования к учебным презентациям |
Общие требования к презентации. 1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. 2.Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора. 3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. 4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. 5. Последним слайдом презентации должны быть глоссарий, вывод и список литературы. Требования к оформлению презентаций. В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков. Оформление слайдов. Стиль. ·Соблюдайте единый стиль оформления ·Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. ·Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Фон. Для фона предпочтительны холодные тона. Использование цвета. · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Анимационные эффекты · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Представление информации. Содержание информации · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Шрифты · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Способы выделения информации · Следует использовать: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информации · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: учащиеся не могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. - На последнем слайде презентации размещение ссылок на использованные источники и иллюстрации является обязательным. - Все иллюстрации и фотографии, используемые в презентации, должны быть оптимизированы (сжаты). - Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Петренко-petrenko.ppt. - Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия. Типичные ошибки в презентациях. 1. Отсутствие титульного слайда с темой, фамилией, полным именем и отчеством автора презентации. 2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!». 3. Отсутствие выводов. 4. Слайд содержит объем информации слишком велик для восприятия. 5. Отсутствуют источники информации: литература, интернет-сайты. |
Критерии оценки: качество изложения сообщения, оформление материала в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание учебной презентации у всех.
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №11
Тема: Тепловые машины и охрана окружающей среды
Цель:
- расширить теоретические знания по теме «Тепловые двигатели»;
- формирование умения подготовить устное сообщение;
- воспитание культуры выступления перед аудиторией.
Задание: подготовка устного сообщения по плану семинарского занятия
Семинарское занятие по теме:
«Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
План занятия
I. Тепловые двигатели и их роль в жизни современной цивилизации:
а) понятия о тепловом двигателе и их основные виды;
б) применение тепловых двигателей в народном хозяйстве, транспорте;
в) из истории становления и развития теплового двигателя.
II. «Физика теплового двигателя»
а) устройство и принцип работы теплового двигателя;
б) КПД теплового двигателя и пути его повышения;
в) карбюраторный двигатель;
г) двигатель Дизеля.
III. Тепловые двигатели и экология:
а) тепловые двигатели и их воздействие на окружающую среду;
б) пути преодоления вредных последствий работы тепловых двигателей и меры их предупреждения;
в) автомобиль и проблемы экологии нашего города
Методические рекомендации:
Рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
- Обдумайте содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
- Выберите тему сообщения, особенно заинтересовавшую вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
- Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, наглядный материал, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
- Подготовьтесь к участию в семинаре и роли оппонента.
- Во время проведения семинара записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем.
- Попробуйте оценить (составить рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог.
Критерии оценки: последовательность, четкость изложения сообщения, культура речи.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание выступления на семинарском занятии.
Источники информации: учебники по физике, Интернет-ресурсы:
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №12
Тема: Решение типовых задач по теме «Тепловые явления».
Цель:
- применение теоретических знаний по данной теме при решении типовых задач базового уровня;
- формирование умения решать качественные, вычислительные задачи, соблюдая правила оформления решения;
- воспитание настойчивости, трудолюбия, умения преодолевать трудности в учебе.
Задание:
Решить качественные задачи:
1.Если рассматривать под микроскопом каплю молока, можно заметить движение капелек жира. Чем объяснить это движение?
2. Почему снег скрипит под ногами?
3.Почему хлеб черствеет?
4.Как в бане отличить по внешнему виду трубу с горячей водой от трубы с холодной водой?
5.Холодный или горячий солевой раствор необходимо взять для быстрой засолки огурцов?
Решить вычислительные задачи:
1. Какое значение соответствует молярной массе углекислого газа СО2?
2. Какое количество вещества содержится в алюминиевой ложке массой 27 г? Относительная атомная масса алюминия равна 27.
3. Сколько молекул содержится в 3 молях воды?
4. Масса газообразного водорода в сосуде равна 4 г. Сколько примерно молекул водорода находится в сосуде?
5. Молярная масса кислорода 0,032 кг/моль. Определите массу одной молекулы кислорода.
Методические рекомендации:
Как решать вычислительные задачи
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Запишите условие задачи и выясните, что необходимо найти.
3. Переведите значения физических величин в Международную систему единиц (СИ), если это необходимо.
4. Сделайте анализ условия задачи.
5. Напишите формулы, которые связывают физические величины, характеризующие рассматриваемое явление.
6. Решите полученные выражения и получите результат путем числового расчета.
7. Проанализируйте полученный результат.
8.При решении задач следует соблюдать правила оформления записей условия и хода решения данной задачи.
Как решать качественные задачи
Решение задачи-вопроса предполагает ответ, основывающийся на применении одного какого-нибудь физического закона, свойства тел или определения физической величины. Решение качественного вопроса состоит из этапов:
- анализ условия задачи;
- анализ физических явлений, описанных в задаче; на основе этого анализа формулируется известный физический закон, определение физической величины или свойства тела;
- синтез данных условия задачи с известным физическим законом.
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задач, правильность оформления задач, правильность полученного результата.
Формы и методы контроля выполнения: Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы
Источники информации: учебники по физике, рабочие тетради по физике, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №13
Тема: Электризация тел: польза и вред
Цель:
- углубление и расширение теоретических знаний по теме «Электростатика»;
- совершенствование навыков работы с различными источниками информации, включая сеть Интернета;
-воспитание настойчивости, чувства ответственности, культуры умственного труда.
Задание: привести по 3 примера пользы и вреда электризации.
№ | Польза электризации | Вред электризации |
1 | ||
2 | ||
3 |
Методические рекомендации:
1.Отберите необходимую литературу.
2.Прочтите внимательно текст нужного параграфа.
2.Отметьте карандашом места в тексте, где имеется необходимая информация.
3.Внесите нужную информацию в соответствующие строки и колонки таблицы.
4.Обратите внимание на иллюстративный материал параграфа.
5.Проанализируйте материал другого учебника по физике. При необходимости внесите дополнительный материал в уже имеющиеся записи.
6.Проанализируйте предложенные сайты сети Интернета.
7.Дополните свои примеры примерами из Интернета.
Критерии оценки: полнота и значимость представленных примеров.
Формы и методы контроля выполнения: Проверка работы на оценку выборочно и по желанию.
Источники информации: учебники по физике, Интернет-ресурсы:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №14
Тема: Электрический ток и его действие на человека
Цель:
- расширение знаний по теме «Электрический ток», необходимых в повседневной жизни;
- формирование умения использовать различные источники информации, включая Интернет;
- воспитание культуры умственного труда, трудолюбия, чувства ответственности.
Задание: подготовка письменного сообщения.
Методические рекомендации:
Как подготовить сообщение
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение источников.
2. Обработка и систематизация материала.
3. Разработка плана сообщения.
4. Написание.
5. Подготовка выводов и обобщений.
Отличительная черта сообщения – краткое изложение изучаемой проблемы, темы.
Требования к оформлению сообщения:
1. Сообщение выполняется письменно в тетради.
2. Указывается тема сообщения.
3. Пишется план сообщения.
4. Выполняются ответы плана сообщения.
5. Пишется заключение – 3-5 предложений.
6. Указывается список используемой литературы.
7. Объем сообщения – 2-3 страницы тетради.
Критерии оценки: последовательность, четкость изложения материала, оформление материала в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Выборочная проверка сообщения и заслушивание одного из них.
Источники информации: учебники по ОБЖ, сеть Интернета.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №15
Тема: Правила электробезопасности в быту
Цель:
- расширение знаний по теме «Электрический ток», необходимых в повседневной жизни;
- формирование умения использовать сайты Интернета;
- воспитание культуры умственного труда, трудолюбия, чувства ответственности.
Задание: нарисовать плакат
Методические рекомендации:
1.Просмотрите сайты Интернета, учебники по интересующей вас теме.
2.Отберите необходимый текстовой материал.
3.Подберите иллюстрации к тексту.
4.Составьте эскиз вашего плаката.
5.Выполните плакат в цвете.
Критерии оценки: качество выполненной работы.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание работы у всех.
Источники информации: учебники по ОБЖ, биологии, Интернет.
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
http://www.livt.net/
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №16
Тема: Электробытовые приборы
Цель:
- расширение знаний по теме «Электрический ток», необходимых в повседневной жизни;
- формирование умения подготавливать сообщение с использованием компьютерных технологий;
- воспитание культуры умственного труда.
Задание: подготовка учебной презентации.
Создайте с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point презентацию об одном из электробытовых приборах. В виде слайдов определите назначение прибора, устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации. Дополнительно можно познакомить с историей изобретения данного прибора.
Методические рекомендации:
Подготовка мультимедийных презентаций
Мультимедийная презентация выполняется в программе PowerPoint. Термин презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внедрения, контроля, испытаний и многое другое.
Разработка мультимедийной презентации, как и любых других, выполняется в несколько этапов. Но прежде чем приступить к описанию содержания этих этапов, необходимо обратить особое внимание на важность “нулевого этапа” – подготовки содержательной части презентации. Содержание презентации должно зависеть от целей докладчика, заинтересованности и подготовленности аудитории. Сформулируйте задачи презентации.
На следующем этапе формируется структура презентации. Подготовьте эффектное начало презентации, сразу привлекающее внимание, добейтесь внимания бесспорными фактами и постулатами, цитированием высказываний по данной теме выдающихся людей. Далее формируются главные идеи, с обоснованием их статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами. Все идеи и тезисы должны быть неразрывно связаны с темой доклада. Правильное завершение презентации, соответствующее цели доклада и создающее надолго запоминающееся, является важной частью успеха.
Любой документ PowerPoint представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. Каждый слайд в документе имеет собственный уникальный номер, присваиваемый по умолчанию в зависимости от его места. Слайды содержат объекты самого разного типа, их сочетание призвано наиболее полно, выразить содержание данного кадра презентации. На каждом слайде присутствует, как минимум, один объект – фон кадра. То есть, полностью пустого слайда существовать не может. К объектам, размещаемым на слайде, относятся: фон, текст, надписи, цветовое оформление.
Критерии оценки: четкость, последовательность изложения учебного материала, использование дополнительной информации, интересных данных.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание работы у всех.
Источники информации: инструкции к бытовой технике, Интернет.
Рекомендуемые сайты:
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №17
Тема: Магнитные поля в природе, технике, медицине и быту
Цель:
- расширение и углубление теоретических знаний по теме «Магнитное поле»;
- формирование умения представлять учебную информацию графически;
- воспитание культуры учебного труда.
Задание: составление блок-схемы.
Методические рекомендации:
Схема — иллюстративное графическое средство изложения содержания исследования. Схемы — плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.
Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-либо.
Требования к схемам:
• удобочитаемость;
• красочность;
• логичность.
Критерии оценки: качество представленной работы.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание работы у отдельных студентов.
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №18
Тема: Решение типовых задач по теме «Основы электродинамики».
Цель:
- применение теоретических знаний по данной теме при решении типовых задач базового уровня;
- формирование умения решать качественные, вычислительные задачи, соблюдая правила оформления решения;
- воспитание аккуратности, трудолюбия, умения преодолевать трудности в учебе.
Задание:
Решить качественные задачи:
1. Почему на АЗС нельзя заправлять автомобиль бензином при работающем двигателе?
2. Почему при расчесывании волос пластмассовым гребнем волосы как бы «прилипают» к нему?
3.При освобождении человека, попавшего под действие тока, необходимо оттаскивать его одной рукой, взявшись за его одежду. Объясните почему?
4. В ведре греется вода с помощью кипятильника. Можно ли определить степень нагретости воды, опуская пальцы в воду, не отключая кипятильник?
5. Плотник уронил гвозди в ящик с песком. Как ему помочь вынуть гвозди?
Решить вычислительные задачи:
1. Два заряда по 4 · 10-8 Кл разделенные слюдой толщиной 1 см, взаимодействуют с силой 1,8·10-2 Н. Определить диэлектрическую проницаемость слюды.
2. Электрическое поле создается зарядом 2нКл. Найдите напряженность поля на расстоянии 30 см от источника электрического поля.
3. В паспорте электрического утюга написано «220В, 600 Вт». Какое количество теплоты выделится в утюге за 2 ч работы при сетевом напряжении 220 В?
4. Определите силу тока в проводнике, если на участок этого проводника длиной 30 см действует с силой 0,5 Н магнитное поле, магнитная индукция которого
5.По данным рисунка определите общее напряжение цепи.
R1 =6 Ом
6А
R2=10 Ом
Методические рекомендации:
Как решать вычислительные задачи
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Запишите условие задачи и выясните, что необходимо найти.
3. Переведите значения физических величин в Международную систему единиц (СИ), если это необходимо.
4. Сделайте анализ условия задачи.
5. Напишите формулы, которые связывают физические величины, характеризующие рассматриваемое явление.
6. Решите полученные выражения и получите результат путем числового расчета.
7. Проанализируйте полученный результат.
8.При решении задач следует соблюдать правила оформления записей условия и хода решения данной задачи.
Как решать качественные задачи
Решение задачи-вопроса предполагает ответ, основывающийся на применении одного какого-нибудь физического закона, свойства тел или определения физической величины. Решение качественного вопроса состоит из этапов:
1) анализ условия задачи;
2) анализ физических явлений, описанных в задаче; на основе этого анализа формулируется известный физический закон, определение физической величины или свойства тела;
3) синтез данных условия задачи с известным физическим законом
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задач, правильность оформления задач, правильность полученного результата.
Формы и методы контроля выполнения: Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы
Источники информации: учебники по физике, рабочие тетради по физике, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №19
Тема: Производство электроэнергии
Цель:
- расширение и углубление теоретических знаний по теме «Колебания и волны»;
- формирование умения самостоятельно отбирать необходимый материал, используя информационные технологии;
- воспитание культуры учебного труда, трудолюбия.
Задание: заполнение таблицы «Производство электроэнергии»
Таблица «Производство электроэнергии»
Тип электростанции | ТЭЦ | ТЭС | ГЭС | АЭС |
Превращение энергии | ||||
КПД | ||||
Доля от всей вырабатываемой энергии | ||||
Наиболее крупные электростанции России |
Методические рекомендации:
1.Отберите необходимую информацию на сайтах Интернета.
2.Внесите нужную информацию в соответствующие строки и колонки таблицы.
Критерии оценки: полнота и правильность выполнения задания
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание работы у всех.
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №20
Тема: Современные средства связи
Цель:
- расширение и углубление теоретических знаний по теме «Колебания и волны»;
- формирование умения самостоятельно изучать теоретический материал и подготовить письменное сообщение (доклад) или презентацию;
- воспитание культуры учебного труда.
Задание: подготовка сообщения в любой форме: письменно или с использованием компьютерных технологий
Подготовьте сообщение об одном виде связи, в котором необходимо осветить вопросы: история создания, назначение, устройство, принцип действия, область применения.
Методические рекомендации:
Подготовка сообщения
Сообщение – есть краткий доклад по теме исследования. Сообщение – вид самостоятельной исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения ученых, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над сообщением:
1. Подбор и изучение источников.
2. Обработка и систематизация материала.
3. Разработка плана сообщения.
4. Написание.
5. Подготовка выводов и обобщений.
Требования к оформлению сообщения:
1. Сообщение выполняется письменно в тетради.
2. Указывается тема сообщения.
3. Пишется план сообщения.
4. Выполняются ответы плана сообщения.
5. Пишется заключение – 3-5 предложений.
6. Указывается список используемой литературы.
7. Объем сообщения – 3-5 страниц тетради или 10 слайдов презентации.
Подготовка мультимедийных презентаций
Мультимедийная презентация по теме выполняется в программе PowerPoint. Термин презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внедрения, контроля, испытаний и многое другое.
Разработка мультимедийной презентации, как и любых других, выполняется в несколько этапов.Необходимо обратить особое внимание на важность “нулевого этапа” – подготовки содержательной части презентации. Содержание презентации должно зависеть от целей докладчика, заинтересованности и подготовленности аудитории.
На следующем этапе формируется структура презентации. Подготовьте эффектное начало презентации, сразу привлекающее внимание, добейтесь внимания бесспорными фактами и постулатами, цитированием высказываний по данной теме выдающихся людей. Далее формируются главные идеи, с обоснованием их статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами. Все идеи и тезисы должны быть неразрывно связаны с темой доклада. Правильное завершение презентации, соответствующее цели доклада и создающее надолго запоминающееся, является важной частью успеха.
Слайды содержат объекты самого разного типа, их сочетание призвано наиболее полно, выразить содержание данного кадра презентации. На каждом слайде присутствует, как минимум, один объект – фон кадра. То есть, полностью пустого слайда существовать не может. К объектам, размещаемым на слайде, относятся: фон, текст, надписи, цветовое оформление.
Критерии оценки: четкость, последовательность изложения учебного материала, использование дополнительной информации, оформление материала в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание работы у всех.
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №21
Тема: Биологическое действие электромагнитных излучений
Цель:
- расширение знаний по теме «Электромагнитные излучения», необходимых в повседневной жизни;
- совершенствование умения работать с учебником;
- воспитание культуры умственного труда.
Задание: ответить письменно на вопросы:
1.Перечислите известные вам источники электромагнитных полей.
2.Как влияют на человека электромагнитные излучения?
3.Каким образом можно себя обезопасить от вредного действия электромагнитных излучений?
Методические рекомендации:
1.Прочти внимательно текст параграфа по учебнику по данной теме.
2.Отметь карандашом места в тексте, где имеются ответы на поставленные вопросы.
3.Сформулируй ответы на вопросы своими словами, используя физическую терминологию.
4.Прочти вслух составленные ответы, при необходимости подкорректируй.
Критерии оценки: полнота и правильность ответов.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание работы у отдельных студентов и заслушивание устных ответов.
Источники информации: учебники по физике.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №22
Тема: Оптические явления. Оптические приборы
Цель:
- расширение и углубление знаний по теме «Оптика»;
- совершенствование учебных умений по приобретению знаний ;
-развитие творческих способностей студента;
- воспитание культуры умственного труда.
Задание: подготовка сообщения в форме презентации или составление кроссворда.
Методические рекомендации:
Подготовка мультимедийных презентаций
Мультимедийная презентация выполняется в программе PowerPoint. Термин презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внедрения, контроля, испытаний и многое другое.
Разработка мультимедийной презентации, как и любых других, выполняется в несколько этапов. Но прежде чем приступить к описанию содержания этих этапов, необходимо обратить особое внимание на важность “нулевого этапа” – подготовки содержательной части презентации. Содержание презентации должно зависеть от целей докладчика, заинтересованности и подготовленности аудитории.
На следующем этапе формируется структура презентации. Подготовьте эффектное начало презентации, сразу привлекающее внимание, добейтесь внимания бесспорными фактами и постулатами, цитированием высказываний по данной теме выдающихся людей. Далее формируются главные идеи, с обоснованием их статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами. Все идеи и тезисы должны быть неразрывно связаны с темой доклада. Правильное завершение презентации, соответствующее цели доклада и создающее надолго запоминающееся, является важной частью успеха.
Любой документ PowerPoint представляет собой набор отдельных, но взаимосвязанных кадров, называемых слайдами. Каждый слайд в документе имеет собственный уникальный номер, присваиваемый по умолчанию в зависимости от его места. Слайды содержат объекты самого разного типа, их сочетание призвано наиболее полно, выразить содержание данного кадра презентации. На каждом слайде присутствует, как минимум, один объект – фон кадра. То есть, полностью пустого слайда существовать не может. К объектам, размещаемым на слайде, относятся: фон, текст, надписи, цветовое оформление.
Подготовка тематического кроссворда
Кроссворд – это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов.
Порядок составления кроссворда
1.Определить набор терминов и слов по теме.
2.Сконструировать сетку кроссворда.
3. Пронумеровать ее.
4.Расставить слова.
5.Сформулировать вопросы.
Критерии оценки: правильность формулировок с использованием дополнительной информации, аккуратность оформление материала в соответствии с требованиями.
Формы и методы контроля выполнения: Защита творческой работы
Источники информации: учебники по физике, дополнительная литература, Интернет.
Рекомендуемые сайты:
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
http://www.livt.net/
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №23
Тема: Решение типовых задач по теме «Колебания и волны».
Цель:
- применение теоретических знаний по данной теме при решении качественных, вычислительных задач базового уровня;
- формирование умения решать типовые задачи темы «Колебания и волны»;
- воспитание терпения, трудолюбия, настойчивости.
Задание:
Решите качественные задачи
1. Почему замирает или совсем прекращается радиоприем в автомобилях при проезде их под мостом?
2. Почему в пустой комнате громкость радиопередач повышается?
3. Объясните происхождение желтого цвета лимона?
4. Почему розыски больших косяков рыбы удобно производить с самолета?
5. Почему в тени деревьев всегда прохладно?
Решите вычислительные задачи
1. Уравнение гармонического колебания тела имеет вид: х = 30 cos (πt + π/2). Определите период и собственную частоту колебаний.
2. Чему равна длина волны, излучаемой передатчиком, если период колебаний равен 0,2мкс?
3. Девочка стоит перед плоским зеркалом на расстоянии 0,5 м от него. Чему будет равно расстояние между ней и ее изображением, если она отступит на 1 м от зеркала?
4.Найти фокусное расстояние линзы, если известно, что действительное изображение предмета, находящегося на расстоянии 30 см от линзы, получается на таком же расстоянии от нее.
5. Световой луч падает под углом 30˚ к поверхности зеркала. Чему равен угол отражения? Выполнить рисунок.
Методические рекомендации:
Как решать вычислительные задачи
1. Внимательно прочитайте условие задачи и уясните, какое именно физическое явление в ней описывается.
2. Полностью запишите условие задачи в столбик, используя общепринятые обозначения.
3. Запишите, что необходимо определить в задаче.
4. Переведите данные в систему СИ, если это необходимо.
5. Рассмотрите схему соединения элементов, если схема проведена в условии задачи.
6. Используя физические законы и формулы, решите задачу в общем виде, не делая промежуточных вычислений, то есть получить конечную формулу в буквенном выражении.
7. Сделать проверку по размерности, одновременно проверив правильность полученной формулы: подставив в полученную формулу единицы измерения всех входящих в нее величин в системе СИ, произвести над ними соответствующие действия и получить в результате правильную единицу измерения искомой величины.
8. Подставьте в полученную формулу значения всех заданных величин, выраженных в системе СИ, произвести расчет, используя, калькулятор.
9. Оцените ответ на физическую реальность.
Как решать качественные задачи
Решение задачи-вопроса предполагает ответ, основывающийся на применении одного какого-нибудь физического закона, свойства тел или определения физической величины. Решение качественного вопроса состоит из этапов:
1) анализ условия задачи;
2) анализ физических явлений, описанных в задаче; на основе этого анализа формулируется известный физический закон, определение физической величины или свойства тела;
3) синтез данных условия задачи с известным физическим законом
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задач, оформление задач, правильность полученного результата.
Формы и методы контроля выполнения: Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №24
Тема: Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы
Цель:
- расширение знаний по теме «Явление радиоактивности», необходимых в повседневной жизни;
- совершенствование умения работать с учебником;
- воспитание культуры умственного труда.
Задание: ответить на вопросы
1.Что называется поглощенной дозой излучения?
2.Каково действие радиации на человека?
3.Какие органы человека наиболее чувствительны к радиоактивному облучению?
4.Каковы методы зашиты от радиационных облучений?
5. Приведите примеры использования радиоактивного излучения человеком.
Методические рекомендации:
1.Прочти внимательно текст параграфа по учебнику.
2.Отметь карандашом места в тексте, где имеются ответы на поставленные вопросы.
3.Сформулируй ответы на вопросы своими словами, используя физическую терминологию.
4.Прочти вслух составленные ответы, при необходимости подкорректируй.
Критерии оценки: правильность и полнота ответов.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание работы у отдельных студентов и заслушивание устных ответов.
Источники информации: учебники по физике.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №25
Тема: Использование атомной энергии
Цель:
-расширение и углубление теоретических знаний по теме «Строение атома»;
- формирование умения самостоятельно изучать теоретический материал и подготовить устное сообщение (доклад);
- воспитание культуры оратора.
Задание: подготовка сообщения по плану семинарского занятия
Семинарские занятия по теме: «Атом войны и мира»
I. Физика атома и атомного ядра:
а) строение атома и атомного ядра;
б) явление радиоактивности;
в) ядреные реакции;
г) деление ядер урана.
П. «Нет» атомной энергии:
а) ядерное оружие;
б) ядерный терроризм;
в) радиоактивное заражение и проблемы экологии;
г) радиоэкологическая обстановка в г.Нижневартовске
III. «Да» атомной энергии:
а) Ядерная энергетика;
б) использование радиоактивности.
Методические рекомендации:
Рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
- Обдумайте содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
- Выберите тему сообщения, особенно заинтересовавшую вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
- Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, наглядный материал, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
- Подготовьтесь к участию в семинаре в роли оппонента.
- Во время проведения семинара записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем.
- Попробуйте оценить (составить рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог.
Критерии оценки: полнота, четкость изложения сообщения, культура речи.
Формы и методы контроля выполнения: Оценивание выступления на семинарском занятии.
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
Рекомендуемые сайты:
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
http://evolution.powernet.ru/
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №26
Тема: Решение задач по теме: «Атомная и ядерная физика».
Цель:
- применение теоретических знаний по данной теме при решении качественных, вычислительных задач базового уровня;
- формирование умения решать типовые задачи темы «Атомная физика »;
- воспитание терпения, трудолюбия, настойчивости.
Задание:
Решение задач
1. Чему равно число протонов (Z) и число нейтронов (N) в изотопе лития
2. Какая частица образуется в следующей ядерной реакции:
3. Сколько протонов, электронов, нейтронов в атоме меди?
4. Для обнаружения места течи в трубопроводах, зарытых в землю, в транспортируемую жидкость добавляют некоторое количество радиоактивного вещества. Затем проходя вдоль трубопровода со счетчиком, регистрирующим радиоактивное излучение. Как определяют место течи в трубопроводе таким способом?
5. Почему АЭС строят далеко от населенного пункта?
Методические рекомендации:
Как решать физические задачи
- Внимательно прочитайте условие задачи и уясните, какое именно физическое явление в ней описывается.
- Полностью запишите условие задачи в столбик, включая необходимые константы, используя общепринятые обозначения.
- Запишите, что необходимо определить в задаче.
- Переведите данные в систему СИ, если это необходимо.
- Используя физические законы и формулы, решите задачу в общем виде, не делая промежуточных вычислений, то есть получить конечную формулу в буквенном выражении.
- Подставьте в полученную формулу значения всех заданных величин, выраженных в системе СИ, произвести расчет, используя, калькулятор.
- Оцените ответ на физическую реальность.
Как решать задачи-вопросы
Решение задачи-вопроса предполагает ответ, основывающийся на применении одного какого-нибудь физического закона, свойства тел или определения физической величины. Решение качественного вопроса состоит из этапов:
1) анализ условия задачи;
2) анализ физических явлений, описанных в задаче; на основе этого анализа формулируется известный физический закон, определение физической величины или свойства тела;
3) синтез данных условия задачи с известным физическим законом.
Критерии оценки: умение использовать теоретические знания при решении задач, оформление задач, правильность полученного результата.
Формы и методы контроля выполнения: Включение аналогичных задач в текст тематической проверочной работы.
Источники информации: учебники по физике, Интернет.
www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
http://evolution.powernet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования ...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального обра...
Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык»
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат у...
Организация самостоятельной работы обучающихся учебной дисциплины Естествознание (Физика) Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер
Организация самостоятельной работы обучающихсяучебной дисциплины Естествознание (Физика)Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»
В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образователь...