Статья "Катионы щелочных металлов в организме человека"
статья по химии (9 класс)
В статье дан материал о роли катионов щелочных металлов /лития, натрия, калия, рубидия, цезия/ в в организме человека. Указаны продукты питания, содержащие эти химические элементы . Данные сведения об эдементах первой группы главной подгруппы Периодической системы Д.И. Менделеева приближают изучаемый материал к жизни, объясняют важность и целесообразеость здорового / полноценного разнообразного/ питания, расширяют понятие учащихся о применении соединений щелочных металлов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchelochnye_metally.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Катионы щелочных металлов в организме человека.
Все процессы, происходящие в организме – от деления клетки до работы мозга, являются результатом сложных химических реакций Выдающийся русский ученый академик В.И.Вернадский в1891 году впервые высказал о наличии всех элементов земной коры в живых организмах. Впоследствии были получены подтверждения этого предположения. Все минеральные вещества организма им были раз делены на три группы:
макроэлементы - 0,02 и больше%
микроэдементы – 0, 003-0,00005%
удьтрамикроэлементы. – меньше ).00005%
Среди них выделяют химические элементы-органогены, составляющие большинство молекул организма: углерод, водород, кислород. азот, сеоа, фосфор и 10 металлов- «элементов жизни»: натрий, калий, кальций, магний, железо, цинк, медь, кобальт, марганец и молибден.
Химические реакции в организме человека происходят в водных растворах, при этом щелочные металлы вследствие диссоциации солей существуют в виде положительно заряженных ионов /катионов/
К щелочным металлам / элементам первой группы главной подгруппы таблицы Д.И.Менделеева/ относятся: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций. Катионы всех этих металлов, кроме франция, обнаружены в организме человека.
Катионы лития
снижают возбудимость нервной системы, что важно для профилактики и лечения психических расстройств,
оказывают антиаллергическое действие,
повышают иммунитет,
нормализуют углеводный и жировой обмен,
смягчают воздействие некоторых токсинов,например,алкоголя,
солей тяжелых металлов, ионизирующего излучения.
Содержание лития в продуктах питания:.
много лития в томатах, баклажанах, картофеле,
печени и легких животных.
Установлено, что чаще всего нехваткой лития в организме страдают лица, больные алкоголизмом, онкологическими заболеваниями, а также при состояниях иимунодефицита.
Катионы натрия
Являясь антагонистом калия, натрий задерживает жидкость в организме,
служит нормализации кислотно-щелочного баланса организма,
участвует в проведении нервного импульса, не случайно
при нехватке натрия обнаруживается апатия, сонливость, мышечная слабость,
поступая в организм в виде поваренной соли, обеспечивает синтез соляной кислоты, необходимой для расщепления белков в желудке и активизации пищеварительных ферментов.
. Пополнить организм натрием можно:
добавляя поваренную соль в пищу
или используя крупы, морковь, свеклу, бобовые, молочные продукты, морепродукты.
Катионы калия
Обеспечивают осмотическое давление между клеткой и цитоплазмой /калий преимущественно содержится в межклеточной жидкости, внутри клеток его в 40 раз меньше/,
участвуют в передаче нервных импульсов и мышечных сокращений,
поддерживает кислотно-щелочной баланс
активизируют работу ферментов, обеспечивая белковый и углеводный обмен,
поддерживают функцию почек по выведению излишней влаги вместе с продуктами метаболизма.
Содержание калия в продуктах питания:
говядина, рыба, молоко,
картофель, хлеб, капуста, морковь, бобовые,
чай, шоколад,
абрикосы, яблоки киви, бананы, виноград, цитрусовые,
шпинат.
Катионы рубидия
активируют тот же набор ферментов, что и калий,
оказывают антиаллергическое действие,
обладают противовоспалительным и успокаивающим нервную систему действием,
стимулируют кроветворную функцию,
повышают выносливость организма к гипоксии.
Содержание рубидия в продуктах питания6
Кофе, чай, минеральная вода,
морская рыба, печень,
овощи и зелень, фрукты и ягоды,
шампиньоны и белые грибы,
орехи и семечки,
злаковые и бобовые культуры.
Катионы цезия
восстанавливают тонус симпатического отдела центральной нервной системы, оказывают адреностимулирующее действие,
благотворно влияют на кроветворение, удлиняют срок жизни зритроцитов и повышают в них содержание гемоглобина,
повышают устойчивость организма к недостатку кислорода,
способствуют усилению иммунитета.
Содержание цезия в продуктах питания:
листовой салат и опята.
Литература:
Воробьев В.И., Воробьев Р.И. «Живая химия». «Знание».М.1985
Макаров К.А. «Химия в медицине». «Просвещение».1981
https://zdips.ru/zdorovoe-pitanie/mineraly/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
Металлы в организме человека
Биологическая роль металлов и их токсическое действиеРасширить и углубить знания о роли металлов в организме человека, показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности....
Урок по химии в 9 классе "Металлы в организме человека"
Технологии урока: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучениеЦель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формировани...
Презентация к уроку химии в 9 классе "Металлы в организме человека"
Технологии: проектная деятельность, исследование в обучении, проблемное обучениеЦель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование осно...
Свойства металлов. Металлы в организме человека
Методическая разработка урока химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....
Металлы в организме человека (урок-обобщение в 9 классе)
Данный урок проводится в гуманитарном классе, рассчитан на 2 академических часа.Цель урока: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения; показать разнообразие их свойств и значение в...
Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека
Не будем, однако, слишком обольщатьсянашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали...