Формирование коммуникативных УУД на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_uud_na_uroke_himii.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Виктория Александровна
Учитель химии
ГБОУ Гимназия №295 Санкт-Петербурга
Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке химии
(из опыта работы учителя химии)
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.
УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:
- Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания.
- Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.
- Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.
- Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Диагностика и формирование КУУД на уроках химии
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: сдача мини- зачёта (проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.) В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки.
Для формирования коммуникативных УУД я использую следующие приемы:
- Даю учащимся время на обдумывание их ответов;
- Обращаю свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
- Поддерживаю все высказывания, независимо от того верны они или нет;
- Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
- Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
- Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Для учащихся я обязательно привожу правила ведения диалога
- Любое мнение ценно;
- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
- Хочешь говорить подними руку;
- Дай другому высказать свое мнение, а себе понять - его;
- Обращение начинается с имени;
- Критика должна быть тактичной;
Для учащихся я обязательно предлагаю оценить свой вклад в работу группы, класса, личные достижения
- 3 балла: активно участвовал, не допускал ошибок.
- 2 балла: при работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.
- 1 балл: испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.
Коммуникативные УУД | Типы заданий | Результат освоения |
Защита индивидуальных проектов по химии | развитие умения слушать и понимать партнёра | |
Уроки- конференции (Вода – удивительное вещество) | умение дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме | |
Дидактические игры (Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно) | умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться | |
Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие. (Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов сложных веществ) | развитие умения заменять термины определениями, использование знакового моделирования |
Таким образом:
1. Через КУУД в группах у учащихся появляется возможность стать активными участниками учебного процесса.
2. Ребята учатся общению, то есть происходит социализация учащихся.
3. Учатся видеть ошибки товарищей и свои ошибки, учатся анализировать.
4. Позволяют дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
5.Совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика способствует развитию всех сторон его личности в интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферах.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения химической науки, т.е. умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...