Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
план-конспект урока по краеведению (9 класс)

Аджигарова Любовь Павловна

Девиз урока: «Все познается в сравнении»

Цель урока:

  1. Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  3. Воспитание любви к своему родному языку, литературе и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii_v_9_kl_epos_dzhangar.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме Эпос  «Джангар» на уроке химии

Девиз урока: «Все познается в сравнении»

Цель урока:

  1. Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  3. Воспитание любви к своему родному языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  1. Периодическая система химических элементов.
  2. Компьютеры – 12 шт.
  3. Музыкакльный центр,  диск «Джангр», аудиокассета « Танец богатырей».

Литература:

  1. Эпос « Джангр».
  2. Г.Ц. Пюрбеев, «Культура и язык».

План:

  1. Вещества, упоминаемые в «Джангаре».
  2. Викторина.
  3. Задача.
  4. Цепочка превращений.
  5. Тест.
  6. Головоломка «Основная идея Джангариады».
  7. Схема «Изделия из …».
  8. Домбровый наигрыш «Танец богатырей».
  9. Магтал «Джангара».
  10. Итог.

1.Какие вещества упоминаются в эпосе «Джангар» ?

Вещество первое

1. С месяцем первым в полнолунье схож,

Смелых повелитель и вождь,

Смертных покоритель и вождь,

Недругов повергший в прах,

На престоле золотом

О сорока четырех ногах

Джангар великий восседал,

Месяцеликий восседал.

2. Чудом был всесветным дворец,

Был девяти цветным дворец

Был девятиярусным он,

Неисчислимым и яростным он,

Джангоровым угрожая врагам,

Поражая их своей высотой,

Тополевый и золотой.

3. С места поднялся строгий Санал,

Шлем золотой перед троном снял,

Поклонился ему до земли,

Слезы чистые как аршан,

Из очей у него потекли.

4. Кончил Санал, к дому потом

Голову молодую склонил

И к золотому престолу потом

Жаркий свой лоб Санал прислонил.

Вещество второе

1. Колыхались, говорят,

На мочках нежно-белых ушей,

На белую шею бросая свет

Сероватых зеркальных лучей,

Серьги из чистого серебра.

2. Серебряный подпотник положив,

Шестилистый потник наложив,

Широкий, словно простор степной,

Коневод накинул седло – в наковальню величиной,

Большое, удобное седло

Ущелье подобное седло.

Подушку положил на седло

Из тибетского серебра.

3. Прибыл в ханскую ставку посол,

Он у подножья стяга сошел,

Сталью из лучших сталей согнул

Стройные  тонкие ноги коня.

Двери серебряные толкнул,

Распахнулись они звеня,

И во дворец вступил не спеша.

4.  Чамбуры сребряные растянув,

Железом из лучших желез застегнув,

Сталью из лучших сталей согнув

Стройные ноги своих бегунцов,

Четверо славных храбрецов

Для беседы сошлись мужской.

Вещество третье

1. Взгляните на оправу ее,

Стальные пуговки на ней,

Сразу всех не сосчитать,

С красным шелковым ремешком

Сандаловая рукоять.

2. Хонгор ударил мечом сплеча,

В лоб угодил – глядит: от меча

Брызги пламени летят,

И в четыре пальца длиной отломил кусок стальной.

3. Принялся за дело Мангна.

Сел на рыжего скакуна,

Слева направо обогнул

Ханскую ставку Мангна

Сталью из лучших сталей согнул

Переднюю ногу коня,

А задние ноги коня

Железом из желез застегнул.

4. Чамбуры сребряные растянув,

Железом из лучших желез застегнув,

Сталью из лучших сталей согнув

Стройные ноги своих бегунцов,

Четверо славных храбрецов

Для беседы сошлись мужской.

Вещество четвертое – вода

Только Джангара поила водой

Летом бурлила она и зимой

Вещество пятое – стекло

Светлые двери дворца распахнул

Справа сел от стеклянных дверей

1. Расскажите о веществах, упомянутых в эпосе «Джангар» с химической точки зрения: положение в периодической системе, основные химические свойства и их значение в природе, технике и жизни человека.

А). Серебро

Б). Железо

В). Золото

Г) Вода

Д). Стекло

2.Викторина «Свойства веществ»

1. Колыхались говорят,

На мочках нежно-белых ушей,

На белую шею бросая свет

Серовато зеркальных лучей,

Серьги из чистого серебра.

О каком свойстве серебра говорится в этой цитате?

2. Чамбуры сребряные растянув,

Железом из лучших желез застегнув,

Сталью из лучших сталей согнув

Стройные ноги своих бегунцов,

Четверо славных храбрецов

Для беседы сошлись мужской.

О каком свойстве железа говорится в этой цитате?

3.Задачи и упражнения, в тексте которых использованы материалы эпоса    «Джангар»

1. Задача 1

Чтобы изготовить токуги для женщин всего хотона, было закуплено 150 грамм серебра, содержащего 14 % примесей. Сколько чистого серебра носили на косах женщины этого хотона?

2. Задача 2

Стальной меч Тяжелорукого Савра весил 10 кг. Нержавеющая сталь, из которой он был изготовлен , содержит 87 % железа. Сколько нужно взять магнетита для выплавки этой стали, если массовая доля выхода продукта в этой реакции составляет 90%.

3.Цепочка превращений

      Нитрат железа (III)              Гидроксид, который превращается в

                                                                            Оружие брошенное на поле битвы

Химический элемент,

Входящий в состав оружия

ойратов

                                       Магнетит

                                         2

                   Fe (NO3)3              Fe(OH)3

        1

Fe

        3

                Fe3O4

Написать уравнения, соответствующих реакций, для реакций 1 и 3, указать окислитель и восстановитель, реакцию 2 написать в молекулярном и ионном виде.

5.Тест Выберите правильный ответ

  1. Сплав, из которого построен дворец Замбал-хана

А) чугун

Б) бронза

В) сталь

  1. Латинское название вещества, из которого построена башня Алтн Цеджн

А) аргентум

Б) феррум

В) аурум

  1. Вещдество, из которого изготовлен подпотник Аранзала

А) аргентум

Б) феррум

В) аурум

  1. Галоген, широко используемый в спиртовом растворе как антисептик

А) хлор

Б) бром

В) йод

  1. Неметалл, соединения которого широко известно своей ядовитостью

А) хлор

Б) фосфор

В) мышьяк

  1. Вещество, применяемое для изготовления улвы

А) масло

Б) спирт

В) вата

  1. Химический элемент, входящий в состав оружия ойратов

А) Au

Б) Ag

В) Fe

Бланк для ответов

        1

        2

        3

         4

        5

          6

        7

  1. Головоломка

Если вы решите головоломку, то узнаете цель героев Джангариады», верно определенную  О.И. Городовиковым.

Для разгадки воспользуйтесь периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

Al – це

Li - слу

P - ль

B - же

K - джан

N - ние

Ca - гар

Mn - не

Ti - шады

Fe - нав

O - на

Cu - к

Ne - ро

Zn - вра

Na - ду

Sr - рода

Co - висть

Ag- укра

Mo - их

Cl – ро

As - гам

Br - на

Sn - шение

S - ге

Ar - ев

Оценка полководца

Здесь зашифрован текст оценки  эпоса «Джангар»  О.И. Городовиковым. Подобрать ключ к шифру поможет периодическая система химических элементов Д, И. Менделеева.

Li   C   Al   Ne   Mn  H  Na  Fe  Ne  Si  Al  Ne  Ca  C  Ar  H  Ca  Sr  Ar

P  Cu  Si  Cl  H  Si  As   Ca   P   Ne   Mg   S  Si  As  Li   Al   As   C  Ca  K

As “ B  O   H   P  Be   H  Ar”

7.Схемы

Постройте схему « Изделия из серебра»

                                                   

                                         

Постройте схему « Изделия из железа»

                 

Постройте схему « Изделия из золота»

                 

Ответы на задания

  1. Постройте схему « Изделия из серебра» : двери, повозья, чашка, престол, стремя, седло, стрела, удила, серьги, рукоять, плети, подпотник, токуги, столик.
  2.  Постройте схему « Изделия из железа» : башня, телега, цепь, бочка, пика, люлька, молоток, ножницы, котел, столб.
  3. Постройте схему « Изделия из золота» : подвески, иглы, свирель, подкова, нагрудник, знамя, ятха.

7.Переведи  на калмыцкий язык следующие слова:

Fe - томр

Cu - зес

Au - алтн

Ag - монгн

Бронза – курл

Стекло – шил

Вода – усн

  1. Домбровый наигрыш « Танец богатырей»

Домбровый  наигрыш звучит в исполнении ученицы

  1. Магтал « Джангара»

Жанhр – хальмгин нерн

Жанhр – хальмгин герл

Жанhр – хальмгин Бумбин орн

Жанhр – хальмгин нарн

О, хяярхн Жанhр

Омг залч живр

О, думбр  Жанhр

Олна энкр  дуулвр.

10. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...