Рабочая программа по химии для детей с ОВЗ
рабочая программа по химии (9 класс)

Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, учитывает психическое развитие детей, возрастные и интеллектуальные особенностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_9_a_na_2018-19.docx106.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа  № 131

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № _____ от ________2018 г.

директора ГБОУ школа № 131

________________ Ненашевой Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

9«А» класс

Составлена

учителем химии

Голубевой Е.Б.,

высшая кв. категория

2018-2019 учебный год

Оглавление

№ п/п

страницы

1.

Пояснительная записка

3-5

2.

Тематический план

5

3.

Содержание программы

6-8

4.

Требования к уровню подготовки

9

5.

Используемый УМК

10

6.

Список литературы

11

7.

Календарно-тематическое планирование

12-39

8.

График контрольных, лабораторных, практических работ

40

9.

Приложение

41-45

10.

Лист коррекции программы

46

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса, основного общего образования составлена на основе:

Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Примерной программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010, созданной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования и примерной программы курса химии основного общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта учебного плана ГБОУ школа  № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа по химии для 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарт основного общего образования по химии. Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 9 классов общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна (М.: Дрофа)

Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом ГБОУ школа №131 и годовым календарным графиком на 2018-2019 учебный год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, учитывает психическое развитие детей, возрастные и интеллектуальные особенностей учащихся.  

При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья) и класса, в частности.

Основная часть обучающихся в 9-х классах – это дети со средним, низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить только скорректированную программу. Обучающиеся отличаются слабой организованностью, безответственным отношением к выполнению учебных, особенно домашних заданий.

Уровень памяти - низкий,  проблемы внимания, речевые трудности и  отсутствие желания обучаться. Самостоятельно работать не умеют. В организации работы с ними должен учитываться  тот факт, что они   не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу.

Следует понимать, что ОВЗ не является препятствием к освоению общеобразовательных программ обучения. Рабочая программа позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения и др

Основной формой организацией учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

В специальной коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья при изучении учебного курса химии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

Цели:

        Освоение учащимися важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

        Овладение умениями наблюдать химические явления, поводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул и уравнений химических реакций;

        Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе поведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

        Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

        Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
  • исключение психотравмирующих факторов;
  • развитие положительной мотивации к освоению программы.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

  • развитие индивидуальности каждого ребенка
  • создание оптимальных условий обучения.

Формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы.

Предполагаемые результаты обучения

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного  анализа;  давать определения; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Тематический план 9 класс

Тема

Кол-во часов

Из них практические

работы

Из них контрольные

работы

1

Повторение по курсу химии за 8 класс Введение. Общая характеристика химических элементов.

6

№1. Осуществление цепочки химических превращений

№2. Получение и свойства соединений металлов.

№ 3. Качественные реакции на ионы металлов

№ 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

№ 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

№ 6. Получение, собирание и распознавание газов.

№1."Металлы и их соединения"

№ 2." Неметаллы"

№ 3."Органические вещества"

2

Тема 1. Металлы

19

3

Тема 2. Неметаллы

23

4

Тема 3. Органические вещества

15

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

5

Итого

68

Практические работы-6

Контрольных работ-3

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Проверочная работа «Повторение основных вопросов курса 8 класса»

ТЕМА 1 Металлы (19 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Контрольная работа №1 по теме: «Металлы».

Практические работы:

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. Получение и свойства соединений металлов.

2. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

ТЕМА 2 Неметаллы (23 часа)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы».

Практические работы:

3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

5. Получение, собирание и распознавание газов.

6. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»

ТЕМА 3 Органические соединения (15 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Контрольная работа №3 по теме: « Органические вещества»

ТЕМА 4 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ УЧЕНИК ДОЛЖЕН

знать / понимать

  • химическую символику:

знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и не электролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии:

 сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

 уметь 

  • называть: 

химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: 

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: 

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: 

состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: 

формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей
  • вычислять: 

массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА ХИМИИ УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер с программным обеспечением
  • Интерактивное оборудование – интерактивная доска, мультимедийный проектор

Лабораторное и демонстрационное оборудование

  • Оборудование общего назначения
  • Комплект электроснабжения
  • Термометр
  • Штатив универсальный
  • Стол-подъемник
  • Весы лабораторные
  • Доска для сушки посуды

Лабораторная посуда, приборы и оборудование для демонстраций

  • Комплект колб демонстрационных
  • Комплект мерной посуды
  • Комплект изделий из керамики и фарфора
  • Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов
  • Установка для перегонки веществ
  • Аппарат для получения газов (демонстрационный)
  • Хранилище для химических реактивов

Лабораторная посуда, приборы и принадлежности для ученического эксперимента

  • Лабораторная баня для ученического эксперимента
  • Весы учебные лабораторные
  • Прибор для получения газов лабораторный
  • Набор из керамики и фарфора

Химические реактивы

  • Набор №1      С «Кислоты»
  • Набор №2   ОС «Кислоты»
  • Набор №3   ОС «Гидроксиды»
  • Набор №4   ОС «Оксиды металлов»
  • Набор №5   ОС «Металлы» малый
  • Набор №6   ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»
  • Набор №8   ОС «Галогены»
  • Набор №9   ОС «Галогениды»
  • Набор №10 ОС «Сульфаты, сульфиты, сульфиды»
  • Набор №11 ОС «Карбонаты»
  • Набор №12 ОС «Фосфаты. Силикаты.»
  • Набор №14 ОС «Соединения марганца"
  • Набор №15 ОС «Соединения хрома»
  • Набор №16 ОС «Нитраты»
  • Набор №17 ОС «Индикаторы»
  • Набор №18 ОС «Минеральные удобрения»
  • Набор №24 ОС «Материалы»

 Наглядные пособия по предмету

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

  • Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
  • Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»
  • Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»
  • Комплект инструктивных таблиц по химии

МОДЕЛИ, КОЛЛЕКЦИИ

  • Набор моделей атомов для составления моделей молекул по органической и неорганической химии »
  • Набор моделей кристаллических решеток»
  • Коллекция «Волокна»
  • Коллекция «Металлы»
  • Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
  • Коллекция «Топливо»
  • Коллекция «Чугун и сталь»
  • Коллекция «Пластмассы»
  • Коллекция «Шкала твердости»
  • Коллекция «Алюминий»
  • Коллекция «Минералы и горные породы»
  • Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»
  • Коллекция «Стекло и изделия из стекла»

Картотека мультимедиа

  • Уроки химии КиМ 8-9 класс (DVD-BOX).
  • Репетитор по химии КиМ 2007 (OEM).
  • «Открытая химия». 2.6. Сетевая версия.
  • Образовательная коллекция Химия для всех для всех XXI: Решение задач.
  • Образовательная коллекция Химия для всех для всех XXI:
  • Химические опыты со взрывами и без.
  • Образовательная коллекция Химия Базовый курс 8-9 класс.
  • Виртуальная химическая лаборатория. 9 класс (JEWEL).
  • Химия в школе. Атом и молекула. (JEWEL).
  • Химия в школе. Вещества и их превращения. (JEWEL).
  • Химия в школе. Водные растворы (JEWEL).
  • Химия в школе. Кислоты и основания. (JEWEL).
  • Химия в школе. Минеральные вещества. (JEWEL).
  • Химия в школе. Производные углеводородов. (JEWEL).
  • Химия в школе. Сложные Химические соединения в повседневной жизни. (JEWEL).
  • Химия в школе. Соли. (JEWEL).
  • Химия в школе. Углерод и его соединения. (JEWEL).
  • Химия 9 класс. (JEWEL).

Список литературы

  • Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. настольная книга учителя. Химия. 9 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004г.
  • Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.
  • Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
  • Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2005 – 2013.
  • Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

Календарно-тематическое планирование

Химия 68 часов

№ урока

Тема раздела урока

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки (планируемые результаты обучения)

Виды и формы контроля

Примечание

1 четверть (8 недель)

Повторение по курсу химии за 8 класс (5 ч)

1

ПОВТОРЕНИЕ.  Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.  

03.09.18

1

Урок повторения

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Знать: структуру ПСХЭ Д.И. Менделеева; причины изменения свойств химических элементов, их соединений в периодах и группах, главных подгруппах, план характеристики химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы в ПСХЭ Д.И. Менделеева,

характеризовать химические элементы

Входной, групповой

§1, тетрадь

2

ПОВТОРЕНИЕ. Классы соединений. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свети теории электролитической диссоциации и процессов окисления - восстановления

04.09.18

1

Урок повторения

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свети теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Степень окисления

Знать: понятия оксид, основание; классификацию оксидов и оснований; химические свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Степень окисления, понятия электроотрицательность

Уметь: составлять формулы оксидов и оснований и называть их;  

Уметь: определять степени окисления элементов в соединениях

Составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксидов и оснований, в молекулярном, общем ионном и сокращенном ионном виде

Текущий, индивидуальный

тетрадь

3

ПОВТОРЕНИЕ. Генетические ряды металлов и неметаллов. Участие простых веществ в окислительно-восстановительных реакциях. Химические свойства оксидов, кислот, оснований. Реакции ионного обмена.

10.09.18

1

Урок повторения

Химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свети теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления

Текущий, индивидуальный

тетрадь

4

ПОВТОРЕНИЕ.

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

11.09.18

1

Урок повторения

Переходные элементы, оксиды и гидроксиды, им соответствующие. Амфотерные (кислотно-основные) свойства оксидов и гидроксидов образованных переходными элементами.

 Знать: понятие амфотерность, Амфотерные соединения переходных элементов цинка, алюминия, хрома.

Уметь: составлять уравнения химических реакции, подтверждающих амфотерность оксидов и гидроксидов

Текущий, индивидуальный

§2, тетрадь

5+6

ПОВТОРЕНИЕ. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома их значение

17.09.18

1

Урок повторения

Строение атома. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Причины изменения свойств химических элементов и их соединений в периодах и группах, главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева

Знать: структуру ПСХЭ Д.И. Менделеева; строение атома; причины изменения свойств химических элементов, их соединений в периодах и группах, главных подгруппах. Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы в ПСХЭ Д.И. Менделеева; составлять электронную и  электронно-графичес-кую формулу атома

Текущий, индивидуальный

§3, тетрадь

ПОВТОРЕНИЕ. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома их значение

17.09.18

1

Урок повторения

Текущий, индивидуальный

Металлы (19 ч)

6

Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток.

18.09.18

1

Урок ознакомления с новым материалом

Краткий исторический  обзор: век медный – век бронзовый – век железный. Характеристика положения элементов - металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка

Знать: положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева Уметь: характеризовать металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Входной,

фронтальный

§4,5,  упр.1

7

Физические свойства металлов.

24.09.18

1

Комбинированный урок

Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов простых веществ.

Знать: физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, плотность и твердость Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Текущий, групповой

§6,  упр.2,4

8

Сплавы

25.09.18

1

Комбинированный урок

Сплавы и их классификация. Черные металлы: чугуны и стали. Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий

Знать: классификацию сплавов

Уметь: описывать свойства и области применения различных сплавов

Текущий, групповой

§7  упр.1,доклады

9

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.

01.10.18

1

Комбинированный

Химические свойства металлов на основании строения их атомов и восстановительной способности. Электрохимический ряд напряжений металлов, ОВР

Знать: правила применения электрохимического ряда напряжений металлов; общие химические свойства металлов — взаимодействие с неметаллами, растворами кислот и солей. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства металлов, учитывая их расположение в электрохимическом ряду напряжений металлов

Текущий, групповой

§8,  упр. 2-10

10

Металлы в природе. Получение металлов.

02.10.18

1

Комбинированный

Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов — пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия.

Знать: понятия металлургия, металлургическая промышленность, руды Уметь: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов разными способами

Текущий, груп-повой

§9,  упр. 2,4,5

11

Коррозия металлов

08.10.18

1

Комби-ниро-ванный

Коррозия металлов. Виды коррозии. Механизмы всех видов коррозии и способы защиты металлов от коррозии

Знать: понятия коррозия, ингибиторы; виды коррозии и способы защиты металлов от коррозии. Уметь: объяснять механизмы коррозии

Текущий, груп-повой

§10,  упр. 1-4

12

Щелочные металлы.

09.10.18

1

Комби-ниро-ванный

История открытия щелочных металлов. Расположение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение их атомов. Восстановительная способность щелочных металлов и степень их окисления. Физические и химические свойства щелочных металлов — простых веществ. Качественное определение катионов щелочных металлов

Знать: строение атомов щелочных металлов и степень их окисления; причину изменения характера восстановительной способности в главной подгруппе; особенности физических и химических свойств щелочных металлов — простых веществ; качественные реакции на катионы щелочных металлов. Уметь: составлять электронные и электронно-графические формулы атомов щелочных металлов; сравнивать химическую активность щелочных металлов по их восстановительной способности; определять катионы щелочных металлов качественными реакциями

Текущий, груп-повой

§11,  упр. 1

13

Соединения щелочных металлов.

15.10.18

1

Комби-ниро-ванный

Физические, химические свойства оксидов, гидроксидов и солей, образованных щелочными металлами. Соединения щелочных металлов в природе. Получение соединений щелочных металлов и их применение в быту, медицине и промышленности. Схемы превращений.

Знать: способы получения, физические и химические свойства оксидов, гидроксидов и солей, образованных щелочными металлами; соединения калия — минеральные удобрения. Уметь: составлять уравнения реак¬ций, подтверждающих химические свойства соединений щелочных металлов и способы их получения;

Текущий, груп-повой

§11,  тетрадь

14

Щелочноземельные металлы

16.10.18

1

Комби-ниро-ванный

История открытия щелоч-но-земельных металлов. Расположение щелочно-земельных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов и степень окисления. Восстановительная способность щелочно-земельных металлов. Физические и химические свойства щелочно-земельных металлов — простых веществ. Качественные реакции на катионы щелочно-земельных металлов

Знать: строение атомов щелочно-земельных металлов, степень их окисления; особенности физических и химических свойств щелочно-земельных металлов; качественные реакции на катионы щелочно-земельных металлов. Уметь: составлять электронные и электронно-графические формулы атомов щелочно-земельных металлов; сравнивать химическую активность щелочно-земельных металлов по их восстановительной способности; определять катионы щелочноземельных металлов

Текущий, груп-повой

§12,  упр. 5

15

Соединения щелочно-земельных металлов и магния

22.10.18

1

Комби-ниро-ванный

Физические, химические свойства оксидов, гидрок-сидов и солей, образованных щелочно-земельными металлами. Соединения щелочно-земельных металлов в природе, их получение и применение в быту, медицине и промышленности

Знать: способы получения, физиче¬ские и химические свойства оксидов, гидроксидов и солей, образованных щелочно-земельными металлами; соединения щелочно-земельных металлов в природе; способы получе¬ния соединений щелочно-земельных металлов и области их применения. Уметь: составлять уравнения реак¬ций, подтверждающих химические свойства соединений щелочно-земельных металлов и способы их получения; составлять и решать схемы превращений

Текущий, груп-повой

§12,  тетрадь

16

Алюминий: его физические и химические свойства.

23.10.18

1

Комбинированный урок

История открытия алюминия, нахождение его в природе, получение и применение. Расположение алюминия в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение его атома. Восстановительная способность алюминия и степень его окисления. Физические и химические свойства алюминия. Качественная реакция на катион алюминия

Знать: строение атома алюминия, степень его окисления; особенности физических свойств алюминия; кислотно-основные свойства алюминия; качественную реакцию на катион алюминия; способы получения и области применения алюминия. Уметь: составлять электронную и электронно-графическую формулы атома алюминия; составлять уравнения реакций, подтверждающих переходные свойства алюминия; определять катион алюминия; решать схемы превращений

Текущий, груп-повой

§13, упр.6

2 четверть (7,5 недель)

17

Соединения алюминия.  

06.11.18

1

Комбинированный урок

Текущий, груп-повой

§13, упр.3,8

18

Железо. Физические и химические свойства.

12.11.18

1

Комбинированный урок

Расположение железа в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение его атома. Восстановительная способность железа и его возможные степени окисления. Физические и химические свойства железа — простого вещества. Получение и применение железа

Знать: строение атома железа; степени окисления железа; особенности физических свойств железа; химические свойства железа; способы получения и области применения железа.

Уметь: составлять электронную и электронно-графическую формулы атома железа; составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства железа

Текущий, груп-повой

§14, упр.3

19

Соединения железа +2 и +3.  

13.11.18

1

Комбинированный урок

Соединения катионов железа: Fe2+ Fe3+. Железо – основа современной техники

Знать: химические свойства соединений железа (II) и (III) Уметь: осуществлять цепочки превращений

Текущий, груп-повой

§14, упр.5

20

Практическая работа №1

"Осуществление цепочки химических превращений"

19.11.18

1

Практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Химические свойства соединений металлов.

Знать: химические свойства металлов; Уметь: решать схемы превращений

Текущий, опрос по правилам ТБ

Стр.84

21

Практическая работа №2"Получения и свойства соединений металлов"

20.11.18

1

Практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Способы получения соединений металлов. Схемы превращений

Знать: способы получения соединений металлов.

Уметь: изучать физические и химические свойства соединений металлов и получать их; осуществлять исследовательскую работу по определению веществ; решать схемы превращений

Текущий, опрос по правилам ТБ

Стр.84

22

Практическая работа №3"Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ"

26.11.18

1

Практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Качественные реакции на катионы металлов главных подгрупп I, II, III групп и побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева в растворах их солей.

Знать: качественные реакции на катионы металлов главных подгрупп I, II, III групп и побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева в растворах их солей;

Текущий, опрос по правилам ТБ

Стр.86

23

Подготовка к контрольной работе

27.11.18

1

Комбинированный

урок

Отработка теоретического материала в рамках данной темы

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях

Уметь: применять полученные знания и умения

Текущий, фронтальный опрос

тетрадь

24

Контрольная работа «Металлы и их соединения»

03.12.18

1

Урок контроля знаний

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме «Металлы и их соединения»

Знать: теоретический

Уметь: применять полученные знания и умения

Периодический, Контрольная работа

Неметаллы (23 ч)

25

Общая характеристика неметаллов

04.12.18

1

Изучение нового материала

Характеристика неметаллов на основании их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Аллотропные видоизменения кислорода — озон, нахождение его в природе, физические свойства, значение в природе и жизни человека. Химическая связь, обусловливающая физические свойства неметаллов. Типы кристаллических решеток, характерные для неметаллов. Причины изменения электроотрицательности в периодах и главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева. Состав воздуха и его значение

Знать: положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева; причины изменения электроотрицательности в периодах и главных подгруппах ПСХЭ Д.И. Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; вид химической связи, типы кристаллических решеток и физические свойства неметаллов; переменные, постоянные и случайные составные части воздуха и области их применения.

Уметь: характеризовать неметаллы на основании их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строения атомов, по виду химической связи, типу кристаллических решеток, физическим свойствам

Входной, групповой

§15, упр.5

26

Химические элементы в клетках живых организмов

10.12.18

1

Изучение нового материала

Макроэлементы и микроэлементы. Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека.

Знать: понятия ферменты, витамины, гомоны Уметь: применять полученные знания в повседневной жизни

Текущий, доклады, сообщения

§16, упр.4,5

27

Галогены: общая характеристика

11.12.18

1

Комбинированный урок

История открытия галогенов. Краткие сведения о фторе, хлоре, броме и иоде. Расположение галогенов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение их атомов. Окислительно-восстановительные способности галогенов и возможные степени их окисления. Виды химической связи, типы кристаллических решеток, физические и химические свойства галогенов. Получение галогенов в лаборатории, промышленности и их применение. Биологическое значение галогенов

Знать: строение атомов галогенов и возможные степени окисления; физические свойства галогенов; окислительно-восстановительные свойства галогенов; способы получения галогенов в лаборатории, промышленности; области применения галогенов; биологическое значение галогенов.

Уметь: составлять электронные и электронно-графические формулы атомов галогенов и определять их возможные степени окисления; составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительно-восстановительные свойства галогенов; составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения галогенов в лаборатории и промышленности

Текущий, груп-повой

§18

28

Соединение галогенов. Получение галогенов

17.12.18

1

Комбинированный

урок

Физические, химические свойства галогеноводородов, галогеноводородных кислот и их солей. Соединения галогенов в природе, получение соединений галогенов и их применение в быту, медицине и промышленности. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодиданионы

Знать: физические и химические свойства галогеноводородов, галогеноводородных кислот и их солей. Способы получения

Уметь:; определять качественными реакциями хлорид-, бромид, иодиданионы; составлять и решать схемы превращений составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства соединений галогенов и способы их получения

Текущий, груп-повой

§19, 20 упр.2,3

29

Кислород

18.12.18

1

Комбинированный

урок

Общая характеристика элементов главной подгруппы VI группы ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома кислорода и его степени окисления. Вид химической связи в молекуле кислорода. Физические свойства кислорода. Окислительно-восстановительные свойства кислорода — взаимодействие с простыми и сложными веществами. Процессы горения и медленного окисления. Круговорот кислорода в природе. Получение кислорода в лаборатории, промышленности и его распознавание

Знать: положение кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева; строение атома кислорода и его возможные степени окисления; физические,  окислительно-восстановительные свойства кислорода; аллотропные видоизменения кислорода; области применения кислорода и его биологическое значение. Уметь: объяснять положение кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева и его возможные степени окисления; составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительно-восстановительные свойства кислорода; сравнивать процессы горения и окисления

Текущий, груп-повой

§21, упр.1-6

30

Практическая работа №4 Экспериментальные задачи по теме: "Подгруппа кислорода"

24.12.18

1

Урок-практическая работа

Правила ОТ и ТБ. Способы получения соединений серы — сульфидов, сульфитов, сульфатов. Химические свойства соединений серы.

Знать: способы получения и химические свойства соединений серы — сульфидов, сульфитов, сульфатов

Уметь: определять соединения серы качественными реакциями; получать соединения серы

Текущий, опрос по правилам ТБ

Стр.186

31

Сера. Строение и свойства атомов

25.12.18

1

Комбинированный

урок

Строение атома серы и ее степени окисления. Физические свойства серы. Окислительно-восстановительные свойства серы — взаимодействие с металлами и неметаллами. Нахождение серы в природе, ее получение и применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине

Знать: положение серы в ПСХЭ Д.И. Менделеева; строение атома серы и ее степени окисления; физические и окислительно-восстановительные свойства серы; способы получения и значение серы; аллотропные видоизменения серы. Уметь: объяснять положение серы в ПСХЭ Д.И. Менделеева и ее возможные степени окисления; составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства серы как окислителя и восстановителя; составлять и решать схемы превращений

Текущий, груп-повой

§22, упр.3

3 четверть (10 недель)

32

Соединения серы

14.01.19

1

Комбинированный

урок

Соединения серы с водородом, кислородом, металлами и их получение. Химические свойства сероводорода, сульфидов, оксидов серы (IV и VI), сернистой кислоты и солей, образованных сернистой кислотой. Качественные реакции на соединения серы Физические свойства серной кислоты. Химические свойства разбавленной серной кислоты. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Знать: способы получения, физические и химические свойства сероводорода, сульфидов, оксидов серы (IV и VI), сернистой кислоты и ее солей; качественные реакции на соединения серы. физические и химические свойства разбавленной серной кислоты; окислительные свойства концентрированной серной кислоты Уметь: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения соединений серы, и реакций, подтверждающих химические свойства соединений серы; объяснять окислительно-восстановительные свойства соединений серы; качественными реакциями определять сульфид-анион и сульфит-анион; составлять и решать схемы превращений.

Характеризовать физические и химические свойства серной кислоты и ее солей

Текущий, груп-повой

§23, упр.2,3

33

Азот

15.01.19

1

Комбинированный

урок

Азот: физические и химические свойства.

Знать: Физические и химические свойства оксидов азота

Уметь: Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства

Текущий, груп-повой

§ 24

34

Азотная кислота и ее соли

21.01.19

1

Комбинированный

урок

Степени окисления азота. Оксиды азота, их получение, физические и некоторые химические свойства. Физические и химические свойства разбавленной азотной кислоты. Химические свойства концентрированной азотной кислоты. Соли азотной кислоты — нитраты. Минеральные азотные удобрения.

Знать: физические и химические свойства оксидов азота, разбавленной азотной кислоты; окислительные свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты;

Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты, солей азотной кислоты

Текущий, груп-повой

тетрадь

35

Аммиак

22.01.19

1

Комбинированный

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства аммиака — взаимодействие с кислородом,водой, кислотами. Водородная связь. Донорно-акцепторный механизм образования кова-лентной химической связи на примере иона аммония. Получение аммиака в лаборатории и промышленности и его применение

Знать: понятия водородная связь, донор, акцептор; строение, физические и химические свойства аммиака; механизм образования водородной связи; донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи; способы получения в лаборатории и промышленности, собирания и распознавания аммиака. Уметь: объяснять особенности физических и химических свойств аммиака; составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения аммиака, и реакций, подтверждающих его химические свойства; получать и собирать аммиак в лаборатории; определять аммиак; составлять и решать схемы превращений

Текущий, груп-повой

§25, упр.1,5

36

Соли аммония

28.01.19

1

Комбинированный

урок

Физические, химические свойства солей аммония. Способы получения солей аммония. Области применения солей аммония

Знать: способы получения, физические и химические свойства солей аммония

Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства солей аммония

Текущий, груп-повой

§26, упр.4

37

Практическая работа №5 Экспериментальные задачи по теме " Подгруппы азота и углерода"

29.01.19

1

Урок-практическая работа

Правила техники безопасности при выполнении данной работы

Знать: свойства солей и кислот, классификацию химических реакций

Текущий, опрос по правилам ТБ

Стр.187

38

Фосфор и его соединения фосфора

04.02.19

1

Комбинированный

урок

История открытия фосфора. Положение фосфора в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома фосфора, степени его окисления. Аллотропные видоизменения фосфора. Физические свойства фосфора. Окислительно-восстановительные

Оксиды фосфора. Получение, физические и некоторые химические свойства оксидов фосфора.

Знать: положение фосфора в ПСХЭ Д.И. Менделеева; строение атома фосфора и его возможные степени окисления; физические и окислительно-восстановительные свойства фосфора; аллотропные видоизменения фосфора; способы получения, области применения фосфора и его биологическое значение. Физические и химические свойства оксидов фосфора.

Уметь: объяснять положение фосфора в периодической системе Д.И.Менделеева и его возможной степени окисления. Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства оксидов фосфора

Текущий, доклады, сообщения

§ 28,  упр. 2

39

Фосфорная кислота и ее соли

05.02.19

1

Фосфорная кислота: физические и химические свойства. Кислые и средние соли фосфорной кислоты.

Знать: Физические и химические свойства оксидов фосфорной кислоты

Уметь: Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства фосфорной кислоты и ее солей

Текущий, груп-повой

§ 28

40

Практическая работа №6 "Получение, собирание и распознавание газов"

11.02.19

1

Урок-практическая работа

Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Получение, собирание и распознавание аммиака"

Знать: свойства солей и кислот, классификацию химических реакций

Текущий, опрос по правилам ТБ

Стр.189

41

Азотные и фосфорные удобрения

12.02.19

1

Комбинированный

урок

Минеральные азотные и фосфорные удобрения.

Знать: свойства минеральных удобрений

Уметь: применять полученные знания в повседневной жизни

Текущий. Доклады, сообщения (аллотропные видоизменения Р)

Тетрадь

42

Углерод

18.02.19

1

Комбинированный

урок

Общая характеристика элементов главной подгруппы IV группы ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома углерода и его возможные степени окисления. Физические свойства углерода и его аллотропные видоизменения. Окислительно-восстановительные свойства углерода — взаимодействие с простыми и сложными веществами. Углерод в природе, его круговорот, биологическое значение и применение

Знать: положение углерода в ПСХЭ Д.И. Менделеева; строение атома углерода и его возможные степени окисления; физические и окислительно-восстановительные свойства углерода; области применения углерода и его аллотропных видоизменений; процессы, характеризующие круговорот углерода в природе; биологическое значение углерода. Уметь: объяснять положение углерода в ПСХЭ Д.И. Менделеева и его возможные степени окисления; составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительно-восстановительные свойства углерода

Текущий. Доклады, сообщения (аллотропные видоизменения С)

§29, упр.1-5

43

Кислородные соединения углерода. Карбонаты

19.02.19

1

Комбинированный

урок

Оксиды углерода, их получение, физические и некоторые химические свойства. Физические и химические свойства угольной кислоты.

Знать: понятие жесткость воды; физические и химические свойства оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей;

Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей;

Текущий, груп-повой

§30, упр.2,6,7

44

Кремний и его соединения

25.02.19

1

Урок изучения нового материала

История открытия кремния. Строение атома кремния и его степени окисления. Соединения кремния в живой и неживой природе. Физические и химические свойства кремния, оксида кремния, кремниевой кислоты и ее солей. Применение кремния и его соединений. Силикатная промышленность

Знать: физические и химические свойства кремния, оксида кремния, кремниевой кислоты и ее солей;

Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства кремния и его соединений

Текущий. Доклады, сообщения  (драгоценные и п/драгоценные камни)

§31, упр.4

45

Силикатная промышленность

26.02.19

1

Комбинированный

Силикатная промышленность: керамика, стекло, цемент. Производство стекла.

Знать: свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Уметь: составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций

Текущий. Доклады, сообщения  (Хрустальное, цветное и др. стекла. Фарфор, фаянс и т. д.)

Тетрадь, доклады

46

Обобщение и повторение по теме: «Неметаллы»

04.03.19

1

Комбинированный

Отработка теоретического материала в рамках данной темы

Знать: электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений

Уметь: применять эти знания при выполнении заданий

Текущий, фронтальный опрос

тетрадь

47

Контрольная работа "Неметаллы"

05.03.19

1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме "Неметаллы"

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях

Уметь: применять полученные знания и умения

Периодический, контрольная работа

Органические вещества (13 ч)

48

Предмет органической химии

11.03.19

1

Урок изучения нового материала

Наука «Органическая химия» и предмет ее изучения. Отличие органических веществ от неорганических. Экспериментальное определение органических веществ. Валентность и степень окисления. Значение

Знать: понятия органические вещества, валентность, степень окисления, структурная и сокращенная формула вещества. Уметь: определять органические вещества по характерным признакам

Входной, групповой

§32, упр.3-5

49

Предельные углеводороды

12.03.19

1

Урок изучения нового материала

Гомологический ряд предельных углеводородов, гомологи. Изомерия, изомеры. Названия предельных углеводородов. Химические свойства предельных углеводородов - реакции горения, дегидрирования, разложения

Знать: понятия изомерия, изомер, предельные углеводороды, гомологи, гомологический ряд, реакция дегидрирования; общую формулу предельных углеводородов; строение, гомологический ряд, изомерию и названия предельных углеводородов; химические свойства предельных углеводородов.

Уметь: составлять структурные и сокращенные формулы предельных углеводородов и их изомеров и называть их; составлять уравнения реакций горения, дегидрирования и разложения предельных углеводородов; решать расчетные задачи по уравнениям реакций

Текущий, индивидуальный

§33, упр.3-5

50

Непредельные углеводороды.

18.03.19

1

Комбинированный

Особенности строения непредельных углеводородов. Гомологический ряд этилена, гомологи этилена. Названия углеводородов ряда этилена. Химические свойства непредельных углеводородов — реакции присоединения, горения

Знать: понятия непредельные углеводороды, полимер, реакции дегидратации, присоединения, полимеризации, гидратации; особенности строения, гомологический ряд, названия непредельных углеводородов; химические свойства непредельных углеводородов — реакции присоединения; качественные реакции на двойную связь.

Уметь: составлять структурные и сокращенные формулы непредельных углеводородов и называть их; составлять уравнения реакций горения, полимеризации, гидрирования, гидратации, бромирования непредельных углеводородов; определять качественной реакцией этилен

Текущий, индивидуальный

§34, упр.1-4

51

Ароматические углеводороды

19.03.19

1

Комбинированный

Бензол как представитель аренов.Строени, получение, изомерия, номенклатура аренов.

Знать: понятия аренов, особенности строения, гомологический ряд, названия изомеров; химические свойства; Уметь: составлять структурные формулы  и называть их; составлять уравнения реакций горения, полимеризации, гидрирования, гидратации, бромирования.

Текущий, индивидуальный

§35, упр.1-5

4 четверть (8 недель)

52

Спирты

01.04.19

1

Комбинированный

Функциональная группа спиртов. Предельные одноатомные спирты — метанол и этанол. Предельные двухатомные и трехатомные спирты — этиленгликоль и глицерин.

Знать: понятия функциональная группа; строение и названия предельных одноатомных и многоатомных спиртов; особенности физических свойств спиртов — метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина;.

Уметь: описывать свойства и физиологическое действие на организм спиртов.

Текущий, индивидуальный

§35, упр.1-3,5

53

Альдегиды

02.04.19

1

Комбинированный

Функциональная группа альдегидов Уксусный альдегид.

Иметь представление об альдегидах. Уметь характеризовать типичные свойства альдегидов.

Текущий, индивидуальный

§35, упр.1-5

54

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.

08.04.19

1

Комбинированный

Функциональная группа карбоновых кислот. Предельные одноосновные карбоновые кислоты и их названия. Физические  свойства уксусной кислоты  Реакция этерификации. Применение кислот.

Знать: понятия реакция этерификации; функциональную группу и общую формулу одноосновных карбоновых кислот, их названия; физические свойства этановой кислоты; области применения кислот. Уметь: составлять структурные и сокращенные формулы карбоновых кислот, называть их

Текущий, индивидуальный

§36, упр.3-5

55

Сложные эфиры

09.04.19

Комбинированный

Функциональная группа сложных эфиров. Реакция этерификации. Применение сложных эфиров

Знать: реакцию этерификации и формулы сложных эфиров

Текущий, индивидуальный. Доклады

§36, упр.6

56

Жиры

15.04.19

1

Комбинированный

Строение молекулы жира. Формула жира. Строение, физические свойства жиров животного и растительного происхождения. Применение жиров животного и растительного происхождения. Моющие средства: твердое и жидкое мыло, синтетические моющие средства (CMC)

Иметь представление о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот

Текущий, индивидуальный

§37, упр.1-4

57

Аминокислоты.

16.04.19

1

Комбинированный

Состав аминокислот. Амфотерность аминокислот. Реакция поликонденсации.

Знать: функциональные группы аминокислот (аминогруппа и карбоксильная группа); амфотерный характер аминокислот; Уметь: составлять структурные и сокращенные формулы аминокислот.

Текущий, индивидуальный

§38, упр.1-3

58

Белки

22.04.19

1

Комбинированный

Строение белка. Функции белков в организме. Цветные реакции на белок

Иметь первоначальные представления о белках и их роли в жовом организме.

Текущий, индивидуальный

§38, упр.4

59

Углеводы

23.04.19

1

Комбинированный

Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза — биологически важные органические соединения.

Знать: понятия двойственная функция, альдегидоспирт, фотосинтез; состав, классификацию углеводов; строение углеводов; химические свойства углеводов; нахождение углеводов в природе и их биологическое значение.

Уметь: характеризовать углеводы по строению, классификации, нахождению в природе, физическим свойствам

Текущий, индивидуальный

§39, упр.4-6

60

Полимеры

29.04.19

1

Комбинированный

Полимеры. Классификация полимеров. Реакции синтеза полимеров. Структура полимера. Пластмассы. Волокна

Иметь первоначальные сведения о полимерах на примере полиэтилена

Текущий, индивидуальный

§40, упр.1-5

61

Обобщение и повторение по теме: «Органические вещества»

30.04.19

1

Комбинированный

Строение, номенклатура органических веществ

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях

Уметь: применять полученные знания и умения

Устная и письменная самостоятельная работа по вопросам и заданиям

тетрадь

62

Контрольная работа №3  "Органические вещества"

06.05.19

1

Урок контроля знаний, умений и навыков

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме " Органические вещества"

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях

Уметь: применять полученные знания и умения

Периодический, контрольная работа

Обобщение и повторение по курсу химии за 8-9 классы (5 ч)

63

Общая классификация удобрений. Органические, органоминеральные, бактериальные.

07.05.19

1

Комбиниро-ванный

Удобрения, их роль в природе и экологических процессах на примере азотных, калийных, фосфорных удобрений. Состав, свойства и роль в техносфере.

Использовать внутри и межпредметные связи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Уметь отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Текущий, груп-повой

стр. 246-248

64

Минеральные удобрения (прямые и косвенные).

13.05.19

1

Комби-ниро-ванный

Текущий, груп-повой, доклады и сообщения

стр.249-251

65

Химическая мелиорация почв.

14.05.19

1

Комби-ниро-ванный

Текущий, груп-повой, доклады и сообщения

стр. 252-254

66

Азотные, калийные, фосфорные удобрения.

20.05.19

1

Комби-ниро-ванный

Текущий, груп-повой, доклады и сообщения

стр. 255-259

67

Практическая работа. Распознавание минеральных удобрений.

21.05.19

1

Комбинированный

Текущий, груп-повой, доклады и сообщения

стр. 260-261

№ п/п

дата

Тема работы

Форма проведения

план

факт

1

19.11.18

Осуществление цепочки химических превращений

Практическая работа №1.

2

20.11.18

Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа №2

3

26.11.18

Качественные реакции на ионы металлов

Практическая работа № 3

4

24.12.18

Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

Практическая работа №4

5

29.01.19

Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа №5.

6

11.02.19

Получение, собирание и распознавание газов.

Практическая работа № 6.

7

21.05.19

Распознавание минеральных удобрений

Практическая работа

1

03.12.18

"Металлы и их соединения"

Контрольная работа №1

2

05.03.19

"Неметаллы"

Контрольная работа №2

3

06.05.19

"Органические вещества"

Контрольная работа №3

График контрольных и  практических работ по химии

Приложение №1

Тестовая контрольная работа № 1 (9 класс).

1. Заряд ядра атома равен числу

1) протонов

2) электронов во внешнем электронном слое

3) нейтронов

4) энергетических уровней

2. Порядковый номер элемента равен

1) количеству нейтронов

2) электронов во внешнем электронном слое 3

) заряду ядра атома

4) числу энергетических уровней

3. Ядро атома состоит из

1) нейтронов, электронов

2) протонов, нейтронов

3) нейтронов, протонов, электронов

4) только протонов

4. Номер периода совпадает с числом

1) электронов

2) протонов в ядре

3) энергетических уровней

4) электронов на внешнем энергетическом уровне

5. Номер группы совпадает с количеством

1) электронов на последнем уровне

2) электронов в атоме

3) энергетических уровней

4) протонов в ядре атома

6. Атом

1) химически неделимая частица вещества

2) мельчайшая частица вещества

3) мельчайшая химически неделимая частица вещества

4) мельчайшая химически неделимая частица молекулы

7. Химический элемент

1) определенный вид атомов

2) мельчайшая частица вещества

3) составная часть молекулы

4) заряженная частица вещества

8. Металлы представлены в ряду

1) Ba, Ca, AL

 2) K, Si, Na

3) O, P, Pb

4) Na, N, Zn

9. Ряд неметаллов, в котором неметаллические свойства возрастают

1) O, CL, Si

2) N, C, B

3) N, O, F

4) N, S, Zn

10. Соотнесите место химического элемента в ПС и его знак

1) II период III группа                                               а) P

 2) III период II группа                                              б) F

3) III период V группа                                               в) B

 4) II период VII группа                                             г) Mg

11. Распределение электронов по орбиталям 1s22s22p63s23p4 в атоме

1) O

 2) N

3) F

4) S

12. Распределение электронов по орбиталям 1s22s22p63s23p4 имеет

1) CL+1

 2) N0

3) F-1 

4) S-2

13. Распределение электронов по энергетическим уровням 2 8 3 имеет

1) C

2) N

3) AL

4) Mg

14. Сколько электронов не хватает азоту до завершения энергетического уровня

1) 2 2) 3

3) 4 4) 5

15. Выберите символы элементов главных подгрупп

1) C, N, AL

2) Mg, Ca, Fe

3) O, S, Mn

4) Cr, CL, Si

Приложение №2

 Контрольная работа № 2 (9 класс).

1). Охарактеризуйте химические свойства натрия. Уравнения реакций

разберите с точки зрения окисления и восстановления.

2). Осуществите цепочку превращений:

FeO --->FeSO--->Fe(OH)2 --->Fe(OH)3 --->FeCL3---> FePO4

Уравнения реакций ионного обмена запишите в ионном виде.

3). Охарактеризуйте строение атома кальция с точки зрения положения

элемента в периодической системе.

4). При взаимодействии 23г натрия с водой было получено 10л водорода.

Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?

5). Сколько граммов сульфида алюминия можно получить при

взаимодействии 30г алюминия, содержащего 10% примесей с серой?

Приложение №3

Контрольная работа № 3 (9 класс).

  1. С какими из перечисленных веществ взаимодействует раствор соляной кислоты:            натрий, медь, гидроксид меди (II), хлорид натрия, оксид серы (IV), оксид кальция, силикат натрия. Выпишите соответствующие формулы.

  1. Допишите уравнения возможной реакции. Составьте электронный баланс.

Na F + CL2 =

Na CL + F=

  1. Осуществите превращения по схеме:

Mg3P2---> H3P---> P2O--->H3PO4---> K3PO4 --->Ag3PO4

Уравнения реакций обмена запишите как в молекулярном, так и ионном виде.

  1. Найдите массу оксида кальция, полученного при разложении известняка массой 110  г, в котором 10% примесей.

  1. Найдите объем водорода необходимый для получения аммиака массой 100г, если выход аммиака составляет 75%.

Приложение №4 Тест по теме "Галогены".

1 вариант

1. Среди галогенов – простых веществ - твердым является

  1. фтор               3.бром
  2. иод                 4.хлор

2. О фторе нельзя сказать, что он

  1. самый активный;
  2. самый электроотрицательный;
  3. самый агрессивный;
  4. самый легкий элемент.

3. Наиболее ярко выражены восстановительные свойства у

  1. фтора              3.брома
  2. иода                4.хлора

4. Из галогенов как отравляющее вещество в боевых действиях был применен впервые

  1. фтор                        3.бром
  2. иод                          4. хлор

5. Степень окисления хлора в соединении Са (ОСl)2

  1. -1           2. +1             3.+3               4.+5

6. Сила галогеноводородных кислот возрастает в ряду

  1. НСl, НВr, НI;
  2. НI, НВr, НСl;
  3. НВr, НI, НСl;
  4. НI, НСl, НВr..

2 вариант

1. Среди галогенов – простых веществ - жидким является

  1. фтор                        3.бром
  2. иод                          4. хлор

2. Электронную формулу внешнего энергетического уровня, общую для всех атомов галогенов, можно записать в виде

  1. ns2np2                   3.ns2np4
  2. ns2np3                   4.ns2np5

3. Наиболее ярко выражены окислительные свойства у

  1. фтора     2.хлора       3.брома       4.иода.

Лист корректировки программы

9 а класс

По программе -  68       часов.

№ п/п

Наименование главы (раздела)

Количество часов

по программе

по КТП

фактически

1.

Повторение по курсу химии за 8 класс

6 ч

5 ч

2.

Металлы

19 ч

19 ч

19 ч

3.

Неметаллы

23 ч

23 ч

23 ч

4.

Органические вещества

15 ч

15 ч

15 ч

5.

Обобщение и повторение по курсу химии за 8-9 классы

5 ч

5 ч

итого

68

67

67

Программа скорректирована:

1). Объединены уроки №5 и №6 Повторение. Периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома их значение;

Программа за 2018-2019 учебный год составлена с уплотнением материала.

Учитель ______________                                          Голубева Е.Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном коррекционном классе КРО VII вида, 8 класс (Рудзитис Г.Е.)

Адаптированная общеобразовательная программа курса химии составлена для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заключение  ТПМПК, обучающиеся в с  ...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 8 класс

  Рабочая программа учебного курса химии  для 8 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соотв...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 9 класс

  Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответству...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 11 класс

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...

рабочая программа по химии для детей с ОВЗ 9 класс

программа для индивидуального образования...

Рабочая программа по химия для детей с ОВЗ

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебн...