Методическая разработка урока химии по теме "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Урок содержит методическую разработку лабораторной работы в двух вариантах. Цели урока составлены по требованиям ФГОС, составлен кроссворд для домашненго задания. Содержит небольшую презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kisloty.zip1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Кислоты                

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хиславичская средняя общеобразовательная школа»

Кислоты

(урок химии 8 класс)

Выполнила:

Лизункова Наталья Михайловна,

учитель химии

Хиславичи

2013 г.


Оглавление

Тема        

Задачи        

Планируемые результаты обучения        

Оборудование        

Целеполагание        

Изучение нового материала        

Закрепление        

Домашнее задание        

Приложения        

Лабораторная работа        

Вариант 1        

Вариант 2        

Источники        


Тема:                             Кислоты

Цели:                          Изучение класса кислот

Задачи: 

Образовательные

Изучить разные виды классификации кислот, определить их химические свойства, выявить условия протекания  химических реакций, доказывающих свойства кислот.

Развивающие

  • Развивать   навыки самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  • Развить навыки работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
  • Развивать умения выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные

  • Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

Здоровьесберегающие

  • Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения:

личностные

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

 метапредметные

умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований;

развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий;

предметные

формирование первоначальных знаний о классификациях кислот, их физических и химических свойствах, формирование умений записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде

.

Методы: частично-поисковый

Оборудование: пробирки, спиртовка, держатель для  пробирок, яблоко, пакет сока, апельсин, лимон, банка с консервацией, растворы серной и соляной кислот, магний, алюминий, медь, индикаторы, персональный компьютер, виртуальная лаборатория,  ВИРТУЛАБ.

Ход  урока

Целеполагание

Посмотрите на изображения (слайд№1-5), на предметы на столе. Что объединяет все изображения и предметы? (кислоты). Мы уже знаем два определения кислот, давайте их вспомним. Можно открыть учебник §20, стр.103 и §36, стр. 201 и повторить определения кислот.

Как вы думаете, важны ли знания о кислотах в нашей жизни? Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? (изучить свойства кислот)

Какие  задачи вам нужно решить в ходе урока?  ( Выяснить с какими веществами будут реагировать кислоты)

Изучение нового материала

Какие кислоты вы помните из материалов прошлых уроков (формулы выписываем на доске). Кроме известных нам, существует огромное количество других кислот (слайд №6).Чем формулы  кислот отличаются  друг от  друга? (числом  атомов водорода, наличием кислорода). Эти отличия лежат в основе разных классификаций кислот. Откройте учебник, §38, стр. 210, познакомьтесь с таблице

Перечислите классификации кислот (классификация по наличию кислорода, классификация по основности, классификация по растворимости в воде, классификация по летучести, по степени электролитической диссоциации, по стабильности) Выпишите себе в тетрадь  из формул, приведенных на слайде№2 бескислородные и кислородсодержащие кислоты, одно-, двух- и трехосновные кислоты, растворимые и нерастворимые в воде, летучие и нелетучие( на стр.210 учебника прочитайте об этом качестве кислот), сильные и слабые кислоты, стабильные и нестабильные.

Все это многообразие кислот будет обладать схожими химическими свойствами. Чтобы изучить, их мы проделаем лабораторную работу (на столах лежат инструктивные карты лабораторной работы). При отсутствии реактивов можно использовать работу в виртуальной лаборатории.

Выполняем первый опыт «Действие кислот на индикатор». Сделайте вывод, почему кислоты действуют на индикатор одинаково? Какой индикатор лучше использовать для обнаружения кислот? На доске появляется запись:

1. Кислота + Индикатор = Индикатор меняет цвет (метиловый оранжевый становится розово-красным)

HCl = H+ + Cl-

H2SO4 = 2H+ + SO42-

H2CrO4 = 2H+ + CrO42-

Выполняем второй опыт «Взаимодействие кислот с металлами» Сделайте вывод, со всеми ли металлами реагируют кислоты? На доске появляется запись:

2. Кислота + Ме = Соль + Н2

2HCl + Mg = MgCl2 + H2

3H2SO4 + 2 Al = Al2(SO4)3 + 3H2 

 H2SO4 + Cu ≠

HCl + Ag≠      

С кислотами реагируют металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, а металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода (Cu, Hg, Ag, Au, Pt) с кислотами не реагируют.

Выполняем третий опыт «Взаимодействие кислот с оксидами металлов» Сделайте вывод, со всеми ли оксидами металлов реагируют кислоты? На доске появляется запись:

3. Кислота + Оксид Металла  = Соль + Н2О

6HCl + Fe2O3 =2 FeCl3 +3 H2O

H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O

Выполняем четвертый опыт «Взаимодействие кислот с основаниями» Сделайте вывод,  со всеми ли  основаниями реагируют кислоты? На доске появляется запись:

4. Кислота + Основание = Соль + Н2О

НCl + NaOH = NaCl + H2O

3H2SO4 +2 Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 +3H2O

С кислотами реагируют все основания. Если кислота реагирует со щелочью, то к кислоте нужно добавить вначале индикатор (метил.оранжевый).

Выполняем пятый опыт «Взаимодействие кислот с солями» Сделайте вывод, со всеми ли солями реагируют кислоты?   На доске появляется запись:

5. Кислота + Соль = Новая кислота + новая соль.

2HCl + K2CO3 =2 KCl + H2O + CO2

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 +2HCl

HCl + K2SO4 ≠

H2SO4 + CuCl2 ≠

Кислоты реагируют с солями если выделяется газ или выпадает осадок.


Закрепление

Закрепления изученного материала проводится с использованием интерактивного задания «Химические свойства кислот» Режим доступа:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_02.swf

Или можно предложить задание следующего содержания:

Допишите уравнения возможных реакций:

Вариант 1                                                             Вариант 2

HNO3 + Al(OH)3 =                                      H3PO4 + K2O =

H3PO4 + Ag =        H2SO3 + NaOH =

HCl + P2O5 =        HNO3 + O2 =

H2SO4 + Fe =        HCl + NO =

HNO3 + HgO =        HNO3 + Ag2O =

Рефлексия: нарисуйте смайлик, отражающий ваше состояние на уроке.

Домашнее задание

I уровень: §38, дайте характеристику H2SO3, используя различные признаки классификации кислот.

II уровень: §38, напишите уравнения лабораторной работы в ионном и сокращенном ионном виде.

III уровень: §38, выполните задание №4, №5.

Дополнительное задание: разгадайте кроссворды (лист 1, лист 2)


Приложения

Лабораторная работа  «Химические свойства кислот»

Правила техники безопасности

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем

4. Серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Вариант 1

Опыт 1. Действие кислот на индикатор.

Налейте в 3 пробирки по 1 мл соляной кислоты (HCl) и добавьте

  • в первую пробирку 2 капли лакмуса
  • во вторую пробирку 2 капли метилового  оранжевого
  • в третью пробирку – 2 капли фенолфталеина

Какие индикаторы изменили цвет? Какой индикатор лучше всего использовать для обнаружения кислот?

Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами.

Налейте в 3 пробирки по 1 мл соляной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку  несколько крупинок магния
  • во вторую пробирку  несколько кусочков железа
  • в третью пробирку  медную спираль

Во всех ли пробирках видны пузырьки газа (это выделяется водород)? Какие металлы реагируют с кислотами? Какие металлы не будут реагировать с кислотами? (Прочитайте  текст §38, стр.212)

 Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца

Опыт 3. «Взаимодействие кислот с оксидами металлов»

Налейте в 2 пробирки по 1 мл соляной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку несколько крупинок оксида меди(II) (CuO)
  • во вторую пробирку несколько крупинок оксида железа (III) (Fe2O3)

Содержимое пробирок немного подогрейте. Что наблюдаете?

Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца

Опыт 4. «Взаимодействие кислот с основаниями»

Налейте в 3 пробирки по 1 мл соляной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH)
  • во вторую пробирку несколько крупинок гидроксида железа (III) (Fe(OH)3)
  • в третью пробирку добавьте 2 капли метилового оранжевого и затем приливайте раствор гидроксида натрия до изменения цвета индикатора.

При каких условиях нужно проводить эту реакцию? Зачем добавляется индикатор? Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца

Опыт 5. «Взаимодействие кислот с солями»  

Налейте в 3 пробирки по 1 мл соляной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку несколько капель карбоната калия (K2CO3)
  • во вторую пробирку добавьте капель нитрата серебра (AgNO3)
  • в третью пробирку несколько сульфата калия (K2SO4)

Во всех пробирках видны изменения? При каких условиях реакция будет идти до конца? Прочитайте текст §38, стр. 213.

Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца


Лабораторная работа «Химические свойства кислот»

Правила техники безопасности

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем

4. Серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Вариант 2

Опыт 1. Действие кислот на индикатор.

Налейте в 3 пробирки по 1 мл серной кислоты (H2SO4) и добавьте

  • в первую пробирку 2 капли лакмуса
  • во вторую пробирку 2 капли метилового  оранжевого
  • в третью пробирку – 2 капли фенолфталеина

Какие индикаторы изменили цвет? Какой индикатор лучше всего использовать для обнаружения кислот?

Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца.

Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами.

Налейте в 3 пробирки по 1 мл серной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку  несколько крупинок магния
  • во вторую пробирку  несколько кусочков железа
  • в третью пробирку  медную спираль

Во всех ли пробирках видны пузырьки газа (это выделяется водород)? Какие металлы реагируют с кислотами? Какие металлы не будут реагировать с кислотами? (Прочитайте  текст §38, стр.212)

Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца.

Опыт 3. « Взаимодействие кислот с оксидами металлов»

Налейте в 2 пробирки по 1 мл серной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку несколько крупинок оксида меди(II) (CuO)
  • во вторую пробирку несколько крупинок оксида железа (III) (Fe2O3)

Содержимое пробирок немного подогрейте. Что наблюдаете?

Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца.

Опыт 4. «Взаимодействие кислот с основаниями»

Налейте в 3 пробирки по 1 мл серной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH)
  • во вторую пробирку несколько крупинок гидроксида железа (III) (Fe(OH)3)
  • в третью пробирку добавьте 2 капли метилового оранжевого и затем приливайте раствор гидроксида натрия до изменения цвета индикатора.

При каких условиях нужно проводить эту реакцию? Зачем добавляется индикатор?

Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца.

Опыт 5. «Взаимодействие кислот с солями»  

Налейте в 3 пробирки по 1 мл серной кислоты и добавьте

  • в первую пробирку несколько капель карбоната калия (K2CO3)
  • во вторую пробирку добавьте капель нитрата серебра (AgNO3)
  • в третью пробирку несколько сульфата калия (K2SO4)

Во всех пробирках видны изменения? При каких условиях реакция будет идти до конца? Прочитайте текст §38, стр. 213.

Напишите уравнения для всех реакций, идущих до конца


Источники:

  1. Габриелян О.С. Химия 8, учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:,  Дрофа, 2008
  2. Изображение. [Электронный ресурс]. – URL: http://ximvbytu.narod.ru/images/p10_l03p08p01.jpg (дата обращения 24.06.2013 г.)
  3. Изображение. [Электронный ресурс]. – URL: http://ximvbytu.narod.ru/images/p10_l01p2p00.jpg (дата обращения 24.06.2013 г.)
  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_02.swf

Лизункова Н.М., учитель химии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....