Конспект урока по теме "Сложные эфиры"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Конспект урока. "Сложные эфиры"
Цель урока:
- Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
- Развивающие: формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитательные: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока " Сложные эфиры" | 61.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "С ложные эфиры"
Учитель Ефимова Елена Викторовна, МБОУ «СОШ №6 г.Сафоново Смоленской области
Предмет ХИМИЯ
Класс 10. ФГОС
Автор УМК О.С. Габриелян, Химия, 10 класс « Дрофа», 2016
Дидактическая цель урока: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель урока:
- Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
- Развивающие: формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитательные: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами сложных эфиров, с понятием
«реакция этерификации». Научить их описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат);
2. Продолжить обучение умению работать с лабораторным оборудованием, умению формировать
гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат);
3. Формировать у учащихся умение управлять своей учебной деятельностью, подготовка их к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат)..
Планируемые образовательные результаты урока:
- Личностные: формирование умения понимать значимость естественнонаучных знаний в практической жизни.
- Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развивать умение работать с лабораторным оборудованием, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.
- Предметные: умение составлять уравнения реакций этерификации и называть формулы сложных эфиров по алгоритму, получение и изучение физических и химических свойства сложных эфиров.
Тип урока: изучение нового с элементами исследования
Методы обучения: Беседа, рассказ, сравнение, постановка и решение учебных проблем, самостоятельная работа, , самостоятельная исследовательская работа; дискуссия.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Сложные эфиры», проектор и компьютер, учебник О.С.Габриелян «Химия. 10 класс», рабочие тетради, инструктивные карточки Оборудование и реактивы для учителя: пищевые ароматизирующие добавки, фрукты и цветы, пробники духов, компьютер экран, проектор, презентация к уроку.
Оборудование и реактивы для учащихся: пробирки, CН3 СООН, С2Н5ОН, Н2SO4 (конц), бутиловый, изопропиловый спирт, масляная кислота, уксусная кислота, пробирка с газоотводной трубкой, пробирка – приемник, стакан с водой, спиртовка, спички, держатель, учебник.
ХОД УРОКА
I. Этап. Организационный. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Этап «Актуализация знаний и умений, постановка проблемы» 1 мин
Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит решить очень важные задачи, потому что вещества, о которых пойдет речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Посмотрите на предметы, находящиеся на столе. Как вы думаете, что их объединяет. Все они обладают запахами. Способность человека ощущать запахи, ароматы – один из даров природы. Какие же вещества являются причиной разнообразных запахов? Не знаете? Хотите узнать. Тогда я предлагаю вам открыть § 13 и прочитать.
5 минут Тема нашей совместной работы «Сложные эфиры». Я попрошу вас зафиксировать тему урока в тетради. И то, что я буду записывать на доске, вы будите переносить в тетрадь. Запишем тема урока «Сложные эфиры». Скажите мне, пожалуйста, когда мы начинаем изучать класс органических соединений, с чего мы начинаем, что вы должны об этом классе узнать.
Учитель. Ребята скажите, а какие из этих пунктов плана, которые мы озвучили, для вас самые сложные? Эти пункты мы обязательно разберём. А какие пункты вы можете найти в учебнике и самостоятельно разобрать. Я предлагаю вам проранжировать эти пункты, т.е пронумеровать и определить последовательность нашей совместной работы на уроке. Глядя на этот кластер, который у нас получился, сформулируйте задачу нашего урока. Что мы должны будем сделать? С чего мы будем изучать класс сложные эфиры? Мы с вами сегодня познакомимся с классом сложные эфиры, изучим их строение, свойства, способы получения и области применения.
Учитель. Прежде чем приступим к работе, я предлагаю вам вспомнить материал из предыдущих уроков. Проведём небольшую индивидуальную самостоятельную работу. Вы должны провести диагональ, соответствие. В первой колонке даны названия химическим веществам, а во второй их химические формулы. Запишите в тетрадь только буквы и соответствующую ей цифру. На работу отводиться 1 минута.
Индивидуальная самостоятельная работа по карточке.
Проверка у доски. 1-Г,2-Д, 3-Б, 4-В, 5-А. 1 минута
Учитель. Идите к доске. А вы ребята проверьте друг друга. Ребята у всех такой ответ? Запишите Фамилию в оценочном листе и поставьте себе оценку. Если не справились не чего страшного в течении урока разберёмся. Как вы определили, класс спирты (группа ОН), а кислоты? (карбоксильная группа). Скажите, для чего мы это всё повторяли?
Учитель. Мы изучили свойства карбоновых кислот. Кто мне сможет записать реакцию взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом. Можно в общем виде. Что можно сказать об этой реакции, какую роль играет серная кислота. Реакция обратимая, реакция этерификации, дегидратации, каталитическая. Учащиеся самостоятельно записывают уравнение реакции в тетради. 3 минуты
Учитель. Вы сами обозначили реакцию получения сложного эфира. Дайте определение сложным эфирам по учебнику. Предлагаю открыть учебник стр 92.
Учащиеся дают определение: Сложные эфиры – это функциональные производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещен на углеводородный радикал.
Слайд. Общая формула сложных эфиров одноатомных спиртов и одноосновных карбоновых кислот:
R-COO-R, где R и R1 углеводородные радикалы, исключение – эфиры муравьиной кислоты H–COO–R1.
Словарь иностранных слов Работа со словарем иностранных слов.
“Эфир – 1) по представлениям древних греков – верхний лучезарный слой воздуха…
2) физ. э. мировой – по представлениям физиков XVIII–XIX вв. – среда, заполняющая мировое пространство и промежутки между частицами вещества…
3) обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны;
Учитель. Как образуются названия сложных эфиров. Ребята, я попрошу вас выполнить следующее задание. У вас на парте лежит лист, где записаны формулы и название сложных эфиров. Попробуйте в течение минуты сформулировать правило или принципы названия сложных эфиров. Есть формула, и название сформулируйте правило. Сложно, я предлагаю вам один вариант.
1.Задание
Предложите правило номенклатуры.
Для того чтобы назвать сложный эфир нужно: ……..
Н – СОО – С2Н5
Этилметанат, этил формиат,
(этиловый эфир муравьиной кислоты,
муравьинометиловый эфир).
СН3-СОО - С2Н5
Этилэтанат
Этилацетат
(этиловый эфир уксусной кислоты
уксусноэтиловый эфир)
Слайд Номенклатура сложных эфиров.
Для того чтобы назвать сложный эфир нужно:
1. По названию спирта + тривиальное (историческое название кислоты) = метиловый эфир уксусной кислоты;
2. Название углеводородного радикала спирта + название аниона кислоты + окончание "ат” (все пишется слитно) = метилацетат;
3. Тривиальное название кислоты + название радикала от спирта + слово эфир = уксуснометиловый эфир;
4. Название радикала по спирту + систематическое (название кислоты + окончание "оат” = метилэтаноат
Самостоятельная работа 5 минут
Учитель: У нас есть формула вещества СН3СООСН3. Давайте попробуем дать ей названия.
1-3 группа по систематической номенклатуре.
4-6 группа тривиальное название
Слайд Взаимопроверка.
Слайд Изомерия сложных эфиров. 3 минуты Учитель: Дайте вспомним, какие вещества называют изомеры. Для сложных эфиров характерна структурная изомерия. Какие виды структурной изомерии вы знаете?
1-й вид – изомерия углеродного скелета (с бутановой кислоты или по спиртовому остатку с пропилового спирта)
2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группировки (в молекулах которых содержится не менее 4 атомов углерода)
3-й вид - межклассовая изомерия.
Учитель. Ребята скажите, на каком пункте плана мы с вами остановились. Какие вопросы мы рассмотрели? Что мы с вами дальше будем делать. Получение сложных эфиров. С реакцией получения познакомились, но мы не научились получать, мы, же ставили задачу получить сложный эфир. Согласны. Давайте представим, что вы – будущие сотрудники химического производства, где получают эфиры. Поработаем в группах в четвёрках. Я ограничиваю время 8 минут. Работаем по инструктивной карте. Распределите роли в группе, кто-то следит за временем проведение исследования. Ваша задача получить сложный эфир. Соблюдаем правило по ТБ инструкторы почитайте правила?
Лабораторная работа.
Работа в группах по инструктивным картам
1-2 группа. Используя формулы веществ: уксусная кислота и изобутиловый спирт, получить эфир.
3 группа. Используя формулы веществ: бутановая кислота и этиловый спирт, получить эфир.
4 группа. Используя формулы веществ: бутановая кислота и бутиловый спирт, получить эфир.
5-6 группа. Используя формулы веществ: уксусная кислота и изоамиловый спирт, получить эфир.
Учитель. Получилось? Уравнение реакции запишите на доске и выберите на демонстрационном столе предмет, который, подходит, вашей группе. Скажите, почему вы выбрали именно этот предмет. Оцените себя. Вам повезло, вы определили свои запахи верно. В оценочном листе поставьте один лайк самому активному участнику в группе. Укажите, кто вы были в группе. Закончили работу в группах, можно встать и поаплодировать друг другу. Вы молодцы. закончили работать в группе. Результат получен. Я очень рада. Можно встать и поаплодировать друг, другу.
Физические свойства сложных эфиров. 1 минута
Фронтальный опрос: Ребята, скажите, физические свойства в группе вы обсудили? Укажите, какие физические свойства характерны для сложных эфиров: агрегатное состояние, Запах, цвет, плотность, (жидкости летучие, запах резкий легче воды). Из этого можно сказать, где применяются сложные эфиры.
Слайд Применение сложных эфиров.
Учитель. Сложные эфиры достаточно широко распространены в природе. Они входят в состав эфирных масел растений, придавая им цветочный или фруктовый аромат. Учитывая, что сложные эфиры малотоксичны, их применяют в пищевой и парфюмерной промышленности в качестве отдушек и усилителей запахов. Некоторые из сложных эфиров готовятся искусственно и под названием «фруктовых эссенций» широко применяются в кондитерском деле, в производстве прохладительных напитков. За благотворное комплексное воздействие летучих веществ растений на человека их назвали аэровитаминами.
Воски – твёрдые сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноатомных спиртов.
Пчелиный воск C15H31-COO-C30H61 (эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта)
Учитель. Ребята посмотрите на кластер, что вы для себя узнали, что мы ещё не изучили. Химические свойства. Согласна. Я предлагаю посмотреть на слайд и обсудить. Причём гидролиз может быть кислотный продукты кислота и спирт, а также щелочной продукты соль карбоновой кислоты и спирт. И ещё одно свойство характерное для всех органических соединений, реакция горения, продукты реакции углекислый газ и вода.
Слайд Химические свойства сложных эфиров. 4 минуты
Учитель:
- Гидролиз Характерное свойство сложных эфиров – взаимодействие их с водой (гидролиз). При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:
- R C OOR* + HOH RCOOH +R*OH
- В присутствии основания реакция гидролиза сложных эфиров доходит до конца. Омыление:
R C OOR* + NaOH —> RCOONa + R* OH
2.Реакция горения Лабораторный опыт Зажгите спиртовку, поднесите апельсиновую корку и осторожно нажмите на пламя . Что наблюдаете. Делаем вывод. Эфиры горючие вещества.
Индивидуальная работа. (Взаимопроверка) Запишите уравнение реакции горения
С4 Н9-СОО-С5Н11 (апельсиновый запах)
С10Н20 О2+ 15O2 => 10CO2 + 10
IV. Этап «Закрепление нового материала» 5 минут
Учитель: Ребята посмотрите на кластер. в результате урока мы достигли цели? Да.
Мы получили знания! В ходе сегодняшнего урока, что вы для себя узнали. Где и как вы сможете применить свои знания по данной теме?
В результате работы поставьте себе в оценочном листе итоговую отметку.
Поднимите руки у кого пятёрки, четвёрки. У кого сегодня не очень получилось, не расстраивайтесь, у вас есть время разобраться.
Рефлексия Я предлагаю вам выразить своё отношение к полученным знаниям.
V. Этап «Домашнее задание» 2 минуты
Учитель. Запишите дом задание § 13. упр 2,3.
Данные задания на умение работать с информацией и на развитие коммуникативных умений. Ваша задача, подготовить мини- проект, продуктом которого будет реклама. Копирайтинг. Кто знает этот вид профессиональной деятельности?
Копира́йтинг — профессиональная деятельность по написанию текстов и текстов для презентаций.
- Баннерная реклама
- Листовки
- Визитки (Буклет)
Учитель. Спасибо вам ребята за работу. Вы сегодня были молодцы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктивная карта
Лабораторная работа «Получение сложных эфиров» (7 минут)
ПОЗИЦИЯ. Распределить роли вы можете по желанию (Инструктор , лаборант,
следил за временем, теоретик ).
ПТБ
Ход работы
1.В пробирку налейте 0,5 мл……. спирта (пробирка №1)
2.Добавьте 0,5 мл ……. кислоты (пробирка №2)
3.Осторожно прилейте 0,25 мл концентрированной H2SO4 (пробирка №3)
4.Закройте пробирку трубкой.
5. Прогрейте пробирку и аккуратно нагревайте реакционную смесь, не допуская сильного кипения, в течение 1 минуты.
6.Охладить смесь и перелейте раствор из пробирки в стакан с водой.
Вопросы и задания
1.Что наблюдаете при отстаивание реакционной смеси?
2.Какой слой представляет собой эфир?
3.Аккуратно понюхайте полученный раствор и определите.
4.Запишите уравнение реакции получения вашего эфира в тетради и на доске.
5. Назовите полученное соединение.
6.Укажите, какие физические свойства характерны для сложных эфиров (агрегатное состояние ,запах, цвет, плотность)
7. Подготовьтесь к защите работы.
Самостоятельная работа по группам.
Составить уравнения реакции этерификации.
- 1-2 группа. Используя формулы веществ: уксусная кислота и изобутиловый спирт, получить эфир.
- 3-4 группа. Используя формулы веществ: уксусная кислота и изоамиловый спирт, получить эфир..
- 5-6 группа. Используя формулы веществ: бутановая кислота и этиловый спирт, получить эфир
Учащиеся по группам обсуждают написание уравнений реакций этерификации, затем один человек из группы записывает результаты на доске.
Лист самооценки Ф.И.______________________
1.Выполнено задание на соответствие
Критерии оценивания | Моя отметка |
Верно 5 из 5 «5» 4 из 5 «4» 3 из 5 «3» | ___________ ___________ ___________ |
2.Оценка работы в группе
Позиция (роль) | Самооценка | Сделай свой выбор. (поставьте LIKE самому активному участнику в группе) | |||
Ф.И | Ф.И | Ф.И | Ф.И |
- Оценка самостоятельной работы
Прогнозируемая оценка | Взаимопроверка | Рефлексия |
1. 2. 3. 4. 5. |
Итоговая отметка___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок химии"Сложные эфиры" 10 класс
Данный урок является составляющим курса "Органическая химия" в теме "Кислородсодержащие соединения". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.На уроке используются современные образов...
План-конспект урока по химии на иему "Сложные эфиры" с использованием ЭОР.
Изучение класса сложных эфиров с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока(ФГОС)"Сложные эфиры"
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА "Сложные эфиры" в 10 классе по ФГОС...
Конспект урока в 10 классе "Сложные эфиры"
Один из самых интересных уроков при изучении оганической химии. Сложные эфиры широко распространены в природе. Аромат цветов, ягод, фруктов обусловлен присутствием в них тех или иных сложных эфиров. У...
Конспект урока :" Сложные эфиры .Реакция этерификации."
Кокспект урока по химии 10 класса " Сложные эфиры.Реакция этерифиации"...
конспект урока, презентация и приложения к уроку "Жиры - сложные эфиры", 10 класс
конспект урока, презентация и приложения к уроку "Жиры - сложные эфиры", 10 класс. УМК О.С.Габриеляна. Технология деятельностногол подхода....
Урок 22. Сложные эфиры. Жиры
Урок 22. Сложные эфиры. Жиры...