конспект урока, презентация и приложения к уроку "Жиры - сложные эфиры", 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс)
конспект урока, презентация и приложения к уроку "Жиры - сложные эфиры", 10 класс. УМК О.С.Габриеляна. Технология деятельностногол подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_zhiry.doc | 27.5 КБ |
konspekt_uroka_zhiry_potapova.docx | 23.5 КБ |
urok_zhiry_potapova.ppt | 1.92 МБ |
list_samostoyatelnoy_raboty_po_teme_zhiry_potapova.doc | 373.5 КБ |
zadaniya_gruppam_zhiry_potapova.doc | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Тесты «Жиры»
1. Жиры представляют собой сложные эфиры:
1. одноатомных спиртов и карбоновых кислот
2. глицерина и минеральных кислот
3. этанола и высших карбоновых кислот
4. глицерина и высших карбоновых кислот
2. Природный жир является жидким, если в его состав входят остатки:
1. предельных высших карбоновых кислот
2. непредельных высших карбоновых кислот
3. минеральных кислот
4. простых эфиров
3 . Жидкий жир превращается в твердый в процессе
1. окисления
2. гидролиза
3. гидратации
4. гидрирования
4. Небратимый гидролиз жиров протекает при нагревании и действии на них
1. водных растворов минеральных кислот
2. водных растворов щелочей
3. карбоновых кислот
4. спиртов
5. В цепочке превращений: олеиновая кислота 🡪 триолеат 🡪 Х 🡪 стеариновая кислота веществом Х является:
1. глицерин
2. стеарат натрия
3. тристеарат
4. вода
6. При горении 11,125 г животного жира, состоящего на 80% из тристеарата, выделилось углекислого газа:
1. 12,2 л
2. 12,5 л
3. 12,8 л
4. 13,1 л
Предварительный просмотр:
- МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 68 г. Липецка.
- Потапова Елена Константиновна.
- Химия.
- 10 класс, профильный химико-биологический.
- УМК Габриеляна О.С.
- Жиры – сложные эфиры.
- Задачи урока:
Задачи | Для учителя | Для обучающегося |
1. Образова- тельные | Создать условия для воспроизведения и закрепления знаний и умений обучающихся по теме. | Дополнить и развить представления об основных понятиях темы: сложные эфиры, реакция этерификации, гидролиз и щелочной гидролиз сложных эфиров, «добыть» новые знания о строении, физических и химических свойствах, получении, сферах применения и биологической роли жиров, научиться применять полученные знания для выполнения заданий . |
2. Развива- ющие | Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью. | Развивать умение находить взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать проблему и находить пути ее решения, осуществлять рецензирование ответов одноклассников и самооценку, рефлексию. |
3. Воспита- тельные | Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умения проводить самооценку. | Формировать и совершенствовать навыки культуры умственного труда, адекватной оценки своей деятельности. |
- Оборудование:
презентация Power Point (Приложение 3), Листы самостоятельной индивидуальной работы (Приложение 1), листы заданий для первичного контроля знаний – тесты «Жиры» (Приложение 2), для выполнения задания на этапе актуализации и его проверки у доски – листы плотной бумаги А5 и маркеры, магниты – для закрепления, предметы на столах учащихся: духи с цветочным ароматом, грушевый напиток, банан, пластиковая бутылка с маркировкой РЭТФ, хризантема, пчелиный воск, жидкость для снятия лака, предметы на столе учителя: маргарин, масло подсолнечное и сливочное, майонез, мыло, стиральный порошок, сосуды с водой (4), салфетка, раствор фенолфталеина, на столах учащихся для проведения лабораторных работ: 3 пробирки с подсолнечным масло, вода, растворитель типа тетрахлорметана, толуола или т. п., подкисленный раствор перманганата калия, задания для групповой работы (Приложение 4), кластер «Сложные эфиры», составленный учащимися на предыдущем уроке.
- Ход урока.
- Вызов (мотивация).
Учитель: (Слайд 1) Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество превращений. Быть химиком – значит постигать мир веществ, по словам Лайнуса Полинга. Мы продолжаем знакомство с этим миром – миром веществ, который подарил и те предметы, что у вас на столах (Слайд 2). Все эти предметы связаны с темой предыдущего урока («Сложные эфиры») – как? К какой группе органических веществ относятся вещества, входящие в состав фруктов, растворителей, воска, пластика? Вы правы, это сложные эфиры.
- Актуализация знаний.
(Слайд 3) Чтобы выяснить, что известно вам о составе и свойствах сложных эфиров, предлагаю выполнить задания (работа в парах):
1. Составьте уравнение реакции получения предложенного вещества, укажите условия ее протекания, назовите сложный эфир.
2. Запишите 1-2 уравнения, характеризующих химические свойства предложенного сложного эфира, назовите продукты реакций.
Учитель тем временем выполняет такое же задание – записывает формулы веществ, входящих в состав предметов, находящихся на его столе:
Задания выполняют на листах плотной бумаги маркерами. Время работы – 2-3 минуты. Для проверки листы с выполненным заданием размещаем на доске с помощью магнитов. Формулы используемых сложных эфиров представлены в таблице на Слайде 4. Подводим итоги этапа актуализации знаний ( Слайд 5).
- Формулирование проблемы урока, постановка учебных задач.
Вы справились со своей задачей, учебным материалом о сложных эфирах владеете. А теперь взгляните на результат моей работы, сравните формулы веществ, отражающих состав масла, маргарина, к какой группе пищевых продуктов, кстати, их можно отнести? Это жиры. Можно ли отнести жиры к сложным эфирам? Почему? В строении отмечаем функциональную группу сложных эфиров. Но достаточно ли только этого признака для классификации веществ? Что необходимо еще узнать о жирах, чтобы с полной уверенностью определить их место среди органических веществ?
В ходе фронтальной беседы учащиеся формулируют проблему и задачи урока (Слайды 6-7).
- «Открытие нового знания».
Поставленные задачи решаем в ходе самостоятельной работы в группах (6 групп). Для каждой группы задание – Приложение 4. Время работы – 7-8 минут. За это время учащимся нужно прочитать предложенный текст, осмыслить, как представить эту информацию одноклассникам, подготовить комментарий слайда (в задании представлен «немой» вариант слайда: недописанное уравнение или назаполненная схема). По истечении 7-8 минут группы представляют свою работу. Информацию о строении, свойствах, получении, применении , биологической роли жиров во время отчета групп учащиеся фиксируют в Листах самостоятельной индивидуальной работы (Приложение 1). Отчет сопровождается слайдами 8-24. Во время отчета учащиеся выполняют 2 лабораторные работы: «Растворимость жиров в воде и в органических растворителях», «Обнаружение непредельного характера кислотных остатков в подсолнечном масле». Учитель предваряет лабораторные работы инструктажем по правилам охраны труда при работе в кабинете химии. Параллельно с отчетом групп учащиеся составляют на доске кластер «Жиры», отмечая характерные признаки этой группы веществ. При подведении итогов этапа урока необходимо вернуться к проблеме и задачам урока: выполнили мы их? (Слайд 25) – и ответить на вопрос урока: являются ли жиры сложными эфирами. Использовать в помощь для сравнения сложных эфиров и жиров соответствующие кластеры.
- Первичное закрепление (пробное действие).
Тестирование по теме «Жиры» (6-7 минут) с проверкой по эталону (Слайды 26-28).
- Включение нового знания в систему знаний.
Часто в быту мы сталкиваемся с проблемой выведения жировых пятен - испортили новую кухонную салфетку или залоснился воротник пальто. Используя свои знания по химии жиров, предложите пути решения проблемы. Демонстрационный эксперимент «Домашняя химчистка»: для выведения жирных пятен с хлопчатобумажных тканей следует использовать щелочное средство (мыло или СМС, основный характер подтвердить с помощью фенолфталеина) и горячую воду (для увеличения скорости реакции щелочного гидролиза), а для чистки засаленных мест на воротниках используют тампон, смоченный в неполярном растворителе: ацетоне, бензине. Можно в моющие растворы добавлять нашатырный спирт, который тоже обладает основными свойствами.
- Рефлексия.
Наша встреча с миром веществ подходит к концу. Оцените, пожалуйста, урок и свое участие в нем, ответив на вопросы:
Я узнал(а) много нового?
Мне это пригодится в жизни?
На уроке было о чем подумать?
На все вопросы, возникающие на уроке, я получил(а) ответы?
На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)?
Чем больше утвердительных ответов вы дали, тем более удачным я оцениваю наш урок. Если какие- то разделы учебного материала требуют дополнительного внимания, поработайте еще над темой «Жиры» самостоятельно дома, используя конспект, составленный на уроке. Учитель дает оценку ответам учащихся.
- Домашнее задание.
Оно тоже зафиксировано в Листах самостоятельной индивидуальной работы. Н а следующем уроке эти Листы нужно будет сдать на проверку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание: 1. Составьте уравнение реакции получения предложенного вещества, укажите условия ее протекания. 2. Запишите 1-2 уравнения, характеризующих химические свойства предложенного сложного эфира, назовите продукты реакций.
Формула сложного эфира Название Образец СН 3 СОО С 4 Н 9 Бутил овый эфир уксусной кислоты Грушевый напиток Н OO С 4 Н 4 СОО - - СН 2 СН 2 OH этандиол овый эфир терефталевой кислоты Пластиковая бутылка С 15 Н 31 СОО С 31 Н 63 Мирицил овый эфир пальмитиновой кислоты Пчелиный воск С 6 Н 5 СОО С 2 Н 5 Бензиловый эфир бензойной кислоты Цветок хризантемы С 4 Н 9 СОО С 5 Н 11 Изоамил овый эфир изовалериановой кислоты Банан СН 3 СОО С 2 Н 5 Этиловый эфир уксусной кислоты Жидкость для снятия лака С 6 Н 5 СОО СН 2 С 6 Н 5 Бензиловый эфир бензойной кислоты Духи с цветочным ароматом
Сложные эфиры - -продукты реакции этерификации- взаимодействия спиртов с карбоновыми кислотами - подвергаются гидролизу, продуктами являются соответствующие спирт и кислота - подвергаются щелочному гидролизу, продуктами являются соль соответствующей кислоты и спирт - сгорают в кислороде этерификация гидролиз
Жиры
Являются ли жиры сложными эфирами? Задачи урока: Выяснить особенности строения молекул жиров. Описать физические свойства жиров. Классифицировать жиры на основании их свойств и особенностей строения. Изучить химические свойства и способы получения жиров. Объяснить биологические функции и области применения жиров на основании их свойств.
Жиры - сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот Где R, R 1 , R 2 - радикалы, входящие в состав высших карбоновых кислот: пальмитиновой (-С 15 Н 31 ), стеариновой (-С 17 Н 35 ), олеиновой (-С 17 Н 33 ), линолевой (-С 17 Н 31 ) и др.
Физические свойства жиров - жидкие, мазеобразные или твердые вещества, легкоплавкие, - нерастворимы в воде, хорошо растворимы в неполярных растворителях (ацетоне, бензине, тетрахлорметане), - не имеют точки плавления, плавятся в интервале температур, т.к. представляют собой смеси разных молекул, - при высоких температурах размягчаются, - плотность жиров менее 1 г/мл.
Твердые жиры
Жидкие жиры
Классификация жиров
Химические свойства жиров Гидролиз Щелочной гидролиз Реакции, характерные для остатков непредельных кислот в составе жиров Окисление
Гидролиз жиров стеариновая кислота С 17 Н 35 С 17 Н 35 С 17 Н 35 О О О + 3 H 2 O H + , t H H тристеарат глицерин + 3C 17 H 35 COOH H
Щелочной гидролиз (омыление) жиров С 17 Н 35 С 17 Н 35 С 17 Н 35 О О О + 3 NaOH t H H H жир глицерин мыло +3C 17 H 35 COONa Мыла – натриевые или калиевые соли высших карбоновых кислот
Гидрирование жидких жиров С 17 Н 33 С 17 Н 33 С 17 Н 33 О О О + 3 H 2 Ni, t, p С 17 Н 35 С 17 Н 35 С 17 Н 35 О О О Жидкий жир (триолеат) Твердый жир (тристеарат)
Горение жиров 2 C 57 H 110 O 6 +163 O 2 114 CO 2 + 110 H 2 O
Получение жиров Выделение из животных и растительных организмов Реакция этерификации в пробирке или в клетках на мембранах комплекса Гольджи и эндоплазматической сети
Н Н Н R 1 COOH R 2 COOH R 3 COOH + +3Н 2 О H+, t глицерин ВКК Жир (триглицерид) Получение жиров
Применение жиров
Функции жиров Энергетическая (при полном расщеплении 1г жира до СО 2 и Н 2 О освобождается 38,9 кДж энергии); Структурная (жиры – важный компонент каждой клетки, в частности, мембранных структур);
Функции жиров Защитная (жиры накапливаются в подкожных тканях и тканях, окружающих внутренние органы), Запасная, Источник эндогенной воды.
Продукты, богатые жирами
Сколько жиров нам нужно? Врачи советуют 60 - 80 граммов жиров в сутки. Ненасыщенных жиров (растительное масло, жирная рыба) в три раза больше, чем насыщенных (колбаса, мясо, жирные сладости). Изучайте информацию на этикетках продуктов.
Являются ли жиры сложными эфирами? Задачи урока: Выяснить особенности строения молекул жиров. Описать физические свойства жиров. Классифицировать жиры на основании их свойств и особенностей строения. Изучить химические свойства и способы получения жиров. Объяснить биологические функции и области применения жиров на основании их свойств.
Проверка теста «Жиры» 1. Жиры представляют собой сложные эфиры: 1. одноатомных спиртов и карбоновых кислот 2. глицерина и минеральных кислот 3. этанола и высших карбоновых кислот 4. глицерина и высших карбоновых кислот 2. Природный жир является жидким, если в его состав входят остатки: предельных высших карбоновых кислот непредельных высших карбоновых кислот минеральных кислот простых эфиров
Проверка теста «Жиры» 3 . Жидкий жир становится твердым в процессе 1. окисления 2. гидролиза 3. гидратации 4. гидрирования 4 . Небратимый гидролиз жиров протекает при нагревании и действии на них 1. водных растворов минеральных кислот 2. водных растворов щелочей 3. карбоновых кислот 4. спиртов
Проверка теста «Жиры» 5. В цепочке превращений: олеиновая кислота триолеат Х стеариновая кислота веществом Х является: 1. глицерин 2. стеарат натрия 3. тристеарат 4. вода 6 . При горении 11,125 г животного жира, состоящего на 80% из тристеарата, выделилось углекислого газа: 1. 12,2 л 3. 12,8 л 2. 12,5 л 4. 13,1 л
Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было о чем подумать. На все вопросы, возникающие на уроке, я получил(а) ответы. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Предварительный просмотр:
Лист самостоятельной работы по теме «Жиры»
_______________________________________________
1. Жиры - сложные эфиры __________________ спирта _________________ и
___________ ______________ кислот.
Высшие карбоновые кислоты (всего около 300, чаще встречаются 20):
А) стеариновая С17Н35СООН
Б) пальмитиновая С15Н31СООН
В) олеиновая С17Н33СООН
Г) линолевая С17Н31СООН
Д) линоленовая С17Н29СООН
2. Общая формула жиров:
3. Номенклатура жиров. Назовите вещество по систематической
_____________________________ и рациональной _________________________ номенклатуре:
О
1 II
СН2 – О – С – С17Н33
I О
2 II
СН – О – С – С17Н35
I О
3 II
СН2 – О – С – С17Н33
4. Физические свойства жиров:
А) агрегатное состояние при обычных условиях:______________ и ______________
Б) температуры плавления_______________ , точки плавления не имеют, т.к. представляют собой смеси разных молекул.
В) В воде ____________________ , растворимы в ______________________________ .
Г) Плотность жиров менее 1 г/мл.
Лабораторная работа «Растворимость жиров в воде и в органических растворителях».
В две пробирки налейте по 1 мл подсолнечного масла, в одну добавьте 1-2 мл воды, в другую – 1-2 мл ацетона или бензина, взболтайте содержимое. Что наблюдаете? Объясните причину такого «поведения» жира в разных растворителях.
5. Классификация жиров. Признаки классификации: _________________________ и
_________________________ .
6. Химические свойства жиров.
а) Составьте УХР гидролиза тристеарата, назовите продукты реакции:
б) Составьте УХР щелочного гидролиза трипальмитата, назовите продукты реакции:
В) Составьте УХР гидрирования триолеата, назовите продукт реакции:
Г) Составьте УХР горения тристеарата, свернув его формулу до молекулярной, назовите продукты реакции, укажите условия ее протекания:
C57 H110 O6 + O 2 🡪
Д) При высокой температуре жиры разлагаются с образованием смеси продуктов. В частности, из глицерина образуется акролеин – непредельный альдегид, обладающий слезоточивым действием. Запишите уравнение реакции разложения глицерина с образованием акролеина и воды:
О
//
🡪 СН2 = СН – С + ...
\
Н
Е) Лабораторная работа «Обнаружение непредельного характера кислотных остатков с растительном масле». В пробирку налейте 1-2 мл подсолнечного масла, добавьте равный объем подкисленного раствора перманганата калия, встряхните содержимое пробирки. Что наблюдаете? Как объяснить изменение окраски раствора? Запишите схему ХР окисления с участием триолеата:
7. Получение жиров:
А) ___________________________из растительных и животных организмов. Источниками жиров являются живые организмы. Среди животных - это коровы, свиньи, овцы, куры, гуси, киты, тюлени, рыбы (акула, тресковые, сельди). Из печени трески и акулы получают рыбий жир, из сельдевых – жиры, используемые для подкормки сельскохозяйственных животных. Еще шире используются масла растений: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута и др.
Б) реакция _____________________________ .
8. Применение жиров:
а) Жиры используются в пищу___________________________________________________
б) некоторые масла используются для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей).
в) ряд жиров имеют лекарственное значение:______________________________________
г) жиры сельдевых рыб используются _____________________________________________
д) растительные масла используются для производства маргарина,
е) животные жиры – для производства мыла, стеариновых свечей.
ж) для получения глицерина, смазочного материала.
9. Биологические функции жиров:
- ____________________________________ (входят в состав клеточных мембран)
- ____________________________________ (энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем белков и углеводов, 1г. жира при окислении дает 9 ккал энергии)
- ____________________________________ (теплорегуляция, механическая защита органов)
- ____________________________________ (в жирах осуществляется запас энергии и воды).
5. Жиры являются источниками незаменимых жирных кислот, например,
арахидоновой кислоты, являющейся предшественницей простогландинов –
регуляторов обменных процессов. Некоторые жиры являются источниками для
синтеза витаминов, гормонов.
10. Сколько нужно жира в день? Совсем неправы будут те, кто считает, что жир совсем не должен содержаться в рационе питания. Во-первых, это почти невозможно, т.к. все продукты, даже фрукты и овощи, содержат некоторое количество жиров. Во-вторых, жир необходимо организму для липидного обмена (замены жиров) и клеточного строительства внутри организма (жир участвует в построении мембран клеток). Так вот, животного жира желательно употреблять не более 60 г в день, что в калориях равняется 560 Ккал (жир калорийнее белков и углеводов, т.к. 1 г жира содержит 9,3 Ккал). Кроме того, организму просто необходимы растительные жиры, например, Омега 3 жирные кислоты, еще 30 граммов. Для того, чтобы хоть примерно высчитать количество потребляемых жиров, пользуйтесь информацией на упаковках тех или иных продуктов. Помните, что употреблять слишком мало жиров тоже очень вредно. Человек становится вялым и слабым, организм функционирует не так, как следует. В тоже время, потребление жиров выше нормы, приводит к лишнему весу, поражению печени и поджелудочной железы. Во всем требуется мера.
11. Домашнее задание: параграф 21, № 8 стр. 201.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок презентация "Поверь, не так и сложное предложение сложное"
ØЧто такое предложение? •ØБез чего не может существовать предложение: -без однородных членов -без второстепенных членов -без грамматической основы ? ...
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"
Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:· обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"
Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)
Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....
презентация по химии на тему "Сложные эфиры"
В материале представлена информация о том, что представляютиз себя сложные эфиры, где они находятся в природе, каковы их физические и химические свойства, как их получают и где используют, а также зан...