Для учителей рабочая программа
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс)

КАЛИНИНА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА

Рабочая программа химия 9 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_9b.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                    «Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                                                                   Утверждаю

                                                                                                   Директор школы:

                                                                                                   _____________/Овчинникова И.М./

                                                                                                         « 30 »  августа         20 19 г.

Рабочая программа по химии

(базовый уровень)

9 Б  класс

                                                                               Составитель: Калинина Татьяна Дмитриевна,        

                                                                               учитель химии и биологии высшей категории

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

В учебном плане МБОУ Бутовская СОШ №1 на изучение предмета химии отведено 2

часа в неделю 68 часов в год (из расчета 34 учебные недели).

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе:

федерального компонента государственного стандарта общего образования;

авторской  программы  по  химии  для8  -  9  классов  (автор  Н.  Н.  Гара.  Изд.

«Просвещение»  М., 20016);

учебника «Химия  (авторы Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Изд. «Просвещение»  М.,2017),входящего        в федеральный        перечень учебников, рекомендованных

Министерством образования Российской Федерации к использованию в

образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Основные цели :

  • создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребенка;
  • сформировать желание и умение учиться и на этой основе обеспечить развитие у ребенка чувства собственного достоинства;
  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
  • оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества;
  • сформировать первые навыки творчества;
  • обеспечить достаточно прочную базисную общеобразовательную подготовку.
  • обеспечить получение выпускниками качественного образования, подтверждаемого результатами независимой экспертизы ЕГЭ, результатами поступления в престижные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования
  • обеспечить развитие теоретического мышления и высокий уровень общекультурного развития;

Задачи изучения химии.

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правили техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Повторение курса химии  8 класса

5

2.

Многообразие химических реакций

18

3.

Многообразие веществ

38

4.

Краткий обзор важнейших органических веществ

7

Итого

68

         

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учётом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

- осознание роли веществ (1-я линия развития);

- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);

- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);

- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);

- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Учащиеся научатся:

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  9Б КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Содержание

Количество часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

                           Повторение основных вопросов курса 8 класса (5 ч.)

1

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов

Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

1

2

Химическая связь. Строение вещества

1

3

Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация

1

4

Основные классы неорганических соединений: их свойства

1

5

Расчёты по химическим уравнениям

1

Раздел 1. Многообразие химических реакций (18 ч)

6

Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)

Окислительно-восстановительные реакции.

Реакции соединения, реакции разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

1

7

Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.

1

8

Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотермические реакции.

1

9

Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

1

10

Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

1

11

Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

1

  12

Тема 2. Электролитическая диссоциация (12 ч)

Сущность процесса электролитической диссоциации.

1

13

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

1

14

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

1

15-16

Реакции ионного обмена и условия их протекания.  

2

17-18

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

2

19

Гидролиз солей.

1

20

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

1

21

Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.

1

22

Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

23

Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

Раздел 2. Многообразие веществ (38 ч)

24

Тема 3. Галогены (4 ч)

Общая характеристика неметаллов. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов. Хлор

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические  свойства  хлора.  Применение.  Хлороводород.  Соляная  кислота  и  ее  соли. Сравнительная характеристика галогенов.

1

25

Хлороводород: получение и свойства.

1

26

Соляная кислота и её соли.  

1

27

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств. 

1

28

Тема 4. Кислород и сера (6 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера.

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные видоизменения кислорода.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы. Наличие серы в атмосфере и поверхности  планет. Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

 Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

1

29

Сероводород. Сульфиды.

1

30

Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.

1

31

Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.

1

32

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

1

33

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

1

34

Тема 5. Азот и фосфор (9 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак. Присутствие аммиака в космосе и его влияние на возрождение новой жизни  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

1

35

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

1

36

Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.

1

37

Соли аммония.  

1

38

Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

39

Азотная кислота.

1

40

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

1

41

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

1

42

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения

1

43

Тема 6. Углерод и кремний (8 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод.

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. . Космический «темный» углерод 

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

1

44

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

1

45

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.  

1

46

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

47

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность

1

48

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси

1

49

Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»

1

50

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

1

51

Тема 7. Общие свойства металлов (11 ч)

Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы металлов

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Металлы IА–IIIА-групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Железо.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Металлургия.

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Производство чугуна и стали. Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

1

52

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии.  

1

53

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

54

Щелочные металлы.

1

55

Магний. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды и способы её устранения.

1

56

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.  

1

57

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

1

58

Соединения железа

1

59

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

1

60

Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов»

1

61

Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»

1

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.         Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).        Общие понятия об аминокислотах, белках, полимерах.

62

Органическая химия.

1

63

Углеводороды.  

1

64

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

1

65

Аминокислоты. Белки.

1

66

Полимеры.

1

67

Итоговая контрольная работа № 4.

1

68

Обобщающий урок

1

«СОГЛАСОВАНО»                

Руководитель ШМО

Учителей естественно-математического цикла

_____________/Калинина Т.Д./

«30» августа 2019 г.

  «СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________/Москвина Е.В./

«30» августа 2019 г.

Лист коррекции

№ п/п

Тема

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина отклонений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Краеведение» 8 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна Учитель истории – Ренжина Лилия Павловна

Краеведение позволяет глубже понять происходящие события современности и принять участие в изучении и сохранении природного, исторического и культурного наследия. Сохранение и изучение наследия - долг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Для учителей рабочая программа

химия 10 класс 2 часа в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...