Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений.

Планируемые результаты: 

Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием 

Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii_8_klass_kisloty.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» 

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений.

Планируемые результаты: 

Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием 

Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. 

Оборудование для урока:

1.​ Г.Е.Рудзитес. Химия. 8 класс

2. Г.Е.Рудзитес. Настольная книга учителя

3. “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости” таблица «изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».
4. Реактивы: HCl, H2SO4,(в р-ре, и концентрированная.), набор индикаторов фенолфталеин, метилоранж, лакмус, пробирки, аскорбиновая кислота,  (на столах обучающихся) инструкция «техника безопасности при с кислотами, яблоко, лимон, кефир.

5. Компьютер, проектор

Ход урока:

I Организационный момент-1 мин

 II. Проверка   знаний-5 мин

А) Фронтальная

1.Что называют оксидами?

2.Какие вещества называют основаниями?

3.С какими водородными соединениями вы знакомы?

Б) Индивидуальная  

Ученики  у доски  

1.Составитьте  4  формулы оснований, назовите их.

2. Ученики работают с карточками

Карточка № 1

     Задание №1 Выберите из данного перечня формулы оснований:Na2O,  NaOH,      Fe(OH)3,  HNO3 , Fe2O3,    KOH, H2O

            Задание №2  Запишите формулы:

  1. Гидроксида лития; 2. гидроксида магния  3. гидроксида алюминия.
  2. Карточка № 2 

Задание №1. Запишите названия:   Zn(OH)2,  Fe(OH)3,  Be(OH)2

Задание  №2 Выберите формулы оснований:H2S, CO, NaOH, ZnO,  Cu(OH)2.

Вводная мотивация

Молодцы ребята,  теперь посмотрите на формулы  веществ, какие вы не выбрали? Почему?

Ответ учеников: «Они нам  неизвестны!»

-Правильно, пусть  вы с ними не встречались на уроках  химии, но зато они вам  известны  в повседневной жизни. У  вас на столе  лежат фрукты и вы можете  их попробовать на вкус.  Что объединяет все эти вещества? (кислый вкус)

- А  какие вещества  с кислым  вкусом изучает химия?  - Кислоты.  Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке, чему научимся? (ответы учеников) Тема урока  «Кислоты».

Запись темы на доске и в тетрадях.  

III. Изучение нового материала-35 мин

План изучения:

1.Нахождение кислот в природе

2.Техника безопасности при работе с кислотами

3.Распознавание кислот

4.Классификация кислот

    Беседа учителя:

Часто ли в жизни вам приходиться встречаться с кислотами? Сегодня  мы выяснили, что в фруктах  встречаются кислоты. В яблоках - яблочная, в лимонах- лимонная. А  как вы думаете, а какая кислота  находится в щавеле?  -Щавелевая.                                                                                                                                                  И что объединяет  все  кислоты?                                                                                       -Кислый вкус.                                                                                                                                    Не все кислоты можно пробовать на вкус, а каким же способом их можно распознать, не пробуя?  

Ученики вспоминают прошлый урок, предлагают использовать индикаторы.                                                                                                          Заранее  подготовленный  обучающийся дает краткую информацию об истории открытия индикаторов.                                                                                          Сообщение:  Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим.
После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.
Индикаторы помогли Р. Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил неизвестную химикам кислоту. По исходному веществу он назвал ее фосфорной.

-Что называют индикаторами? (ответ учеников ).

Проведение химического эксперимента

Перед вами стоят различные кислоты. И  мы с вами сейчас попытаемся выяснить, отличаются ли свойства азотной, серной кислоты от кислот входящих в продукты питания.

 – В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Давайте вместе с вами вспомним основные правила техники безопасности при работе с химическими реактивами!

 Обучающиеся  знакомятся  с ТБ при  работе с кислотами.

Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ 

Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно!

Не держите пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами 

Используйте только чистую лабораторную посуду и тщательно промывайте ее после выполнения эксперимента

Учитель ставит проблему. Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. Как вы думаете, что находится в одной из пробирок?

Как же мы сможем определить в  какой  пробирке  находится кислота?

Учитель показывает демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание на том, что в связи с выделением большого кол-ва теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается  на поверхности  закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни:                                                                                                                           Сначала–вода,                                                                                                                          Затем – кислота.

Практическая работа. Даны образцы неорганических кислот ( растворы; HCl, , H3PO4,H2SO4)  и органических(СН3СООН), раствор кефира, сок лимона.

Учащиеся действуют на растворы неорганических и органических кислот (сок лимона и раствор кефира) индикатором и отмечают изменение цвета, что даёт возможность  сделать вывод: 
минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства.

Презентация: Посмотрите на экран: здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?

Исходя из состава, давайте с вами дадим  определение понятию – КИСЛОТА

Обратите внимание на формулы кислот. Рассмотрите их и ответьте на вопрос: Можно ли сгруппировать кислоты? По какому признаку?

Что является на ваш взгляд основой?

Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.

Основой является водород

1.по числу атомов водорода кислоты можно разделить на
1.одноосновные  ( HCl, HNO3)

2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3) 
3.трехосновные (H3PO4)

Ответы учащихся.

Взгляните ещё раз на экран!

Какой второй признак  классификации кислот вы бы выделили?

Обратите внимание на атом кислорода- по наличию атомов кислорода. Ответы учащихся (состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит).

Существует ещё один признак по которому мы можем их разделить?

Работа с таблицей растворимости

 На ваших столах лежит таблица растворимостей, скажите  все ли кислоты растворимы в воде? (нет)

Таким образом третьим признаком будет являться?

 Ответы учащихся (По  растворимости:  по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые)

Нерастворимая кислота - кремниевая H2SiO3                                                                                                   IV. Рефлексия-3мин

А сейчас посмотрите на экран. Здесь написаны формулы кислот

- по каким признакам вы будете давать характеристику кислот?

Что нового вы сегодня узнали? (отвечают)

Можно ли считать, что цель, которую вы перед собой поставили, достигнута?

Выставление оценок.

V. Домашнее задание- 1 мин

Параграф 20, упражнение   2-3

Приготовить сообщение « Значение кислот в жизни человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.

Цель: Изучение  получения и физических свойств хлороводорода, физических  и химических свойств  соляной кислоты  Задачи:- обучающие1.  Сформировать умения:...

урок химии 8 класс "Химические свойства кислот"

Урок химии 8 класс "Химические свойства кислот" .Этот урок посвящен изучению нового материала. Ребята, выполняя лабораторную работу, изучают химические свойства кислот....

Урок химии 8 кл. по теме кислоты

Урок химии 8 кл. по теме кислоты...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...