Урок " признаки химических реакций" 7 класс
учебно-методический материал по химии (7 класс)
Урок проводится для учащихся 7 класса в качестве пропедевтического курса изучающих химию. На уроке используется работа в группах, по инструктивным картам, творческие и экспериментальные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_priznaki_himicheskih_reaktsiy.docx | 165.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Признаки химических реакций»
«Химическое превращение, химическая реакция
есть главный предмет химии»
Николай Николаевич Семёнов
«Чтобы познать, нужно наблюдать»
Г. Сиборг
Ход урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
- Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вчера и сегодня». (Слайд2)
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму –
Не нужна я никому?
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой,
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька –
Три – четыре волоска…
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
К какому явлению – физическому или химическому – относится горение старой и новой ламп? Почему вы так решили?
Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.
Огонь символизирует качество человеческой личности – творческое начало. Вы слышали говорят «Человек- огонь». А еще говорят: «Ученье – свет». Горящая свеча – символ нашего урока, нашего единения.
А ведь горящая свеча это удивительный объект, глядя на неё можно наблюдать сразу несколько явлений.
Какие явления вы наблюдаете при горении свечи? (Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое); затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние); горение парафина (свет и выделение тепла), образование углекислого газа, сажи и воды.
В чём отличие химического явления от физического? (Химические явления отличаются от физических тем, что в результате их образуется новое вещество). (Слайды 3-4)
2.Изучение нового материала. Химические явления происходят благодаря химическим реакциям. В ходе химической реакции возникают новые вещества, отличающиеся от исходных веществ. Потому-то химические явления сопровождаются различными изменениями или внешними признаками. Кто догадался, какая тема урока?
Итак, тема нашего урока: «Признаки химических реакций». (Слайд 5)
Какова же будет цель нашего урока? Научиться по внешним признакам отличать химические явления от физических явлений. Обратите внимание на эпиграф урока «Чтобы познать, нужно научиться наблюдать». (Слайд 6)
Для достижения цели нашего урока мы с вами проведём исследовательскую работу, разобьёмся на 2 группы, каждая группа будет проводить своё исследование, а потом объяснять, что проделали и что наблюдали.
Сначала разминка. (Слайд 7)
Химическая разминка:
| H | Fe | O | Mg | C | N | Si |
Углерод | А | У | В | Г | И | Х | Ч |
Магний | Т | М | Г | З | Н | В | А |
Железо | Л | А | Д | О | П | Р | Т |
Кислород | М | И | Н | Б | Ь | Ю | Ч |
Кремний | Я | Ф | К | Р | П | В | П |
Водород | К | А | Г | З | Н | Е | К |
Азот | Ц | У | Г | П | Р | Р | Л |
Приступим к исследованиям. А чтобы вы правильно выполнили химический эксперимент, я вам напомню некоторые правила обращения с химическими веществами.
(Слайды 8-12)
Итак, мы разделились с вами на группы. Приступаем к самостоятельной экспериментальной работе по определению признаков химических реакций.
Открываем в рабочих тетрадях стр.84.Лабораторный опыт 1.Выполните опыт и запишите свои наблюдения (заполните пропуски в предложениях). (Слайд 13)
А если я открываю бутылку с минеральной водой? Выделяется газ, но реакция не химическая.
Лабораторный опыт 2.(Стр.85). (Слайд 14)
(Слайд 15)
Д.О. Взаимодействие щелочи с индикатором. Какой признак протекания химической реакции вы наблюдаете? А если наоборот окраска исчезает? Это признак химической реакции? ( Да).
В ваших инструктивных картах есть Задание 3. Дано описание опыта. Выполните опыт и запишите свои наблюдения (заполните пропуски в предложениях).
Группа 1. Взаимодействие хлорида железа (III) с желтой кровяной солью.
Группа 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с гидроксидом натрия.
Какой признак у этой реакции? (Выпадение осадка). Но не только образование, но и растворение осадка может быть признаком химической реакции. Группа 2 выполняет вторую часть опыта и демонстрирует классу.
Группа 2. Растворение осадка гидроксида железа (III) соляной кислотой.
Похожие превращения происходят и в природе. Благодаря образованию и растворению карбоната кальция (мел, мрамор, известняк) в п.Каменомостском образовались красивые берега реки Белой на «Хаджохской теснине».Так образуются сталактиты и сталагмиты в пещерах, в том числе и в Большой Азишской пещере. (Слайды 18- 23)
3. ФИЗМИНУТКА. Стрельба глазами. Найдите называемые элементы в таблице Менделеева и назовите их номер.( Азот, Литий, Хлор, Кислород, Золото, Водород)
Теперь задание для Группы 1.
Инструкция: К белым кристаллам хлорида аммония добавьте несколько капель раствора гидроксида натрия. Взмахните ладонью, направьте поток воздуха от пробирки в свою сторону.
Наблюдения: При добавлении к хлориду аммония раствора гидроксида натрия появляется ________________ ____________ нашатырного спирта. (Слайд24)
А если выпускаю газ из зажигалки без горения? Какое это явление?
4. Закрепление изученного материала (Слайд25)
Заполните структурно-логическую схему «Признаки химических реакций», указав общий признак химических явлений:
Итак, достигли мы цели сегодняшнего урока? Сможете ли вы теперь отличить физические явлении от химических?
(Слайд26-27)
Проверь свои знания.
1). Установите соответствие:
Явления:
1) Растворение соли в воде;
2) Образование накипи в чайнике;
3) Плавление свинца;
4) Загнивание белка;
5) Почернение серебряной ложки.
Название явления:
а) физическое явление; б) химическое явление
2).Укажите признаки следующих химических реакций:
1) Прокисание молока;
2) Горение свечи;
3) Разложение сахара при нагревании;
4) Ржавление гвоздя;
5) Продувание углекислого газа через известковую воду.
5. Рефлексия. (Слайд29)
Выберите себе понравившееся начало предложения и допишите его
Сегодня узнал (а), что могу… Я считаю полезным… Мне понравилось…Мне было трудно… Теперь бы я хотел (а) ещё узнать…
6. Домашнее задание. (Слайд30)
Много интересного можно рассказать о пламене свечи. Я прошу подготовить сообщение на тему "Огонь друг или враг?" и я думаю, что это сделает тот, кто интересуется чем-то необычным, а на занятие мы обсудим ваши находки. Параграф19;р/т – стр.85,упр.4-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки, но результат того стоит. Ре...
план урока по химии в 8 классе . Тема урока "Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ"
урок изучения нового матерала с элементами исследовательской работы....
Открытый урок. Признаки химических реакций. 8 класс
Открытый урок по х и м и и в 8 – ом классе МБОУ СОШ с. Комгарон на тему: Практическая работа по теме«Признаки...
Урок "Признаки химических реакций" химия 8 класс
Урок "Признаки химических реакций" химия 8 класс...
Конспект урока "Признаки химических реакций"
Повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях....
Рабочий лист к уроку 8 класс «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»
Рабочий лист к уроку по химии в 8 классе «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций». Технология проблемного обучения....
Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций"
Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций" в 8 классе...