Конспект урока "Признаки химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_priznaki_himicheskih_reaktsiy.pptx | 1.68 МБ |
priznaki_himicheskih_reaktsiy.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.
Правила техники безопасности при проведение лабораторных опытов в кабинете химии Как правильно закрепить пробирку в держателе? Можно ли пробовать реактивы на вкус? Как правильно определить запах вещества? Как правильно нагревать пробирку? Как правильно растворять кислоты водой? Как правильно зажечь спиртовку? Как правильно затушить спиртовку? Почему при проведении опытов необходимо использовать защитную одежду? Когда можно приступать к выполнению лабораторных опытов?
Примеры физических явлени й Изменение формы гвоздя при ударе молотком Растворение сахара в воде Плавление парафина
Примеры химических явлений Ржавление железа Горение бензина Скисание молока
Проверь себя Укажите о каких явлениях (физических или химических) идет речь. кипение воды; образование на деревьях инея; скисание молока; ржавление гвоздя; таяние льда; горение бенгальских огней; гниение растений; выпадение дождя; приготовление сахарной пудры из сахара; горение свечи.
Используя предложенные критерии, выставите оценку: « 5» – без ошибок «4» – 1–2 ошибки , «3» – 3–4 ошибки . Физические явления Химические явления кипение воды скисание молока образование на деревьях инея ржавление гвоздя таяние льда горение бенгальских огней выпадение дождя гниение растений приготовление сахарной пудры из сахара горение свечи
Демонстрация опытов
Опыт №1. «Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия» « К белому кристаллическому веществу добавили щелочи и подогрели. В результате появился резкий ____________. Вывод. Признак превращения – появление ____________. Значит это - ________________ явление.»
Опыт №2. «Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой» «К раствору щелочи добавили раствор индикатора фенолфталеина. Раствор приобрел ________ цвет. После добавления раствора кислоты цвет раствора стал __________. Вывод. Признак превращения – изменение ____________ . Значит это ________________ явление»
Опыт №3. «Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди» «К раствору ___________ цвета добавили раствор щелочи. Выпал ___________ _____________ цвета. Вывод. Признак превращения – выпадение ____________ . Значит это ________________ явление»
Опыт №4. «Взаимодействие гидроксида меди с серной кислотой» «К осадку ___________ цвета добавили раствор кислоты . Наблюдали ___________ осадка Вывод. Признак превращения растворение ____________ . Значит это ________________ явление»
Опыт №5. «Разложение перманганата калия» « При поджигании сыпучего кристаллического вещества _____________ цвета происходит выделение ____________. Вывод. Признак превращения – выделение ___________ . Значит это - __________ явление.
Опыт №6. «Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой» « К белому кристаллическому веществу добавили кислоту. В результате выделяется ____________. Вывод. Признак превращения – выделение ____________. Значит это - ________________ явление.»
Опыт №7. «Горение магния» « При поджигании сыпучего кристаллического вещества _____________ цвета происходит выделение ____________. Вывод. Признак превращения – выделение ___________ . Значит это - __________ явление.
Признаки химической реакции Выделение или поглощение теплоты Изменение цвета Выделение запаха Выпадение (растворение) осадка Выделение газа Выделение света
Проверь себя Определите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим. а) 2Н 2 О = 2Н 2 + О 2 – Q ; б) 2Mg + О 2 = 2MgO + Q ; в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж ; г) N 2 + О 2 = 2NO – 180,8 кДж;
Подведение итогов Что изучали на уроке? Какие признаки химических реакций вы знаете? Какие реакции называются экзотермическими? Какие реакции называются эндотермическими?
Самостоятельная экспериментальная работа № опыта Что делали? Что наблюдали? Выводы 1 Подержим над огнем кусочек белого хлеба. 2 В раствор крахмала добавим раствор йода. 3 К питьевой соде добавить раствор уксусной кислоты.
Предварительный просмотр:
Открытый урок «Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций»
Тип урока: приобретение новых знаний.
Вид урока: беседа с демонстрацией опытов.
Цели: Обучающие - повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях.
Развивающие - развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы, обобщать.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Методы и методические приемы: Беседа, демонстрация опытов; самостоятельная работа с карточками.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, твердые вещества: хлорид аммония, карбонат кальция, магний, перманганат калия, растворы: гидроксид натрия, серная кислота, соляная кислота, сульфат меди, фенолфталеин.
Ход урока
Слайд 1. Учитель. Мы изучаем главу «Изменения, происходящие с веществами» и тема нашего урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций».
Слайд 2. Целью нашего урока сегодня является вспомнить, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга, а также познакомиться с признаками химических реакций.
Слайд 3. Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить правила техники безопасности, т.к. во время урока вам будут демонстрироваться опыты.
Слайд 4. Итак, давайте вспомним, на какие два вида можно разделить все явления? Явления могут быть физическими и химическими. В чём отличие химического явления от физического?
Ученик. В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел.
Слайд 5-6. Назовите примеры физических и химических явлений.
Слайд 7. Учитель. Сейчас давайте проверим, как вы поняли, какие явления относят к физическим, а какие – к химическим. Я предлагаю вам выполнить упражнение.
Задание 1. Определите, какие явления в приведенном перечне являются физическими, а какие – химическими:
• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• выпадение дождя;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи.
Слайд 8. Учащиеся меняются работами с соседями по парте, проверяют правильность выполнения работ и выставляют отметки, используя предложенные критерии:
«5» – без ошибок,
«4» – 1–2 ошибки,
«3» – 3–4 ошибки.
Слайд 9-16. Итак, химические явления по-другому также называют химическими реакциями. Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, происходит химическая реакция, которая сопровождается каким-либо внешним признаком. Эти признаки мы с вами можем наблюдать с помощью органов зрения, обоняния или осязания. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция.
Демонстрация опытов
Опыт №1. «Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия»
Опыт №2. «Взаимодействие гидроксида натрия с серной кислотой»
Опыт №3. «Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди»
Опыт №4. «Взаимодействие гидроксида меди с серной кислотой»
Опыт №5. «Разложение перманганата калия»
Опыт №6. «Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой»
Опыт №7. «Горение магния»
Слайд 17. А теперь назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.
Слайд 18. Далее учащиеся записывают определения реакций, протекающих с выделением и поглощением тепла.
Слайд 19. Выполнение упражнения
Задание 2. Определите, какие реакции в данном перечне относятся к экзо-, а какие к эндотермическим:
а) 2Н2О = 2Н2 + О2 – Q;
б) 2Mg + О2 = 2MgO + Q;
в) Fе + S = FеS + 95,4 кДж;
г) N2 + О2 = 2NO – 180,8 кДж;
Ответ. экзотермические реакции – б), в); эндотермические реакции – а), г).
Используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов составляем таблицу условия возникновения и протекания химических реакций
Химические реакции | |
Условия возникновения | Условия протекания |
1. приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение). 2. нагревание веществ до определённой температуры. | 1. тесное соприкосновение реагирующих веществ (необходимо) 2. нагревание (возможно) а) для начала реакции б) постоянно (на протяжении всей реакции) |
Слайд 20. Заключительная часть
Учитель подводит итоги урока, анализируя полученные результаты. Выставляет оценки.
Слайд 21. Домашнее задание
Заполнить таблицу
По учебнику О.С.Габриеляна «Химия -8 класс» § 26
Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.
Опыт 1
Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.
Наблюдаем:
1. обугливание, то есть изменение цвета;
2. появление запаха.
Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)
Опыт 2
Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.
Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)
Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.
Опыт 3
1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.
2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).
Наблюдаем выделение пузырьков газа.
|
Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"
Методическая разработка данного урока может применяться для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...
Конспект урока "Обратимость химических реакции. Химическое равновесие"
Сложная тема, требующая не только знания фактологии. но и умения логически мыслить, хорошо будет усвоена и понята, если все теоретические выкладки будут подтверждены конкретными примерами, демонстраци...
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»
Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...
Конспект урока "химические реакции"
Конспект урока по химии 8 класс по теме "Химические реакции" с использованием технологии "французкие мастерские"...
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...