Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки, но результат того стоит. Ребята с удовольствием выступают в роли сказочных героев, что еще больше вызывает интерес к данному предмету. Элементарные костюмы в виде головных уборов и табличек с надписями героев сказки готовили сами выступающие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-skazka_kolobok_i_khimiya.docx | 23.15 КБ |
urok-skazka_po_khimii_na_temu.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока по химии в 8 классе
Сказка «Колобок и химия»
по теме: «Физические и химические явления в химии. Признаки химических реакций».
Учитель химии Выскребенцева С.В.
Цели урока:
1. В игровой форме обобщить знания о физических и химических явлениях в химии.
2. Рассмотреть основные признаки химических реакций на конкретных опытах.
3. Закрепить умения и навыки в решении задач на массовую долю чистого вещества.
4. Привить интерес к химии.
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления изученного
Методы: урок-сказка с демонстрационным экспериментом, решением
расчетных задач.
Оборудование: элементы костюмов для сказочных героев, задания на карточках, лоток с
реактивами: растворы щелочи и кислоты, индикатор фенолфталеин, раствор
карбоната натрия.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
2. Вступительное слово учителя.
1) Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а сказка, в которой примут участие практически все. (слайды №1,2)
2) Распределение ролей - выбирается «колобок», а остальной класс делится на 3 группы (по рядам) – «белочки», «ежи», «птички» (они будут по ходу урока помогать главному герою).
(Роли «Зайца», «Волка», «Медведя» и «Лисы» распределены заранее и учитель должен им раздать их реплики, по возможности отрепетировать)
3) Вначале с ребятами кратко вспомнить суть самой сказки «Колобок», а затем предложить им представить, что когда колобок убежал от бабки и деда, то он попал в сказочный лес, где все жители «помешались» на химии.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, сказка…
… И решил колобок убежать от бабки и деда. И пришел он в сказочный лес. А на встречу ему заяц. (из лаборантской выходит «Заяц»)
Заяц: Колобок-колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Заяц: Э, нет, зачем мне твоя песенка, у нас в лесу все стали увлекаться химией! Ответишь на мои вопросы – отпущу, а нет – съем! Итак, а знаешь ли ты, что явления, которые нас окружают, делятся на физические и химические? (слайд №3)
А как ты думаешь, какие явления называются физическими?
(вопрос колобку и всему классу, если колобок сам не отвечает)
Физические явления – это такие явления, при которых из данных веществ не образуются новые вещества, а меняется их агрегатное состояние или форма.
Например: таяние льда или вскипание воды. (слайд №4)
(дать время всему классу записать определение и примеры).
Заяц: А какие физические явления ты, колобок, знаешь? На слайде записаны примеры различных явлений, выбери из них только физические явления. (здесь ему помогают с места «лесные жители»).
• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• приготовление сахарного сиропа;
• приготовление сахарной пудры из сахара;
• горение свечи. (слайд №5)
Ну, ладно, колобок, ты хорошо старался, не буду тебя есть, можешь идти дальше.
Учитель: И пошел колобок дальше. А на встречу ему волк.
Волк: колобок-колобок, я тебя съем.
Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою…
Волк: Э, не, зачем мне твоя песенка. У нас в лесу все наукой увлекаются. Ответишь на мои вопросы, отпущу, а нет – съем!
Итак, а знаешь ли ты, какие явления называются химическими?
(вопрос колобку и всему классу, если колобок сам не отвечает)
Химические явления – это такие явления, при которых из данных веществ образуются новые вещества со своими свойствами.
Например: гашение соды уксусом, пригорание пищи. (слайд №6)
(дать время всему классу записать определение и примеры).
Волк: А какие химические явления ты, колобок, знаешь? На слайде записаны те же примеры различных явлений, выбери из них только химические явления. (здесь ему помогают с места «лесные жители»). (слайд №7)
Ну, ладно, колобок, ты хорошо старался, не буду тебя есть, можешь идти дальше.
Учитель: И пошел колобок дальше. А на встречу ему медведь.
Медведь: колобок-колобок, я тебя съем.
Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою…
Медведь: Да зачем мне твоя песенка! У нас в лесу все помешались на химии! А знаешь ли ты, что химические явления называются химическими реакциями? А по каким признакам их можно отличить от физических явлений? (слайд №8)
(все вместе с классом и колобком перечисляют признаки, а затем проверяют по слайду и записывают в тетрадях)
- Выделение или поглощение тепла (часто выделение сопровождается свечением)
- Изменение цвета
- Выделение газа
- Выпадение осадка
- Появление запаха (слайд №9)
А в доказательство я покажу вам несколько опытов: (колобок может участвовать в качестве помощника)
Опыт№1 «Изменение цвета»:
В колбу приливаем раствор натриевой щелочи и добавляем 2-3 капли фенолфталеина (окраска становится ярко малиновой), а затем в эту же колбу добавляем раствор серной кислоты (раствор обесцвечивается). (слайд №10)
Опыт№2 « Выделение газа»:
Если в колбу налить раствор соды и прилить серную кислоту, то будем наблюдать бурное выделение пузырьков газа! (слайд №11)
Ладно, колобок, за то что ты мне помог провести опыты, я тебя отпущу!
Учитель: И пошел колобок дальше. А на встречу ему лиса.
Лиса: Ах, какой румяный, сочный,
Очень вкусный, это точно!
И один идет, уж право,
Я сейчас поем на славу!
Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою!
Лиса: Песенку? Уж, нет, лучше я тебе задам задачу, решишь – отпущу, а нет – тут же съем!
(весь класс решает задачи, а колобок решение записывает на доске)
Задача№1. В колбе смешали 200 г воды и 50 соли, определите массовую долю соли в полученном растворе.
Решение:
m(раствора) = 200г + 50г = 250г
W(соли) = 50г / 250г *100% = 20%
Ответ: 20%
Задача №2. В колбе смешали 100 г 5%-ного раствора соды и 200 г 10%-ного раствора той же соды. Вычислите массовую долю соды в полученном растворе.
Решение:
m1 (соды) = m1(раствора) *W1 / 100% = 100г *5% /100% = 5 г
m2 (соды) = 200г *10% /100% = 20г
W3 (соды) = (5+20)/(100+200) *100% = 8,3%
Ответ: 8,3%
(проверяем решение задач по слайдам) (слайд №12)
(Но лиса даже после второй решенной задачи не хочет отпускать колобка и собирается его съесть)
Лиса: Ты смотри, как размечтался, от меня уйти собрался!
И не думай ты об этом, будешь ты моим обедом!
(учитель вместе с ребятами и колобком уговаривают лису отпустить колобка при условии, что он вернется домой, будет ходить в школу и все-все уроки учить, особенно химию)
Учитель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
4. Домашнее задание: изучить параграфы 25-26, с. 138 №1,2,6 пис. (сдайд №13)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Сформировать представления о физических и химических явлениях в химии; Познакомить с основными признаками химических реакций; В игровой форме закрепить умения решать задачи на массовую долю растворенного вещества в растворе(смеси).
Явления в химии Физические химические
Физические явления: Это такие явления, при которых из данных веществ не образуются новые вещества, а меняется их агрегатное состояние или форма. Таяние льда Вскипание воды Выпадение осадков Плавление стекла или металла (привести свои примеры)
Задание1 . выбрать из предложенных явлений только физические: • кипение воды; • образование на деревьях инея; • скисание молока; • ржавление гвоздя; • таяние льда; • горение бенгальских огней; • гниение растений; • приготовление сахарного сиропа; • приготовление сахарной пудры из сахара; • горение свечи.
Химические явления: Это такие явления, при которых из данных веществ образуются новые вещества со своими свойствами. Гашение соды уксусом Пригорание пищи Скисание молока Ржавление железа Горение топлива (привести свои примеры)
Задание2 . выбрать из предложенных явлений только химические: • кипение воды; • образование на деревьях инея; • скисание молока; • ржавление гвоздя; • таяние льда; • горение бенгальских огней; • гниение растений; • приготовление сахарного сиропа; • приготовление сахарной пудры из сахара; • горение свечи.
Химические явления называются химическими реакциями.
Признаки химических реакций Выделение или поглощение тепла Изменение цвета Выделение газа Выпадение осадка Появление запаха
Опыт №1 «Изменение цвета» При добавлении фенолфталеина раствор щелочи окрашивается в малиновый цвет, а при добавлении кислоты – обратно обесцвечивается. Na ОН Фенолфталеин
Опыт №2 «Выделение газа» При добавлении сильной кислоты к раствору соды наблюдается бурное выделение пузырьков газа. Na 2 CO 3 Н2 SO4
Решение задач: Задача№1 . В колбе смешали 200 г воды и 50 соли, определите массовую долю соли в полученном растворе. Решение: m (раствора) = 200г + 50г = 250г W (соли) = 50г / 250г *100% = 20% Ответ: 20% Задача №2. В колбе смешали 100 г 5%-ного раствора соды и 200 г 10%-ного раствора той же соды. Вычислите массовую долю соды в полученном растворе. Решение: m 1 (соды) = m 1 (раствора) * W 1 / 100% = 100г *5% /100% = 5 г m 2 (соды) = 200г *10% /100% = 20г W 3 (соды) = (5+20)/(100+200) *100% = 8,3% Ответ: 8,3%
Домашнее задание: изучить параграфы 25-26, с. 138 №1,2,6 пис . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания
7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс" Конспекты двух уроков....
Контрольный тест по химии 8 класса по теме "Первоначальные химические понятия.Атомы химических элементов"
Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов". Данный тест предназначен для учащихся, изучающих химию по программе О.С.Габриеля...
Химия 8 класс Зачет №1 «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»
Химия 8 класс Зачет №1 «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»...
«Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки».
Интегрированный урок физика химия соответствует требованиям ФГОС. Цель урока: изучение и первичное осознание химических реакций; выяснение признаков и условий протекания химических реакций. Уметь отли...
Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"
Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"...
Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Физические и химические явления"
Урок открытия нового знания...
Технологическая карта по химии к уроку "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс Рудзитис, Фельдман...