Технологическая карта урока по теме "Гидролиз"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Технологическая карта позволяет провести урок по теме "Гидролиз" как в 9, так и в 11 классе. В разработке указаны планируемые результаты обучения. Основной метод, используемый на уроке - проблемно-поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_gidroliz.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Гидролиз солей»
Класс: может быть проведен в 9 или 11 классе
Предмет: химия
Учитель: Окладникова Лидия Прокопьевна
Место работы: МБОУ «СОШ №45»
Цель урока: сформировать представление о сущности реакции гидролиза солей; роли воды в процессе гидролиза. Научить определять реакцию среды растворов солей по их формулам.
Планируемые результаты обучения. Предметные: 1) совершенствовать умение проводить химический эксперимент; 2) формировать умение устанавливать связь между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; 3) совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций; 4) отрабатывать навык безопасного обращения с веществами.
Метапредметные: 1) совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; 2) учиться самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; 3) учиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: 1) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; 2) формировать осознанное, уважительное отношение к людям.
Тип урока: открытие нового знания
Метод: проблемно-исследовательский
Оборудование и реактивы: растворы солей: карбонат натрия, хлорид алюминия, хлорид натрия; растворы индикаторов: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; пробирки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Проблемная ситуация II. Совместное открытие знаний. III. Самостоятельное применение знаний. IV. Итог урока. V. Домашнее задание. | Предлагает провести лабораторный опыт «Исследование неизвестных раствором индикаторами». Учитель предлагает сделать предположение, какие вещества были выданы. Учитель сообщает, что в пробирках находятся соли: карбонат натрия, хлорид алюминия и хлорид натрия. Возникает проблема: почему индикаторы изменили свой цвет в двух пробирках? Для ответа на этот вопрос учитель предлагает обучающимся вспомнить, за счет каких ионов в растворах кислот и щелочей индикаторы изменяют свой цвет. Возникает следующий вопрос: откуда в растворах солей взялись эти ионы? Учитель предлагает сформулировать вопрос урока, его задачи. Учитель объявляет, что взаимодействие солей с водой называется гидролизом. Учитель предлагает обучающимся выявить причину такого поведения солей и методы, с помощью которых это можно сделать. Учитель, вместе с учениками, составляет уравнения реакций гидролиза в ионном виде. Учитель обращает внимание учеников на то, что в результате первых двух реакций происходит связывание ионов воды ионами солей, в результате образуются слабые электролиты, предлагает обучающимся сформулировать определение гидролиза солей. Далее, учитель предлагает обучающимся, используя раздаточный материал, определить, какими кислотами и щелочами (сильными или слабыми) образованы данные соли. Учитель предлагает обучающимся выполнить задание, которое записано на доске. По формуле соли, определить реакцию среды растворов следующих солей: Na3PO4; Cu(NO)3; K2SO4. Выполнить работу, осуществить взаимопроверку в парах, скорректировать недочеты. Учитель предлагает сделать вывод по уроку, ответив на вопросы: 1) Смогу ли я определить реакцию среды раствора соли по ее формуле? 2) Какие затруднения я испытываю, выполняя задания такого типа? 3) Что мне еще нужно усвоить, чтобы успешно справляться с такими заданиями? Учитель задает задание и дает подробную инструкцию по его выполнению. | Обучающиеся исследуют фенолфталеином, метиловым оранжевым и лакмусом три раствора неизвестных веществ. Работают по инструкции, соблюдая технику безопасности. Обнаруживают, что первое вещество имеет щелочную среду, второе-кислую, а третье-нейтральную. Обучающиеся высказывают предположение, что им были выданы растворы: щелочи, кислоты и вода. Обучающиеся вспоминают, что окраска индикаторов зависит от наличия в щелочах гидроксид-ионов (ОН-), в кислотах-ионов водорода (Н+). Обучающиеся догадываются, что эти ионы имеются в молекуле воды, вспоминают, что вода является малодиссоциирующим веществом, и хоть в небольшой степени диссоциирует на ионы Н+ и ОН-. Обучающиеся предполагают, что причиной изменения цвета индикаторов является вода, в которой растворены соли, следовательно, вода не просто растворяет соли, а вступает с ними во взаимодействие. Следовательно, на данном уроке мы будем изучать химические реакции взаимодействия воды с солями. Обучающиеся записывают тему урока в тетради. Обучающиеся предлагают составить уравнения реакций взаимодействия солей с водой и по уравнению определить механизм этого взаимодействия. Обучающиеся записывают уравнения в тетрадь. Na2CO3+HOH→NaOH+NaHCO3 2Na++CO32-+HOH→Na++OH-+Na++HCO3- CO32-+HOH→OH-+HCO32- (щелочная среда) AlCl3+HOH→HCl+AlOHCl2 Al3++HOH→H++Cl-+AlOH2++2Cl- Al3++HOH→H++AlOH2+ (кислотная среда) Na Cl+HOH→NaOH+HCl Na++Cl-+HOH→Na++OH-+H++Cl- HOH→OH-+H+ (нейтральная среда) Гидролиз солей – это взаимодействие ионов солей с водой с образованием малодиссоциирующих электролитов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь) По справочным карточкам, обучающиеся определяют, что соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием, проявляют кислотные свойства; соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, проявляют щелочные свойства; соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, проявляют нейтральные свойства, т. е., не подвергаются гидролизу. Выполняют задание, работая в тетради. Работают в парах, сверяют результат с образцом, который записан на доске. Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, задают учителю вопросы. Обучающиеся записывают задание. Используя разные источники информации, приготовить сообщение о областях применения гидролиза в промышленности и жизни человека. | Предметные 1. Развивать навык проводить химический эксперимент, делать выводы из полученных результатов. Регулятивные 1. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные 1. Развивают умение анализировать, интерпретировать информацию, делать выводы. Развивают умение анализировать, интерпретировать информацию, делать выводы. Развивают умение анализировать, интерпретировать информацию, делать выводы. Развивают умение интерпретировать информацию, переводить из одного вида в другой. Развивают умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность в парах. Развивают способность осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознавать уровень усвоения знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....