Урок химии по теме "Железо"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Технологическая карта урока химии для 9 класса по теме "Железо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhelezo.docx | 366.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет_____________ХИМИЯ________________класс___________9_____________
Тема урока | Железо | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Формы, приемы, методы: | Фронтальная, групповая, индивидуальная. Приемы изучающего чтения, работа с учебным текстом, фильмом, проведение лабораторного эксперимента, приемы ТРКМ (мозговой штурм, кластер, корзина идей). | ||
Педагогические технологии | Технология развития критического мышления | ||
Цель урока | Создать условия для открытия обучающимися новых знаний по изучению железа – химического элемента и простого вещества, физических свойств, способов получения и применения железа; условия для освоения практических умений по исследованию химических свойств железа | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |||
Предметный | Метапредметный | Личностный | |
- описывать простое вещество на примере железа; - проводить и описывать химические эксперименты; - делать выводы из наблюдений, прогнозировать свойства, получение железа по аналогии со свойствами изученных металлов; - структурировать изученный материал; - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной со способами получения и применением железа | - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | в познавательной сфере (когнитивной, интеллектуальной) — умение управлять своей познавательной деятельностью; - формирование ценности здорового образа жизни |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля | ||||||||
I (Организационный момент) – время (1 мин.) | |||||||||||
- приветливые, доброжелательные слова, спокойная, уверенная манера; - приветствует обучающихся, проверяет наличие принадлежностей для урока; - создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок. | - приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; - определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Личностные УУД: готовность к сотрудничеству; доброжелательное отношение к участникам образовательного процесса. Коммуникативные УУД: проявление внимания к окружающим. | - самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности. | ||||||||
II (Стадия вызова) – время (3 мин.) | |||||||||||
Организует ситуацию формулирования темы урока Легенда. “Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети и русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно. За это он предложил выкуп: либо золота на 1 год, либо серебра на 10 лет, либо железа на вечные времена”. - Ребята, как вы думаете, что выбрали рыбаки (местные жители)? Местные жители без сожаления выбрали железо. А водяной свое слово сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли. Создает условия для включения учеников в процесс целеполагания. Давайте составим план, по которому будем изучать данный металл. На интерактивной доске изображается «корзина идей» и в неё записываются все предполагаемые ответы учеников Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта. «Мозговой штурм». 1. Какую большую тему изучаем? 2. Какое положение занимают металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? 3. Каковы особенности строения атомов металлов? 4. Какая химическая связь и кристаллическая решетка металлов? Способствует систематизации информации, полученной от школьников. Не критикует ответы, даже если они неточны, способствует бесконфликтному обмену мнениями. | Формулируют тему урока. Составляют план, записывают пункты на доску в «корзину». План.
Выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Отвечают на вопросы учителя (устно). | Личностные УУД: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания. Осознают неполноту своих знаний, проявляют интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: умение определять цели и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать деятельность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию. | - оценочное суждение; - коррекция ответов учащихся. | ||||||||
III (Проверка выполнения домашнего задания) – время (2 мин.) | |||||||||||
Проверка выполнения опережающего домашнего задания. | Выступает обучающийся с сообщением: «Начало железного века», (приложение 1)
| Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Познавательные УУД: слушают, извлекая нужную информацию; умеют приготовить | - презентация продукта своей деятельности (выступающий); - оценка сообщения (класс) | ||||||||
IV (Стадия осмысления) – время 22 мин.) | |||||||||||
Поддерживает активность и интерес, созданные во время стадии вызова. Организует самостоятельную и осмысленную работу обучающихся в группах с новой информацией. Объясняет ход работы, устанавливает ограничительный период времени на выполнение заданий. Напоминает о ТБ и ОТ. (учитель – консультант, помощник). Предлагает различные приемы осмысления информации. Предъявляет критерии оценки выполнения работ. Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении текста, проведения химического эксперимента. | Работают в группах. Осуществляют контакт с новой информацией. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Читают текст параграфа 43, рассматривают коллекции минералов и горных пород воспроизводят информацию, используя приемы изучающего чтения (составляют план и сводную таблицу, кластер, тезисы). 1 группа. Вопросы для изучения:
2 группа.
Fe ───────────── ↓ ↓ ↓ +2 +2,+3 +3
3 группа.
Смотрят видеофрагмент «Получение железа алюмотермическим способом» https://www.youtube.com/watch?v=0ggA6tqCHXY Составляют уравнения реакций получения железа из оксида восстановителями: Al, H2, C, CO. 4 группа.
Выписывают тезисы из статьи «Биологическая роль железа», (приложение 2).
Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного, прочитанного или увиденного. | Познавательные УУД: осознают поставленную задачу, устанавливают причинно-следственные связи; выполняют эксперимент; умеют использовать графические организаторы, символы, схемы для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД: вступают в учебный диалог с учителем, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач; умеют работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: Самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Личностные УУД: Способность к самооценке своих действий. | - работа в группе, самоконтроль, самооценка. - создание и презентация продуктов деятельности; - исследовательская деятельность; - оценка сообщений | ||||||||
V (Стадия рефлексии) – время (15 мин.) | |||||||||||
- обобщает, систематизирует изученный материал, определяет направления дальнейшего изучения; - подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует их; - создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности. Вывод по уроку. Итак, вернемся к плану нашего урока. Все ли пункты мы рассмотрели? Достигли ли мы цели урока? На следующем уроке мы продолжим изучать тему «Железо», познакомимся со свойствами соединений железа. Проводит рефлексию (метод «незаконченных предложений») |
- структурируют материал, превращая в новое знание; - устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока; - подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности; Химический диктант (+ - ) Вариант 1.
Вариант 2.
Самопроверка: (на слайде) 1 вариант 2, 3, 4, 6 2 вариант 1, 2, 4, 5 “Ложная альтернатива”:
Самопроверка: (на слайде)
- высказывают собственное отношение к изученному материалу: - «самое интересное …»; - «чему я научился …»; - «что понравилось …»; - «что возьму на заметку …»; - «самое трудное в работе»; - «пожелания себе …, классу …»; - «личностная значимость темы урока …» | Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка достигнутого результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Коммуникативные УУД: понимание относительности оценок; умение аргументировать, убеждать и уступать; учет позиции собеседника или партнера по деятельности, уважение к иной точке зрения | - самооценка; - оценка действий по достижению планируемых результатов. | ||||||||
VI (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) – время (2 мин.) | |||||||||||
- задаёт дифференцированное домашнее задание с фиксацией в дневнике; - инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания; - объявляет критерии оценки домашнего задания; - побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересов учащихся; - проверяет понимание выполнения домашнего задания, обсуждает возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся. | - воспринимают информацию, выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов; - записывает домашнее задание в дневник; - просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию. Параграф 43, читать, решить задачи 1, 2 на стр. 136. Составить кроссворд, 10 слов: а) о профессиях, связанных с железом, металлургией (юноши); о продуктах питания, содержащих железо (девушки). По желанию составить синквейн или ребусы (3-5) по теме «Железо». | Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия. | - оценка умения применять полученные знания при решении задач и упражнений
|
Приложение 1
Начало железного века
Откуда же древние люди брали железо в то время, когда еще не умели добывать его из руды? Железо в переводе с шумерского языка - это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг.
Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком железном амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и …в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка “Урс”.
Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век.
Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.
Поскольку булат - это сталь с очень большой твердостью и упругостью, изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов. Он очень медленно охлаждал раскаленную сталь в специальном растворе технического масла, подогретого до определенной температуры; в процессе охлаждения сталь ковалась.
Приложение 2
Биологическая роль железа
Железо, как микроэлемент, является одним из самых необходимых и распространенных в природе. Для того, чтобы понять, какую роль играет оно в человеческом организме можно только сказать, что оно является частью почти 70 ферментов, и, значит, принимает участие в большинстве физиологических процессов.
Роль железа в организме человека
Среди самых важных процессов, которые происходят постоянно в человеческом организме под влиянием и с участием железа стоит назвать:
- транспортирование и хранение кислорода;
- благоприятное влияние на метаболизм;
- поддержка иммунитета, образование гемоглобина и миоглобина;
- участие в кроветворении;
- стимулирование процесса роста;
- улучшение состояния кожи, ногтей, волос.
В каких продуктах содержится железо
Железо является микроэлементом, запас которого можно пополнять, даже не подозревая этого. Еще с давних времен стало известно, какие продукты его содержат в большом количестве.
Среди богатых на железо продуктов питания стоит перечислить следующие:
- мясо, птица, рыба, печень;
- различные крупы: гречка, овсянка, пшено;
- дрожжи пивные и сушеные;
- чернослив, курага, изюм, тыквенные и подсолнечные семечки;
- черный хлеб грубого помола;
- листья сельдерея, капуста обычная и красная;
- лесные орехи, шоколад, сыр и бобы.
Суточная доза железа
Человеческий организм постоянно требует пополнения запаса железа, потому неудивительно, что во время физических нагрузок, при дефиците кислорода и некоторых заболеваниях (кишечные заболевания, глистные инвазии) организм нуждается в еще большем его количестве.
Взрослым мужчинам стоит ежедневно употреблять 10 мг железа, тогда, как для женщин суточная норма возрастает до 20-35 мг, в зависимости от состояния ее организма (при беременности и в период кормления грудью женский организм нуждается в намного большем количестве этого микроэлемента). Для здоровых детей нормальным станет употребление от 4 до 18 мг железа каждый день.
Дефицит железа в организме
В первую очередь нужно перечислить возможные случаи, которые могут привести к значительной потере железа. Такими случаями могут быть: язвенная болезнь, которая провоцирует постоянные кровопотери; цирроз печени; легочные и почечные кровотечения; геморрой; длительная продолжительность менструаций; наличие паразитических червей, которые вызывают кишечные кровотечения. Кроме того, причинами недостаточного количества железа являются беременность и кормление грудью, перенесенные инфекционные заболевания, а также несбалансированный рацион, который не включает употребление мясных продуктов, злаков и картофеля.
При недостатке железа у человека наблюдается:
- одышка и слабость в мышцах;
- сухость кожи, преждевременное появление морщин;
- головокружения и ожирение;
- ломкость ногтей и волос;
- ухудшение концентрации внимания и состояния памяти;
- сонливость и чрезмерная беспричинная раздражительность.
Избыток железа в организме
В случае если суточная потребность железа превышает норму, то оно может накапливаться в клетках печени, сердца и поджелудочной железы, что приводит к тому, что эти органы неправильн выполняют свои функции. Кроме этого, в таком случае в организме наблюдается нехватка фосфора, что приводит к нервному и психическому истощению организма.
Как усваивается железо
Среди микроэлементов, которые помогают железу усваиваться, нужно назвать медь, кобальт, марганец и витамин C.
Показания для употребления железа
Рекомендуется употреблять железо, поскольку оно отвечает за процесс роста организма и за иммунитет. Поэтому за его количеством в организме нужно следить и употреблять для укрепления и поддержания его здорового функционального состояния. Кроме того, его стоит употреблять особенно тем людям, которые хотят предотвратить проблемы с сердцем и возникновение злокачественных опухолей.
Дозировки железа
Нормальной дозой железа будет максимум 35 мг/сутки, в вот 200 мг/сутки приведет к токсической интоксикации организма. Летальная доза балансирует между 3 и 35 г железа в зависимости от физиологических особенностей человека.
Взаимодействие железа с другими соединениями
Железо легко усваивается благодаря аскорбиновой кислоте и животному белку. Тогда как соевый белок, соединения, находящиеся в чае и кофе препятствуют нормальному его усвоению организмом.
Приложение 3
Значение железа
Биохимики раскрывают огромную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красный цвет этого вещества, от которого, в свою очередь, зависит цвет крови. В организме взрослого человека содержится 3 г железа, из них 75% входят в состав гемоглобина, благодаря которому осуществляется важнейший биологический процесс - дыхание. Железо необходимо и для растений. Оно участвует в окислительных процессах протоплазмы, при дыхании растений и в построении хлорофилла, хотя само и не входит в его состав.
Железо издавна применяется в медицине для лечения малокровия, при истощении, упадке сил.
Железо - основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений - от башни Эйфеля до ажура железнодорожных мостов. Все, все - начиная от швейной иглы, гвоздя, топора и кончая паутиной железных дорог, плавающими крепостями - авианосцами и линкорами - и огнедышащими домнами, где рождается само железо, - состоит из железа. Железо - это металл созидания!
Приложение 4
Экологические проблемы, связанные с железом.
В зонах металлургических комбинатов в твердых выбросах содержится до 31000 мг/кг железа. В прилегающие к комбинатам почвы поступает до 42 мг/кг железа. Вследствие этого железо накапливается в огородных культурах.
Железо может накапливаться в водоемах, воздухе, живых организмах. С дождевыми, паводковыми и грунтовыми водами металлы переносятся в реки и водоемы. Донные отложения рек и водоемов выступают в качестве накопителя железа. При определенных условиях железо может высвобождаться из них, в результате чего происходит вторичное загрязнение воды.
В воздух рабочей зоны на металлургических, предприятиях поступает пыль, аэрозоли из частиц железа и его соединений. Пыль железа или его оксидов образуется при заточке металлического инструмента, очистке деталей от ржавчины, прокате железных листов, электросварке и при других производственных процессах, в которых имеют место железо или его соединения.
При воздействии на кожу возможны аллергические дерматиты, при вдыхании такого воздуха происходит раздражение дыхательных путей, разрушение легких, плевры, нарушения функции печени, желудочные заболевания.
Аэрозоли (пыль, дым) железа и его оксидов, руд и других соединений при длительном воздействии откладываются в легких и вызывают специфическое заболевание легких - сидероз. Различают, так называемый «красный сидероз», вызываемый оксидом железа (III) и «черный сидероз», возникающий от вдыхания пыли железа, его карбонатов и фосфатов.
У рабочих доменного и мартеновского производств наблюдается нарушение обоняния. Среди электросварщиков, сталеваров часты воспалительные заболевания верхних дыхательных путей. У рабочих железорудных шахт и горно-обогатительных фабрик особенно часты хронические бронхиты, иногда осложненные астмой, эмфиземой легких. Встречаются стоматиты, воспаления десен, поражения зубов, поражения слизистой рта.
Мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в атмосфере с повышенным содержанием частиц железа и его соединений, заключаются в очистке воздуха от вредных примесей, в эффективной вентиляции помещений, в применении спецодежды, респираторов, очков.
Реальную опасность при приеме внутрь представляют железо, поступающее в организм в составе лекарственных веществ и сульфат железа (II). Токсические дозы FeSO4 или чистого железа (для человека ЛД = 200-250 мг/кг) приводят к смертельному исходу в результате химического ожога внутренних органов.
Токсичность соединений железа в воде зависит от pH. В щелочной среде токсичность возрастает. От избыточного содержания железа в воде могут гибнуть рыбы, водоросли. Большую опасность представляют сточные воды и шламы производств, связанных с переработкой железосодержащих продуктов. ПДК железа в питьевой воде 0,3 мг/л. Обработка воды с повышенным содержанием железа заключается в фильтровании на механических фильтрах (антрацит), коагуляции, глинозем Al2(SO4)3), иногда - в обработке магнитными полями (в случае магнитных форм железа).
Соединения железа (II) обладают общим токсическим действием. Соединения железа (III) менее ядовитые, но действуют прижигающе на пищеварительный канал и вызывают рвоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...