Рабочая программа химия 9 класс навигатор
рабочая программа по химии (9 класс)

Сапрыкина Нина Дмитриевна

Рабочая программа химия 9 класс навигатор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_himiya_9_klass_navigator.doc792 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Нижнетерянская средняя общеобразовательная школа № 28

Рассмотрено                                       «Согласовано»                                      «Утверждаю»

                          на заседании                         Зам. директора по УВР       директор МКОУ Нижнетерянской  СОШ № 28

   педсовета                              ______ Н.Д.Сапрыкина                               ______ А.И. Батура

Протокол № 1

          от «     » августа 201 г.         от «   » сентября 201 г.                              от «   » сентября 201 г.

Рабочая программа

по химии

9 класс

Разработчики:

Нижнетерянск 2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ООО» от 17.12.2010 г. № 1897), с учётом примерной программы по учебному предмету химия (автор А.М. Кондаков, приказ об утверждении примерной программы и его номер), авторской программы (О.С. Габриелян, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”), программы формирования универсальных учебных действий (далее УУД) образовательной организации (приказ №  от ).

Общие цели основного общего образования  с учётом специфики предмета:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

        Данная программа реализуется в общеобразовательных классах, особенностью которых является: ориентация на базовый уровень освоения содержания образования, в том числе и химического. Учащиеся данного класса по восприятию учебного материала относятся к смешанному типу аудио – визуалам. В соответствии с этим необходимо использовать в образовательном процессе большое количество аудио – визуальных средств. Преобладающий тип мышления среди обучающихся в классе: наглядно-образное, что определяет необходимость преобразования ситуации в план образов, средствами электронных материалов. Это обусловило выбор инновационного учебно-методического комплекса «Навигатор», под авторством О.С. Габриелян, В.И. Сивоглазов, С.А. Сладков.

        В связи с необходимостью усиления практической направленности по предмету, увеличено по 2  часа в темах «Практикум 1. Свойства металлов и их соединений», «Практикум 2. Свойства соединений неметаллов». Для этого в тему «Практикум 1. Свойства металлов и их соединений» внесены практические работы: 1. Осуществление цепочки химических превращений, 2. Получение и свойства соединений металлов. В тему «Практикум 2. Свойства соединений неметаллов» внесены практические работы: 1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота», 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».

В темы «Неметаллы»,  «Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)» добавлено по одному часу для проведения рубежных контрольных работ за полугодие. Коррекция часов в темах выполнена за счет шести часов резервного времени.

        Общая характеристика учебного предмета, курса:

        Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии, как науки и поставленными целями основного общего образования. Основными проблемами химии является изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получения веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакции и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе нашли отражение основные содержательные линии.

Вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
Химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

Применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
Язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

        Целью изучения химического содержания в 9 классе является:

Овладеть способами обобщения и классификации свойств веществ, их состава, строения, получения и применения.

Задачи:

  1. Описывать свойства веществ, на основе Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
  2. Распознавать состав веществ, с помощью теоретических (моделирование, обобщение данных) и практических (наблюдение, эксперимент) способов анализа.
  3. Описывать строение и способы получения веществ, на основе их свойств и состава.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

   Согласно учебному плану, программа предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета:

        Личностные УУД:

- интересоваться достижениями учёных в области химии;

- осуществлять самоконтроль и самооценку в освоении содержания химии;

- демонстрировать готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- использовать самостоятельно опосредованное наблюдение при решении учебных задач химического содержания;

- описывать процесс и результаты химических экспериментов;

- различать объем и содержание химических понятий, родовое и видовое понятия;

- осуществлять индуктивное и дедуктивное обобщение при решении учебных задач химического содержания;

- определять аспект классификации, осуществлять её, знать и использовать различные формы представления классификации химических понятий;

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнёром при решении учебных задач химического содержания;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации при осуществлении учебно - исследовательской деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при проведении практических, лабораторных, коллективных работ;

- осуществлять самооценку действий и их результатов при решении учебных задач химического содержания;

Регулятивные УУД:

- формулировать новые цели, направленные на преобразование практической задачи в познавательную ;

- определять самостоятельно условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей при решении учебных задач химического содержания и устанавливать целевые приоритеты;

- контролировать самостоятельно своё время и управлять им при решении учебных задач химического содержания;

- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Предметные УД:

- давать определения понятий: количество вещества, амфотерные металлы, скорость химической реакции, концентрация, химическая кинетика, факторы влияющие на скорость химической реакции, кипящий слой, правило Вант – Гоффа, катализатор, катализ, фермент, гетерогенный и гомогенный катализ, ингибитор, сплав, минерал, металлургия, виды металлургии, коррозия, металл – протектор, водородная химическая связь, поверхностное натяжение, ион аммония, адсорбция, нефть, силан, силициды, кварц, цемент, бетон, силикатная промышленность;

- находить количества вещества, массовую и объёмную долю по формулам, и с использованием уравнений химических реакций;

- прогнозировать и описывать свойства веществ, исходя из строения атома и молекулы вещества, положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

- классифицировать изученные объекты: факторы влияющие на скорость химической реакции, виды металлургии, катализ и явления: адсорбции, коррозии, поверхностного натяжения;

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использование веществ;

- разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть этого единства;

- строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;

- планировать и проводить химический эксперимент;

- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;

-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

Содержание учебного предмета:

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (10 часов)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ.

Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения

земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Тема 1. Металлы (14 часов)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (4 часа)1

1. Осуществление цепочки химических превращений.

2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание соединений металлов.

4. Решение экспериментальных задач на получение соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы (26 часов)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид_ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

        

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (5 часов)1

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (11 часов)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Тематическое планирование:

№ урока

Тема

Виды деятельности учащихся

Дата

Примечание

        

По плану

По факту

Год

Четверть

В тематическом разделе

1 четверть.

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (10 часов)

1

1

1

Характеристика химического элемента (ХЭ) на основании его положения в Периодической системе

Д. И. Менделеева (ПСХЭ)

Описание характеристики химических элементов 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (ПСХЭ).

2

2

2

Характеристика ХЭ на примере металлов и неметаллов

Описание характеристики ХЭ на примере металлов и неметаллов.

Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

3

3

3

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Определение понятия «амфотерные соединения».  

Проведение опытов, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов.

 Наблюдение и описание реакций между веществами.

4

4

4

Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома

Определение видов классификации: естественной и искусственной.

Создание моделей с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

5

5

5

Химическая

организация живой и неживой природы

Описание характеристики роли химических элементов в живой и неживой природе.

Составление аннотации к тексту.

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средств ее осуществления по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправляя ошибки с помощью учителя и самостоятельно

6

6

6

Классификация

химических реакций по различным основаниям

Определение понятий «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации»,

«экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции».

Описание характеристики химических реакций по различным признакам.

Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления.

Наблюдение и описание реакций между веществами.

7

7

7

Понятие о скорости химической реакции

Определение понятия «скорость химической реакции».

Объяснение с приведением примеров влияния некоторых факторов на скорость химических реакций.

Наблюдение и описание реакций между веществами.

Проведение опытов, подтверждающих зависимость скорости химической реакции от различных факторов

8

8

8

Катализаторы

Определение понятия «катализатор».

Наблюдение и описание реакций между веществами.

Проведение опытов, подтверждающих влияние катализаторов на скорость химической реакции

9

9

9

Общая характеристика химических элементов и химических реакций.

Представление информации по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ

10

10

10

Контрольная работа по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ»

Выполнение контрольной работы по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ». Демонстрация достижимости планируемых результатов

Тема 1. Металлы (14 часов)

11

11

        1

Положение элементов металлов в ПСХЭ.

Физические

свойства металлов. Сплавы

Определение понятия «металлы».

Составление характеристики химических элементов металлов по их положению в ПСХЭ.

Характеристика строения и общих физических свойств простых веществ металлов.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими свойствами

12

12

2

Химические

свойства металлов

Определение понятия «ряд активности металлов».

Характеристика химических свойств простых веществ металлов.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений: электронных уравнений процессов окисления восстановления; уравнений электролитической диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их химическими свойствами.

Наблюдение и описание химического эксперимента.

13

13

3

Металлы в природе. Общие способы их

получения

Составление молекулярных уравнений реакций и электронных уравнений процессов окисления-восстановления, характеризующих способы получения металлов.

Подбор словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков и других источников информации, необходимых для решения учебных задач. Сопоставление информации, полученной из различных источников

14

14

4

Понятие о коррозии металлов

Определения понятий «коррозия», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия».

Иллюстрация понятий «коррозия», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия» примерами процессов, происходящих с различными металлами. Характеристика способов защиты металлов от коррозии

15

15

5

Общая характеристика элементов IА группы.

Определение понятия «щелочные металлы».

Составление характеристики щелочных металлов по их положению в ПСХЭ.

Характеристика строения и общих физических и химических свойств щелочных металлов.

Объяснение зависимости свойств (или предсказание свойств) щелочных металлов от положения в ПСХЭ.

16

16

6

Соединения щелочных металлов

Описание характеристики физических и химических свойств оксидов и гидроксидов щелочных металлов.

Вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений

17

17

7

Щелочноземельные металлы.

Определение понятия «щелочноземельные металлы».

Составление характеристики щелочноземельных металлов по их положению в ПСХЭ.

Описание характеристики строения и общих физических и химических свойств щелочноземельных металлов.

Объяснение зависимости свойств (или предсказание свойств) щелочноземельных металлов от положения в ПСХЭ.

Наблюдение и описание химического эксперимента.

18

18

8

Соединения щелочноземельных

металлов

Описание характеристики физических и химических свойств оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства щелочноземельных металлов и их соединений: электронных уравнений процессов окисления-восстановления; уравнений электролитической диссоциации; молекулярных,

полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием щелочноземельных

металлов и их соединений

2 четверть

19

1

9

Алюминий

Составление характеристики алюминия по его положению в ПСХЭ.

Описание характеристики строения, физических и химических свойств алюминия.

Объяснение зависимости свойств (или предсказание свойств) алюминия от положения в ПСХЭ.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки алюминия и его химическими свойствами.

20

2

10

 Соединения алюминия

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его соединений: электронных уравнений процессов окисления восстановления; уравнений электролитической диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Наблюдение и описание химического эксперимента.

Вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием алюминия и его соединений

21

3

11

Железо

Составление характеристики железа по его положению ПСХЭ.

Описание характеристики строения, физических и химических свойств железа.

Объяснение зависимости свойств (или предсказание свойств) железа от положения в ПСХЭ.

Наблюдение и описание химического эксперимента.

22

4

12

Соединения железа

Описание характеристики физических и химических свойств оксидов и гидроксидов железа.

 Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства железа и его соединений: электронных уравнений процессов окисления-восстановления; уравнений электролитической диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Вычисления по химическим формулам и уравнениям  реакций, протекающих с участием железа и его соединений

23

5

13

Обобщение знаний по теме «Металлы»

Вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.

Представление информации по теме «Металлы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Понимание причин своего неуспеха и нахождение способов выхода из этой ситуации

24

6

14

Контрольная работа  № 1 по теме: «Металлы»

Выполнение контрольной работы по теме: «Металлы».

Демонстрация достижимости планируемых результатов

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (4 часа)1

25

7

1

Осуществление

цепочки химических превращений

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение свойств металлов и их соединений и явлений, происходящих с ними.

Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента

26

8

2

Получение и

свойства соединений металлов

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение свойств металлов и их соединений и явлений, происходящих с ними.

Описание химического эксперимента. Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента

27

9

3

Решение экспериментальных

задач на распознавание соединений металлов

Экспериментальное исследование свойств металлов и их соединений, решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение свойств металлов и их соединений и явлений, происходящих с ними.

Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

28

10

4

Решение экспериментальных

задач на получение соединений металлов

Экспериментальное исследование свойств металлов и их соединений, решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение свойств металлов и их соединений и явлений, происходящих с ними.

Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

Тема 3. Неметаллы (26 часов)

29

11

1

Общая характеристика неметаллов

Определение понятий «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения».

Составление названий соединений неметаллов по формуле и их формул по названию.

Объяснение зависимости свойств (или предсказывание свойств) химических элементов неметаллов от положения в ПСХЭ.

В диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

30

12

2

Общие свойства неметаллов.

Способы их получения

Описание характеристики химических элементов-неметаллов: строение, физические свойства неметаллов.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений

31

13

3

Водород

Описание характеристики водорода: строение, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства водорода, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки водорода, его физическими и химическими свойствами.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию водорода.

32

14

4

Контрольная работа за первое полугодие.

Выполнение контрольной работы. Демонстрация достижимости планируемых результатов

33

15

5

Вода

Описание характеристики воды: состав, физические и химические свойства, нахождение в природе и применение.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства воды, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием воды

34

16

6

Галогены

Описание характеристики галогенов: строение, физические и химические свойства, получение и применение.

Объяснение зависимости свойств (или предсказывание свойств) галогенов от положения в ПСХЭ.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства галогенов, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки галогенов, его физическими и химическими свойствами.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием галогенов

3 четверть

35

1

7

Соединения галогенов

Описание характеристики соединений галогенов: состав, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление названий соединений галогенов по формуле и их формул по названию.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства соединений галогенов, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; уравнений электролитической диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию хлорид, бромид, иодид ионов.

36

2

8

Кислород

Описание характеристики кислорода: строение, аллотропия, физические и химические свойства, получение и применение аллотропных модификаций.

Объяснение зависимости свойств (или предсказывание свойств) кислорода от положения в ПСХЭ.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства кислорода, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием кислорода

37

3

9

Сера, ее физические и химические свойства

Описание характеристики серы: строение, аллотропия, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства серы, электронных уравнений процессов окисления-восстановления. Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки серы, ее физическими и химическими свойствами.

38

4

10

Соединения серы

Описание характеристики соединений серы: состав, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление названий соединений серы по формуле и их формул по названию.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства соединений серы, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; уравнений электролитической диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Установление причинно-следственных связей между химической связью, типом кристаллической решетки соединений серы, их физическими и химическими свойствами

39

5

11

Серная кислота

и ее соли

Описание характеристики серной кислоты: состав, физические и химические свойства.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию сульфат-ионов

40

6

12

Получение и

применение

серной кислоты

Описание характеристики получения и применения серной кислоты.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серной кислоты

41

7

13

Азот и его свойства

Характеристика азота: строение, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление названий соединений азота по формуле и их формул по названию.

Объяснение зависимости свойств (или предсказывание свойств) азота от положения в ПСХЭ.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства азота, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки азота, его физическими и химическими свойствами.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азота

42

8

14

Аммиак и его

свойства. Соли

аммония

Описание характеристики аммиака: состав, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление названий солей аммония по формуле и их формул по названию.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства аммиака и солей

аммония, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; уравнений электролитической

диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Установление причинно-следственных связей между химической связью, типом кристаллической решетки аммиака и солей аммония, их физическими и химическими свойствами.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию ионов аммония.

43

9

15

Оксиды азота

Описание характеристики оксидов азота: состав, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства оксидов азота, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Установление причинно-следственных связей между химической связью, типом кристаллической решетки оксидов азота, его физическими и химическими свойствами

44

10

16

Азотная кислота,

ее свойства и применение

Описание характеристики азотной кислоты: состав, физические и химические свойства, применение.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Установление причинно-следственных связей между химической связью, типом кристаллической решетки азотной кислоты, ее физическими и химическими свойствами

45

11

17

Азотная кислота,

ее получение

Описание получения азотной кислоты.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азотной кислоты

46

12

18

Фосфор и его соединения.

Понятие о фосфорных удобрениях

Описание характеристики фосфора: строение, физические и химические свойства, получение и применение.

Объяснение зависимости свойств (или предсказывание свойств) фосфора от положения в ПСХЭ.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства фосфора и его соединений.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки фосфора и его соединений, его физическими и химическими свойствами.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию фосфат-ионов

47

13

19

Углерод

Описание характеристики углерода: строение, аллотропия, физические и химические свойства, получение и

применение.

Объяснение зависимости свойств (или предсказывание свойств) углерода от положения в ПСХЭ.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства углерода, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки углерода, его физическими и химическими свойствами

48

14

20

Оксиды углерода

Описание характеристики оксидов углерода: состав, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства оксидов углерода, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

49

15

21

Угольная кислота и ее соли.

Жесткость воды

и способы ее устранения

Определения понятий «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды».

Характеристика угольной кислоты и ее солей: состав, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление названий солей угольной кислоты по формуле и их формул по названию.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства угольной кислоты и ее солей, уравнений электролитической диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Описание способов устранения жесткости воды и выполнение соответствующего химического эксперимента.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию карбонат-ионов.

50

16

22

Кремний

Описание характеристики кремния: строения, физических и химических свойств, получения и применения.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства кремния, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

51

17

23

Соединения

кремния

Описание характеристики соединений кремния: состав, физические и химические свойства, получение и применение.

Составление названий соединений кремния по формуле и их формул по названию.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства соединений кремния, электронных уравнений процессов окисления-восстановления; уравнений электролитической диссоциации; молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием

электролитов.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию силикат-ионов.

Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений кремния

52

18

24

Силикатная

промышленность

Описание характеристики силикатной промышленности

53

19

25

Обобщение по

теме «Неметаллы»

Вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.

Представление информации по теме «Неметаллы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Отстаивание своей точки зрения, ее аргументация и подтверждение фактами.

Составление реферата по определенной форме

54

20

26

Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы»

Выполнение контрольной работы по теме: «Неметаллы». Демонстрация достижимости планируемых результатов

4 четверть

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (5 часа)1

55

1

1

Решение экспериментальных

задач по теме

«Подгруппа галогенов»

Экспериментальное исследование свойств неметаллов и их соединений, решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение за свойствами галогенов, их соединений и явлениями, происходящими с ними.

Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

Организация учебного взаимодействия в группе

56

2

2

Решение экспериментальных

задач по теме

«Подгруппа кислорода»

Экспериментальное исследование свойств неметаллов и их соединений, решение экспериментальных задач

по теме «Подгруппа кислорода».

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение за свойствами кислорода, серы, их соединений и явлениями, происходящими с ними.

Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

Организация учебного взаимодействия в группе

57

3

3

Решение экспериментальных

задач по теме

«Подгруппа азота»

Экспериментальное исследование свойств неметаллов и их соединений, решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдение за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с ними.

Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

Организация учебного взаимодействия в группе

58

4

4

Решение экспериментальных

задач по теме «Подгруппа углерода»

Экспериментальное исследование свойств неметаллов и их соединений, решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с ними.

Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

Организация учебного взаимодействия в группе

59

5

5

Получение, собирание и распознавание газов

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники

безопасности.

Наблюдение за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с ними. Описание химического эксперимента.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

Организация учебного взаимодействия в группе

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (11 часов)

60

6

1

ПСХЭ в свете теории строения

атома

Представление информации по теме «ПСХЭ в свете теории строения атома» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение тестовых заданий по теме

61

7

2

Периодический закон

Представление информации по теме «Периодический закон» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение тестовых заданий по теме

62

8

3

Виды химических связей и типы кристаллических решеток.

Представление информации по теме «Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение тестовых заданий по теме

63

9

4

Классификация

химических реакций.

Представление информации по теме «Классификация химических реакций по различным признакам» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение тестовых заданий по теме

64

10

5

Скорость химических реакций

Представление информации по теме «Скорость химических реакций» в виде таблиц, схем, опорного  конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение тестовых заданий по теме

65

11

6

Классификация

неорганических веществ

Представление информации по теме «Классификация неорганических веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение тестовых заданий по теме

66

12

7

Свойства неорганических веществ

Представление информации по теме «Свойства неорганических веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнение тестовых заданий по теме

67

13

8

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

Представление информации по теме «Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

68

14

9

Итоговая контрольная работа

Выполнение контрольной работы. Демонстрация достижимости планируемых результатов

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса:

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА (10 часов)

                       Номер урока

Реактивы и оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Модели атомов

Раствор соли цинка (хлорид, нитрат)

Раствор гидроксида натрия (калия)

Раствор соляной (серной кислоты)

Различные формы таблиц периодической системы

Модель строения земного шара в поперечном разрезе

Серия таблиц по неорганической химии

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Химия. 9 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян)

Методическое пособие. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Книга для учителя. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов)

Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Контрольные и проверочные работы. 9 класс (авторы О. С. Габриелян и др.)

Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова)

Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание

Цинк (алюминий)

Хлорид (сульфат) меди (II)

Хлорид (сульфат) железа (II).

Пробирки

Пробиркодержатели

Медь

Железо

Раствор соляной (серной кислоты)

Спиртовки

Оксид меди (II)

Пероксид водорода

Оксид марганца (IV)

Каталаза

Пищевые продукты.

Уротропин

ТЕМА 1. МЕТАЛЛЫ (14 часов)

                       Номер урока

Реактивы и оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Коллекция «Металлы и их сплавов»

Серия таблиц по неорганической химии

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Химия. 9 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян)

Методическое пособие. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Книга для учителя. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов)

Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Контрольные и проверочные работы. 9 класс (авторы О. С. Габриелян и др.)

Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова)

Серия таблиц по химическим производствам

Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание

Цинк (алюминий)

Хлорид (сульфат) меди (II)

Хлорид (сульфат) железа (II)

Медь

Железо

Раствор соляной (серной кислоты)

Коллекция «Горные породы и минералы»

Натрий

Литий

Калий

Спиртовки

Пробиркодержатели

Пробирки

Вода

Кальций

Магний

Гидроксид кальция

Раствор хлорида (нитрата) алюминия

Гидроксид натрия (калия)

Раствор хлорида (сульфата) железа (II)

Раствор хлорида (сульфата) железа (III)

Раствор гидроксида натрия (калия)

Раствор желтой кровяной соли

Раствор красной кровяной соли

Раствор роданида калия

ТЕМА 2. ПРАКТИКУМ 1. «СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ» (2 часа)

                       Номер урока

Реактивы и оборудование

1

2

3

4

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Химия. 9 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян)

Методическое пособие. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Книга для учителя. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов)

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание

Пробирки

Пробиркодержатели

Спиртовки

Растворы гидроксида натрия (калия)

Растворы сульфата меди (II)

Растворы карбоната магния

Растворы хлорида цинка

Растворы серной кислоты

Растворы соляной кислоты

Железо

Растворы хлорида алюминия

Растворы хлорида кальция

Растворы карбоната натрия

Растворы красной кровяной соли.

Железный купорос

Раствор карбоната калия

Раствор хлорида бария

Раствор хлорида калия

Раствор хлорида железа (III)

Раствор нитрата бария

Раствор сульфата натрия

Раствор карбоната кальция

ТЕМА 3. НЕМЕТАЛЛЫ (26 часов)

                                                       Номер урока

Реактивы и оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Химия. 9 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян).

Методическое пособие. 8—9 классы (авторы

О. С. Габриелян, А. В. Яшукова).

Книга для учителя. 9 класс (авторы

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов)

Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы

О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Контрольные и проверочные работы. 9 класс (авторы О. С. Габриелян и др.)

Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян,

Н. П. Воскобойникова)

Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание

Серия таблиц по неорганической химии

Серия таблиц по химическим производствам

Модели кристаллических решёток

Коллекция «Неметаллы»

Прибор для получения газов

Пробирки

Цинк (гранулы)

Раствор соляной кислоты

Спиртовки

Лучина

Вода

Химический стакан

Стеклянная трубка

Перманганат калия

Медный купорос

Обезвоженный сульфат меди(II)

Ацетон

Железо

Фарфоровая чашка

Гипс

Стеклянная палочка

Коллекция бытовых фильтров

Этикетки с бутылок минеральной воды

Коллекция галогенов

Хлор, бром, йод

Натрий

Алюминий

Стеклянная трубка с расширителем

Резиновая трубка

Штатив лабораторный

Коллекция образцов природных соединений хлора

Раствор хлорида натрия (калия)

Раствор нитрата серебра.

Вата

Спички

Ступка с пестиком

Фарфоровые тигли

Сера

Ацетон

Сероуглерод.

Коллекция образцов природных соединений серы

Коллекция образцов важнейших

для народного хозяйства сульфатов

Раствор серной кислоты

Медь

Хлорид аммония

Гашеная известь

Пробка с газоотводной трубкой

Концентрированная соляная кислота

Фенолфталеин

Сульфат аммония (хлорид аммония)

Гидроксид натрия (калия)

Коллекция образцов важнейших для народного хозяйства нитратов.

Раствор азотной кислоты

Индикаторы лакмус и метилоранж

Раствор сульфата железа (II)

Оксид меди (II)

Оксид алюминия

Раствор карбоната натрия Na2CO3

Пробиркодержатели

Концентрированная азотная кислота HNO3

Медная проволока (кусочки)

Пробка с газоотводной трубкой

Кристаллизатор

Коллекция образцов природных соединений фосфора.

Коллекция образцов важнейших для народного хозяйства фосфатов.

Фосфор

Ложечка для сжигания веществ

Раствор Na2HPO4

Раствор BaCl2

Светло-розовый раствор фуксина

Активированный уголь

Коллекция образцов природных соединений углерода.

Коллекция образцов важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Мел

Индикаторная бумага

Растворы солей магния, кобальта, кадмия

Раствор карбоната натрия (калия)

Раствор хлорида или сульфата алюминия

Раствор хлорида или сульфата хрома (III)

Коллекция образцов природных соединений кремния.

Раствор силиката натрия

Стекло

Дистиллированная вода

Коллекция образцов стекла, керамики, цемента

ТЕМА 4. ПРАКТИКУМ 2. «СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ НЕМЕТАЛЛОВ» (5 часов)

                                                                                                                                                  Номер урока

Реактивы и оборудование

1

2

3

4

5

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Химия. 9 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян)

Методическое пособие. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Книга для учителя. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов)

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание

Пробирки

Пробиркодержатели

Спиртовки

Спички

Раствор иодида калия

Бромная вода

Йодная вода

FeSO4 или соль Мора

Дихромат калия

Раствор калий иодида

Раствор серной кислоты

Хлорид натрия

Бромид калия

Стеклянная палочка

Цинк

Медь

Растворы соляной кислоты (серной кислоты)

Растворы гидроксида натрия (калия), иодид натрия, хлорид натрия, хлорида бария, сульфида натрия, сульфата натрия, сульфита натрия, нитрата серебра (нитрата свинца)

Растворы хлорида аммония, сульфата аммония, нитрата аммония, карбоната натрия, нитрата аммония, силиката натрия

Кристаллические сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия

Раствор гидроксида натрия (калия)

Раствор соляной кислоты

Прибор для получения газов

Пробки с газоотводными трубками

Лучины

Кристаллический перманганат калия

Кристаллический хлорид аммония

Кристаллический гидроксид кальция

Фенолфталеин

Мрамор

ТЕМА 5. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА) (11 часов)

                                                                                                                                                          Номер урока

Реактивы и оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Серия таблиц по неорганической химии

Таблица растворимости

Химия. 9 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян).

Методическое пособие. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова).

Книга для учителя. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов)

Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова)

Контрольные и проверочные работы. 9 класс (авторы О. С. Габриелян и др.)

Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова)

Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

- раскрывать смысл понятий: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;

- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

- характеризовать химические элементы 1—3_го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));

- характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

- характеризовать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;

- проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

- проводить опыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).

        

ТЕМА 1. МЕТАЛЛЫ

- раскрывать смысл понятий: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов;

- характеризовать химические элементы-металлы (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);

- называть соединения металлов;

- составлять формулы соединений металлов по названию;

- характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов;

- объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

- описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

- составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;

- описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

ТЕМА 2. ПРАКТИКУМ 1. «СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ»

- проводить химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов;

- описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов;

- проводить опыты, подтверждающие свойства металлов;

- проводить опыты, подтверждающие свойства соединений металлов;

- решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»;

- описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений;

- обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

ТЕМА 3. НЕМЕТАЛЛЫ

- раскрывать смысл понятий: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;

- раскрывать смысл понятий: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;

- характеризовать химические элементы-неметаллы (водород, галогены, кислород, серу, азот, фосфор, углерод, кремний) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);

- называть соединения неметаллов;

- составлять формулы соединений неметаллов по названию;

- характеризовать строение простых веществ неметаллов;

- характеризовать общие физические свойства простых веществ неметаллов;

- характеризовать общие химические свойства простых веществ неметаллов;

- объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов_неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно_восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно_основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно_восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

- описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

- составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов;

- составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства соединений неметаллов;

- составлять электронные уравнения процессов окисления-восстановления;

- составлять уравнения электролитической диссоциации;

- составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов.

ТЕМА 4. ПРАКТИКУМ 2. «СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ НЕМЕТАЛЛОВ»

- проводить химический эксперимент по распознаванию важнейших анионов неметаллов, гидроксид-ионов;

- проводить опыты, подтверждающие свойства неметаллов;

- проводить опыты, подтверждающие свойства соединений неметаллов;

- решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»;

- описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений;

- обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.

ТЕМА 5. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

- структурировать информацию по теме «ПСХЭ в свете теории строения атома» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

- изображать в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ информацию по теме «Периодический закон»;

- составлять таблицы, схемы, опорные конспекты, в том числе с применением средств ИКТ по теме «Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ»;

- классифицировать химические реакции по различным признакам;

- моделировать в виде таблиц, схем, опорного  конспекта, в том числе с применением средств ИКТ информацию по теме «Скорость химических реакций»;

- классифицировать неорганические вещества;

- различать свойства неорганических веществ;

- составлять генетический ряд металла;

- составлять генетический ряд неметалла;

- составлять генетический ряд переходного металла;

- демонстрировать достижимость результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа 9 класс. Химия

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

Рабочая программа "Химия. 11 класс" для профильных классов (3,5 часа в неделю)

О.С.Габриелян.  Программа курса химии для 10-11 классов ОУ. Профильный уровень, 3 часа в неделю + 0,5 часа из школьного компонента.  Всего 119 часов.Учебник – О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова...