Рабочая программа "Химия. 11 класс" для профильных классов (3,5 часа в неделю)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
О.С.Габриелян. Программа курса химии для 10-11 классов ОУ. Профильный уровень, 3 часа в неделю + 0,5 часа из школьного компонента. Всего 119 часов.
Учебник – О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия – 11», 2013 год.
Суть обучения по данной программе - один раз в две недели ученики приходят на дополнительный урок химии. На следующей неделе ученики приходят на другой предмет по профилю.
Красным цветом выделены таковые (элективные) занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_11.docx | 58.91 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, примерной программой по химии среднего (полного) общего образования (профильный уровень), Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004г. и региональным базисным учебным планом. Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2006).
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 822 от 23 декабря 2009 г.;
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов химического образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности.
Цели учебного предмета на ступени основного общего обучения
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физика 7-9 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
- Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства;
- Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
- Формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;
- Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании;
- Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Отличительными чертами данной программы является идея интегрированного курса, основанного на внутрипредметной, межпредметной интеграции, а также интеграции химических знаний с гуманитарными дисциплинами: литературой, историей.
В 11 классе теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, ОВР). Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин их многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это даёт возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов. в XI классе, из расчета – 1 учебный часа в неделю. Но в связи со сложностью изучаемого курса и необходимостью продолжения изучения в технических высших профессиональных заведениях из регионального компонента добавлен 1 час. Поэтому данная программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в XI классе. Курс расширен за счет школьного компонента на 0,5 часа для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.
Главная цель образовательной области «Химия» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие мыслительных и творческих способностей школьника через формирование мировоззренческого взгляда на естественнонаучную природу мира.
Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение химических знаний и умений. Все цели являются равнозначными:
- Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.
- Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
- Воспитание убеждённости в позитивной роли химии современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в лаборатории, быту, сельском хозяйстве и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведение исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Класс | № Раздела | Наименование раздела и темы | всего часов | Практическая часть | |
К/р | П/р | ||||
11 О.С.Габриелян. Программа курса химии для 10 -11 классов ОУ. Базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 70 часов Учебник – О.С.Габриелян «Химия – 11» | 1 | Введение в общую химию | 1 | ||
2 | Строение атома. Периодический закон. Периодическая система элементов. Д.И.Менделеева | 8 | 1 | ||
2 | Строение вещества | 9 | |||
3 | Химические реакции | 10 | 1 | ||
4 | Вещества и их свойства | 26 | 2 | ||
5 | Химический практикум | 5 | 5 | ||
6 | Химия и общество | 9 | Защита проектов | ||
всего | 68 | 4 | 5 |
Курс расширен за счет школьного компонента на 0,5 часа для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.
Методический блок
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо
(создание кластеров на обобщающих уроках, которые наглядно раскрывают классификацию неорганических соединений, а также генетическую связь между классами неорганических соединений);
- компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету;
- технологии проектной деятельности.
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- лекции;
- лабораторно-практические занятия. Данной рабочей программой предусмотрено проведение 10 (5 -10 класс, 5 -11 класс) практических занятий продолжительностью 45 минут каждая.
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности;
Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы, а также защиту практических работ и проектов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости здорового образа жизни;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
- Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у учащихся:
- навыков правильного использования химической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения химии
Изучение химии в средней школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
- понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
- развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.);
- формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
- навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
- применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
- умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
По итогам усвоения обязательного минимума содержания образовательного стандарта по химии выпускники средней школы должны:
Называть:
- Вещества по их химическим формулам.
- Общие свойства классов неорганических веществ;
- Функциональные группы органических веществ;
- Типы кристаллических решёток в веществах с различным видом химической связи.
- Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова;
- Признаки классификации химических элементов, неорганических и органических веществ;
- Аллотропные видоизменения химических элементов;
- Типы, признаки и условия осуществления химических реакций;
- Реакция среды раствора при растворении различных солей в воде;
- Факторы, влияющие на скорость химической реакции и условия смещения химического равновесия;
- Области практического применения металлических сплавов, силикатных материалов, а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.
Определять:
- Простые и сложные вещества;
- Принадлежность веществ к соответствующему классу;
- Валентность и степень окисления химических элементов по формуле соединения;
- Заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях;
- Вид химической связи в соединениях;
- Возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ;
- Тип химической реакции по всем известным признакам классификации;
- Окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления;
- Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца;
- Гомологи и изомеры различных классов органических веществ.
Составлять:
- Формулы оксидов, оснований, кислот, солей, водородных соединений по валентности химических элементов или степени окисления;
- Молекулярные и структурные формулы органических и неорганических веществ;
- Схемы распределения электронов в атомах;
- Уравнения: окислительно-восстановительные, электролитической диссоциации; электролиза, гидролиза, получения металлов, аммиака, серной кислоты, стали, чугуна, метанола;
Характеризовать:
- Качественный и количественный состав вещества;
- Химические элементы, свойства высших оксидов, гидроксидов неорганических и органических веществ;
- Общие и особенные свойства металлов и неметаллов;
- Химическое строение органических веществ;
- Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;
- Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;
- Химическое загрязнение и способы защиты окружающей среды;
Объяснять:
- Структуру периодической системы Д. И. Менделеева: физический смысл периода., порядкового номера, группы;
- Закономерности изменения свойств химических элементов;
- Закон сохранения массы вещества при химических реакциях;
- Механизм электролитической диссоциации;
- Зависимость скорости химических реакций от разных факторов;
Соблюдать правила:
- Техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
- Личного поведения с химическими веществами в химической лаборатории и в быту;
- Оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Проводить:
- Опыты по получения, собиранию и распознаванию неорганических и органических веществ;
- Изготовление моделей молекул веществ;
- Вычисления: а) молекулярной и молярной массы веществ по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) количество вещества и др.
- Расчёты по установлению формулы органических веществ.
- Осознание идеи личной ответственности каждого человека за всё, что происходит в природном и
социальном мире планеты.
6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (10 часов)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Квантовые числа электронов. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4–го и 5–го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s– и p–орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества (17 часов)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.
Металлическая химическая связь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом связи .
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь .Значение водородной в организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы : термопласты и реактопласты , их представители и применение .Волокна : природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические ), их представители и применение.
Газобразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов .Молекулярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы её устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи .
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и её разновидность: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворённого вещества в растворе) и объёмная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Демонстрации. Модель кристаллической решётки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита , галита. Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шёлк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молекулярного объёма газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление и минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Тема 3 .Химические реакции (24 часа)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификации кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакция соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения , как частый случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химических реакциях. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определении степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно – восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно–восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н–бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния, цинка , железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно–восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства (32 часа)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основния неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение растворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид- , сульфат- , и карбонат–анионы, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд неметалла. Особенность генетического ряда в органической химии. Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа и серы. Горения магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий их протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты: 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Тема 5. Химия в жизни общества.
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека.
7. Тематическое планирование курса химии 11класс
2016-2017 учебный год
О.С.Габриелян. Программа курса химии для 10-11 классов ОУ. Профильный уровень, 3 часа в неделю + 0,5 часа из школьного компонента. Всего 119 часов.
Учебник – О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия – 11», 2013 год
Урок № | Тема урока | Дата |
Введение в общую химию (1ч) | ||
1 | История химии. | |
1 | Техника безопасности на уроках химии. Основные понятия и законы в химии. | |
Тема 1.Строение атома Периодический закон Д.И. Менделеева (10ч) | ||
2 | Атом – сложная частица. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира | |
3 | Состояние электронов в атоме | |
2 | Задачи на газовые законы (закон Авогадро и его следствия, объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнение Клайперона-Менделеева). | |
4 | Электронные конфигурации атомов химических элементов. | |
5 | Урок – практикум. Составление электронографических формул атомов элементов п.р. №1 | |
6 | Валентные возможности атомов. Сравнение валентности и степени окисления | |
3 | Задачи на газовые законы | |
7 | Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | |
8 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» | |
9 | Решение задач по теме | |
4 | Задачи с использованием закона эквивалентных отношений. | |
10 | Контрольная работа №1 | |
11 | Анализ контрольной работы | |
Тема 2. Строение вещества (17ч) | ||
12 | Виды химических связей. Типы кристаллических решеток | |
5 | Задачи по уравнениям последовательных превращений. | |
13 | Ионная связь | |
14 | Ковалентная связь, классификация | |
15 | Металлическая связь | |
16 | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь | |
17 | Понятие о дисперсных системах | |
6 | Задачи по уравнениям параллельных реакций. | |
18 | Коллоидные системы и растворы | |
19 | Массовая и объёмная доля в смеси | |
20 | Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного | |
7 | Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости. | |
21 | Решение задач | |
22 | Гибридизация атомных орбиталей, геометрия молекул. | |
23 | Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные направления развития теории строения | |
8 | Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрация). | |
24 | Полимеры. Строение, способы получения полимеров. | |
26 | Волокна | |
27 | Урок обобщающего повторения. Решение задач | |
28 | Контрольная работа №2 | |
29 | Анализ контрольной работы | |
Тема 3. Химические реакции (24ч) | ||
30 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии | |
9 | Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов. | |
31 | Реакции, идущие без изменения состава веществ | |
32 | Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии | |
33 | Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления | |
10 | Задачи на уравнения реакций, происходящих в растворах. | |
34 | Окислительно-восстановительные реакции | |
35 | Решение упражнений | |
36 | Выделение или поглощение теплоты | |
11 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. | |
37 | Решение задач на тепловой эффект химической реакции | |
38 | Вероятность протекания химических реаакций | |
39 | Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции | |
12 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. | |
40 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие | |
41 | Решение уравнений по теме | |
42 | Практическая работа №2. Скорость химических реакций, химическое равновесие. | |
14 | Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. | |
43 | Теория электролитической диссоциации | |
44 | Диссоциация воды. Водородный показатель рН | |
45 | Свойства растворов электролитов | |
15 | Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. | |
46 | Практическая работа №3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений | |
47 | Гидролиз неорганических веществ | |
48 | Гидролиз органических веществ | |
16 | Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ. | |
49 | Составление уравнений гидролиза | |
17 | Химия в лицах. Великие химики | |
50 | Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» | |
51 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | |
52 | Контрольная работа №3 | |
18 | Химия в лицах. Учёные России. | |
53 | Анализ контрольной работы | |
Тема 4. Вещества и их свойства (32ч) | ||
54 | Классификация неорганических веществ | |
55 | Классификация органических веществ | |
19 | Задачи на олеум | |
56 | Положение металлов в периодической системе и строение их атомов | |
57 | Химические свойства металлов | |
58 | Решение задач | |
20 | Индукционный и мезомерный эффекты | |
59 | Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии | |
60 | Металлы в природе. Общие способы получения металлов | |
61 | Урок обобщающего повторения по теме «Металлы» Решение задач и упражнений | |
21 | Задачи на реакционноспособность | |
62 | Проверочная работа по теме «Металлы» | |
63 | Неметаллы. Положение в ПС, строение атомов, ЭО, инертные газы, двойственное положение водорода в ПС | |
64 | Неметаллы – простые вещества: аллотропия, химические свойства | |
22 | Задачи на реакционноспособность | |
65 | Окислительно-восстановительные свойства неметаллов | |
66 | Водородные соединения неметаллов, получение, строение молекул и кристаллов, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах | |
67 | Урок обобщающего повторения по теме «Неметаллы» Решение задач и упражнений | |
23 | Химические свойства органических веществ | |
68 | Контрольная работа №3 | |
69 | Анализ контрольной работы | |
70 | Кислоты органические и неорганические | |
24 | Экспериментальные задачи | |
71 | Химические свойства кислот | |
72 | Особенности свойств серной концентрированной и азотной кислот | |
73 | Основания органические и неорганические | |
25 | Рассчёты на основе экспериментов | |
74 | Химические свойства оснований | |
75 | Амфотерные органические и неорганические соединения | |
76 | Решение задач по теме | |
26 | Рассчётные задачи | |
77 | Понятия о комплексных соединениях Реакции. Значение. | |
78 | Генетическая связь. Генетические ряды металлов и неметаллов | |
79 | Генетические ряды в органической химии | |
27 | Рассчётные задачи | |
80 | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» | |
81 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по органической химии» | |
82 | Практическая работа №7 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ» | |
28 | Урок-семинар будущее химии | |
83 | Урок обобщающего повторения по теме «Основные классы веществ» Решение задач и упражнений | |
84 | Контрольная работа № 4 | |
85 | Анализ контрольной работы | |
29 | Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет | |
Химия и общество (9ч) | ||
86-87 | Химия и производство. Лекционно–семинарские занятия | |
88-89 | Химия и сельское хозяйство. Лекционно–семинарские занятия | |
30 | Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет | |
90-91 | Химия и экология. Лекционно–семинарские занятия | |
31 | Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет | |
92-93 | Химия и повседневная жизнь человека. Лекционно–семинарские занятия | |
94 | Практическая работа №8 «Определение молярной концентрации кислоты методом титрования» | |
32 | Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет | |
95 | Строение атома и ПЗ Д.И.Менделеева | |
96 | Строение вещества | |
97 | Химические реакции | |
33 | Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет | |
98 | Вещества и их свойства | |
99-102 | Резервное время |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного
1.Печатные пособия
1.1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (11 кл)
1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.
2.2. Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).
2.3. Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Набор № 1и 2 ОС «Кислоты».
3.2. Набор № 3 ОС «Гидроксиды».
3.3. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов».
3.4. Набор № 5 ОС «Металлы».
3.5. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы».
3.6. Набор № 9 ОС «Галогениды».
3.7. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».
3.8. Набор № 11 ОС «Карбонаты».
3.9. Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты».
3.10. Набор № 14 ОС «Соединения марганца».
3.11. Набор № 15 ОС «Соединения хрома».
3.12. Набор № 16 ОС «Нитраты».
3.13. Набор № 17 ОС «Индикаторы».
3.14. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Мультимедийные программы по всем разделам курса химии 11 класса.
4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.
9. Список литературы
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – м.: РИА «Новая волна»: Издательство Умеренков, 2007.
- Дидактический материал по химии для 10-11 классов: Пособие для учителя / А. М. Радецкий, В. П. Горшкова, Л. Н. Кругликова – М.: Просвещение, 2010.
- Дидактический материал по общей химии для 11 класса: Пособие для учителя / А. М. Радецкий, Т. Н. Курьянова. – М.: Просвещение, 2007.
- Дидактические игры при обучении химии / Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2005.
- Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды / составитель О. В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Химия 11 класс. Занимательные материалы. / Автор-составитель С. В. Бочаров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005
Интернет ресурсы
.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно- методический комплекс
Наименование учебников:
- Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.Е. Рудзитис.- М.: Просвещение, 2009.
- Химия. 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис.- М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная учебная литература для учащихся:
- Н.И. Габрусева . Рабочая тетрадь 10 класс. К учебнику Г.Е. Рудзитис «Химия 8».- М.: Просвещение, 2008.
- Н.И. Габрусева Рабочая тетрадь 11 класс. К учебнику Г.Е. Рудзитис «Химия 9».- М.:, Просвещение 2009.
- Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева Задачник с «помощником» - М.:, Просвещение 2009.
Методическая литература для учителя:
- Н.Н. Гара. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс: методическое пособие /Н.Н. Гара.- М.: Просвещение, 2009
- Н.Н. Гара. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: методическое пособие /Н.Н. Гара.- М.: Просвещение, 2009
- А.М. Радецкий Химический тренажер (задания для организации самостоятельной работы учащихся).М.: Просвещение,2008
- Н.Н. Гара, М.В. Зуева Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации 8-11класс. М., Просвещение, 2009
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАБИНЕТА ХИМИИ.
Объекты натуральные
Коллекции: раздаточный материал: алюминий, волокна, каменный уголь, каучук, металлы, минералы и горные породы – сырьё для химической промышленности, набор химических элементов, нефть и продукты её переработки, пластмассы, стекло и изделия из стекла, топливо, чугун и сталь, шкала твёрдости.
Реактивы
Наборы | Название | Наборы | Название |
№ 1, 2ОС | «Кислоты» | № 11 ОС | «Карбонаты» |
№ 3 ОС | «Гидроксиды» | № 12 ОС | «Фосфаты. Силикаты» |
№ 4 ОС | «Оксиды металлов | № 13 ОС | «Ацетаты. Роданиды. Цианиды» |
№ 5 ОС | «Металлы»; | № 14 ОС | «Соединения марганца» |
№ 6 ОС | «Щелочные и щелочноземельные металлы» | № 15 ОС | «Соединения хрома» |
№ 7 ОС | «Огнеопасные вещества» | № 16 ОС | «Нитраты» |
№ 8 ОС | «Галогены» | № 17 ОС | «Индикаторы» |
№ 9 ОС | «Галогениды» | № 18 ОС | «Минеральные удобрения» |
№ 10 ОС | «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» |
Модели
Демонстрационные: Комплект кристаллических решёток; Набор моделей атомов для составления моделей молекул со стержнями; Набор для составления объёмных моделей; Периодическая система Химических элементов Д. И. Менделеева (электрифицированный стенд); Растворимость солей, кислот, оснований в воде;
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента
Общего назначения: Аппарат для дистилляции воды; Баня комбинированная БКЛ; Нагреватели (спиртовки, электрические).
Демонстрационные: Комплект для демонстрационных опытов по химии универсальный КДОХУ;
Столик подъёмный; Штатив для пробирок; Штатив металлический;
Специализированные приборы и аппараты
Аппарат для получения газов (Киппа); озонатор; Прибор для демонстрации закона сохранения массы вещества; Прибор для окисления спирта над медным катализатором; термометр электронный; Прибор для получения твёрдых растворимых веществ; прибор для определения состава воздуха; Комплект термометров;
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
Весы учебные с гирями (до 100 г); Комплект мерной посуды различного назначения; Набор посуды для реактивов – микролаборатория (НПМ); Микролаборатория для химического эксперимента; Набор посуды для хранения реактивов; Набор пробирок; Нагреватели электрические; Спиртовки; Прибор для получения газов; Штатив лабораторный химический (ШЛХ);
Комплект принадлежностей для хозяйственной, конструктивной и препаративной работы
Бумага фильтровальная; Зажимы комбинированные; Очки защитные; Перчатки резиновые; Набор противопожарного инвентаря;
Пособия на печатной основе
Портреты учёных химиков; Серия таблиц по неорганической, органической химии, металлургии, химическому производству; Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; Серия справочно-инструктивных таблиц по химии (справочные, инструктивные, таблицы по техники безопасности);
Раздаточный материал
Карты-инструкции для практических работ по неорганической химии; Карты-инструкции для практических работ по органической химии; Дидактический материал для различного вида самостоятельных работ учащихся;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю
Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю...
рабочая программа 5-6 класс ФГОС 2 часа в неделю
Программа расчитана не на 3 часа в неделю, а на 2 часа в неделю. Программа составленна на основе спортивных игр, добавлена спортивная игра гандбол...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...
Рабочая программа для 10 класса (5-6 часов в неделю)
Данная рабочая программа составлена для 10 класса (5-6 часов в неделю) к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой....
Рабочая программа для 11 класса (5-6 часов в неделю)
Данная рабочая программа составлена для 11 класса (5-6 часов в неделю) для УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой....
Рабочая программа математика 5 класс мерзляк 5 часов в неделю
Рабочая программа, планирование....
Рабочая программа математика 6 класс мерзляк 5 часов в неделю
Рабочая программа, планирование....