Работа со слабоуспевающими обучающимися
методическая разработка по химии

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы со слабоуспевающими обучающимися.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин.

Причины неуспеваемости

Внешние

Внутренние

Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы

  • Отсутствие мотивации
  • Слабое развитие волевой организации
  • Дефекты здоровья студентов
  • Низкое развитие интеллекта

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов.

Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики

Помощь неуспевающим студентам

1.Низкое качество мыслительной деятельности  (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),

сочетается с положительным отношением к учению

Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению

Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может

Работа с неуспевающими студентами

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Меры предупреждения неуспеваемости студента

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
  • Индивидуальный подход к студенту
  • Специальная система домашних заданий
  • Усиление работы с родителями
  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Работа с неуспевающими студентами в нашем колледже начинается с опроса студентов:

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса,
  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.
  3. Плохое здоровье.
  4. Нежелание учиться вообще.
  5. Отсутствие условий для проведения досуга.
  6. Возможные подработки во внеурочное время.
  7. Престижно ли учиться в нашем колледже.
  8. Другие проблемы.

Из данного опроса мы выясняем причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это– отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Решение данной проблемы привела нас к разработке программы деятельности администрации и педагогов колледжа со слабоуспевающими студентами и его родителями.

1. Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и его родителями

1.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.

1.2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

1.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).

1.4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)

1.5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

1.6. Преподаватель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

1.7. Преподаватель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

1.8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

1.9. При выполнении п. 1-9 и отсутствии положительного результата преподаватель докладывает администрации колледжа о низкой успеваемости студента и о проделанной работе в следующей форме:

Ф.И. уч-ка

Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов.

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

 

 

 

 

 

 

 

2. Программа деятельности классного руководителя

2.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:

  • пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на занятии
  • необъективность выставления оценки на занятии
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины

2.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача.

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.

в) освобождение от занятия студента в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя -предметника или классного руководителя.

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя заведующего отделением колледжа).

Все остальные причины считаются неуважительными.

3. Программа деятельности студента.

3.1. Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.

3.2. Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.

3.3 Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.

Для того, чтобы работа с неуспевающими студентами приносила положительные результаты и для сохранения контингента, существует программа контроля проводимой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы со слабоуспевающими обучающимися

Представлены материалы, которые могут быть использованы учителем- предметником или классным руководителем при организации работы со слабоуспевающими обучающимися....

Работа со слабоуспевающими обучающимися.

Методы и приёмы работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися....

План работы со слабоуспевающими обучающимися

Материал   по  работе  со  слабоуспевающими  обучающимися....

Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех

Выступление на методическом совете на тему "Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех"...

Работа со слабоуспевающими обучающимися

Цели:1) Выполнение Закона «Об образовании».2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.Задачи:1) Создать  условия для успешного усво...

Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися по подготовке к ОГЭ

Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается с...

План индивидуальный работы со слабоуспевающими обучающими по физике

План индивидуальный работы со слабоуспевающими обучающими по физике ...