программа элективного курса по химии 9 класса
элективный курс по химии (9 класс)

программа элективного курса по химии 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Химия вокруг нас»

Составитель:

 Маликова Марина Зубаиловна,

учитель химии.

2017 г

Пояснительная записка

На курсы выбора для 9  классов отводятся часы за счёт компонента образовательного

учреждения. Создание таких курсов  – важнейшая часть обеспечения введения

предпрофильного и профильного обучения.

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»  предназначена для обучающихся  9

класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Цели и задачи учебной дисциплины.

4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

5. Учебно-тематический план.

6. Содержание тем учебного курса.

7. Практические занятия.

8. Приложение (методические разработки).

9. Контроль уровня обученности.

10. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития

материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

Курс «Химия вокруг нас» углубляет и расширяет содержание курса  химии,

систематизирует знания обучающихся по биологии, химии и физике.

Химия является важной частью процесса цивилизации; без современной химической

науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в

связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность

для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации,

каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов,

происходящих вокруг нас.

Содержание курса раскрывает основные  направления  использования химических

веществ: в  быту,  сельском хозяйстве, медицине, строительстве и живописи в целом  и на

личном приусадебном участке в частности.

Понятие о составе пищевых продуктов, о различных видах  бытовой химии, о

строительных материалов  о различных видах удобрений, о косметических веществах и их

значений в жизнедеятельности.

   Курс является ориентационным выборочным курсом.  Современной  молодежи

непросто ориентироваться в море профессий и выбрать нужную из них. Поэтому

целесообразно, чтобы выпускники владели информацией о перспективных потребностях

рынка труда, об основных характеристиках профессий, о профессионально важных

качествах, о необходимых знаниях и умениях.

Данный курс готовит учащихся к изучению органической химии и химической

промышленности. В курс включено знакомство с профессиями: химика  – технолога,

лаборант, косметолог, строитель, фармацевт, врач, агроном что позволяет формировать у

учащихся систему технологических знаний Курс построен таким образом, что каждое

занятие должно включать в себя теоретические знания  по изучаемой теме, презентации

составленный учителем и учащихся, материалы из интернета, демонстрационный опыт и

обязательное практическое занятие. один раз в каждом разделе.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность

межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся

видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для

опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что

позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с

веществами.Занятия по курсу  выбора можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися

демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов,

рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании

занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.

1. Цели и задачи  курса по выбору

Цели курса:

- Развитие способностей учащихся самостоятельно приобретать знания в соответствии с

возникающими жизненными потребностями.

- Формирование понимания значимости общечеловеческих ценностей  – целостности

Природы, Жизни, Здоровья  человека.

- Воспитание у школьников экологической культуры, потребности в здоровом образе

жизни и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

- Активизировать теоретические и научно  – познавательные способности учащихся,

углубить знания о здоровом образе жизни и сохранении их жизнедеятельности, сделать

осознанный выбор профиля для изучения предмета на следующей ступени, создать

условия для подготовки к экзаменам по выбору.

- Сообщить дополнительное знания  по химии с использованием новых информационных

технологий.

Задачи курса:

- Изучив данный курс, школьники должны знать о составе и свойствах химических

веществ, окружающих их в повседневной жизни, уметь проводить химический

эксперимент, соблюдать правила техники безопасности.

- Сообщить дополнительное знания:  о пищевых продуктах и их кулинарной обработке,

косметических веществах, о  моющих средствах.

- Данный курс по химии предусматривает заинтересовать учащихся  наукой; раскрыть

возможности  для  внедрения здорового образа жизни  ( чистота, красота) в деятельность;

- Формирование умений организовать свой труд, пользоваться дополнительной

литературой и  уметь применять новых информационных технологий  для расширения

знаний в своей жизнедеятельности.

- Научить учащихся применять полученные знания и умения для безопасного

использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, для решения

практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред

здоровью человека и окружающей среде.

2. Требования к уровню усвоения курса по выбору

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

- знать

- способы оказания первой помощи при бытовых отравлениях,

- химические элементы входящие в состав питательных веществ,

- правила  безопасного применения важнейших лекарственных препаратов и веществ

бытовой химии,

- виды и свойства чая, кофе, соки, минеральная вода  и их действие на организм,

- многообразие, свойства и области применения различных строительных материалов,

- приготовить растворов для питательных смесей.

- уметь

- оказать первую помощь при бытовых отравлениях

- приготавливать растворы заданной концентрации в бытовых условиях,

- анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания;

- использовать программы Microsoft Office Word, Microsoft Publisher,

Microsoft Power Point для создания учебных проектов;

3. Методическое сопровождение курса включает:

- формы обучения: практические занятия, эвристические беседы, лекции, конференцию,

семинары, самостоятельную работу учащихся с доп. литературой и электронными

источниками информации;

- методы обучения:

словесные, наглядные, практические;

частично – поисковые, репродуктивные, исследовательские;

- способы обучения:

работа в парах, группах, индивидуальная, под руководством учителя;

- технологии обучения:

постановка эксперимента,

поиск информации по имеющимся источникам, ИКТ,

проектная, исследовательские.

Ожидаемые результаты

Изучив данный элективный курс, школьники должны познакомиться с профессиями эколога, косметолога, химика-технолога, фармацевта и выбрать профиль обучения в 10-м классе.

Школьники должны углубить знания по предмету, расширить свой кругозор и поднять интеллект.

На практических и лабораторных работах должны продолжить совершенствовать экспериментаторские навыки.

Идеи профильного и предпрофильного образования нельзя реализовать без формирования ключевых компетенций. Предполагается, что в результате занятий на элективном курсе школьники продвинутся в умении ставить проблему, формулировать цели и задачи, планировать работу и ее результат, делать выбор и быть ответственным за него.

В результате создания условий на элективном курсе «Химия вокруг нас» у ребят должно продолжиться формирование готовности к постоянному самообразованию, перестраиванию, переобучению в современном быстро меняющемся мире. Ожидается, что учащиеся будут упражняться в умении вести монолог, диалог, совершенствоваться в умении слушать; будут терпимы к чужому мнению и суждению.

4. Учебное - тематическое планирование

уроков

Наименование темы Кол.

часов

Вид работы

Раздел 1. Химия и питание 8 ч.

1. Химические элементы,

входящие в состав

питательных веществ и их

роль.

3 ч. Лекция. Беседа с

учащимися. Презентация по теме

«Питание».

2-3. Основные проводники

жизнедеятельности человека:

белки, жиры, углеводы.

2 ч. Урок№1. Урок- презентация  по

теме«Пищевые продукты».

Урок №2. Практическая работа №1.

«Свойства белков, углеводов и

жиров»

4-5. Напитки: чай, кофе,

минеральная вода, соки.

Состав и их значение в

жизнедеятельности человека.

2 ч. Урок №1. Лекция по теме «Чай.

Минеральная вода. Соки».

Презентация  «Чай».

Урок №2. Лекция по теме «Кофе.

Наркотические вещества».

Презентация  «Кофе».

6-7. Классификация и значение

витаминов.

2 ч. Урок №1. Лекция, беседа с

учащимися.

Урок №2. Урок- презентация  по

теме«Витамины»

8. Урок – заключение. 1 ч. Зачет. Тест по теме: «Химические

процессы в живых организмах»,

«Белки», «Углеводы».

Раздел 2. Химия и жизнь 9ч1-2.

(9-10)

Предметы бытовой химии.

Моющие средства.

2 ч. Урок №1. Лекция. Заочная

экскурсия в Казанский химический

комбинат «Нэфис» имени

М.Вахитова

Урок №2. Урок-презентация по

теме «Моющие вещества».

3.

(11)

Косметика. Искусственная и

натуральная косметика.

1ч. Лекция. Презентация «Химия и

косметика»

4-6.

(12-14)

Химия в повседневной жизни:

медицине, сельском хозяйстве

(минеральные удобрения),

живописи.

3ч. Урок №1. Встреча с фельдшером.

Презентация  по теме «Лекарственные

препараты: натуральные и

искусственные»

Урок №2. Практическая работа №2.

«Приготовление растворов для

питательных смесей».

Урок№3. Урок-презентация по теме

« Химия и живопись».

7-8.

(15-16)

Строительные материалы и

их химический состав.

2ч. Урок №1. Лекция. Показ

коллекции«Строительные

материалы».

Урок №2. Урок –

презентация«Строительные

материалы и их значение».

9.

(17)

Урок – заключение. 1ч. Зачет. Тест по теме: «Моющие и

чистящие средства. Полимеры.

Правила безопасности работы со

средствами бытовой химии».

5. Содержание тем учебного курса

Тема 1. Химические элементы,  входящие в состав питательных веществ и их роль.

Химический  элемент.  Элементный состав организма человека (%). Микроэлементы:

ионогенные, биомикроэлементы, остеотропные, микроэлементы, входящие в состав

лекарственных средств, биологически индифферентные (радиоактивные элементы).

Тема 2. Основные проводники жизнедеятельности человека:  белки, жиры,

углеводы.

Белки, жиры, углеводы в продуктах животного и растительного происхождения.

Калорийность пищи. Диеты. Пищевая аллергия: причины, способы лечения. Алкоголь, его

роль и пагубное значение. Основные принципы рационального питания. Современный

этап развития пищевой промышленности – создание искусственной пищи.

Тема 3. Напитки: чай, кофе, минеральная вода, соки. Состав и их значение в

жизнедеятельности человека. Чай: история появления напитка, состав и  свойства. Кофе:

история, состав. Кофеин. Консерванты. Минеральная вода: состав, значение.Тема 4. Классификация и значение витаминов. Витамины как незаменимая часть

пищевого рациона. Классификация: водорастворимые и водонерастворимые. Авитаминоз.

Гиповитаминоз. Полигиповитаминоз. Гипервитаминоз. Значение витаминов.

Тема 5. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

Мыло душистое и хозяйственное. Основные компоненты различных сортов мыла.

Процесс производства мыла  Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели:

оптические и химические.

 

Тема 6.  Косметика. Искусственная и натуральная косметика

Гигиена. Искусственные и натуральные косметические вещества.  Пудра. Лак ногтей.

Губная помада: состав, применение. Носители запаха. Красители для волос

(отбеливающие, химические, физические, натуральные: хна,  басма).  Дезодоранты.

Тема 7. Химия в повседневной жизни: медицине, сельском хозяйстве (минеральные

удобрения), живописи.

7.1. Химия в медицине. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции.

Домашняя аптечка. Антибиотики. Физиологический раствор.

7.2. Химия в сельском хозяйстве. Минеральные удобрения. Виды удобрений.

Питательный раствор Кнопа. Пестициды и их виды. Экологические проблемы, связанные

с использованием удобрений и пестицидов.

7.3. Химия и живопись. Техника живописи в древности и сегодня. Энкаустика  -

древнейшая техника живописи. Темпера – живопись эмульсионными красками. Масляная

живопись. Виды растительных масел,  применяемых  в живописи, и их химический

состав. Акварель и гуашь. Химический состав красок.

Тема 8. Строительные  материалы и их химический

состав.

Строительные растворы. Известь: гашеная и негашеная.  Мел. Песок. История стекла.

Цветное стекло. Искусство мозаики. Хрустальное стекло. Химический состав окрашенных

стекол. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина  – уникальный строительный материал.

Виды бумаги и их использование.

6. Практические занятия.

Практическая работа №1. «Свойства белков, углеводов и жиров».

Практическая работа №2. «Приготовление растворов для питательных смесей.  Полный

питательный раствор Кнопа».

7. Темы творческих работ учащихся

1. Предметы бытовой химии. Моющие средства.

История мыла.

2. Строительные материалы и их химический состав.

3. Химия в повседневной жизни:

- медицине

- сельскомхозяйстве (минеральные удобрения)

- живописи.

4. Лекарства и их химический состав.

5. Состав и свойства минеральных вод.

6. Химические элементы входящих в состав питательных веществ и их роль.7. Вещества вызывающие отравления.

8. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

9. Строительные растворы. Известь. Мел. Песок.

История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс.

10. Древесина – уникальный строительный материал.

8. Контроль уровня обученности.

Инструментарий для оценивания результатов:

1. Текущий контроль предполагает проведение бесед с учащимися по изучаемым  темам,

проблемам, составление конспектов лекционных занятий и отчётов по практических

работ.

2. Зачётный практикум включает отчёты с описанием выполненных  работ.

3. Итоговый контроль осуществляется в форме индивидуальных творческих работ

учащихся: электронных презентаций, стендовых докладов, буклетов, коллекций,

составленных сборников задач, сборников фирменных рецептов, решение кроссвордов,

викторин, устное собеседование.

9. Дополнительные  информационные источники

по оснащению учебного процесса

- средства обучения: реактивы и оборудование: весы и разновесы, мерные цилиндры,

пробирки, хим. стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные,  образцы: чай, кофе,

соки,  яичный белок, сахар, жиры животного и растительного происхождения, щелочь,

азотная кислота, вода, сульфат меди, органический растворитель – бензол, толуол.

- пособия: таблицы и карточки о вредных веществах, домашняя аптечка, коллекция

препаратов бытовой химии, набор упаковок от чипсов, жевательной резинки, шоколада,

напитков, витаминов и т.д., коллекции строительных материалов, таблицы и цветные

иллюстрации, материалы из интернета  по изучаемым темам.

- электронные презентации:

- «Питание».

- «Пищевые продукты».

- «Чай»,  Кофе».

- «Витамины»

- «Химия и косметика»

- « Химия и живопись

- «Строительные материалы и их значение».

- «Лекарственные препараты: натуральные и искусственные»Список дополнительной и методической литературы

1. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М.:

Дрофа, 2008.

2. Габриелян, О. С. Поверхностные явления: учебное пособие / О. С. Габриелян, В. А.

Белоногов, Г. У.  Белоногова. – М.: Дрофа, 2008. – 109 с.

3. Программы элективных курсов по химии (профильное обучение). 10–11 классы. – М.:

Дрофа, 2008 –80с.

1. Королевец А.А. Концерванты в пищевой промышленности // химия в школе.  – 2007 -

№1.- С. 7.

2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

3. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

4. ТретьяковаЮ.Д. Справочные материалы по химии. - М., Просвещение. 1993.

5. Хабибуллина А.Б., Галеева Н.А.  Предпрофильная подготовка учащихся по химии – К,

2005.

6. Химическая энциклопедия. М., 1988.

7.Игнатьева С.Ю. Химия нетрадиционные уроки 8-11 классы—Волгоград: Учитель,

2004.  

8. Профильное обучение. Сборник элективных курсов. Сост. Ширшина Н.В.   Волгоград:

Учитель, 2005.    

9. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс. Под. ред. Злотникова Э.Г.

М: Владос. 2005.

10. Нетрадиционные уроки по химии. 8-11 класс. Авт.-сост. Игнатьева С.Ю.        

11. Кузнецова, Л. М. Новая технология обучения химии. 9 кл.  – М.: Мнемозина, 2006.  –

288 с.

12. Сборник нормативных документов. Химия / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:

Дрофа, 2004. – 141с.

13. Сборник нормативных документов. Химия (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г.

Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

14. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении :

учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П.

Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

 15. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе: учебно-методическое

пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007.– 224 с.Приложения (тесты, методические разработки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"

Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...