внеурочная деятельность
материал по химии

внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Роман\Pictures\Сканы\Скан_20190908.png

Пояснительная записка.

     Программа кружка рассчитана на разновозрастной состав участников (обучающиеся 8-11 классов). Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязи химии и биологии, медицины, физики. Задачи кружка – 1)определить основные пути развития химической науки в направлении улучшения условий жизни человека, оздоровления окружающей среды; 2) продолжить развитие интереса  обучающихся к химии как науке и учебному предмету.

     Программа кружка составлена на комплексной межпредметной основе и включает следующие основные части: а) теоретическую – знакомство с химическими веществами, составляющими основу организма человека, его пищи, косметики, лекарственных препаратов; а также знакомство с химическими процессами, лежащими в основе загрязнения, очищения и самоочищения биосферы; б) практическую – включающую 17 практических работ и 24 расчётные задачи, содержание которых отражает суть обсуждаемых теоретических вопросов.  Общий объём учебной нагрузки курса определён в 34 часа. Схема проведения занятий может иметь произвольный характер: 1 час в неделю – в течение всего учебного года, 2 часа в неделю – в первом или во втором полугодии. Занятия проводятся в свободное от учебной деятельности время, определённое расписанием кружковых занятий. Форма проведения занятий разнообразна: эвристические беседы, практические работы, практикум по решению задач. Формы контроля: домашняя практическая работа, домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция. Обучающимся предлагаются самостоятельные  творческие работы, темы которых оговариваются заранее, определяется порядок работы над ними и форма предоставления итогов работы.

Основные задачи курса: 

-закрепить, систематизировать и расширить знания обучающихся о химических веществах, играющих важную роль в жизнедеятельности человека;

-сформировать представления о специфических свойствах ряда веществ и их  роли в природной среде;

-продолжить формирование у школьников умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

-продолжить формирование умения решать расчётные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда;

-продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;

-развивать учебно-коммуникативные умения.

Требования к знаниям и умениям обучающихся после освоения образовательной программы заключаются в следующем:

Личностные результаты

Знать основные принципы отношения к живой и неживой природе;

Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Метапредметные результаты

овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

Уметь работать с различными источниками химической информации (учебником, научно-популярной литературой, словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих.

Предметные результаты

В познавательной сфере

Знать понятия: биогенный элемент, пищевые продукты и добавки, фармацевтическая химия, лекарственное вещество, загрязнение и очистка биосферы; вещество, химические и физические явления, простые и сложные вещества;Знать состав молекул распространенных веществ: кислорода, воды, изученных оксидов, оснований, кислот и солей. Иметь представление о составе атмосферы, гидросферы, литосферы, почвы.Иметь представление о химических процессах протекающих в атмо-, лито-, гидро -, биосфере.

Уметь выполнять предусмотренные программой эксперименты, в том числе: уметь обращаться приборами, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой; растворять твердые вещества; проводить нагревание, фильтрование; обращаться с растворами кислот и щелочей вещества; собирать из готовых деталей приборы для получения и собирания газов;

соблюдать правила безопасного обращения с веществами в лаборатории и в быту.

Уметь проводить простейшие эксперименты, работы исследовательского характера.

Уметь работать со справочной литературой и текстами химического содержания: выделять главное, сравнивать, обобщать, составлять вопросы.

Знать основные источники загрязнения окружающей среды.

Теоретические и практические работы доступны для обучающихся 8-11 классов. Программа адаптирована к условиям массовой школы, усвоение её теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе кабинетов химии и биологии средних общеобразовательных школ.

Содержание.

Введение (1 ч.). Химия как прикладная наука.

Тема 1. Химические элементы в организме человека (6ч.). Классификация химических элементов, содержащихся в организме человека. Макроэлементы. Микроэлементы. Элементы жизни. Биологическая роль металлов. Биологическая активность химических элементов. Связь химического состава тканей с психофизиологическим состоянием человека.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №1. Обнаружение ионов магния и кальция в костной ткани.

Практическая работа №2. Выявление роли ионов кальция в свёртывании крови.

Практическая работа №3. Разложение пероксида водорода каталазой крови.

Расчетные задачи: №1-6.

Тема 2. Химия пищи (6ч.). Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Пищевые продукты: зерновые, сахар, молочные, мясные продукты, яйца. Пищевые добавки: подсластители, консерванты, ароматизаторы, антиокислители. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке.

Химия пищеварения. Основы рационального питания.

Лабораторный практикум:

Практическая работа  №4. Обнаружение белков в молоке.

Практическая работа №5. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани.

Практическая работа №6. Выделение лактозы из молока и определение её свойств.

Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы.

Расчётные задачи: №7-12.

Тема 3. Химия и медицина (6ч.).  Медицинское направление химии. Методы лечения Парацельса. Иатрохимия. Работы И.Р.Глаубера. Фармацевтическая химия. Применение неорганических и органических веществ в медицине. Растительное лекарственное сырьё. Создание новых лекарств.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №8. Определение состава  лекарственных препаратов по коллекции. Классификация лекарств.

Практическая работа №9. Влияние антисептиков на рост и развитие микроорганизмов.

Практическая работа №10. Способы сбора и заготовки лекарственного растительного сырья.

Расчётные задачи: №13-16.

Тема 4. Косметическая химия (6ч.). Сырьё для косметики. Вазелин и парафин, моющие средства, душистые вещества, красители. Средства для ухода за кожей: кремы, лосьоны, средства для отбеливания кожи, фотозащитные вещества. Декоративная косметика: пудры, помады, тени, лаки для ногтей. Средства, применяемые для бритья. Растительная косметика.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №11. Определение химического состава косметических средств по коллекции.

Практическая работа №12. Приготовление косметических средств из растительного сырья.

Расчётные задачи: №17-20.

Тема 5. Химия и проблемы защиты окружающей среды (6ч.). Загрязнение и самоочищение биосферы. Парниковый эффект. Озоновый слой Земли. Кислотные дожди. Выбросы автотранспорта. Проблема отходов. Как защитить природу.

Лабораторный практикум:

Практическая работа №13. Влияние смс и нефти на водную экосистему.

Практическая работа №14. Очистка воды от смс.

Практическая работа №15. Очистка воды от нефтяного загрязнения.

Практическая работа №16. Действие солей тяжёлых металлов на белок.

Практическая работа №17. Действие на белок минеральных и органических кислот.

Расчётные задачи: №21-24.

Итоговое занятие (3ч.). Научно-практическая конференция «Химия на службе человека».

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество

 часов

Практическая часть занятия

Образовательный продукт

Введение. Химия как прикладная наука.

2

Слс «Значение химической науки в жизни  человека»

1.1

Химические элементы в организме человека. Классификация химических элементов, содержащихся в организме человека. Макроэлементы. Микроэлементы. Элементы жизни.

1

Практическая работа №1. Обнаружение ионов магния и кальция в костной ткани.

Задача №1

Отчёт по практической работе, решение задачи.

1.2

 Биологическая роль металлов.

1

Практическая работа №2. Выявление роли ионов кальция в свёртывании крови.

Задача №2

Отчёт по практической работе, решение задачи.

1.3

Биологическая активность химических элементов.

2

Практическая работа №3. Разложение пероксида водорода каталазой крови.

Задача №3

Отчёт по практической работе, решение задачи.

1.4

1.5

Связь химического состава тканей с психофизиологическим состоянием человека.

2

Задачи №4-6

Решения задач

2.1

2.2

 Химия пищи. Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.

2

Практическая работа  №4. Обнаружение белков в молоке.

Задача №7

Отчёт по практической работе, решение задачи. Подготовка сообщений об основных веществах пищи

2.3

Пищевые продукты: зерновые, сахар, молочные, мясные продукты, яйца.

1

Практическая работа №5. Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке и мышечной ткани.

Задача №8

Отчёт по практической работе, решение задачи.

2.4

Пищевые добавки: подсластители, консерванты, ароматизаторы, антиокислители.

1

Практическая работа №6. Выделение лактозы из молока и определение её свойств.

Задача №9,10

Отчёт по практической работе, решение задачи.

2.5

Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке.

1

Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы.

Задача №11

Отчёт по практической работе, решение задачи.

2.6

Химия пищеварения. Основы рационального питания.

1

Практическая работа №7. Получение сахара из сахарной свёклы.

Задача №12

Отчёт по практической работе, решение задачи. Разработка правил питания, выпуск листовок для учащихся

3.1

3.2

Химия и медицина.  Медицинское направление химии. Методы лечения Парацельса. Иатрохимия. Работы И.Р.Глаубера.

2

Задача №13,14

Решения задач

Подготовка сообщений об учёных-основателях фармацевтич. химии.

3.3

Фармацевтическая химия.

2

Практическая работа №8. Определение состава  лекарственных препаратов по коллекции. Классификация лекарств.

Отчёт по практической работе.

3.4

3.5

Применение неорганических и органических веществ в медицине.

2

Практическая работа №9. Влияние антисептиков на рост и развитие микроорганизмов.

Задача №15

Подготовка сообщений о химических веществах, применяемых в медицине

3.6

Растительное лекарственное сырьё. Создание новых лекарств.

1

Практическая работа №10. Способы сбора и заготовки лекарственного растительного сырья.

Задача №16

Отчёт по практической работе, решение задачи.

4.1

4.2

Косметическая химия . Сырьё для косметики. Вазелин и парафин, моющие средства, душистые вещества, красители.

2

Задачи №17,18

Решения задач.

4.3

Средства для ухода за кожей: кремы, лосьоны, средства для отбеливания кожи, фотозащитные вещества.

1

Практическая работа №11. Определение химического состава косметических средств по коллекции.

Задача №19

Отчёт по практической работе, решение задачи.

4.4

Декоративная косметика: пудры, помады, тени, лаки для ногтей. Средства, применяемые для бритья.

1

Практическая работа №11. Определение химического состава косметических средств по коллекции.

Задача№20

Отчёт по практической работе, решение задачи.

4.5

4.6

Растительная косметика.

2

Практическая работа №12. Приготовление косметических средств из растительного сырья.

Составление рецептов косметических средств

5.1

Химия и проблемы защиты окружающей среды. Загрязнение и самоочищение биосферы.

1

Практическая работа №13. Влияние смс и нефти на водную экосистему.

Задача №21

Отчёт по практической работе, решение задачи.

5.2

Парниковый эффект. Озоновый слой Земли.

1

Практическая работа №14. Очистка воды от смс.

Задача №22

Отчёт по практической работе, решение задачи.

5.3

Кислотные дожди. Выбросы автотранспорта.

1

Практическая работа №15. Очистка воды от нефтяного загрязнения.

Задача №23

Отчёт по практической работе, решение задачи.

5.4

Проблема отходов.

1

Практическая работа №16. Действие солей тяжёлых металлов на белок.

Практическая работа №17. Действие на белок минеральных и органических кислот.

Отчёт по практической работе, решение задачи. Разработанные способы утилизации отходов

5.5

5.6

Как защитить природу.

2

Задача №24

Сообщения о способах защиты окружающей среды.Решение задачи.

Итоговое занятие. Научно-практическая конференция «Химия на службе человека».

3

Сообщения и доклады по проблеме

Итого:

34

Темы творческих работ (рефераты, стенгазеты, альбомы и др.):

  1. Великие химики
  2. Химия и химики у истоков Победы.
  3. Земля – наш общий дом.
  4. Химия Земли.
  5. Химия на службе здоровья.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Роман\Pictures\Сканы\Скан_20190908 (2).png

Эксперимент – искусство вопрошать природу.

А.И.Герцен.

Не развлекать школьника…, а, опираясь на его

потребности, воспитывать, развивать и

совершенствовать его личность.

Г.И.Щукина.

Пояснительная записка.

     Программа кружка рассчитана на разновозрастной состав участников (обучающиеся 8-11 классов).

     Задачи объединения:

  • углубление  знаний по предмету, развитие и совершенствование навыков химического эксперимента, навыков правильного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами;
  • формирование общих умений, навыков и основных способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
  • воспитание аккуратности при работе с химическими веществами, как необходимое условие формирования адекватного отношения к окружающей среде и месту человека в ней.

     Программа составлена на комплексной межпредметной основе и включает следующие основные части: а) теоретическую – знакомство с химическими веществами, способами их получения, б) практическую – включающую демонстрационные опыты, производимые учителем или обучающимися под его руководством, лабораторные опыты, производимые обучающимися с использованием инструктивных карт. Содержание эксперимента отражает суть обсуждаемых теоретических вопросов.  Общий объём учебной нагрузки курса определён в 72 часов. Схема проведения занятий может иметь произвольный характер: 2 занятия в неделю по 1 учебному часу или 1 занятие  по 2 учебных часа. Занятия проводятся в свободное от учебной деятельности время, определённое расписанием кружковых занятий. Форма проведения занятий разнообразна: эвристические беседы, практические работы. Формы контроля: практическая работа, сообщения, итоговый отчет по технике проведения эксперимента, проведение Недели химии. Обучающимся предлагаются самостоятельные  творческие работы, темы которых оговариваются заранее, определяется порядок работы над ними и форма предоставления итогов работы.

Требования к знаниям и умениям обучающихся. 

     После освоения образовательной программы обучающиеся должны знать –  понятия: химическое вещество, эксперимент, методика проведения; правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;  

должны уметь – 1) владеть навыками проведения химического эксперимента; 2) оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим во время проведения химического эксперимента; 3) работать в группе; 4) определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и проводить её обработку;

Теоретические и практические работы доступны для обучающихся 8-10 классов. Программа адаптирована к условиям массовой школы, усвоение её теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе кабинетов химии и биологии средних общеобразовательных школ.

Содержание.

Введение (6 ч.). Правила работы в химическом кабинете. Знакомство с лабораторной техникой. Приёмы работы в химической лаборатории. Экстремальные ситуации. Приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при проведении химического эксперимента.

Лабораторный практикум.

Демонстрации: 1. Извержение «вулкана». 2. Вспышка глицерина. 3. Фейерверк на столе. 4. «Звёздный дождь».

Тема 1. Лабораторные способы получения неорганических веществ (14 ч.)

Получение кислорода разложением сложных веществ. Взаимодействие кислорода с простыми веществами. Значение кислорода для жизнедеятельности живых организмов.

Способы получения водорода. Устройство аппарата Кипа. Горение водорода.

Способы получения оксида углерода (4). Состав воздуха. Значение углекислого газа в природе и жизни человека.

Способы получения нерастворимых солей, кислот и оснований.

Лабораторный практикум.

Демонстрации: 5.Получение кислорода разложением пероксида водорода.

6.  Порядок сборки и заполнения аппарата Кипа. 7. Наполнение водородом мыльных пузырей. 8. Получение углекислого газа в аппарате Киппа.

Лабораторные опыты: 1. Получение кислорода разложением перманганата калия. 2. Горение серы в кислороде. 3. Горение фосфора в кислороде. 4. Горение натрия в кислороде. 5. Горение железа в кислороде. 6. Получение водорода в пробирке. 7. Испытание водорода на чистоту. 8. Получение углекислого газа в пробирке. 9. Доказательство наличия углекислого газа в воздухе. 10. Получение гидроксида меди (2). 11. Получение кремниевой кислоты. 12. Получение хлорида бария.

Тема 2. Опыты с растворами и кристаллами (6 ч.).

Растворы. Понятие о концентрации растворённого вещества. Приготовление истинных растворов. Коллоидные растворы. Свойства коллоидных растворов. Понятие о кристаллогидратах. Насыщенный и перенасыщенный раствор. Способы получения кристаллогидратов.

Лабораторный практикум.

Демонстрации: 9. Получение коллоидного раствора гидролизом солей. 10. «Зимний пейзаж».

Лабораторные опыты: 13. Растворение твёрдых веществ  в воде.  14. Изменение растворимости при разных температурах. 15. Приготовление раствора с заданной массовой долей. 16. Получение коллоидного раствора реакцией обмена. 17. Коагуляция коллоидных растворов. 18. «Весенний пейзаж».

Тема 3. Химия взрывов и вспышек (2 ч).

Окислительные свойства некоторых неорганических веществ.

Лабораторный практикум.

Демонстрации: 11. Окисление угля и серы. 12. Окисление скипидара.

Лабораторные опыты: 19. Окислительные свойства перманганата калия.

Тема 4. Основы химического анализа (6 ч).

Понятие о качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторный практикум.

Лабораторные опыты: 20. Качественная реакция на сульфат-ион.

21. Качественная реакция на ион аммония. 22. Качественная реакция на карбонаты. 23. Качественная реакция на ионы железа. 24. Качественная реакция на металлы. 25. Качественная реакция на хлорид-ион.

Тема 5. Свойства органических соединений (10 ч).

Состав органических веществ. Предельные и непредельные углеводороды. Ароматические углеводороды. Спирты и фенолы. Карбоновые кислоты. Углеводы. Белки. Применение органических соединений.

Лабораторный практикум

Демонстрации: 13.Коллекция органических веществ. 14. Качественная реакция на глюкозу. Реакция серебряного зеркала. 15. Биуретовая реакция. 16. Ксантопротеиновая реакция.

Лабораторные опыты: 26. Определение качественного состава органических веществ. 27. Получение этилена. 28. Свойства бензола. 29. Взаимодействие этанола с натрием. 30. Свойства глицерина. 31. Качественная реакция на глюкозу. Реакция с гидроксидом меди. 32. Гидролиз сахарозы. 33. Денатурация белков. 34. Обнаружение белков в продуктах питания.

Тема 6. Полимеры (4 ч).

Понятие о полимерах. Строение и свойства полимеров. Использование полимерных материалов в жизнедеятельности человека.

Лабораторный практикум

Демонстрации:  17. Коллекция пластмасс и волокон.

Лабораторные опыты: 35. Термопластичность полимеров. 36. Горение полимеров. 37. Горение волокон.

Тема 7. Химия чудес (6 ч).

Огонь с неба. Обновление икон и куполов. Кровоточащие кресты и иконы. Святая вода.

Лабораторный практикум

Демонстрации:  18. Превращение воды в кровь. 19. Чёрная змея. 20. Превращение воды в вино. 21. Превращение воды в молоко.

Лабораторные опыты: 38. Кувшин алхимика.

Тема 8. Решение экспериментальных задач (20 ч).

Задача 1. Получение питьевой соды.

Задача 2. Получение оксида меди (1).

Задача 3.  Получение мыла.

Задача 4. Определение одного вещества.

Задача 5. Определение состава смеси двух веществ.

Задача 6. Определение ионов металлов побочных подгрупп.

Задача 7. Определение анионов, образованных неметаллами 6 и 7 групп.

Задача 8. Определение анионов, образованных неметаллами 4 и 5 групп.

Задача 9. Определение веществ без использования дополнительных реактивов.

Задача 10. Определение неорганических и органических веществ.

Тема занятий

Количество часов

Введение (6 ч.). Правила работы в химическом кабинете. Знакомство с лабораторной техникой.

Приёмы работы в химической лаборатории.

Экстремальные ситуации.

Приёмы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при проведении химического эксперимента.

6

Тема 1. Лабораторные способы получения неорганических веществ

Получение кислорода разложением сложных веществ. Взаимодействие кислорода с простыми веществами.

Значение кислорода для жизнедеятельности живых организмов.

Способы получения водорода. Устройство аппарата Кипа. Горение водорода.

Способы получения оксида углерода (4). Состав воздуха. Значение углекислого газа в природе и жизни человека.

Способы получения нерастворимых солей, кислот и оснований.

14

Тема 2. Опыты с растворами и кристаллами .

Растворы. Понятие о концентрации растворённого вещества. Приготовление истинных растворов. Коллоидные растворы. Свойства коллоидных растворов. Понятие о кристаллогидратах. Насыщенный и перенасыщенный раствор. Способы получения кристаллогидратов.

6

Тема 3. Химия взрывов и вспышек .

Окислительные свойства некоторых неорганических веществ.

2

Тема 4. Основы химического анализа.

Понятие о качественной реакции.

Качественные реакции на катионы и анионы.

6

Тема 5. Свойства органических соединений .

Состав органических веществ. Предельные и непредельные углеводороды. Ароматические углеводороды. Спирты и фенолы. Карбоновые кислоты. Углеводы. Белки. Применение органических соединений.

10

Тема 6. Полимеры .

Понятие о полимерах. Строение и свойства полимеров. Использование полимерных материалов в жизнедеятельности человека.

4

Тема 7. Химия чудес .

Огонь с неба. Обновление икон и куполов. Кровоточащие кресты и иконы. Святая вода.

6

Тема 8. Решение экспериментальных задач .

20

Литература:

  1. Байкова В.М. Химия после уроков.- Петрозаводск: Карелия, 1974, - 175 с.
  2. Баталин А.Х., Олифсон Л.Е. Юным химикам.- Челябинск: Южно-Ур. книжное изд-во, 1970,-236 с.
  3. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976,-191 с.
  4. Дорофеев А.И., Федотова М.И. Практикум по неорганической химии: Учебное пособие для техникумов.- Л.: Химия, 1990, - 240 с.
  5. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. / Учебное пособие. 8-11 классы.- М.: Аквариум, 1997,- 256 с.
  6. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1989,-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...