Подготовка к ОГЭ/ организация работы с обучающимися
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс)

Иванова Людмила Евгеньевна

Материал представляет собой обобщение опыта работы по подготовке обучающихся к сдаче основного государственного экзамена. При подготовке к экзамену основной упор делается на:

1) отработку понятийного аппарата;

2) усвоение фактического материала;

3) самостоятельную работу обучающихся (заполнение таблиц);

4) выполнение тренировочных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СамоподготовкаТаблицы306 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска, учитель химии Иванова Л.Е.

Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ)

в таблицах и понятиях курса химии основной школы

Пояснительная записка к материалам

Данный материал представляет собой обобщение опыта работы по подготовке обучающихся к сдаче основного государственного экзамена. При подготовке к экзамену основной упор делается на:

1) отработку понятийного аппарата;

Список «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ КУРСА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

2) усвоение фактического материала;

Таблицы «РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ», «РАСПОЗНАВАНИЕ АНИОНОВ», «РАСПОЗНАВАНИЕ ГАЗОВ»

3) самостоятельную работу обучающихся (заполнение таблиц);

Таблицы «ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И ОБНАРУЖЕНИЕ ГАЗОВ», «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ», «СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

4) выполнение тренировочных заданий.

«ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ»

Материал составлен на основе информации, взятой из справочных пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, интернет-ресурса, дидактических материалов, составленных учителем. Материал содержит таблицу кислот.


ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И ОБНАРУЖЕНИЕ ГАЗОВ

Газ / Признак сравнения

ВОДОРОД

КИСЛОРОД

ХЛОРОВОДОРОД

АММИАК

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

Молекулярная

формула

М, г/моль

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Способ собирания

Реакция получения

Реакция обнаружения

Типичные химические

свойства

Биологическое действие


ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И ОБНАРУЖЕНИЕ ГАЗОВ

Газ /

Признаки сравнения

ВОДОРОД

КИСЛОРОД

ХЛОРОВОДОРОД

АММИАК

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

Молекулярная

формула

H2

O2

HCl

NH3

CO2

М, г/моль

2,

легче воздуха

32,

тяжелее воздуха

36,5,

тяжелее воздуха

17,

легче воздуха

44,

тяжелее воздуха

Цвет

Б/Ц

Б/Ц

Б/Ц

Б/Ц

Б/Ц

Запах

Б/З

Б/З

Характерный резкий запах

Характерный резкий запах

Б/З

Растворимость в воде

Плохо растворим

Мало растворим

Хорошо растворим

Хорошо растворим

Растворим

Способ собирания

Метод вытеснения воды и воздуха

Метод вытеснения воды и воздуха

Метод вытеснения воздуха

Метод вытесне-ния воздуха

Метод вытеснения воздуха

Реакция получения

цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород

перекись водорода =

вода + кислород

хлорид натрия(кр.) + серная кислота(конц.) = гидросульфат натрия + хлороводород

соль аммония(кр.) + щелочь(кр.) = аммиак + соль + вода

карбонат кальция + соляная кислота = хлорид кальция + вода + оксид углерода (IV)

Реакция обнаружения

водород + кислород = вода

(хлопок)

Кислород + С (тлеющ. лучинка) = CO2

(лучина разгорается)

Изменение окраски индикатора в растворе

(кислая среда)

Изменение ок-раски инди-катора в растворе

(щелочная среда)

Гидроксид кальция + CO2 =  карбонат кальция + вода

(помутнение известковой воды)

Типичные химические

свойства

Биологическое действие

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Вещества/

Признаки сравнения

ЭТАН,

МЕТАН

ЭТИЛЕН

(ЭТЕН)

АЦЕТИЛЕН

(ЭТИН)

БЕНЗОЛ

ЭТИЛОВЫЙ

СПИРТ

ГЛИЦЕ-РИН

УКСУСНАЯ

КИСЛОТА

СТЕАРИНОВАЯ

КИСЛОТА

ГЛЮКОЗА

ФРУКТОЗА

Молекулярная

формула

Число атомов С в молекуле

Структурная

формула

В молекуле есть двойные/

тройные связи

Углеводород

Наличие ато-мов кислорода

Агрегатное состояние/н.у.

Другие физ. свойства

Растворимость

в воде

Взаимодейст-вует с О2

Взаимодейст-вует с Н2

Взаимодейст-вует с галоген.

Вступает в р-ции присоед.

Вступает в р-ции замещен.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Вещества /

Признаки

сравнения

Метан

Этилен

Ацети-

лен

Бензол

Этиловый

спирт

Глицерин

Уксусная

кислота

Стеариновая кислота

Глюкоза

Фруктоза

Молекулярная

формула

СH4

C2H4

C2H2

C6H6

C2H5OH

C3H8O3

CH3COOH

C17H35COOH

    C6H12O6

Число атомов

С в молекуле

1

2

2

6

2

3

1

18

6

Структурная

формула

В молекуле

есть двойные/

тройные связи

Нет

кратных

связей

Одна

двойная

связь

Одна

тройная

связь

Особая

связь

Нет

кратных

связей

Нет

кратных

связей

+

+

+

Углеводород

Алканы

Алкены

Алкины

Арены

Предельные

одноатомные

спирты

Много-

атомные

спирты

Карбоновые

кислоты

Высшие

жирные

кислоты

Углеводы

Наличие атомов

кислорода

нет

нет

нет

нет

1

3

2

2

6

Агрегатное

состояние/н.у.

Газ

Газ

Газ

Жидкость

Жидкость

Сиропообразная

жидкость

Жидкость

Твердое

Твердое

Другие физ.

свойства

Растворимость

в воде

р

р

м

н

р

р

р

н

р

Взаимодействует

с  кислородом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Взаимодействует

с водородом

-

+

+

+

-

-

-

-

+

Взаимодействует

с галогенами

+ (свет)

+

+

+

-

-

+(свет)

+(свет)

-

Вступает в

реакции присоед.

-

+

+

+

-

-

-

-

+

Вступает в реакции замещ.

+

-

+

+

+

+

+

+

+

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ КУРСА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Раздел I. Общие понятия

Химия

Вещество

Химический элемент

Химический знак

Химическая формула

Индекс

Коэффициент

Явления физические и химические

Химическая реакция

Электролитическая диссоциация

Электролиты / неэлектролиты

Индикатор

Раздел IV. Химический элемент

Периодическая система химических элементов

Порядковый номер

Период

Группа,

Относительная атомная масса

Атом (протоны, нейтроны, электроны)

Электронная оболочка

Энергетические уровни и подуровни

Атомная орбиталь

Раздел II. Вещество

Молекулы (атомы, ионы)

Металл

Неметалл

Простое вещество

Сложное вещество

Оксид (кислотный, основный, амфотерный)

Кислота / Основание

Соль

Раздел V. Химические реакции

Соединения / разложения

Замещения / обмена

Экзотермические

Эндотермические

Окислительно- восстановительные

Обратимые / необратимые

Гетеро-(гомо-)генные

Каталитические

Раздел III. Химическая связь

Ковалентная (полярная, неполярная) связь

Электроотрицательность

Ионная связь

Металлическая связь

Кристаллическая решетка

Раздел VI. Свойства вещества

Металлические

Неметаллические

Основные

Кислотные

Окислительные

Восстановительные


СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Металл

Кислород

Вода

Основный оксид

Основание

Соль

Неметалл

X

X

X

Кислород

-----

-----

-----

-----

Вода

-----

-----

-----

Кислотный оксид

Кислота

-----

-----

Соль

-----

-----

СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Металл

Кислород

Вода

Основный оксид

Основание

Соль

Неметалл

Соль

Кислотный

оксид

X

X

Соль

X

Кислород

Оксид

-----

-----

* другой оксид

-----

-----

Вода

Основный оксид, Основание

-----

-----

Основание

-----

Гидролиз соли

Кислотный оксид

* особые свойства веществ

* другой оксид

Кислота

Соль

Соль

* особые свойства веществ

Кислота

Соль

-----

-----

Соль

Соль

Соль

Соль

Соль

-----

Гидролиз

-----

Соль

Соль


РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ

Катион

Воздействие или реактив

Наблюдаемая реакция

  Li+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

  Na+

Пламя

Желтое окрашивание

К+

Пламя

Фиолетовое окрашивание

Са2+

Пламя

Кирпично-красное окрашивание

Sr2+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

Ва2+

Пламя
S0
42-

Желто-зеленое окрашивание
Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах: Ва
2+ + S042- = BaS04

Сu2+

Вода

Гидратированные ионы Сu2+ имеют голубую окраску

РЬ2+

S2-

Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2- = PbS↓

Аg+

Cl-

Выпадение белого осадка; не растворимого в HNO3, но растворимого в конц. NH3 • Н20:
Аg+ +Cl
- = AgCl ↓

Fe2+

гексациано-феррат (III) калия (красная кровяная соль) K3[Fe(CN)6]

Выпадение синего осадка:
К
++ Fe2+ + [Fe(CN)6]3- = KFe[Fe(CN)6]4

Fe3+

1)  гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K4[Fe(CN)6
2)   роданид-ион - SCN
-

Выпадение синего осадка:
К + Fe
3+ + [Fe(CN)6]4-= KFe[Fe(CN)6]
Появление ярко-красного окрашивания за счет образования комплексных ионов Fe(SCN)
2+, Fe(SCN)+2

Al3+

щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение осадка гидроксида алюминия при приливании первых порций щелочи и его растворение при дальнейшем приливании

NH4+

щелочь, нагрев

Запах аммиака: NH4+ + ОН- NH3+ Н20

Н+
(кислая среда)

Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый

красное окрашивание
красное окрашивание


РАСПОЗНАВАНИЕ АНИОНОВ


Анион


Реактив


Наблюдаемая реакция

S042-

Ва2+

Выпадение белого осадка, нерастворимого в кислотах:
Ва2+ + S042- BaS04

N03-

1) добавить конц. H2SO4 и Си, нагреть "2) смесь
H2S04 +FeSO4

Образование голубого раствора, содержащего ионы Сu2+, выделение газа бурого цвета (NO2)
Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H20)5NO]2+.

Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

РО43-

ионы Ag+

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде: ЗАg+ + Р043-= Аg3Р04

СrO42-

ионы Ва2+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCI:

Ва2+ + СrO42- = BaCr04

S2- 

ионы РЬ2+

Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2-= PbS

СО32-

ионы Са2+

выпадение белого осадка, растворимого в
кислотах: Са
2+ + С032- = СаСОз

CO2

известковая вода Са(ОН)2

Са(ОН)2 + С02СаСО3 + Н20, СаСО3 + С02 + Н20 Са(НС03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании С02

SO32-

ионы Н+

Появление характерного запаха S02: 2Н+ + SO32- = Н20 + S02

F-

ионы Са2+

Выпадение белого осадка: Са2+ + 2F = CaF2

Cl-

ионы Аg+

Выпадение белого осадка, не растворимого в HN03, но растворимого в конц. NH3 • Н20:

Аg+ +Cl- = AgCl
AgCl + 2(NH
3• Н20) = [Ag(NH3)2]+ + CI- + Н2О

Br-

ионы Аg+

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HN03: Ag+ + Br- = AgBr

осадок темнеет на свету

I-

ионы Аg+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO3 и NH3 конц.: Аg+ + I- = АgI осадок темнеет на свету

ОН- (щелочная среда)

индикаторы: лакмус,
фенолфталеин

синее окрашивание; малиновое окрашивание


РАСПОЗНАВАНИЕ ГАЗОВ

 Описание

Формула

Реакции

Бурый газ

NO2

1) N2 + 2O2 = 2NO2

2) взаимодействие металлов с азотной кислотой (концентрированной)

3) разложение нитратов

Запах тухлых яиц

H2S

Взаимодействие активных металлов с концентрированной серной кислотой:
4Mg + 5H
2SO4 = 4MgSO4 + H2S + 4H2O

Газ с резким запахом. Растворимый в воде

SO2

1) взаимодействие серосодержащих веществ с кислородом

2) взаимодействие некоторых металлов с концентрированной серной кислотой

Газ с резким характерным запахом, растворимый в воде

NH3

1) N2 + 3H2 = 2NH3

2) обменные реакции солей аммония

Газ, не поддерживающий горение, малорастворимый в воде, не ядовитый

N2

1) горение азотсодержащих веществ;
2) разложение нитрита аммония:

NH4NO2 = N2 + 2H2O

Газы, поддерживающие горение:
(иногда, для озона — запах свежести);

(для NO2 – бурый цвет)

O2

O3

NO2

3C + 2O3 = 3CO2

С + 2NO2 = CO2 + 2NO

Газ, не поддерживающий горение, малорастворимый в воде, не ядовитый

СО2

Помутнение известковой воды с последующим растворением образующегося осадка при длительном пропускании газа:

Ca (OH)2 + СО2 = Ca СО3 + H2O

Ca СО3 + СО2 + H2O = Ca (HСО3)2


ТАБЛИЦА КИСЛОТ


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

ОГЭ’17                                             Вариант 1

ОГЭ’17                                                  Вариант 2

1. Укажите число нейтронов в ядре и коренное свойство химического элемент, в атоме которого три электрона на 2-ом энергетическом уровне.

1. Укажите число нейтронов в ядре и коренное свойство химического элемент, в атоме которого два электрона на 3-ом энергетическом уровне.

2. Какой из элементов 3-го периода обладает наибольшей электроотрицательностью?

2. Какой из элементов 6-ой группы обладает наибольшей электроотрицательностью?

3. Приведите пример простого (газообразного) вещества неметалла, в молекуле которого есть двойная (тройная, одинарная) связь.

3. Приведите пример сложного (газообразного) вещества, в молекуле которого все связи одинарные связь.

4. Приведите пример химического вещества, в котором сера проявляет свою наименьшую степень окисления.

4. Приведите пример химического вещества, в котором азот проявляет свою максимальную степень окисления.

5. Даны вещества: соляная кислота, хлорид натрия, иодид натрия, раствор щелочи. Бром будет реагировать с …?

6. С каким веществом оксид меди (II) вступит в реакцию замещения? (вспомните способы получения металлов)

6. С каким веществом медь вступит в реакцию обмена?

7. Общее количество положительных и отрица-тельных ионов, образовавшихся при полной диссоциации 0,5 моль нитрата меди (II), равно ..

7. Общее количество положительных и отрица-тельных ионов, образовавшихся при полной диссоциации 2 моль хлорида железа (II), равно..

8. Вещество Х + азотная кислота = вода + …

Чем может быть вещество Х?

8. Вещество Х + соляная кислота = водород + ...

Чем может быть вещество Х?

9. Какие металлы растворяются в щелочах?

9. Какие металлы растворяются в щелочах?

10. Азотная кислота вступает в окислительно-восстановительную реакцию с гидроксидом меди (II), оксидом меди (II), сульфатом меди (II), медью?

11. При нагревании разлагается с выделением кислорода: сульфит бария, карбонат кальция, перманганат калия, алюминат калия?

12. Определите массовую долю кислорода в железном купоросе FeSO4*7H2O.

13. Какие параметры (характеристики элемен-тов) уменьшаются (ослабевают) в ряду:

фосфор – сера – хлор?

Какие параметры (характеристики элементов) увеличиваются (возрастают) в ряду:

алюминий – магний – натрий?

14. Даны вещества: железо, хлорид бария, хлорид железа (II), сернистый газ, вода, углекислый газ, кислород, цинк. С какими из этих веществ будет реагировать:

оксид кальция?

гидроксид калия?

15. Перечислите все, известные вам, физические и химические свойства азота – N2.

16. К 200 г соляной кислоты медленно добавляли карбонат натрия до прекращения выделения газа, которого было собрано 4,48л (н.у.). Определите массовую долю хлороводорода в соляной кислоте.

17. Осуществите переход: карбонат железа (II) – оксид железа (II) – хлорид железа (II) – сульфид железа (II) – нитрат железа (II) – оксид железа (II) – железо.

Таблицы и задания для подготовки к ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

Авторские методики по организации работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

Рабочая тетрадь  является дидактическим пособием для обучающихся 5 класса. Данная тетрадь может быть использована на уроках, социально-бытовой ориентировки,  домоводства для обуча...

"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"

Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....

Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"

Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...

Организация работы с обучающимися с низкой успеваемостью и низкой мотивацией при подготовке к ГИА.

Опыт работы учителя математики при подготовки к ГИА  обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией...