Подготовка к ОГЭ/ организация работы с обучающимися
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс)
Материал представляет собой обобщение опыта работы по подготовке обучающихся к сдаче основного государственного экзамена. При подготовке к экзамену основной упор делается на:
1) отработку понятийного аппарата;
2) усвоение фактического материала;
3) самостоятельную работу обучающихся (заполнение таблиц);
4) выполнение тренировочных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СамоподготовкаТаблицы | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска, учитель химии Иванова Л.Е.
Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ)
в таблицах и понятиях курса химии основной школы
Пояснительная записка к материалам
Данный материал представляет собой обобщение опыта работы по подготовке обучающихся к сдаче основного государственного экзамена. При подготовке к экзамену основной упор делается на:
1) отработку понятийного аппарата; | Список «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ КУРСА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ» |
2) усвоение фактического материала; | Таблицы «РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ», «РАСПОЗНАВАНИЕ АНИОНОВ», «РАСПОЗНАВАНИЕ ГАЗОВ» |
3) самостоятельную работу обучающихся (заполнение таблиц); | Таблицы «ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И ОБНАРУЖЕНИЕ ГАЗОВ», «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ», «СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ» |
4) выполнение тренировочных заданий. | «ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ» |
Материал составлен на основе информации, взятой из справочных пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, интернет-ресурса, дидактических материалов, составленных учителем. Материал содержит таблицу кислот.
ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И ОБНАРУЖЕНИЕ ГАЗОВГаз / Признак сравнения | ВОДОРОД | КИСЛОРОД | ХЛОРОВОДОРОД | АММИАК | УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ |
Молекулярная формула | |||||
М, г/моль | |||||
Цвет | |||||
Запах | |||||
Растворимость в воде | |||||
Способ собирания | |||||
Реакция получения | |||||
Реакция обнаружения | |||||
Типичные химические свойства | |||||
Биологическое действие |
ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И ОБНАРУЖЕНИЕ ГАЗОВ
Газ / Признаки сравнения | ВОДОРОД | КИСЛОРОД | ХЛОРОВОДОРОД | АММИАК | УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ |
Молекулярная формула | H2 | O2 | HCl | NH3 | CO2 |
М, г/моль | 2, легче воздуха | 32, тяжелее воздуха | 36,5, тяжелее воздуха | 17, легче воздуха | 44, тяжелее воздуха |
Цвет | Б/Ц | Б/Ц | Б/Ц | Б/Ц | Б/Ц |
Запах | Б/З | Б/З | Характерный резкий запах | Характерный резкий запах | Б/З |
Растворимость в воде | Плохо растворим | Мало растворим | Хорошо растворим | Хорошо растворим | Растворим |
Способ собирания | Метод вытеснения воды и воздуха | Метод вытеснения воды и воздуха | Метод вытеснения воздуха | Метод вытесне-ния воздуха | Метод вытеснения воздуха |
Реакция получения | цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород | перекись водорода = вода + кислород | хлорид натрия(кр.) + серная кислота(конц.) = гидросульфат натрия + хлороводород | соль аммония(кр.) + щелочь(кр.) = аммиак + соль + вода | карбонат кальция + соляная кислота = хлорид кальция + вода + оксид углерода (IV) |
Реакция обнаружения | водород + кислород = вода (хлопок) | Кислород + С (тлеющ. лучинка) = CO2 (лучина разгорается) | Изменение окраски индикатора в растворе (кислая среда) | Изменение ок-раски инди-катора в растворе (щелочная среда) | Гидроксид кальция + CO2 = карбонат кальция + вода (помутнение известковой воды) |
Типичные химические свойства | |||||
Биологическое действие |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Вещества/ Признаки сравнения | ЭТАН, МЕТАН | ЭТИЛЕН (ЭТЕН) | АЦЕТИЛЕН (ЭТИН) | БЕНЗОЛ | ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ | ГЛИЦЕ-РИН | УКСУСНАЯ КИСЛОТА | СТЕАРИНОВАЯ КИСЛОТА | ГЛЮКОЗА ФРУКТОЗА |
Молекулярная формула | |||||||||
Число атомов С в молекуле | |||||||||
Структурная формула | |||||||||
В молекуле есть двойные/ тройные связи | |||||||||
Углеводород | |||||||||
Наличие ато-мов кислорода | |||||||||
Агрегатное состояние/н.у. | |||||||||
Другие физ. свойства | |||||||||
Растворимость в воде | |||||||||
Взаимодейст-вует с О2 | |||||||||
Взаимодейст-вует с Н2 | |||||||||
Взаимодейст-вует с галоген. | |||||||||
Вступает в р-ции присоед. | |||||||||
Вступает в р-ции замещен. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Вещества / Признаки сравнения | Метан | Этилен | Ацети- лен | Бензол | Этиловый спирт | Глицерин | Уксусная кислота | Стеариновая кислота | Глюкоза Фруктоза |
Молекулярная формула | СH4 | C2H4 | C2H2 | C6H6 | C2H5OH | C3H8O3 | CH3COOH | C17H35COOH | C6H12O6 |
Число атомов С в молекуле | 1 | 2 | 2 | 6 | 2 | 3 | 1 | 18 | 6 |
Структурная формула | |||||||||
В молекуле есть двойные/ тройные связи | Нет кратных связей | Одна двойная связь | Одна тройная связь | Особая связь | Нет кратных связей | Нет кратных связей | + | + | + |
Углеводород | Алканы | Алкены | Алкины | Арены | Предельные одноатомные спирты | Много- атомные спирты | Карбоновые кислоты | Высшие жирные кислоты | Углеводы |
Наличие атомов кислорода | нет | нет | нет | нет | 1 | 3 | 2 | 2 | 6 |
Агрегатное состояние/н.у. | Газ | Газ | Газ | Жидкость | Жидкость | Сиропообразная жидкость | Жидкость | Твердое | Твердое |
Другие физ. свойства | |||||||||
Растворимость в воде | р | р | м | н | р | р | р | н | р |
Взаимодействует с кислородом | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Взаимодействует с водородом | - | + | + | + | - | - | - | - | + |
Взаимодействует с галогенами | + (свет) | + | + | + | - | - | +(свет) | +(свет) | - |
Вступает в реакции присоед. | - | + | + | + | - | - | - | - | + |
Вступает в реакции замещ. | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ КУРСА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Раздел I. Общие понятия Химия Вещество Химический элемент Химический знак Химическая формула Индекс Коэффициент Явления физические и химические Химическая реакция Электролитическая диссоциация Электролиты / неэлектролиты Индикатор | Раздел IV. Химический элемент Периодическая система химических элементов Порядковый номер Период Группа, Относительная атомная масса Атом (протоны, нейтроны, электроны) Электронная оболочка Энергетические уровни и подуровни Атомная орбиталь |
Раздел II. Вещество Молекулы (атомы, ионы) Металл Неметалл Простое вещество Сложное вещество Оксид (кислотный, основный, амфотерный) Кислота / Основание Соль | Раздел V. Химические реакции Соединения / разложения Замещения / обмена Экзотермические Эндотермические Окислительно- восстановительные Обратимые / необратимые Гетеро-(гомо-)генные Каталитические |
Раздел III. Химическая связь Ковалентная (полярная, неполярная) связь Электроотрицательность Ионная связь Металлическая связь Кристаллическая решетка | Раздел VI. Свойства вещества Металлические Неметаллические Основные Кислотные Окислительные Восстановительные |
СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Металл | Кислород | Вода | Основный оксид | Основание | Соль | |
Неметалл | X | X | X | |||
Кислород | ----- | ----- | ----- | ----- | ||
Вода | ----- | ----- | ----- | |||
Кислотный оксид | ||||||
Кислота | ----- | ----- | ||||
Соль | ----- | ----- |
СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Металл | Кислород | Вода | Основный оксид | Основание | Соль | |
Неметалл | Соль | Кислотный оксид | X | X | Соль | X |
Кислород | Оксид | ----- | ----- | * другой оксид | ----- | ----- |
Вода | Основный оксид, Основание | ----- | ----- | Основание | ----- | Гидролиз соли |
Кислотный оксид | * особые свойства веществ | * другой оксид | Кислота | Соль | Соль | * особые свойства веществ |
Кислота | Соль | ----- | ----- | Соль | Соль | Соль |
Соль | Соль | ----- | Гидролиз | ----- | Соль | Соль |
РАСПОЗНАВАНИЕ КАТИОНОВ
Катион | Воздействие или реактив | Наблюдаемая реакция |
Li+ | Пламя | Карминово-красное окрашивание |
Na+ | Пламя | Желтое окрашивание |
К+ | Пламя | Фиолетовое окрашивание |
Са2+ | Пламя | Кирпично-красное окрашивание |
Sr2+ | Пламя | Карминово-красное окрашивание |
Ва2+ | Пламя | Желто-зеленое окрашивание |
Сu2+ | Вода | Гидратированные ионы Сu2+ имеют голубую окраску |
РЬ2+ | S2- | Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2- = PbS↓ |
Аg+ | Cl- | Выпадение белого осадка; не растворимого в HNO3, но растворимого в конц. NH3 • Н20: |
Fe2+ | гексациано-феррат (III) калия (красная кровяная соль) K3[Fe(CN)6] | Выпадение синего осадка: |
Fe3+ | 1) гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) K4[Fe(CN)6] | Выпадение синего осадка: |
Al3+ | щелочь (амфотерные свойства гидроксида) | Выпадение осадка гидроксида алюминия при приливании первых порций щелочи и его растворение при дальнейшем приливании |
NH4+ | щелочь, нагрев | Запах аммиака: NH4+ + ОН- NH3+ Н20 |
Н+ | Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый | красное окрашивание |
РАСПОЗНАВАНИЕ АНИОНОВ
|
|
|
S042- | Ва2+ | Выпадение белого осадка, нерастворимого в кислотах: |
N03- | 1) добавить конц. H2SO4 и Си, нагреть "2) смесь | Образование голубого раствора, содержащего ионы Сu2+, выделение газа бурого цвета (NO2) Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца») |
РО43- | ионы Ag+ | Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде: ЗАg+ + Р043-= Аg3Р04 |
СrO42- | ионы Ва2+ | Выпадение желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCI: Ва2+ + СrO42- = BaCr04 |
S2- | ионы РЬ2+ | Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2-= PbS |
СО32- | ионы Са2+ | выпадение белого осадка, растворимого в |
CO2 | известковая вода Са(ОН)2 | Са(ОН)2 + С02СаСО3 + Н20, СаСО3 + С02 + Н20 Са(НС03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании С02 |
SO32- | ионы Н+ | Появление характерного запаха S02: 2Н+ + SO32- = Н20 + S02↑ |
F- | ионы Са2+ | Выпадение белого осадка: Са2+ + 2F = CaF2 |
Cl- | ионы Аg+ | Выпадение белого осадка, не растворимого в HN03, но растворимого в конц. NH3 • Н20: Аg+ +Cl- = AgCl |
Br- | ионы Аg+ | Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HN03: Ag+ + Br- = AgBr осадок темнеет на свету |
I- | ионы Аg+ | Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO3 и NH3 конц.: Аg+ + I- = АgI осадок темнеет на свету |
ОН- (щелочная среда) | индикаторы: лакмус, | синее окрашивание; малиновое окрашивание |
РАСПОЗНАВАНИЕ ГАЗОВ
Описание | Формула | Реакции |
Бурый газ | NO2 | 1) N2 + 2O2 = 2NO2 2) взаимодействие металлов с азотной кислотой (концентрированной) 3) разложение нитратов |
Запах тухлых яиц | H2S | Взаимодействие активных металлов с концентрированной серной кислотой: |
Газ с резким запахом. Растворимый в воде | SO2 | 1) взаимодействие серосодержащих веществ с кислородом 2) взаимодействие некоторых металлов с концентрированной серной кислотой |
Газ с резким характерным запахом, растворимый в воде | 1) N2 + 3H2 = 2NH3 2) обменные реакции солей аммония | |
Газ, не поддерживающий горение, малорастворимый в воде, не ядовитый | N2 | 1) горение азотсодержащих веществ; NH4NO2 = N2 + 2H2O |
Газы, поддерживающие горение: (для NO2 – бурый цвет) | O2 O3 NO2 | 3C + 2O3 = 3CO2 С + 2NO2 = CO2 + 2NO |
Газ, не поддерживающий горение, малорастворимый в воде, не ядовитый | СО2 | Помутнение известковой воды с последующим растворением образующегося осадка при длительном пропускании газа: Ca (OH)2 + СО2 = Ca СО3 + H2O Ca СО3 + СО2 + H2O = Ca (HСО3)2 |
ТАБЛИЦА КИСЛОТ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
ОГЭ’17 Вариант 1 | ОГЭ’17 Вариант 2 |
1. Укажите число нейтронов в ядре и коренное свойство химического элемент, в атоме которого три электрона на 2-ом энергетическом уровне. | 1. Укажите число нейтронов в ядре и коренное свойство химического элемент, в атоме которого два электрона на 3-ом энергетическом уровне. |
2. Какой из элементов 3-го периода обладает наибольшей электроотрицательностью? | 2. Какой из элементов 6-ой группы обладает наибольшей электроотрицательностью? |
3. Приведите пример простого (газообразного) вещества неметалла, в молекуле которого есть двойная (тройная, одинарная) связь. | 3. Приведите пример сложного (газообразного) вещества, в молекуле которого все связи одинарные связь. |
4. Приведите пример химического вещества, в котором сера проявляет свою наименьшую степень окисления. | 4. Приведите пример химического вещества, в котором азот проявляет свою максимальную степень окисления. |
5. Даны вещества: соляная кислота, хлорид натрия, иодид натрия, раствор щелочи. Бром будет реагировать с …? | |
6. С каким веществом оксид меди (II) вступит в реакцию замещения? (вспомните способы получения металлов) | 6. С каким веществом медь вступит в реакцию обмена? |
7. Общее количество положительных и отрица-тельных ионов, образовавшихся при полной диссоциации 0,5 моль нитрата меди (II), равно .. | 7. Общее количество положительных и отрица-тельных ионов, образовавшихся при полной диссоциации 2 моль хлорида железа (II), равно.. |
8. Вещество Х + азотная кислота = вода + … Чем может быть вещество Х? | 8. Вещество Х + соляная кислота = водород + ... Чем может быть вещество Х? |
9. Какие металлы растворяются в щелочах? | 9. Какие металлы растворяются в щелочах? |
10. Азотная кислота вступает в окислительно-восстановительную реакцию с гидроксидом меди (II), оксидом меди (II), сульфатом меди (II), медью? | |
11. При нагревании разлагается с выделением кислорода: сульфит бария, карбонат кальция, перманганат калия, алюминат калия? | |
12. Определите массовую долю кислорода в железном купоросе FeSO4*7H2O. | |
13. Какие параметры (характеристики элемен-тов) уменьшаются (ослабевают) в ряду: фосфор – сера – хлор? | Какие параметры (характеристики элементов) увеличиваются (возрастают) в ряду: алюминий – магний – натрий? |
14. Даны вещества: железо, хлорид бария, хлорид железа (II), сернистый газ, вода, углекислый газ, кислород, цинк. С какими из этих веществ будет реагировать: | |
оксид кальция? | гидроксид калия? |
15. Перечислите все, известные вам, физические и химические свойства азота – N2. | |
16. К 200 г соляной кислоты медленно добавляли карбонат натрия до прекращения выделения газа, которого было собрано 4,48л (н.у.). Определите массовую долю хлороводорода в соляной кислоте. | |
17. Осуществите переход: карбонат железа (II) – оксид железа (II) – хлорид железа (II) – сульфид железа (II) – нитрат железа (II) – оксид железа (II) – железо. |
Таблицы и задания для подготовки к ОГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...
Авторские методики по организации работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
Рабочая тетрадь является дидактическим пособием для обучающихся 5 класса. Данная тетрадь может быть использована на уроках, социально-бытовой ориентировки, домоводства для обуча...
"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"
Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....
Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"
Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...
Организация работы с обучающимися с низкой успеваемостью и низкой мотивацией при подготовке к ГИА.
Опыт работы учителя математики при подготовки к ГИА обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией...
«Организация работы с обучающимися на уроках русского языка в коррекционной школе»
Доклад на педсовете школы....