урок химии в 8 классе "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Корж Лариса Григорьевна

урок включает в себя: 1) классификацию оксидов

2) химические свойства оксидов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oksidy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой бы не возьмем язык и век –

Всегда стремился к знаньям человек.

(таджикского поэта - Фирдоуси)

                                                                                                 поэтические строки таджикского поэта

Какие бывают вещества по составу? Примеры?

Вещества (по составу)

?

?

Каких веществ больше: простых или сложных? (читают стихи)

Какие классы неорганических веществ вам известны?

Сложные вещества (неорганические)

?

?

?

?

Сегодня на уроке мы будем изучать химические соединения, значение которых сложно переоценить для нашей планеты и для людей.  Приведу примеры.

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед.

Носитель  благ, предвестник  бед,

И радуга, и лед ____________?

Меня дает огонь в печи,

И пламя маленькой свечи,

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться смог_____________?

- газ, выделяемый нами при выдохе;

-  газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

 Что общего между формулами отгаданных веществ?

И так что мы сегодня будем изучать? - оксиды

1.Состав (вспомнить определение оксидов и записать его)

_____ – сложные вещества, состоящие из_______________________, одним из которых является  –________________  с  валентностьи – _____

(создание проблемной ситуации и ее решение)

А это оксид?  H2O2  -____________, т.к.

( учащиеся- это не оксид, т.к. валентность кислорода равна 1)

В данном списке веществ подчеркнуть только оксиды

MgO, KOH, O3, SO3, SO2, Al2S3, CaCO3, Аl2O3,  Mg(OH)2, CO2, Na3N, HCl, CaO, H2CO3, P2O5, FeCl3, Na2O,  H2SO4, СuО, Cu2O, HNO3 ,NH3

Можно предположить, что общая формула оксидов имеет следующий вид:

RxOy  - общая формула оксидов

2.Классификация оксидов

- Сходство нашли. Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются выбранные вами оксиды?

Оксиды

                             

Задание: Даны оксиды: распределите их на 2 группы

Na2O,  К2О,Р2O5, CrO, SO2, СаО,  СuО,  SO3, MnO, Mn2O7, FeO, N2O5, SiO2

Основные оксиды

Кислотные окиды

3.Химические свойства оксидов

 Все оксиды, как кислотные, так и основные оксиды обладают разными свойствами.

1.Основные оксиды

а) взаимодействуют с водой —> основание

(только оксиды активных металлов: Li, K, Na, Ba,Rb, Cs,Ca, Sr)

 Li2O + H2O → 2LiOH

б) взаимодействие с кислотами —> соль + вода

CuO + H2SO4 →t CuSO4 + H2O

в) взаимодействуют с кислотными оксидами —> соль

CaO + CO2 → CaCO3

2.Кислотные оксиды

а) взаимодействие с водой —> кислота         (искл.-SiO2)

 P2O5 + 3H2O →2H3PO4

б) взаимодействие с основаниями —> соль + вода

CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + H2O

в) Взаимодействуют  с основными оксидами —> соль

SiO2 + MgO = MgSiO

3.Амфотерные оксиды

а) с кислотами (ведут себя как основаные)

ZnO + 2HCl = ZnCl2  + H2O

б) с основаниями (как кислотные)

ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2O

в) Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей —> соль + оксид

CaCO+ SiO2 →CaSiO3 + CO2

4.Закрепление

СаО +НСl →

K2O +H2SO4

2O + Н2O →

SO+ Н2O→

SO+ NaOH→

2O +SO3

СаО + P2O5

Li2O + Н2O →

 N2O5+ Н2O →

СО+ KOH→

2O + N2O5

СаО + Н2O→

P2O+ Са(ОH)2

Al2O3 + P2O5  —>

Li2O + СО2

Fe2O3 + HNO3 →

IV. Контроль знаний, обратная связь

 ( самостоятельная работа учащихся, оценка своей работы по ключу)

1.Общая формула оксидов.

А) ЭxОy       Б) ЭхНу      В) ЭхНуО

2.  Ряд формул, в котором все вещества оксиды:

А) ZnO, ZnCl2, H2O         Б) CaO, NaOH, NH3        В)SO3, MgO, CuO    

3. Оксид марганца (IV) имеет формулу

 А)Mn2O7       Б) MnO2             В) MnF4

4. Установите соответствие между формулой оксида и названием

       Формула оксида                                           Название оксида

1.NO                                                                        А) оксид азота  (II)

2.N2O3                                                                      Б) оксид азота (IV)

3.NO2                                                                       В) оксид азота (III)

                                                                                  Г) оксид азота (V)   

5.  Запишите формулы: оксид натрия, оксид углерода (IV), оксид фосфора (V)

Д/з: §40 выписать общие способы получения оксидов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...