урок химии в 8 классе "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе «Кислоты»
Тип урока: изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение.
Задачи обучения:
организовать деятельность по формированию понятия «кислота»;
организовать деятельность по формированию умений и навыков определять кислоты, их состав, умений давать им названия, познакомить учащихся с важнейшими представителями класса неорганических кислот;
организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Предметные: исследование строения и свойств кислот; изучение классификации, строения, свойств и применения кислот.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в парах;
Оборудование
набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, растворы кислот: HCl и H2SO4; металлы – Fe и Сu; CuO; сухое горючее
рабочий лист- опорный конспект - содержащий задания и описания опыта.
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Результаты самостоятельной работы.
Подготовка учащихся на основном этапе урока к активной деятельности
Работают по заданиям в опорном конспекте.
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
Урок по теме:________________
Задание №1.
Распределите предложенные формулы по классам и занесите их в таблицу:
HCl, HNO3, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, H2SO4, Al(OH)3.
ОКСИДЫ | ОСНОВАНИЯ | |
____________ - это сложные вещества, состоящие из _________ и ___________________
- общая формула кислот
Классификация кислот.
а) HCl и HNO3 H2S и H3PO4 б) H2S и HCl HNO3 и H2CO3
Кислоты Кислоты
__________ ____________ _____________ ____________
________________
Задание№2 « Третий лишний»
а) H2S б)H2SO4 в)HNO3
HNO3 H3PO4 HF
H3PO4 H2CO3 HBr
Меры безопасности при работе с кислотами:
- Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами.
- Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.
- При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
- После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место.
- При нагревании, пробирку следует держать отверстием в сторону от товарищей (по направлению к проходу)
6.При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.
Химические свойства кислот.
1.Изменяют окраску индикаторов
Название индикатора | Окраска индикатора в нейтральной среде | Окраска индикатора в кислой среде |
Лакмус | Фиолетовая | |
Метиловый оранжевый | Оранжевая | |
Фенолфталеин | Бесцветная |
2.Реагируют с металлами (стоящими до Н в ряду напряжения Ме)
Л.О.: возьмите 2 пробирки, в одну положите кусочек Сu, а в другую – стружку Fe.
Что наблюдаете? Запишите уравнение происходящей реакции.
3.Реагируют с основными оксидами —> соль + вода
Л.О.: возьмите пробирку с оксидом меди (II) и прилейте к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Нагрейте содержимое пробирки, отметьте происходящие изменения.
Запишите уравнение происходящей реакции.
4.Реагируют с основаниями —> соль+ вода
HCl + NaOН —>
5.Реагируют с солями —> другая кислота + другая соль (либо газ, либо осадок)
(в соответствии с рядом кислот: свободная кислота должна быть сильнее той, что входит в состав соли)
Ряд активности кислот
HNO3
H2SO4 HCL H2SO3 H2CO3 CH3COOH H2S H2SiO3
H3PO4
Каждая последующая кислота вытесняет предыдущую из её солей
HCl + Na2CO3 —>
6.Некоторые кислоты при нагревании разлагаются —> кислотный оксид + вода
Н2SiO3 —>
Закрепление:
Задание:
А) Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.
H2OSOHBrNa2CO3MgBaH2CO3SO4KOH
H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO3
HClBaSHKSHH2NaOH2SiO3NaClH2SO4
Получение кислот.
1.Взаимодействие кислотного оксида с водой (кроме SiO2)
CO2 + Н2O = Н2CO3
2.Взаимодействие водорода с неметаллом
H2 + Cl2 = 2HCl
3.Взаимодействие солей с кислотами
Na2SiO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3
Домашнее задание:
§ 44-45 выучить записи урока, подготовиться к проверочной работе.
а) кислородсодержащие кислоты
Название кислота | Кислотный остаток, валентность, название | Соответствующий кислотный оксид, его название |
H2SO4 | ||
H2SO3 | ||
HNO3 | ||
HNO2 | ||
H2CO3 | ||
H3PO4 | ||
H2SiO3 | ||
HMnO4 |
б) бескислородные кислоты
Название кислоты | Кислотный остаток, валентность, название |
HCl | |
H2S | |
HBr | |
HI | |
HF |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...