урок химии в 8 классе "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Корж Лариса Григорьевна

1) План урока

2) Маршрутный лист

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx46.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе «Кислоты»

Тип урока:  изучения нового материала

Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение.

Задачи обучения:

организовать деятельность по формированию понятия «кислота»;

организовать деятельность по формированию умений и  навыков определять  кислоты, их состав, умений давать им названия, познакомить учащихся  с важнейшими представителями класса неорганических кислот;

организовать деятельность по формированию умений и  навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Предметные: исследование строения и свойств кислот; изучение классификации, строения, свойств и применения кислот.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная;

индивидуальная;

работа в парах;

Оборудование

набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, растворы кислот: HCl и H2SO4; металлы – Fe и Сu; CuO; сухое горючее

рабочий лист- опорный конспект - содержащий задания и описания опыта.

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Результаты самостоятельной работы.

Подготовка учащихся на основном этапе урока к активной деятельности

Работают по заданиям в опорном конспекте.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений. Вспомним, с какими классами веществ вы уже знакомы?
Загадка:
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется …

Вопрос:дайте определение оксидам?

(Ответ оксид).

 Дают определение оксидам.

Оксидами называются соединения, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых является кислород.

Загадка:
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества…

Вопросы:дайте определение основаниям?

(Ответ - основания).

Дают определение основаниям. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы ОН-.

Задание:
Распределите формулы по классам в таблицу

Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам:
HCl, HNO
3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3.
(
заполнение таблица 1 в опорном конспекте)

Вопрос:Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу?

Проверка правильности выполнения

оксиды

основания

?

K2O    

Na2O

Al2O3

Ca(OH)2Zn(OH)2 Fe(OH)3

H2SO4

HCl     HNO3

Изучение нового материала.

Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? Тема«Кислоты»

Записывают в опорном конспекте.Тема«Кислоты».

Целеполагание:

Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели.

Сегодня мы с вами познакомимся с классификацией кислот и узнаем какими химическими свойствами они обладают кислот.

План:

1.общие сведения о кислотах

2.классификация кислот

3.химические свойства кислот

4.закрепление

1.общие сведения о кислотах

По формулам дайте определение классу кислоты

Дают определение «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка» Записывают в опорном конспекте.

Изучим состав и название кислот

Заполняют вместе с учителем таблицу 2 в опорном конспекте. (только колонка – название кислот, остальные данные будут заполнены на последующих уроках).

2.классификация кислот

Чем отличаются приведённые пары кислот?

Задание: На какие группы можно разделить кислоты?

Запишем признакиклассификации кислот и основные группы

По предложенным примерам кислот называют признаки классификации.

а) HCl и HNO3    H2S и H3PO4                                

б) H2S  и   HCl               HNO3 и H2CO3     
Ответ:
а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы 1 в опорном конспекте).
б) По количеству кислорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (
заполнение схемы 2 в опорном конспекте).

3.химические свойства кислот

Правила ТБ при работе с едкими веществами. 

Как можно распознать кислоты?

а)Читают опорный конспект:«Меры безопасности при работе с кислотами» (по цепочке).

б)Работа по опорному конспекту:

- Объясняют что такое индикаторы.

- Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте

Назовите области применения кислот.

Фронтальная беседа оприменении кислотна практике: в медицине (аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая); в кулинарии: уксусная, лимонная.

Закрепление знаний. 

Итог урока, рефлексия (стр.152 тестовое задание)

Домашнее задание 

Выучить все новые понятия, формулы и названия кислот. Подготовиться к химическому диктанту.

Читают эту информацию в опорном конспекте.

                           

    То, что мы знаем – ограничено;

                                То, что не знаем – бесконечно.

Урок по теме:________________

Задание №1. 

Распределите предложенные формулы по классам и занесите их в таблицу:

HCl, HNO3, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, H2SO4, Al(OH)3.

               ОКСИДЫ

            ОСНОВАНИЯ

____________ - это сложные вещества, состоящие из  _________ и ___________________

                                 - общая формула кислот    

                                     Классификация кислот.

 а) HCl и HNO3    H2S и H3PO4                                 б) H2S  и   HCl               HNO3 и H2CO3     

                    Кислоты                                                              Кислоты

                                                                                               

                                                                                                                 

__________          ____________            _____________                             ____________

                                                                                           ________________

Задание№2 « Третий лишний»

а) H2S                                          б)H2SO4                                    в)HNO3

    HNO3                                          H3PO4                                       HF

    H3PO4                                         H2CO3                                      HBr

Меры безопасности при работе с кислотами:

  1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами.
  2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.
  3. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
  4. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место.
  5. При нагревании, пробирку следует  держать  отверстием  в сторону от товарищей (по направлению к проходу)

                    6.При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.

Химические свойства кислот.

1.Изменяют окраску индикаторов

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в кислой среде

Лакмус

Фиолетовая

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Фенолфталеин

Бесцветная

2.Реагируют с металлами (стоящими до Н в ряду напряжения Ме)

Л.О.: возьмите 2 пробирки, в одну положите  кусочек Сu, а в другую – стружку Fe.

Что наблюдаете? Запишите уравнение происходящей реакции.

3.Реагируют с основными оксидами —> соль + вода

Л.О.: возьмите пробирку с оксидом меди (II) и прилейте к нему раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Нагрейте содержимое пробирки, отметьте происходящие изменения.

Запишите уравнение происходящей реакции.

4.Реагируют с основаниями —> соль+ вода

HCl + NaOН —>

5.Реагируют с солями —> другая кислота  + другая соль (либо газ, либо осадок)

(в соответствии с рядом кислот: свободная кислота должна быть сильнее той, что входит в состав соли)

Ряд активности кислот

              HNO3 

H2SO4   HCL    H2SO3     H2CO3     CH3COOH     H2S   H2SiO3

              H3PO4       

Каждая последующая кислота вытесняет предыдущую из её солей

HCl + Na2CO3 —>

6.Некоторые кислоты при нагревании разлагаются  —> кислотный оксид + вода

Н2SiO3 —>

Закрепление:

Задание:

А) Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.

H2OSOHBrNa2CO3MgBaH2CO3SO4KOH

H3PO4P2O5CaH2SHPH3NO2CS2NH3CO3

HClBaSHKSHH2NaOH2SiO3NaClH2SO4

Получение кислот.

1.Взаимодействие кислотного оксида с водой (кроме SiO2)

 CO2 + Н2O = Н2CO3 

2.Взаимодействие водорода с неметаллом

H2 + Cl2 = 2HCl

3.Взаимодействие солей  с кислотами

Na2SiO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3

Домашнее задание:

§ 44-45 выучить записи урока, подготовиться к проверочной работе.

а)  кислородсодержащие  кислоты

Название кислота

Кислотный остаток, валентность, название

Соответствующий кислотный оксид, его название

H2SO

H2SO3 

HNO3

HNO2 

H2CO3 

H3PO4

H2SiO3 

HMnO4 

б)  бескислородные кислоты

Название кислоты

Кислотный остаток, валентность, название

HCl  

H2S 

HBr 

HI 

HF 

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...