Конспект урока . Химия s-, p-, d- , f- элементов.
план-конспект урока по химии (11 класс)

Голованова Светлана Вячеславовна

Этот конспект поможет в создании условий для формирования знаний, умений и навыков по теме, в развитие практических навыков, воспитание к самоорганизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_11.docx13.93 КБ
Файл Химия s-, p-, d- , f- элементов.30.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дата _________________________________

Тема_________________________________

№ задания _____________отметка (прогноз)_____________

Цели работы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В каком формате будет представлен результат?___________________________________________

Алгоритм выполнения задания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контроль за выполнением. Напиши, при выполнении каких  операций ты допустил ошибки :

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 Отметка(результат)________________________________________________________________

Отметка учителя  __________________________________________________________________

Рефлексия.

1.Ответь на вопросы:

-Что было в работе труднее всего?______________________________________________

-Что было интереснее всего?____________________________________________________

- Обращался ли ты  за помощью?  ( Да/нет)  В чем она тебе была нужна?___________________

2. Сравнение результата с прогнозом. В случае несовпадения оценок  подумай и напиши, что тебе помешало достичь намеченного уровня или в чем ты недооценил свои возможности.

_____________________________________________________________________________________

-Что ты предпримешь, чтобы  не испытывать затруднений в дальнейшей работе?

Составь ПЛАН:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ в 11 классе

Химия –S, -P, -D,-F элементов

Тема программы

Металлы побочных подгрупп и главных подгрупп

Тема урока

Химия s-, p-, d- , f- элементов.

Место урока в теме

Третий урок

Тип урока

Урок совершенствования знаний,умений и навыков

Вид урока

Самостоятельная работа

Цель методическая

Создание условий для формирования знаний, умений и навыков по теме, развитие практических навыков, воспитание к самоорганизации.

Цели образования

обучающая

актуализировать и закрепить знания учащихся по теме, отработать умения составлять уравнения реакций с участием соединений хрома, продолжить работу по развитию находить основные, узловые вопросы в материале, анализировать, обобщать, делать выводы, применение теоретических знаний для объяснения результатов проведенных опытов.

развивающая

развивать:

учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц,  наблюдаемых процессов;

учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

воспитательная

привитие интереса к изучаемому предмету, к самоорганизации и культуре труда, формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга, формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Содержание урока

s-, p-, d- , f- элементы

: особенности строения атома, физические и химические свойства, получение и применение.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Должны знать: 

-характеризовывать элементы по их положению в Периодической системе;

-объяснять зависимость свойств химических элементов-металлов и образованных ими веществ по положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

Должны уметь: 

-  объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;

- характеризовать общие химические свойства металлов и их соединений,

Этапы

Организационный этап – 0,5 мин

Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 5 мин

Основная часть урока – 20 мин

Первичная проверка степени усвоения материала –  5мин

Контроль и самопроверка знаний– 7 мин.

Подведение итогов – 2 мин

Домашнее задание – 0,5 мин

Средства обучения

  • Таблицы “Периодическая система Д.И.Менделеева”, “Электрохимический ряд напряжений металлов”, “Растворимость соединений”, учебники;
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера
  • Презентация.
  • Информационный лист
  • План семинара

Методы обучения

Проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно- иллюстративный.

Способы организации деятельности

Индивидуальный

Формы организации учебной деятельности

Дифференцированный, самостоятельный  

Виды познавательной деятельности

 участие в проблемной беседе

Способы управления познавательной деятельностью

Ознакомление с целями и задачами урока, видами контроля.

Вводное слово

Запишите сегодняшнее число и тему урока Итак ,цель нашего урока повторение и обобщение материала по теме «Строение химических элементов»

У вас на партах лежат файлы в каждом с листом самооценки. Вам будет предложено 4 варианта заданий. Самая простой тип заданий первый воспроизводящая самостоятельная работа с выбором правильного ответа, максимальная оценка за этот тип заданий 4.Второй тип заданий реконструктивно-вариативная работа, где необходимо определить элемент и описать его свойства. Третий тип - эвристическая работа. Здесь предполагается работа с текстом и определение проблемы в первых моделях атома. Последний тип творческое задание, где разбираются интересные факты и явления. За правильное выполнение последнего задания можно получить несколько пятерок.  

Способы отслеживания результатов

Тесты для контроля и самопроверки знаний

1. Воспроизводящая самостоятельная работа:

Даны утверждения, отметьте верные:

1. Масса атома равна массе электронов

2, Масса ядра примерно равна массе атома

3. Атом лития: s-элемент

4. Порядковый номер элемента, электронное строение атома которого 1s22s22p3, равен 7

5. Два электрона на внешнем уровне в основном состоянии содержит атом магния

6. Модель атома «пудинг с изюмом» была предложена Дж. Томсоном  

7. s-элементом является: Барий.

8. s-элементом является: Америций.

9.  Элемент Э с электронной формулой 1s22s22p63s23p3 образует высший оксид, соответствующий формуле   Э2О5

10. Число общих электронных пар в молекуле водорода равно 5

11. Самопроизвольное уменьшение объема геля, сопровождаемое отделением жидкости, называется Синерезис.

12. Молоко –это золь

13. Планетарная модель атома была предложена Э.Резерфордом

14. Номер периода в Периодической системе определяет заряд ядра атома.

15. К p-элементов периодической системы относятся элементы с валентным s-подуровнем.

16.  Cеребристо-белые металлы, тускнеющие во влажном воздухе, при нагревании разлагают воду

17. Mg(OH)2-амфотерный гидроксид

18. Квантовая модель атома была предложена Н.Бором.

19. Номер группы (для элементов главных подгрупп) в Периодической системе определяет число протонов в атоме

20. FeO-кислотный оксид

21. Общее число нейтронов в ядре атома элемента равно атомной массе

22. Все d-элементы являются металлами, т.к. внешние s-электроны слабо удерживаются атомами.

23. Восемь протонов содержится в ядре атома калия

24. . Суммарное количество протонов и электронов в атоме хлора равно 34

25.  Общий запас энергии электронов в атоме характеризует: главное квантовое число

Эталон для проверки:

Ответы

2, Масса ядра примерно равна массе атома

3. Атом лития: s-элемент

4. Порядковый номер элемента, электронное строение атома которого 1s22s22p3, равен 7

5. Два электрона на внешнем уровне в основном состоянии содержит атом магния

6. Модель атома «пудинг с изюмом» была предложена Дж. Томсоном  

7. s-элементом является: Барий.

9.Элемент Э с электронной формулой 1s22s22p63s23p3 образует высший оксид, соответствующий формуле   Э2О5

11. Самопроизвольное уменьшение объема геля, сопровождаемое отделением жидкости, называется Синерезис.

13. Планетарная модель атома была предложена Э.Резерфордом

16.Cеребристо-белые металлы, тускнеющие во влажном воздухе, при нагревании разлагают воду

18. Квантовая модель атома была предложена Н.Бором.

22. Все d-элементы являются металлами, т.к. внешние s-электроны слабо удерживаются атомами.

24. . Суммарное количество протонов и электронов в атоме хлора равно 34

25.  Общий запас энергии электронов в атоме характеризует: главное квантовое число

2 реконструктивно-вариативная работа

Какие химические свойства характерны для высшего оксида элемента 3 -го периода, главной подгруппы VI группы Периодической системы? Ответ подтвердите, написав уравнения реакций.

Составьте электронную формулу элемента с порядковым номером 30 в Периодической системе. Сделайте вывод о принадлежности этого элемента к металлам или неметаллам. Запишите формулы его высшего оксида и гидроксида, укажите их характер.

Эталон для проверки:

Элемент - сера. Высший оксид - SO. Ярко выраженный кислотный характер:
1) При взаимодействии с водой образуется кислота:
H
O + SO = HSO - серная кислота
2) Взаимодействует с основными оксидами и основаниями: 
Na
O + SO = NaSO
2KOH + SO
 = KSO + HO

Цинк, Zn - металл, находящийся в четвертом периоде второй подгруппы. На внешнем уровне имеет два свободных электрона, что доказывает его принадлежность к металлам. 
Высший оксид - ZnO - амфотерный характер 
Амфотерный гидроксид - Zn(OH)2

3        эвристическая работа

Долгое время господствующим представлением о строении атома было представление о нем как о неделимой частице. То, что атом все-таки можно разделить, выяснилось только в начале двадцатого века. Резерфорд, благодаря своему знаменитому опыту с отклонением альфа-частиц, узнал, что атом состоит из ядра, вокруг которого вращаются электроны.  Была принята планетарная модель атома, в соответствии с которой электроны вращаются вокруг ядра, как планеты нашей Солнечной системы вокруг звезды.

Однако, с точки зрения классической электродинамики, электрон в модели Резерфорда, двигаясь вокруг ядра, должен был бы излучать непрерывно, и очень быстро, потеряв энергию, упасть на ядро. Чтобы преодолеть эту проблему ввели допущение, суть которого заключается в том, что электроны в атоме могут двигаться только по определенным (стационарным) орбитам, находясь на которых они не излучают, а излучение или поглощение происходит только в момент перехода с одной орбиты на другую. Т.к. атом является устойчивой системой, то конфигурация электронов в атоме является устойчивой. Однако никакое устойчивое распределение зарядов не может быть статическим. На основании этого Резерфорд пришел к выводу, что электроны должны вращаться вокруг ядра. Современные представления о строении атома продвинулись далеко. Ядро атома, в свою очередь, состоит субатомных частиц, или нуклонов – протонов и нейтронов. Именно нуклоны составляют основную массу атома. При этом протоны и нейтроны также не являются неделимыми частицами, и состоят из фундаментальных частиц. Если представить атом в виде олимпийского стадиона , то ядро этого атома будет представлять собой вишенку, находящуюся в центре поля. Орбиты электронов при этом находились бы где-то на уровне верхних трибун, а вишня весила бы 30 миллионов тонн. Космос, в среднем, содержит буквально пару атомов на кубический метр.

Прочитайте текст и сформулируйте проблему

Эталон для проверки:

Проблема:

Т.к. атом является устойчивой системой, то конфигурация электронов в атоме является устойчивой. Однако никакое устойчивое распределение зарядов не может быть статическим. На основании этого Резерфорд пришел к выводу, что электроны должны вращаться вокруг ядра.  Согласно законам электродинамики электрон, вращаясь вокруг ядра, обладая нормальным ускорением, должен непрерывно излучать электро-магнитные волны , его энергия должна непрерывно убывать. Атом Резерфорда может существовать в течении этого времени, а после электрон упадет на ядро и атом прекратит свое существование.

4 творческая работа:
Биологическая роль d-элементов

Прочитайте текст о молибдене. На основе текста выявите основные  функции элемента в организме, рассмотренные в тексте. Сформулируйте проблему, которая встречается в тексте, и обозначьте ее решение.

Молибден -- относится к металлам жизни, является одним из важнейших биоэлементов. Молибден входит в состав различных ферментов. Ферменты называют также биокатализаторами по аналогии с катализаторами в химии. Молибден является важнейшим микроэлементом растений, так как биологически активные вещества с его участием обеспечивают мягкую фиксацию азота: превращают в аммиак или азотсодержащие продукты. на севере Китая есть местечко Лин Ксиан (Lin Xian), расположено оно в провинции Хонан (Honan). Известно это место как область с наиболее высоким процентом заболеваемости раком пищевода среди местного населения. Какова же причина такой аномалии? Ответ дали тщательные исследования почвы. Оказалось, что земли Лин Ксиан бедны сорок вторым элементом, наличие которого необходимо для нормального функционирования азотфиксирующих бактерий. Дело в том, что восстановление вносимых в почву нитратов осуществляется ими с помощью молибден-зависимого фермента нитратредуктазы. Недостаток молибдена снижает активность фермента, которой хватает лишь на то, чтобы восстановить нитрат не до аммиака, а до нитрозаминов, которые обладают, как известно, высокой канцерогенной активностью. Внесение в почву молибденовых удобрений значительно уменьшило процент заболеваемости населения. Подобные эндемические заболевания зафиксированы и в ЮАР.

Давайте проверим правильность выполнения этого задания. Оцените себя по знакомым критериям оценки 

Межпредметные и внутрипредметные связи

 Внутрипредметные - единство закономерностей проявления химических свойств. Межпредметные - связь с биологическими и экологическими знаниями, связь химии с биологией, медициной, географией

Литература

  1. О.С.Габриелян. Химия. 11 класс. Профильный уровень.  Учебник для общеобразовательных учебных заведений, М., Дрофа, 2010
  2. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., «ОНИКС 21 век»; «Мир и Образование», 2004
  3. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. Настольная книга учителя химии. 11 класс. М., Дрофа. 2004
  4. К.К.Курмашева. Химия в таблицах и схемах. М., «Лист Нью». 2003
  5. Н.Б.Ковалевская. Химия в таблицах и схемах. М., «Издат-школа 2000». 1998
  6. Дж. Кемпбел, "Современная общая химия". М.: "Мир", 1975, том 2
  7. Справочник химика / Под ред. Никольского Б.П. / М.: "Химия", 1965, том III


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геометрии 11 класс с элементами технологии case-study

Одной из современных образовательных технологий, позволяющей формировать аналитические и оценочные компетенции учащихся, как основу способности решения проблем, является технология case-study...

Урок химии на тему: Характеристика химического элемента.

Урок дается в 8 классе. Творческое задание воспринимается абсолютно всеми учащимися с удовольствием и дает каждому возможность реализации своих творческих способностей независимо от уровня подготовки....

Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс

Обобщающий урок химии по теме: "Атомы химических элементов". 8 класс...

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов".

Название работы:  Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 классФ.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и би...

Урок химии в 8 классе (С элементами системно-деятельностного подхода).Тема:" Простые вещества – металлы".

Это урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий. и элементами системно-деятельностного подхода Цели урока: Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомит...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

План-конспект урока химии в 9 классе по теме "характеристика химического элемента на основе ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома"

План-конспект урока химии в 9 классе по теме "Характеристика химического элемента на основе ПСХЭ Д.И. Менделеева и строения атома"...