Урок химии в 8 классе (С элементами системно-деятельностного подхода).Тема:" Простые вещества – металлы".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_veshchestva_-_metally_ur.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
основная общеобразовательная школа №81
Урок химии в 8а классе
(С элементами системно-деятельностного подхода).
Открытый урок
для учащихся 8 «А» классов.
Учитель: Ицкович Татьяна Яковлевна
Тема: Простые вещества – металлы.
Цели урока:
Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и их значением.
Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах.
Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ);
-практические; (выполнение лабораторной)
-наглядные (презентации)
-частично-поисковые (проектная деятельность, инструктивные карточки)
методические приемы – работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов, работы в паре.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
Презентация в PowеrPoint. Проектор.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.Учебник: О. С. Габриелян, Химия, 8 класс,
Инструктивная карточка для проведения данного урока
Реактивы и оборудование и реактивы: наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
Интернет – ресурсы.
Ход урока.
II. Организационный момент урока.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение физических свойств металлов.
IV.Проектная деятельность по теме «Значение металлов»
Учитель: Обратите внимание, на ваших столах лежит карточка-тест по теме «Металлы» Посмотрите, прочтите и отложите в сторонку. (Стадия осмысления)
Карточка-тест.
Закончите предложения.
1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.
2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………
4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...
5. Все металлы проводят……………………………….
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.
7. Определите тип химической связи: Н2, Na, K Cl, H Cl
Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать мой рассказ. (Формируем потребность в знании)
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.
Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
Учитель. (Подвожу к осознанию темы)
Скажите, о каких жителях царства идёт речь? (Металлы и неметаллы).
С какими простыми веществами мы познакомились на прошлом уроке? (Неметаллами)
Какие вещества называются простыми?
Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся )
«Простые вещества-металлы» (запись в тетрадь) (Слайд№1)
Учитель. Давайте вместе спланируем нашу работу.
Вспомним ,что обозначает термин – химия?
Учащиеся. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? Дискуссия. ( Планируем совместную деятельность с учениками.) (Слайд№2)
План изучения темы.
1.Повторить особенности строения металлов и металлическую связь.
2.Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.
3.Выяснить значение металлов.
Учитель. И так повторим особенности строения атомов металлов и связь, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Запишем в тетрадь информацию для запоминания(Слайд№3). Вернёмся к рассказу. (Слайд№4).
Работаем в парах по инструктивной карте№1. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповые методы) (Приложение 1). Время на выполнение заданий -5 минут.
Учитель. Учащиеся осуществляют контроль. Проверяем задание №1.(Работа по периодической системе) с классом. Двое учащихся представляют схему на доске. (Обсуждение).
Делаем вывод о положении металлов согласно, предложенных схем. Переносим схемы на периодическую таблицу ( Слайд №5).
Учитель. Ребята, какая схема более правильная и почему?
Учитель. Трое учащихся у доски готовят к проверке (Задание №2,№3 инструктивная карта-приложение 1.)
Проверяем. Работаем по заданию№4.Делаем вывод о строении металлов и наличии металлической связи.
Учитель. Внимание видеосюжет. Старинная легенда. (Простые вещества металлы и неметаллы – кадр №2)
http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html
Учитель: Почему царь назвал кузнеца главным? (проблемный вопрос)
Изучение физических свойств металлов.
Учитель. Ребята, давайте вспомним строение кристаллической решётки металлов.
- Какие частицы находятся в узлах кристаллической решётки? (положительные ионы и атомы металлов)
- Какие частицы перемещаются между положительными ионами и атомами металлов. (Электроны)
- Почему эти электроны называются свободными?
Учитель Внимание-видеосюжет. (Общая характеристика металлов. Значение металлов в природе и жизни человека. Кадр№3)
Презентация «Простые вещества – металлы»
Какие физические свойства обуславливают свободные электроны? Запишите их в тетрадь в процессе просмотра видеосюжета.
Учитель. Теоретически с физическими свойствами металлов мы познакомились. А теперь давайте познакомимся на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. (Приложение 2). Время-5 минут.
Не забываем правила работы по ТБ : (Вспоминаем в процессе беседы)
Учитель: Сделаем вывод. Какие физические свойства характерны для металлов?
Какие физические свойства обуславливают свободные электроны?
Вернёмся к проблемному вопросу. Почему кузнеца, царь назвал главным? (Дискуссия)
Ответы учащихся, основанные на строении металлов (Кристаллическая решётка, металлическая связь, характерные физические свойства)
Учитель (Работа с учебником) (страница 87)
На основании данных таблицы ,сравните физические свойства металлов и неметаллов).Учащиеся делают вывод, сравнивая агрегатное состояние, виды химической связи и физические свойства).
Учитель. Скажите, пожалуйста ,а зачем нам нужны знания о металлах?
Учащиеся выступают с проектами по темам. (Презентации прилагаются)
1. презентация - металлы в нашей жизни.
2.презентация - металлы в медицине.
3.презентация - металлы в организме человека.
Учащиеся дают оценку деятельности учащиеся (оценивание результатов деятельности товарищей)
Возвращаемся к вопросу. Учащиеся делают вывод о значении металлов в быту, медицине, в организме человека.
Учитель: Вернёмся к тестам – карточкам. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы, подпишите и передайте на первую парту.( взаимопроверка)
Рефлексия: Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
Учитель: Домашнее задание на выбор. (Творческие задания) (Слайд№8)
Всем спасибо за урок.
Приложение 1.
Инструктивная карта к уроку на тему «Простые вещества-металлы»
Работа в группах.
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах. Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
1.Укажите местожительство металлов в периодическом государстве?( Составьте схему)
2.Докажите с точки зрения строения атомов различия между жителями царства.
Строение атомов химических элементов. | |
Металлы | Неметаллы |
№2 | №6 |
№11 | №17 |
Вывод: количество электронов на последней оболочке. | |
3.Докажи, что бедные жители были уверены в себе? Механизм образования связи на примере лития и хлора. Как данная связь называется?
Приложение2.
Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"
Лабораторная работа «Физические свойства металлов»
Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.
Оборудование: Набор металлов (алюминиевая проволока, медная проволока).
Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.
Несколько раз перегните образцы металлов и, установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность металлов.
Металл | Твёрдость | цвет | Блеск | пластичность | Теплопроводность | Электро- |
AL | ||||||
Си | ||||||
Fe | ||||||
Zn |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...
Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход на уроках биологии...
Урок в 6 классе «Указательные местоимения» ( системно-деятельностный подход)
Конспект урока по русскому языку...
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода».Тема:«Пропорции».
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема: «Пропорции»....
«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя».
«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя»....
Урок с элементами системно- деятельностного подхода по теме "Двоичная система счисления"
Цели урока:Образовательные: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных...