конспект урока химии по теме " Амины. Изомерия и номенклатура. Физические свойства"
план-конспект урока по химии (10 класс)
урок разработан на основе технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_himii.docx | 82.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Амины. Изомерия и номенклатура. Физические свойства.
Цели урока:
Образовательная:
- закрепить знания учащихся о причинах, порождающих многообразие аминов,
- расширить представление о ковалентной связи на примере аминов,
- усвоить строение и свойства аминов,
- дать новое понятие термина “основание в свете протолитической теории”,
- расширить сведения о влиянии строения веществ на их свойства,
- способствовать формированию умения учащихся находить причинно-следственные связи между явлениями,
- развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, сообщать информацию о загрязнении окружающей среды аминами, а так же о действии их на организм человека.
Воспитательная:
Сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность.
Оборудование:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, экран, проектор (для демонстрации слайдов, роликов),.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Ход урока:
Самый лучший способ напиться — припасть к источнику воды.
Самый лучший способ получить знания —открыть их самому
До сегодняшнего урока мы изучали с вами углеводороды и кислородсодержащие соединения. С сегодняшнего урока мы начинаем изучение нового класса органических веществ в состав которых входит химический элемент, которому в момент его открытия Лавуазье дал название «безжизненный газ», в воздухе этого газа содержится 78 %. О каком химическом элементе идет речь?
Так какой класс органических соединений мы начинаем изучать?
А тема сегодняшнего урока « Амины.»
Посмотрите внимательно на эти формулы, одна из формул вам хорошо знакома. Что это за вещество?
Чем другие формулы отличаются от аммиака?
NH3 CH3 – NH2 CH3 – NH – CH3 CH3 – N– CH3
СН3
Так что же такое амины.?
Амины можно представить как производные аммиака, в молекулах которого один или несколько атомов водорода заменены на углеводородные радикалы/
Вспомните, какие спирты назывались первичными, вторичными и третичными?
По аналогии попытайтесь классифицировать приведенные формулы аминов.
Запишите в тетради схему классификации аминов.
На основании формулы первичного амина попробуйте вывести общую формулу
В состав первичных аминов входит группа – NH2, которую называют аминогруппой. Поэтому общая формула первичных аминов R – NH2, или CnH2n+1NH2, или CnH2n+3N где CnH2n+1 – алкильная группа.
А как же дается названия аминам - назовите данные вещества.
CH3 – NH2 CH3 – NH – CH3
Какой вид изомерии характерин для аминов.
Вторичные амины по номенклатуре ИЮПАК называют следующим образом: указывают наличие атома азота символом N и после дефиса перечисляют младшую, потом старшую углеводородные группы, добавляя в конце слово «амин». Назовём вторичные амины.
Для аминов характерна структурная изомерия, которая обусловлена изомерией углеродного скелета (изомерия цепи) и изомерия положения аминогруппы.
Составим всевозможные изомеры к амину состава C5H11NH2. Изомерия углеродной цепи будет представлена изомерами: пентанамином-1, 2-метилбутанамином-1 и 2, 2-диметилпропанамином-1.
Изомерия положения аминогруппы представлена такими изомерами, как: пентанамин-1, пентанамин-2, пентанамин-3.
Свойства аминов также обусловлены особенностями строения атома азота. Так, в атоме азота на внешнем энергетическом уровне три неспаренных электрона, которые могут образовывать связи с другими атомами. А одна пара электронов у атома азота остаётся неподелённой.
Атом азота в аминах имеет тетраэдрическую ориентацию орбиталей, а сама молекула пирамидальную структуру.
Если амины производные аммиака то какими свойствами они должны обладать.
Прочитайте текст учебника с. 170 и объясните почему амины более сильные основания и как меняются основные свойства аминов в зависимости от радикалов.
Расставьте амины в порядке возрастания их основных свойств и объясните почему вы пришли к такому выводу.
Любое вещество обладает физическими свойствами
Прочитайте и проанализируйте текс и ответьте на следующие вопросы:
Чем объясняется высокая температура кипения у аминов?
Почему в отличии от первичных и вторичных аминов температура кипения третичных аминов более низкая?
Расставьте амины в порядке понижения температуры кипения
Триметиламин, метиламин, диметиламин, аммиак
Почему низшие амины хорошо растворимы в воде?
Физические свойства аминов
Метиламин, диметиламин и триметиламин — газы, средние члены ряда - жидкости, высшие — твердые вещества. Низшие амины имеют характерный «рыбный» запах, высшие не имеют запаха.
Связь N–H является полярной, поэтому первичные и вторичные амины образуют межмолекулярные водородные связи (несколько более слабые, чем Н-связи с участием группы О–Н).
Это объясняет относительно высокую температуру кипения аминов по сравнению с неполярными соединениями со сходной молекулярной массой. Например:
Третичные амины не образуют ассоциирующих водородных связей (отсутствует группа N–H). Поэтому их температуры кипения ниже, чем у изомерных первичных и вторичных аминов (триэтиламин кипит при 89 °С).
По сравнению со спиртами амины имеют более низкие температуры кипения (т. кип. метиламина -6 °С, т. кип. метанола +64,5 °С). Это свидетельствует о том, что амины ассоциированы в меньшей степени, чем спирты, поскольку прочность водородных связей с атомом азота меньше, чем с участием более электроотрицательного кислорода.
При обычной температуре только низшие амины CH3NH2, (CH3)2NH и (CH3)3N – газы (с запахом аммиака), средние гомологи – жидкости (с резким рыбным запахом), высшие – твердые вещества без запаха. Ароматические амины – бесцветные высококипящие жидкости или твердые вещества.
Амины способны к образованию водородных связей с водой:
Поэтому низшие амины хорошо растворимы в воде. С увеличением числа и размеров углеводородных радикалов растворимость аминов в воде уменьшается, т.к. увеличиваются пространственные препятствия образованию водородных связей.
Выполните тест с. 172 10.21-10.25, 10.31 и 10.32
Проверка теста, анализ и выставление оценок.
Рефлексия.
Д.З. пар. 36 с.169- 171
Базовый уровень – упр. 3 с. 173
Повышенный уровень – вариант 3 с. 66 – дидактические материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии по теме "Воздух и его состав"
Урок исследование с использование материалов международной экологической программы "Зеленый пакет"....
Конспект урока химии по теме «Белки и их свойства» 10 класс
ТемаБелки и их свойстваТип урокаУУНЗДидактическая цельПознакомить учащихся с природными полимерами – белками. Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний о функциях, строении и свойствах белков....
конспект урока химии по теме: "Основания" 8 класс
Изучение оснований по плану:1. Состав, названия и определение оснований.2. Классификация оснований.3. Индикаторы.4....
конспект урока химии по теме Сера
план урока...
Конспект урока химии по теме: "Соли состав, строение, свойства."
Конспект урока химии в 8 классе...
самоанализ урока химии по теме " Амины"
Полный самоанализ урока в соответствии с ФГОС...
Конспект урока химии по теме "Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД"
Создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов....