конспект урока химии по теме " Амины. Изомерия и номенклатура. Физические свойства"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Кузьмина Ольга Владимировна

урок разработан на основе технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_himii.docx82.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Амины. Изомерия и номенклатура. Физические свойства.

 

Цели урока:

Образовательная:

  • закрепить знания учащихся о причинах, порождающих многообразие аминов,
  • расширить представление о ковалентной связи на примере аминов,
  • усвоить строение и свойства аминов,
  • дать новое понятие термина “основание в свете протолитической теории”,
  • расширить сведения о влиянии строения веществ на их свойства,
  • способствовать формированию умения учащихся находить причинно-следственные связи между явлениями,
  • развивать у учащихся умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, сообщать информацию о загрязнении окружающей среды аминами, а так же о действии их на организм человека.

Воспитательная:

Сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность.

           

Оборудование:

            Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, экран, проектор (для демонстрации слайдов, роликов),.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

 

Ход урока:

Самый лучший способ напиться — припасть к источнику воды.

Самый лучший способ получить знания —открыть их самому

До сегодняшнего урока мы изучали с вами углеводороды и кислородсодержащие соединения.  С сегодняшнего урока мы начинаем изучение нового класса органических веществ в состав которых входит химический элемент, которому в момент его открытия Лавуазье дал название «безжизненный газ», в воздухе этого газа содержится 78 %. О каком химическом элементе идет речь?

Так какой класс органических соединений мы начинаем изучать?

А тема сегодняшнего урока « Амины.»

Посмотрите внимательно на эти формулы, одна из формул вам хорошо знакома. Что это за вещество?

Чем другие формулы отличаются от аммиака?

NH3          CH3 – NH2    CH3 – NH – CH3   CH3 – N– CH3  

                                                                          СН3  

Так что же такое амины.?

Амины можно представить как производные аммиака, в молекулах которого один или несколько атомов водорода заменены на углеводородные радикалы/

Вспомните, какие спирты назывались первичными, вторичными и третичными?

По аналогии попытайтесь классифицировать приведенные формулы аминов.

Запишите в тетради схему классификации аминов.

 На основании формулы первичного амина попробуйте вывести общую формулу

В состав первичных аминов входит группа – NH2, которую называют аминогруппой. Поэтому общая формула первичных аминов R – NH2, или CnH2n+1NH2,  или CnH2n+3N  где CnH2n+1 – алкильная группа.

А как же дается названия аминам  - назовите данные вещества.

CH3 – NH2    CH3 – NH – CH3  

Какой вид изомерии характерин для аминов.

Вторичные амины по номенклатуре ИЮПАК называют следующим образом: указывают наличие атома азота символом N и после дефиса перечисляют младшую, потом старшую углеводородные группы, добавляя в конце слово «амин». Назовём вторичные амины.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/himia10/34-aminy.files/image007.jpg

Для аминов характерна структурная изомерия, которая обусловлена изомерией углеродного скелета (изомерия цепи) и изомерия положения аминогруппы.

Составим всевозможные изомеры к амину состава C5H11NH2. Изомерия углеродной цепи будет представлена изомерами: пентанамином-1, 2-метилбутанамином-1 и 2, 2-диметилпропанамином-1.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/himia10/34-aminy.files/image008.jpg

Изомерия положения аминогруппы представлена такими изомерами, как: пентанамин-1, пентанамин-2, пентанамин-3.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/himia10/34-aminy.files/image009.jpg

Свойства аминов также обусловлены особенностями строения атома азота. Так, в атоме азота на внешнем энергетическом уровне три неспаренных электрона, которые могут образовывать связи с другими атомами. А одна пара электронов у атома азота остаётся неподелённой.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/himia10/34-aminy.files/image004.jpg

Атом азота в аминах имеет тетраэдрическую ориентацию орбиталей, а сама молекула  пирамидальную структуру.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/himia10/34-aminy.files/image005.jpg

Если амины производные аммиака то какими свойствами они должны обладать.

Прочитайте текст учебника  с. 170 и объясните почему амины более сильные основания и как меняются основные свойства аминов в зависимости от радикалов.

https://5terka.com/sites/default/files/q4.jpg

Расставьте амины в порядке возрастания их основных свойств и объясните почему вы пришли к такому выводу.

Любое вещество обладает физическими свойствами

Прочитайте  и проанализируйте текс и ответьте на следующие вопросы:

Чем объясняется высокая температура кипения у аминов?

Почему в отличии от первичных и вторичных аминов температура кипения третичных аминов более низкая?

Расставьте амины в порядке понижения температуры кипения

Триметиламин, метиламин, диметиламин, аммиак

Почему низшие амины хорошо растворимы в воде?

 Физические свойства аминов

Метиламин, диметиламин и триметиламин — газы, средние члены ряда - жидкости, высшие — твердые вещества. Низшие амины имеют характерный «рыбный» запах, высшие не имеют запаха.

Связь N–H является полярной, поэтому первичные и вторичные амины образуют межмолекулярные водородные связи (несколько более слабые, чем Н-связи с участием группы О–Н).

Это объясняет относительно высокую температуру кипения аминов по сравнению с неполярными соединениями со сходной молекулярной массой. Например:

Третичные амины не образуют ассоциирующих водородных связей (отсутствует группа N–H). Поэтому их температуры кипения ниже, чем у изомерных первичных и вторичных аминов (триэтиламин кипит при 89 °С).

По сравнению со спиртами амины имеют более низкие температуры кипения (т. кип. метиламина -6 °С, т. кип. метанола +64,5 °С). Это свидетельствует о том, что амины ассоциированы в меньшей степени, чем спирты, поскольку прочность водородных связей с атомом азота меньше, чем с участием более электроотрицательного кислорода.

При обычной температуре только низшие амины CH3NH2, (CH3)2NH и (CH3)3N – газы (с запахом аммиака), средние гомологи – жидкости (с резким рыбным запахом), высшие – твердые вещества без запаха. Ароматические амины – бесцветные высококипящие жидкости или твердые вещества.

Амины способны к образованию водородных связей с водой:

Поэтому низшие амины хорошо растворимы в воде. С увеличением числа и размеров углеводородных радикалов растворимость аминов в воде уменьшается, т.к. увеличиваются пространственные препятствия образованию водородных связей.

Выполните тест с. 172 10.21-10.25, 10.31 и 10.32

Проверка теста, анализ и выставление оценок.

Рефлексия.

Д.З. пар. 36 с.169- 171

Базовый уровень – упр. 3 с. 173

Повышенный уровень – вариант 3 с. 66 – дидактические материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии по теме "Воздух и его состав"

Урок исследование с использование материалов международной экологической программы "Зеленый пакет"....

Конспект урока химии по теме «Белки и их свойства» 10 класс

ТемаБелки и их свойстваТип урокаУУНЗДидактическая цельПознакомить учащихся с природными полимерами – белками. Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний о функциях, строении и свойствах белков....

конспект урока химии по теме: "Основания" 8 класс

Изучение оснований по плану:1.     Состав, названия и определение оснований.2.     Классификация оснований.3.     Индикаторы.4....

самоанализ урока химии по теме " Амины"

Полный  самоанализ урока в соответствии с ФГОС...

Конспект урока химии по теме "Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД"

Создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов....