конспект урока химии по теме Сера
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

план урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sera_9_klass.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока химии на тему «Сера, её физические и химические свойства» 9 клас        c

Цели урока:

1. дать общую характеристику серы, рассмотреть аллотропные модификации серы, её свойства, нахождение в природе и применение серы, используя современные технологии обучения.

2. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

3. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.

4. Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: Различные модификации серы, металлы – Na, Zn,AI,посуда;

компьютер.

План урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Экспресс-опрос:

  • Назовите основные физические характеристики кислорода.
  • Как получают кислород в промышленности и лаборатории?
  • С чем связана аллотропия кислорода? Сравните свойства двух аллотропных модификаций кислорода.
  • Что вам известно об озоновом слое земли? Какова его роль для жизни на земле?
  • Назовите признаки реакций горения. Чем они отличаются от реакций медленного окисления?
  • Где применяется кислород?
  • Когда и кем был открыт кислород?
  1. Изучение нового материала.

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито, 
И человек в ней пользу разглядел. 

  1. Стадия “Вызова”

В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. Сера-“начало начал” древнейших филисофов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами. Сегодня я хочу познакомить вас с этим удивительным веществом, имеющим необыкновенные свойства.

Видеоопыт

II. Стадия “Осмысление”

Вам выданы листы с таблицей.

Знаю

Хочу знать

Узнал

1) В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит 1-ую графу, отвечая на вопросы: см. задание №1.

2) Перескажите друг другу ваши записи.

3) Выделите ключевые понятия по теме «Сера»

4) Какая информация у вас осталась неполной?

5) Заполните графу 2.

6) Маркировка текста

См. опорный конспект.

Идёт работа с текстом и его маркировка.

V - уже известно

+ абсолютно новое, неожиданное;

- противоречит твоим представлениям;

? хочется узнать что-то больше.

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?

III. Стадия “размышления” (рефлексия)

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").

  1. Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).

Синквейн: составьте синквейн по теме «Сера»

                                        1 слово

                                Существительное

                                        2 слова

                Прилагательное                   Прилагательное

                                        3 слова

                        Глагол                Глагол                Глагол

                                        4 слова

                        Слова, выражающие основную мысль

                                        1 слово

                                Метафора или синоним

Заполните лист самооценки:

Заполняется лист самооценки.

1. Я активно участвовал (а) на уроке

2. Мои ответы были аргументированы

3. Мне было интересно

4. Был невнимателен

5.Отвлекался

6.Самооценка

7.Оценка учителя

Лист самооценки ученика (цы)

Критерии самооценки (Поставьте знаки "+" -да, "- " - нет)

Раздел изучаемой темы. При изучении испытываю затруднения

1. Характеристика серы

2.Физические свойства серы

3. Химические свойства

4.Нахождение серы в природе

5. Получение серы

6.Применение серы

Таблица

Знаю

Хочу знать

Узнал

Задание № 1

  1. Положение серы в П.С. Д.И. Менделеева
  2. Строение и свойства атомов.
  3. Сера – простое вещество
  4. Химические свойства серы.
  5. Сера в природе
  6. Применение серы

Опорный конспект

  1. Положение в ПС Д.И. Менделеева

S –Сера

III –период, VI(А)группа

Порядковый номер – 16

Заряд ядра атома – 32

Протонов -16, нейтронов -16, электронов – 16

Число энергетических уровней -3

1-ый уровень – 2электрона

2-ой уровень – 8 электронов

3-ий уровень – 6 электронов: из которых 2 электрона неспаренные. Однако по сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, поэтому проявляют более выраженные восстановительные свойства, образуя соединения со степенями окисления +2, +4, +6. По отношению к менее электроотрицательным элементам (водород, металлы) сера проявляет окислительные свойства и приобретает степень окисления -2.

Атомы серы, как и атомы кислорода и всех остальных элементов главной подгруппы VI группы Периодической системы Д. И. Менделеева, содержат на внешнем энергетическом уровне 6 электронов, из которых 2 электрона неспаренные. Однако по сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, поэтому проявляют более выраженные восстановительные свойства, образуя соединения со степенями окисления +2, +4, +6. По отношению к менее электроотрицательным элементам (водород, металлы) сера проявляет окислительные свойства и приобретает степень окисления -2.

  1. Сера – простое вещество

для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия. Известно много модификаций серы с циклическим или линейным строением молекул различного состава.

Наиболее устойчива модификация - ромбическая сера, состоит из молекул S8 .Ее кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. Они окрашены в лимонно-желтый цвет и полупрозрачны, температура плавления 112,8 °С.

В эту модификацию при комнатной температуре превращаются все другие модификации. Известно, например, что при кристаллизации из расплава сначала получается моноклинная сера (игольчатые кристаллы, температура плавления 119,3 °С), которая затем переходит в ромбическую.

При нагревании кусочков серы в пробирке она плавится, превращаясь в жидкость желтого цвета. При температуре около 160 °С жидкая сера начинает темнеть и становится настолько густой и вязкой, что даже не выливается из пробирки, однако при дальнейшем нагревании превращается в легкоподвижную жидкость, но сохраняет прежний темно-коричневый цвет. Если ее вылить в холодную воду, она застывает в виде прозрачной резинообразной массы. Это пластическая сера. Ее можно получить и в виде нитей. Однако через несколько дней она также превращается в ромбическую серу.

Ребята, сера не растворяется в воде, она тяжелее воды, плотность ромбической серы равна 2,07г/мл, плотность моноклинической серы – 1,96г/мл, поэтому кристаллы серы в воде тонут, а вот порошок плавает на поверхности воды, так как мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха. Это процесс флотации. Сера малорастворима в этиловом спирте и диэтиловом эфире, хорошо растворяется в сероуглероде.

  1. Химические свойства серы.

А)Взаимодействие серы с металлами

при обычных условиях сера реагирует со всеми щелочными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром:

                                                        Hq 0+S0=Hq+2S-2

эта реакция лежит в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например из разбитого термометра. Видимые капли ртути можно собрать на лист бумаги или на медную пластинку. Ту ртуть, которая попала в щели    нужно засыпать порошком серы. Такой процесс называют демеркуризацией.

При нагревании сера реагирует и с другими металлами (Zn, Al, Fe), и только золото не взаимодействует с ней ни при каких условиях.

Демонстрация опытов: взаимодействие серы с AI, Na,Zn.

составьте уравнения этих реакций и электронный баланс.

Вопрос к классу: Как называются вещества, полученные в результате этих реакций и к какому классу они относятся?

Б) Взаимодействие серы с неметаллами.

Из неметаллов с серой не реагируют только азот, иод и благородные газы.

1) Сера – окислитель :

1) H2 +S =H2S (сероводород)

       S0+2ē =S2-      │окислитель  

    H2 - 2ē =2H+   │восстановитель  

2) Сера – восстановитель (слайд №9)

Cера горит синеватым пламенем, образуя оксид серы (IV), сернистый газ

            S +O2 =   SO2   

  1. Сера в природе

Сера  входит в состав:

Белков              

Витаминов

Гормонов

Участвует в ОВ процессах организма

Недостаток серы приводит к хрупкости и ломкости костей

Серой богаты бобовые растения, яйца, овсяные хлопья.        

  1. Применение серы.

Сера – основное сырьё для производства серной кислоты

Для приготовления красок

Для беления тканей

Для дезинфекции

Используют в производстве спичек и бумаги, резины, красок, взрывчатых веществ, лекарств, пластмассы, косметических препаратов

В сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений

Для изготовления пороха.

16

Сера

Периодическая система элементов

16S

Orthorhombic.svg

Electron shell 016 Sulfur.svg

Внешний вид простого вещества

Sulfur.jpg
Светло-жёлтое хрупкое твёрдое вещество, в чистом виде без запаха

Свойства атома

Имясимволномер

Сера / Sulfur (S), 16

Атомная масса
(
молярная масса)

32,066 а. е. м. (г/моль)

Электронная конфигурация

[Ne] 3s2 3p4

Радиус атома

127 пм

Химические свойства

Ковалентный радиус

102 пм

Радиус иона

30 (+6e) 184 (-2e) пм

Электроотрицательность

2,58 (шкала Полинга)

Электродный потенциал

0

Степени окисления

+6, +4, +2, 0, -1, −2

Энергия ионизации
(первый электрон)

999,0 (10,35) кДж/моль (эВ)

Термодинамические свойства простого вещества

Плотность (при н. у.)

2,070 г/см³

Температура плавления

386 K

Температура кипения

717,824 K

Теплота плавления

1,23 кДж/моль

Теплота испарения

10,5 кДж/моль

Молярная теплоёмкость

22,61[1] Дж/(K·моль)

Молярный объём

15,5 см³/моль

Кристаллическая решётка простого вещества

Структура решётки

орторомбическая

Параметры решётки

a=10,437 b=12,845 c=24,369 Å

Прочие характеристики

Теплопроводность

(300 K) 0,27 Вт/(м·К)

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии по теме "Воздух и его состав"

Урок исследование с использование материалов международной экологической программы "Зеленый пакет"....

Конспект урока химии по теме «Белки и их свойства» 10 класс

ТемаБелки и их свойстваТип урокаУУНЗДидактическая цельПознакомить учащихся с природными полимерами – белками. Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний о функциях, строении и свойствах белков....

Презентация к уроку химии по теме "Сера" 9 класс

В презентации рассматриваются физические и химические свойства серы, дана ссылка на видеоопыт из единой коллекции ЦОР....

конспект урока химии по теме: "Основания" 8 класс

Изучение оснований по плану:1.     Состав, названия и определение оснований.2.     Классификация оснований.3.     Индикаторы.4....

Презентация к уроку химии по теме: "Сера"

Презентация подготовлена для объяснения нового материала по теме "Сера"....

План-конспект урока химии на тему "Чистые вещества и смеси"

Урок на тему:   Чистые вещества и смеси Цели урока:  дать понятие о чистом веществе и смеси веществ; раскрыть значение смесей в природе и жизни человека; познакомить со способами раздел...

Технологическая карта урока химии по теме: «Сера – простое вещество»

Актуализировать и обобщить знания обучающихся о сере в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простых и сложных веществ, также рассмотреть ее аллотропные модификации...