Презентация к уроку химии "Водород"
презентация к уроку по химии (8, 9 класс)
Данный учебный материал содержит презентацию и конспект урока "Водород" и необходимый дидактический материал. Может быть использован на уроках химии в 9 классе или в 8 классе, построенных на основе системно-деятельностного подхода.Во время урока происходит чередование видов деятельности учащихся и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorod.ppt | 1.16 МБ |
konspekt_uroka_vodorod.docx | 27.73 КБ |
informatsionnye_kartochki_vodorod.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕВИЗ УРОКА: «Знанию всегда предшествует предположение» УРОК- ПОИСК
ТЕМА УРОКА: «Водород» ЦЕЛЬ: - изучить водород как …. и …; - выдвигать предположения (гипотезы); - работать сообща в группе; - представлять свою точку зрения устно и письменно; - оценить свою работу на уроке.
ВОДОРОД Сущность водорода как химического элемента Сущность водорода как простого вещества: физические свойства, химические свойства, получение в лаборатории и промышленности, применение. Выдвигать гипотезы Работать в группе Представлять свою точку зрения устно и письменно Оценивать свою деятельность Знать Уметь
ВОДОРОД - ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ. План характеристики Порядковый номер … . Атомное число, А r = … . Заряд ядра + … , число протонов =…, электронов =…, нейтронов( N= A-Z)… . Период … ,группа…, подгруппа … . Энергетических уровней … . Электронная формула … . Степень окисления…. или … . Изотопы водорода: протий, … и…. . Водород в природе встречается … .
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПОЧЕМУ ВОДОРОДУ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОТВЕДЕНО ДВА МЕСТА? Предположите, какими химическими свойствами должен обладать водород .
ВЕРЮ И НЕ ВЕРЮ Представьте себе, что если соединить 100 млн. атомов водорода в одну цепочку, то длина последней составит всего 1 см!
1 литр водорода в виде газа равен всего 0,08988 грамм?
В данных реакциях водород-окислитель! 1) 2H o 2 + O 2 = 2H + 2 O 2) H o 2 + S = H + 2 S
Солнце состоит только из водорода?
Водород в виде газа - самый неплотный из всех, а вот жидкий водород, наоборот, самый плотный.
Если жидкий водород попадет на стол, его капельки «забегают» на нём, как вода на горячей сковородке , может случиться взрыв.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ (5 МИН) Цель : расширить представления о водороде, по предложенной теме, развивать умение работать сообща. Алгоритм работы 1. Найдите новую информацию о водороде в информационной карточке и учебнике. 2. Что главное? 3. Обсудите в группе ваше мнение. 4. Запишите новое в рабочую карточку. 5. Определите, что вы предложите записать другим. Запишите это на лист ватмана. 6. Приготовьте устный ответ.
ПРЕДСТАВИМ СВОЕ МНЕНИЕ Цель: представить результаты свой работы, так, чтобы новый материал был понятным другим парам. Предложения-помощники. Тема, над которой работали…. Мы узнали… Мы решили: что важно …., нужно записать…. Меня удивило…
ЧТО УЗНАЛИ? Не шутите с Водородом! Он горит, рождая ….., В смеси с Кислородом братом Он …., ребята! Водород – легчайший …, Он металлов - …. Неметаллов - …. Он в бензине, и в ракете, он во всем живом на свете, Школьник, парта, бутерброд - все содержит водород! В домнах, вместо углерода, отнимает … . В производстве маргарина, лаков, красок и кислот, Удобрений и варенья - всюду нужен …...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Обязательное: - проанализировать записи в карточке заданий , сопоставить с материалом § , -выполнить одно из заданий пункта «Дома». Дополнительно: «Водород» - рождающий воду. Узнайте, пользуясь интернет -ресурсами, что означает слово «галоген».
РЕФЛЕКСИЯ Урок интересно скучно безразлично Я на уроке работал отдыхал помогал другим Итог понял материал узнал больше, чем знал не понял
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Фото : солнце,. http://www.photoshopmagazin.com/images/sources/6/60677/f.jpg Фото: вода, http://www.stampalibera.com/wp-content/uploads/2011/09/onda1.jpg Изображение: свиток,, http://textures.photoshop-ramki.ru/wp-content/uploads/2012/11/svitki_07.jpg Фото: атомы водорода, http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-vodorode/4.jpg Фото модель атома водорода http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-vodorode/5.jpg Фото Солнце и Земля , http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-vodorode/8.jpg Фото атомный взрыв http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-vodorode/9.jpg Фото водородный двигатель: http://facty.by/images/interesnye-fakty-o-vodorode/11.jpg Фрагменты стихов; Соколов Валерий Гурьевич http://chem.reshuege.ru/test Фрагменты стихов http: . //www.stihi.ru/2011/02/07/1709
Предварительный просмотр:
Урок- поиск по теме "Водород" (9 класс).
Цель: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению общей характеристики, свойств, получения и применения водорода.
Задачи.
Развитие:
- личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с химическими объектами в условиях учебно-практической деятельности;
- познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, выявлять причинно-следственные связи в изучении материала; формирование умений строить логическое рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт;
- регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;
- коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; развитие способности принимать точку зрения собеседника.
Планируемые результаты:
1) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение общей характеристики, свойств, способов получения, распространения водорода в природе;
2) анализ информации, выдвижение гипотез, умение делать выводы на основе фактов;
3) совершенствование умения определять по положению в ПСХЭ строение атома;
4) приобретение умения получать информацию из различных источников;
5) овладение практическими навыками учебной деятельности;
6) воспитание аккуратности, внимания, добросовестного отношения к работе, развитие чувства взаимопомощи.
Тип урока: урок "открытия новых знаний"
Форма урока: урок- поиск.
Оборудование: раздаточный материал для групп (инструктивные карточки, информационные карточки), штатив с пробирками, цинк (гранулы), соляная кислота, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Подготовительная работа: на листах ватмана написаны тему групп (без использования термина «водород»), на доске уравнения в два столбика.
Образовательные технологии: проблемные обучение, технология коллективного решения проблем.
Методы: проблемно-поисковый, наглядный, практический.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная, работа в группах.
Условные обозначения: личностные УУД (Л); познавательные УУД(П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р);
Содержание занятия.
- Организационно-мотивационный этап.
Цель: создать условия для принятия темы.
Слайд 1. Девиз урока
"Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!"
Сегодня у нас необычный урок - урок- поиск.
Девиз урока: «Знанию всегда предшествует предположение»
Чтобы работа на уроке была успешна: будьте внимательны, собраны, смело высказывайте свои предположения.
Посмотрите все ли готово для работы: на столах у вас должны быть "рабочий лист урока", информационная карточка, учебник, ручка, дневник.
Часть поиска вы пройдете со мной, часть, работая самостоятельно в группе.
Начнем наш поиск с определения темы урока.
Слайд 2 «Солнце»
Перед вами - бог Ра древних егептян, Ярило древних славян, "Солнце-царь" скифов. Вы слышите песню воинов, посвященную солнцу. Когда-то солнце было богом!
Слайд 3. Но теперь оно стало объектом точных исследований.
С точки зрения астронома, Солнце - это звезда - желтый карлик.
С точки зрения физика и химика - …
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор - Каждая звезда!
Римма Алдонина
Какой химический элемент составляет основу солнца?
ПОДСКАЗКА: ЭТОТ ЭЛЕМЕНТ ПРИ ОТКРЫТИИ НА ЗЕМЛЕ ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ «РОЖДАЮЩИЙ ВОДУ». Термоядерные реакции вы будете изучать в этом году на физике.
Предположите, какова тема нашего урока! Запиши тему на доске.
В ходе диалога подводит учащихся к определению темы: "Водород"
Слайд 4 "Тема»
Итак, тема "Водород"
Ребята, попробуйте сформулировать свою цель (устно). Слайд 5
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний
Проблемный диалог
Итак, водород мы будем изучать как химический элемент и как простое вещество.
Ребята, вспомним, что вам уже известно о водороде как химическом элементе. Слайд 6.
Акцентирует внимание учащихся на недостаточности знаний для ответа на 2 последних вопроса.
III. Первичное усвоение новых знаний ("открытие"). Слайд 6
1. Проблемный диалог.
- Что вам известно о водороде как простом веществе?
- Какова формула водорода?
- Тип химической связи в его молекуле? (Формула Н2., ковалентная неполярная).
Физические свойства?
Предположите, какое агрегатное состояние характерно для вещества с такой маленькой молекулярной массой и ковалентной неполярной связью (газ).
2. Опыт в группе: "Мыльные пузыри" 1 ученик выполняет, другие наблюдают?
Учитель: акцентирует внимание на газообразном состояние водорода, на отсутствие цвета, запаха.
Мыльные пузыри напоминают мне воздушные шары!
В каких физических свойствах вы убедились. Запишите в карту заданий.
3. Организует работу с учебником. Обратите внимание на рисунки 43 и 44 на с.99
Цель: научить получать информацию по рисункам
Попробуем поразмышлять:
- Почему возможно собирать водород в пробирку, перевернутую вверх дном?
- Почему можно собирать методом вытеснения воды?
4. Химические свойства. Слайд 9.
Почему водороду отведено два места в периодической системе?
Подводит учеников к выводу, о сходстве строения атома со щелочными металлами и галогенами.
Каким элементам отдает электрон? У каких отнимает?
Предположите, какими химическими свойствами должен обладать водород.
Определите, в каком столбике на доске записаны уравнения, где водород проявляет окислительные свойства, а в каком восстановительные?
1 ряд: 2H02 +O2 = 2H+2O; 2 ряд: H02 + 2Na= 2 NaH-
3H02 + N2 = 2NH+3 H02 + 2К = 2 КH-
5. Физкультминутка.
Игра "Верю и не верю". Слайды 10-15
Если согласны с утверждением - хлопают, не согласны - топают.
6. Самостоятельная работа в группах. Слайд 16.
Организует работу в группах. Акцентирует внимание на алгоритме работы, на времени.
Через 6 минут знакомит с требованиями к устному ответу. Участвуют в диалоге и индивидуально записывают ответы в карте заданий.
Группы получают и выполняют задание учителя:
1 группа "Распространение водорода в природе ":
2 группа "Физические свойства".
3 группа "Химические свойства".
4группа "Химические свойства".
5 группа "Получение водорода"
6 группа "Применение водорода"
IV.Закрепление знаний
Защита заданий. Слайд 18.
Организует защиту учащимися заданий, по мере выступления учащихся от групп корректирует ответы учащихся.
Группы защищают задания (по 1 человеку от группы), формулируют выводы. Опорные знания заносят в карту заданий.
1. Схема "Водород в природе"
2. Физические свойства:
Газ б/ц, б/з, б/в;
Самый легкий,
Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.
T кип = - 253 С;
Малорастворим в воде.
3. Записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
V. Подведение итогов. Рефлексия
Что узнали? Слайд 19
Сформулируйте вывод о том, удалось ли вам получить эти знания и умения, определенные в цели?
Корректирует деятельность учащихся по соотнесению цели и результата урока.
Дайте оценку своей деятельности по слайду.
Подводят итоги урока, дают оценку своим действиям и действиям одноклассников, отвечают на вопросы учителя:
VI. Домашнее задание .20
Обращает внимание учеников на слайд, где заранее записано домашнее задание . останавливается на уравнениях пункта «ДОМА»
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.
VII. Эмоциональное завершение урока. 21-22.
Хотя водород сейчас даже поэты сравнивают с термоядерной бомбой, мы когда-нибудь настанет время, изотопы водорода "дейтерий" и "тритий" спасут человечество от надвигающегося энергетического голода: в управляемых термоядерных процессах каждый литр природной воды будет давать столько же энергии, сколько ее дают 300 л бензина. И человечество будет с недоумением вспоминать, что было время, когда люди угрожали друг другу животворным источником тепла и света...
Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что наша совместная работа принесёт результат, а полученные знания станут очередной ступенькой в познании мира.
Спасибо за плодотворную работу!
Я рада, что у меня была возможность познакомиться и работать с вами!
Пусть в быстром поиски информации на уроках химии помогут вам закладки, которые я дарю вам на память об этом уроке.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа (5 минут)
Цель: расширить представления о водороде, по предложенной теме, развивать умение работать сообща.
Алгоритм работы
1. Найдите новую информацию о водороде в информационной карточке учебнике.
2. Что главное?
3. Обсудите в группе ваше мнение.
4. Запишите новые сведения в рабочую карточку.
5. Определите, что вы предложите записать другим. Запишите это на листе ватмана (можно в виде схемы).
6. Приготовьте устный ответ.
Получение в лаборатории:
- Действием разбавленных кислот на металлы.
Чаще всего используют цинк и разбавленную соляную кислоту:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
2.Взаимодействие кальция с водой: Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2↑
3.Гидролиз гидридов: NaH + H2O = NaOH + H2↑
4.Действие щелочей на цинк или алюминий:
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2↑
5. Разложение воды электротоком (иногда применяют и в промышленности).
2H2O электрический ток 2H2 + О2
Получение в промышленности:
1.Пропускание паров воды над раскаленным коксом (углерод) при температуре около 1000°C:
H2O + C ⇄ H2↑ + CO↑
3. Нагреванием природного газа или угля с водяным паром (конверсия):
CH4 + H2O ⇄ CO↑ + 3H2↑ (1000 °C)
4. Окисление природного газа кислородом в присутствии катализатора:
2CH4 + O2 ⇄ 2CO↑ + 4H2↑
5. Из углеводородов в процессе переработки нефти.
Самостоятельная работа (5 минут)
Цель: расширить представления о водороде, по предложенной теме, развивать умение работать сообща.
Алгоритм работы
1. Найдите новую информацию о водороде в информационной карточке учебнике.
2. Что главное?
3. Обсудите в группе ваше мнение.
4. Запишите новые сведения в рабочую карточку.
5. Определите, что вы предложите записать другим. Запишите это на листе ватмана (можно в виде схемы).
6. Приготовьте устный ответ.
Химические свойства
Молекулы водорода Н2 довольно прочны, и для того, чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия:
Н2 = 2Н − 432 кДж
Восстановительные свойства (в реакциях с неметаллами)
1.С галогенами образует галогеноводороды:
F2 + H2 → 2HF, реакция протекает со взрывом в темноте и при любой температуре,
Cl2 + H2 → 2HCl, реакция протекает со взрывом, только на свету.
2.Взаимодействие с кислородом образует воду:
O2 + 2H2→ 2H2O, реакция протекает с большим выделением тепла, иногда со взрывом.
3.С сажей (углеродом) взаимодействует при сильном нагревании: C + 2H2 → CH4 (метан)
4. С азотом в присутствии катализатора, при нагревании и под давлением: N2 + 3H2→ 2NH3 (аммиак).
Самостоятельная работа (5 минут)
Цель: расширить представления о водороде, по предложенной теме, развивать умение работать сообща.
Алгоритм работы
1. Найдите новую информацию о водороде в информационной карточке учебнике.
2. Что главное?
3. Обсудите в группе ваше мнение.
4. Запишите новые сведения в рабочую карточку.
5. Определите, что вы предложите записать другим. Запишите это на листе ватмана (можно в виде схемы).
6. Приготовьте устный ответ.
Химические свойства
Молекулы водорода Н2 довольно прочны, и для того, чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия:
Н2 = 2Н − 432 кДж
Восстановительные свойства.
Взаимодействует со сложными веществами:
1) Он может «отнимать» кислород от оксидов некоторых металлов, например: CuO + Н2 = Cu + Н2O;
WO3 + 3H2 → W + 3H2O.
2) Реагирует с органическими непредельными веществами
С2Н4 + Н2 =С2Н6
Реакции протекают в присутствии катализатора и под давлением.
Окислительные свойства
Проявляются при взаимодействии с металлами.
При обычных температурах водород реагирует только с очень активными металлами (щелочными и щёлочноземельными ), например с кальцием, образуя гидрид кальция: Ca + Н2 = СаН2
Самостоятельная работа (5 минут)
Цель: расширить представления о водороде, по предложенной теме, развивать умение работать сообща.
Алгоритм работы
1. Найдите новую информацию о водороде в информационной карточке учебнике.
2. Что главное?
3. Обсудите в группе ваше мнение.
4. Запишите новые сведения в рабочую карточку.
5. Определите, что вы предложите записать другим. Запишите это на листе ватмана (можно в виде схемы).
6. Приготовьте устный ответ.
Применение водорода
Области применения водорода весьма разнообразны, но все связаны с его восстановительными свойствами.
1.Топливо. Водород используют в качестве ракетного топлива.
Ведутся исследования по применению водорода как топлива для легковых и грузовых автомобилей. Водородные двигатели не загрязняют окружающей среды и выделяют только водяной пар. В водородно-кислородных топливных энергии химической реакции этих веществ преобразуется в электрическую.
- Атомарный водород используется для атомно-водородной сварки.
- При производстве аммиака, метанола, мыла и пластмасс.
- Пищевая промышленность: при производстве маргарина из жидких растительных масел.
- Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E949 (упаковочный газ).
Самостоятельная работа (5 минут)
Цель: расширить представления о водороде, по предложенной теме, развивать умение работать сообща.
Алгоритм работы
1. Найдите новую информацию о водороде в информационной карточке учебнике.
2. Что главное?
3. Обсудите в группе ваше мнение.
4. Запишите новые сведения в рабочую карточку.
5. Определите, что вы предложите записать другим. Запишите это на листе ватмана (можно в виде схемы).
6. Приготовьте устный ответ.
Распространение в природе
Водород - самый распространенный элемент в космосе: звезды, межзвездное вещество преимущественно состоят из водорода.
На нашей планете (в земной коре примерно 1 % по массе, 17 % атомов на Земле - это атомы водорода). В свободном виде встречается редко: в верхних слоях атмосферы-(0,0005 %) и в вулканических газах. В основном в виде соединений: вода, природный газ, нефть, органические вещества (углеводы, белки, жиры).
Существуют два стабильных изотопа: - 1H (протий) и 2H (дейтерий), а также один радиоактивный - 3H (тритий). Последние два изотопа используются в термоядерном оружии. При взрыве водородной бомбы, по сути, происходят процессы, что и на Солнце: например, из двух ядер атомов дейтерия синтезируется одно ядро атома гелия, при этом выделяется колоссальное количество энергии, разрушительной силы.
Самостоятельная работа (5 минут)
Цель: расширить представления о водороде, по предложенной теме, развивать умение работать сообща.
Алгоритм работы
1. Найдите новую информацию о водороде в информационной карточке учебнике.
2. Что главное?
3. Обсудите в группе ваше мнение.
4. Запишите новые сведения в рабочую карточку.
5. Определите, что вы предложите записать другим. Запишите это на листе ватмана (можно в виде схемы).
6. Приготовьте устный ответ.
Физические свойства.
При обычных условиях водород - газ без цвета и запаха. T кип = - 253 С.Он самый легкий газ. Когда-то дирижабли и воздушные шары наполняли водородом. Однако водород – взрывоопасный газ, т.к. в смеси воздухом или с кислородом в соотношении 2:1 образует «гремучий газ», который легко взрывается, поэтому 1930 – е гг. с дирижаблями произошло несколько крупных аварий, когда они взрывались и сгорали. В наше время дирижабли наполняют гелием. Водород обладает очень высокой теплопроводностью, сравнимой с теплопроводностью металлов. Это происходит из-за легкости молекул водорода и, следовательно, большой скорости их движения. Водород хорошо растворяется в некоторых металлах: в одном объеме палладия, например, растворяется 900 объемов водорода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...