Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Токарская Валентина Александровна

Целью данного урока является формирование умений опознавать

числительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать нормы произношения.

Формирование умений грамотного употребления числительных в заданной речевой ситуации. Развитие мотивации к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_imya_chislitelnoe.doc51.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_imya_chislitelnoe.ppt495 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Число. Имя числительное».

Форма урока: урок – презентация, интегрированный (частично)

Тип урока: Отработка и совершенствование знаний, умений и навыков.    

Цель:

  1. Формирование умений опознавать числительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно писать, соблюдать нормы произношения.
  2. Развитие умений грамотного употребления числительных в заданной речевой ситуации. Развитие мотивации к учению, внимания, логического мышления.
  3. Воспитание бережного отношения к книге. Любви к родному языку, творчеству.

Оборудование: ПК (презентация), таблицы на доске.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа со словарными словами: миллион, миллиард, одиннадцать, девяносто, двести, четыреста.

Работа на ПК (презентация).

1) Учитель. Начнем урок с последних новостей. Вас приветствует диктор школьного телевидения. (слайд №1).

Здравствуйте, уважаемые учащиеся 6Д класса! В эфире рубрика «ЭТО ИНТЕРЕСНО!».

Учителями математики подсчитано, что за 6 лет обучения, вами, уважаемые учащиеся, получено более 1000 000 отметок; нам, учителям, подарено около

       1000 000 000 улыбок. Курс 6 класса составляет около 200 уроков русского языка и около 400 уроков русского языка и математики. Всем известно (это неоспоримый факт), что обучение в школе составляет 11 лет. Ну и, наконец, самое приятное: подсчитано, что долгожданные летние каникулы длятся более 90 дней.

           2) Ребята, обратите внимание на факты! Сколько примерно было вами получено хороших отметок «4» и «5»? Сколько нам, учителям, подарено улыбок?

           3) Какая часть речи нам помогла узнать много интересного? (имя числительное).

           4) Тема урока: «Число. Имя числительное». Что вы думаете по поводу формулировки темы урока? Какие цели будем преследовать? (Число – категория математическая; имя числительное – лингвистическая, языковая => на уроке будет прослеживаться связь математики и русского языка).

Учитель. У нас необычна формулировка темы, необычен урок и по форме, попытаемся проследить тесную связь математики и русского языка, такой урок называется интегрированный.

           5) Можем ли мы назвать числа на слайде именами числительными? (нет)

           6) Что же нужно, чтобы числа стали именами числительными? (записать словами или употребить в речи)

          7) Почему именно эти числительные встретились в новостях? (словарные слова)

          8) Запишите в тетрадь, сверьте правильность на слайде.(самопроверка)

III. Повторение

  1. В новостях встретилось числительное 90. Что вы можете сказать об особенностях склонения этого числительного? (2 формы)
  2. Какие числительные подчиняются этому правилу? (40,100) (демонстрация таблицы на слайде «Особенности склонения числительных 40,90,100, учащиеся делают вывод с помощью таблицы)
  3. Встретились числительные 200, 400. Какова особенность их склонения? (С помощью таблицы учащиеся делают вывод).

Задание:

      –  Проверим ваши практические умения. Раскройте скобки, согласуя имена числительные с существительными. (Работа по вариантам. Взаимопроверка, выставление оценок по критериям на слайде, в это время учитель проверяет тетради у 2 учащихся, ставит оценки).

Раскройте скобки.

1вариант. Из (545) килограммов макулатуры можно получить около (375) килограммов новой бумаги и изготовить около (12000) ученических тетрадей.

2 вариант. Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через (2) суток (22)часа (50) минут после старта. Во время полёта она совершила более (48) полных оборотов вокруг Земли.

     4.Как мы находим имена числительные в речи?

а) по вопросам

б) по значению

в) им. числительное = число

   Но есть такие случаи, когда корень со значением числа входит в состав других частей речи. Как быть? Как отличить числительные от омонимичных частей речи?

Задание: Из всех слов на слайде выберите только имена числительные и запишите в тетрадь. (Фронтальная проверка, аргументированные ответы).

Выберите имена числительные

  • Двойка                                                        Тысяча девятьсот восемьдесят седьмой
  • Трехэтажный                                            Два
  • Семь шестых                                             Утроить
  • Около полутора минут                             Пять
  • Полтораста километров                           Семидневный

5.Мы не задумываемся о том, что им.числительные употребляем в речи всегда и везде, постоянно, каждый день. Получается, эта замечательная часть речи очень нужна в нашей жизни. Ребята, скажите, на каких учебных предметах мы часто сталкиваемся с этой частью речи? (на всех)

Вы когда – нибудь встречали математические задачи в художественной литературе, в рассказах? (нет)

6. Оказывается, есть такой случай необычного употребления математической задачи в художественном произведении. В повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».

- Ребята, закройте глаза и представьте все, о чем я сейчас прочитаю. (Можете сесть как вам удобно, расслабьтесь).

Купец продал 10 аршин синего сукна по 3руб. 64 копейки за аршин и 10 аршин черного сукна по 2 руб.36 копеек. Сколько денег получил купец? – прочитал Никита.

И сейчас же, как всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном и пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

Посмотрите, ребята, на слайд, а вы так представляли купца?

У Никиты было очень богатое воображение, возможно, это уводило его в сторону, он не мог решить задачу. Сколько мучений ему принесла математика. Ребята, поможем Никите решить задачу.

          – Все ли слова вам понятны? (аршин – старая русская мера длины = 71см.)

          – Какая запись поможет решить задачу? (краткое условие задачи)

(Я не математик, сегодня у нас присутствует консультант, замечательный математик Искандарова Л.А. В случае затруднения будем обращаться к ней.)

Решите и правильно прокомментируйте задачу.

10 аршин – 3руб. 64коп.

10 аршин – 2руб. 36коп.

8.  Ребята, мы решили математическую задачу, которую встретили в повести. К сожалению, уравнения, примеры в художественной литературе  я не встречала, а вы?

Но с уравнениями вы часто сталкиваетесь на уроках математики, где должны не только правильно решать, но грамотно употреблять числительные в речи.

На слайде уравнение уже решено и рядом дан комментарий употребления числительных в речи. Нет ли ошибок? Что мы должны помнить о буквах латинского алфавита?   X + 25 =50                                                85 – Z = 36

   Сумма икс

 и двадцать пять

равно пятьдесят.                          Y + 12 =100                                         

Икс равно

Двадцать пять.

x, y, z – м.р.
другие латинские буквы – ср. р.

9. На слайде есть числительное 100, в его составе 3 цифры, а из скольких слов оно состоит? (из 1) игра «Пальчики».

IY.  Задание на развитие творческого мышления.

Вам, наверное, понравилось работать с задачей из повести, решать уравнения на уроке русского языка. А сейчас сами попробуйте погрузиться в чудесный, волшебный мир чисел. Чтобы осуществить наш замысел, перенесемся в студию звукозаписи и попробуем озвучить диалог героев из мультфильма «Корпорация монстров», используя имена числительные. (Работа в группах по трое).

Итоги урока.

Дома: 1) упр.467

           2) Закончить творческое задание

           3) Сочинить сказку с использованием имен числительных

           4) Придумать несколько заданий для контрольной или проверочной работы по     теме «Имя числительное».

  • Было ли вам интересно?
  • Что нового узнали?
  • Оценки

Список литературы

  1. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. /Г.А.Богданова// Имя числительное как часть речи. – Москва: Просвещение, 2001. – с.175
  2. Гостеева, Ю.Н. Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» / Ю.Н.Гостеева// Русский язык в школе. – 1993. - №3.- с.128
  3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: пособие для поступающих / Д.Э.Розенталь// Числительные количественные, порядковые, дробные. – Москва: Просвещение, 2003. – с.298
  4. Сухова, Л.С. Русский язык. Готовимся к экзамену. / Л.С.Сухова// Морфология: Омск, 2005. – с.178


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учителями математики подсчитано, что за 6 лет обучения получено более 1000000 хороших отметок, учителям подарено около 1000000000 улыбок. Курс 6 класса составляет около 200 уроков русского языка и около 400 уроков русского языка и математики. Всем известно, что обучение в школе составляет 11 лет. И, наконец, самое приятное: подсчитано, что долгожданные летние каникулы длятся более 90 дней.

Слайд 2

Число. Имя числительное.

Слайд 3

Словарные слова. 1000000 1000000000 200 400 11 90 миллион миллиард двести четыреста одиннадцать девяносто

Слайд 4

40, 90,100 Падежи 40 90 100 И.,В., сорок девяност о ст о Р.,Д.,Т.,П. сорок а девяност а ст а

Слайд 5

Составные (сложные) числительные Раскройте скобки . 1вариант . Из (545) килограммов макулатуры можно получить около (375) килограммов новой бумаги и изготовить около (12000) ученических тетрадей. 2 вариант. Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через (2) суток (22) часа (50) минут после старта. Во время полёта она совершила более (48) полных оборотов вокруг Земли.

Слайд 6

Составные (сложные) числительные Раскройте скобки . 1вариант . Из пятисот сорока трёх килограммов макулатуры можно получить около трёхсот семидесяти пяти килограммов новой бумаги и изготовить около двенадцати тысяч ученических тетрадей. 2 вариант. Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через двое суток двадцать два часа пятьдесят минут после старта. Во время полёта она совершила более сорока восьми полных оборотов вокруг Земли. Критерии оценки: 0 – «5»; 1 – «4»; 2 – «3»; 3 – «2»

Слайд 7

Выберите имена числительные Двойка Два Утроить Пять Семидневный Семьсот двадцать девять Вдвоем Тысяча девятьсот восемьдесят седьмой Трехэтажный Семь шестых Около полутора минут Полтораста километров Критерии оценки: 0 – «5»; 1 – «4»; 2 – «3»; 3 – «2»

Слайд 8

А. Н. Толстой «Детство Никиты» Купец продал 10 аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и 10 аршин черного сукна по 2 рубля 36 копеек. Сколько денег истратил купец?

Слайд 9

x, y, z – м.р . другие латинские буквы – ср. р. X + 25 =50 X=25 Сумма икс и двадцать пять равна пятьдесят. Икс равно двадцати пяти Сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти. Икс равен двадцати пяти.

Слайд 10

Реши и прокомментируй уравнение Р – 18 =20 85 – Z = 36 Y + 12 =100

Слайд 11

Игра «Пальчики» 204 17 1908 59 12 3001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Урок русского языка в 7 классе. Презентация на тему "Употребление предлогов в русском языке".

Урок русского языка в 7 классе. Презентация на тему "Употребление предлогов в русском языке". Одна из сложнейших тем для усвоения материала. Данная презентация поможет в работе, облегчит восприятие уч...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Урок русского языка в 9 классе«Публичное выступление и доклад» Выполнила :учитель русского языка Мешкова В.Н. МОУ» Филимоновская СОШ»

oПодлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг ...