ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Скрыпникова Светлана Николаевна

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

Самое решающее звено такой новации в УВР - учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оратора, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием

позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

 

Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества преподавания. В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания, важная роль принадлежит использованию внутри − и межпредметных связей.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований и приобрела особую актуальность в силу серьезных причин. Во-первых, интеграция дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой − позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Интеграция в образовании – неотъемлемая черта времени, одна из сторон социокультурного развития общества. «На нынешнем этапе развития образовательных систем, - пишет З.Е. Гельман, − идея интеграции - это не просто методический прием. Это методологический принцип, своего рода краеугольный камень образования XXI века».

Внедрение в работу данных технологий призвано разрешить следующие проблемы в обучении:

•          школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;

•          обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;

•          узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека. Вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления. Возникает такого рода опасность и при переходе на профильное обучение с его дифференциацией;

•          в свою очередь, учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.

•          учителям необходимо более активно овладевать сравнительно новой для них компетенцией в интегративной сфере учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_integrirovannye_zadaniya_po_himii.docx571.8 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ КАК СПОСОБ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
»

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. 

Народ, который думает на 1 год вперед – выращивает хлеб.

Народ, который думает на 10 лет вперед – выращивает сад.

Народ, который думает на 100 лет вперед  -

выращивает молодое поколение!

(древняя мудрость)

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

Самое решающее звено такой новации в УВР - учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оратора, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием

позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества преподавания. В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания, важная роль принадлежит использованию внутри − и межпредметных связей.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований и приобрела особую актуальность в силу серьезных причин. Во-первых, интеграция дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой − позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Интеграция в образовании – неотъемлемая черта времени, одна из сторон социокультурного развития общества. «На нынешнем этапе развития образовательных систем,  пишет З.Е. Гельман, − идея интеграции  это не просто методический прием. Это методологический принцип, своего рода краеугольный камень образования XXI века».

Внедрение в работу данных технологий призвано разрешить следующие проблемы в обучении:

•        школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;

•        обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;

•        узкая специализация и внутришкольная дифференциация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека. Вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления. Возникает такого рода опасность и при переходе на профильное обучение с его дифференциацией;

•        в свою очередь, учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.

•        учителям необходимо более активно овладевать сравнительно новой для них компетенцией в интегративной сфере учебного процесса.

Интеграция -

1.        создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения);

2.        нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения)

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Интеграция содержания – процесс установления связей между структурными компонентами содержания разных учебных дисциплин с целью формирования целостного представления о мире

Уровни интеграции содержания учебного материала:

        Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельного учебного предмета.

        Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и бо-лее дисциплин.

        Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Е.И. Рудянская рассматривает интегрированный урок следующим об-разом: интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, которая базируется, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования. Особенностью интегрированного урока является то, что в этом процессе могут участвовать содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Одним из видов интеграции является использование межпредметных заданий.

Эпиграфом к нашему мастер классу я взяла слова А.К. Арбузова:

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи и с хорошей музыкой, вряд ли он создаст что-то значительное в своей области».

Посмотрите на слайд и подумайте, о чем пойдет речь? (Предположительный ответ: о красках из химических веществ». Да, это действительно так.

(Слайд 3). Тема нашего мастер-класса «Волшебная химия цвета». Не случайно я выбрали эту тему. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается практическая деятельность.  

Радость от восприятия цвета – одно из старейших культурно-эстетических чувств человечества. Сколько помнит мир, люди рисовали всегда. Во все времена люди старались украсить своё жилище. Эта традиция сложилась ещё в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставляли на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из их жизни. Самые первые рисунки первобытных охотников выполнены древнейшим красителем- сажей. Уже З тыс. лет назад нашим предкам были известны мел и охра. Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь. В 5 веке до н.э. к ним добавились свинцовые белила, сурик, глёт.

Первоначально рисунки создавались только с помощью пигментов мелко истолчённых твёрдых окрашенных веществ. Позднее в их состав стали вводить связующие вещества - кровь животных, яичный желток, крахмальный клейстер, масло льняное, оливковое, смолы.

Так получили краски. Благодаря долговечности минеральных красок, до наших дней дошли изображения, возраст которых исчисляется сотнями и тысячами лет.

(Слайд 5). Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах. Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками.

(Слайд 6). В замках, церквях и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир цвета.

(Слайд 7). Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.

(Слайд 8). Пигменты ещё несколько десятилетий назад называли обычно минеральными красками, подчёркивая их происхождение: многие природные пигменты получали измельчением окрашенных материалов. И сейчас поступают порою так же, особенно если надо приготовить яркие, сочные, стойкие краски для живописи. Но гораздо чаще в наши дни используют синтетические пигменты всевозможные оксиды и соли металлов. Если же пигменты имеют органическую природу, то их чаще называют красителями; пожалуй, главная область их применения — изготовление акварельных красок.

Что же нужно нам, чтобы ощутить себя художником? Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски… Сейчас у нас есть все, кроме красок… Не волнуйтесь! Химия вам поможет! Ведь природа нам подарила столько красок!

– Сейчас мы с вами, используя химические вещества природных минералов и горных пород, получим акварельные краски в нашей школьной лаборатории.

Вначале мы приготовим с вами основу, которую будем добавлять во все вещества.

3.        Практическая часть

 Инструкция по приготовлению основы.

Смешайте 4 ч. л. муки, 2 ч. л. соли, влейте воду до образования массы чуть гуще, чем блины, затем добавьте 2 ч. л. ПВА и все хорошенько разотрите в ступке пестиком.  

        Теперь приступайте к изготовлению красок. Для этого вы делитесь на 3 группы и каждой группе предоставляется получить свои цвета.

Карточка для 1 группы.

1.        Получение коричнево-красной краски.

         В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

2.        Получение черной краски.

        В фарфоровую чашечку насыпьте немного угля, разотрите его пестиком до состояния пудры, добавьте основу и снова разотрите.

3.        Получение оранжевой краски.

В ступке смешайте в одинаковой пропорции дихромат калия (K2Cr2O7) и борную кислоту (H3BO3). Хорошенько разотрите пестиком, добавьте основу и вновь разотрите.

4.        Получение малиново-коричневой краски.

Разотрите в ступке марганцовку (КMnO4), добавьте основу и вновь разотрите.

Карточка для 2 группы.

1.        Получение коричнево-красной краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

2.        Получение желтой краски.

В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите жёлтый порошок хромата калия К2Cr04, добавьте связующего вещества и разотрите.

3.        Получение белой краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного мела и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и снова хорошенько разотрите.

4.        Получение зеленой краски.

В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит. Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.

Для приготовления искуственного малахита возьмите немного карбоната меди CuCO3, добавьте немного гидроксида натрия (NaOH) и затем немного сульфата меди (II) (CuSO4). Все истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.

Карточка для 3 группы.

1.        Получение коричнево-красной краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

2.        Получение темно-зеленой краски.

Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3 волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.

Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.

Проведем опыт «Извержение вулкана» по уравнению реакции:

(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

Для этого насыпьте на асбестовую сеточку немного дихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), добавьте 2-3 капли спирта и подожгите. После прохождения реакции смесь нужно охладить, хорошо растереть в ступке, добавить основы.

3.        Получение «Железной» желтой краски.

 «Железную» желтую акварельную краску можно получить при помощи соли трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором хромата калия K2CrO4. Мгновенно образуется желтый осадок Fe2(CrO4)3.

2FeCl3 + 3K2CrO4 ═ Fe2(CrO4)3↓ + 6KCl.

Полученное вещество истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.

4.        Получение красной краски.

В фарфоровой чашечке смешайте немного хлорида железа (III)- FeCL3  и роданид аммония NH4CNS. Добавьте основу и хорошенько разотрите.

Итак, краски готовы, можно приступать к созданию картин (рисунков).

(Слайд 9)

 Разукрашу жизнь яркими красками,

И улыбку вам всем подарю,

Пусть реальность красивою сказкою,

Где все счастливы я сотворю!

А попробуй и сам! Получается?

Ну не бойся, палитру бери!

Не волнуйся, они не кончаются,

И смелее! Твори же, твори!

Продемонстрируйте свое творчество другим группам. Молодцы!

Итак, заканчивается наш мастер-класс, на котором вы выступили не только в роли художников, творцов прекрасного, но и в роли мастеров, которые смогли создать краски. Научные знания химической лаборатории соединились с мастерской  художника.

Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объеди-нить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.» (И.Г. Песталоцци).

Необходимость межпредметных связей связана с тем, что «монологиче-ская» система образования утратила свою эффективность; каждая учебная дис-циплина является  набором сведений из определенной области знаний, не дающая системного описания действительности; учащиеся обладают обрывочными сведениями  из различных дисциплин; не умеют связывать материал одного предмета, разных предметов; учителя затрудняются в грамотном применении знаний из других предметов.  

Интегрированные задания способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность заданий, учащиеся  еще раз убедятся, насколько тесна связь между знаниями по химии и другими предметами, повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Помимо образовательных моментов учащиеся поймут, что знания свойств веществ важно для сохранения здоровья и, что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека.

Результаты интегрированного обучения:

•        способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

•        даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

•        формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

•        повышает качество знаний учащихся;

•        повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;

•        формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;

•        формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

•        позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

•        расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих воз-можностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению про-граммного материала основного курса физики, математики, информатики и других предметов на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

•        приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Кроме того, актуальность интегрированных заданий связана с тем, что в рамках ФГОС нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:

•        уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных;

•        владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера,

•        умениями организации собственной учебной деятельности,

•        основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,

•        базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов,

•        способами и методами освоения новых инструментальных средств,

•        основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, при систематическом использовании межпредметных свя-зей у учащихся:

1.        Повышается интерес к предмету.

2.        Учащиеся приучаются искать связь химии с жизнью, что побуждает их пользоваться дополнительными источниками информации.

3.        Повышается уровень знаний.

4.        Совершенствуются навыки самообразования.

5.        Формируется диалектико-материалистическое мировоззрение.

Результаты анкетирования участников мастер-класса свидетельствуют об акту-альности темы мероприятия, пользе и значимости рассматриваемых проблем.

Карточка для 1 группы.

1.        Получение коричнево-красной краски.

         В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

2.        Получение черной краски.

        В фарфоровую чашечку насыпьте немного угля, разотрите его пестиком до состояния пудры, добавьте основу и снова разотрите.

3.        Получение оранжевой краски.

В ступке смешайте в одинаковой пропорции дихромат калия (K2Cr2O7) и борную кислоту (H3BO3). Хорошенько разотрите пестиком, добавьте основу и вновь разотрите.

4.        Получение малиново-коричневой краски.

Разотрите в ступке марганцовку (КMnO4), добавьте основу и вновь разотрите.

F:\ПМПО\Мастер класс краски\группа 1.jpg

Карточка для 2 группы.

1.        Получение коричнево-красной краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

2.        Получение желтой краски.

В фарфоровой ступке при помощи пестика измельчите жёлтый порошок хромата калия К2Cr04, добавьте связующего вещества и разотрите.

3.        Получение белой краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного мела и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и снова хорошенько разотрите.

4.        Получение зеленой краски.

В качестве зеленой краски на Руси часто использовали мелко истертый, хорошо известный как поделочный камень – малахит. Малахит – комплексное соединение карбоната и гидроксида меди CuCO3•Cu(OH)2.

Для приготовления искуственного малахита возьмите немного карбоната меди CuCO3, добавьте немного гидроксида натрия (NaOH) и затем немного сульфата меди (II) (CuSO4). Все истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.

F:\ПМПО\Мастер класс краски\группа 2.jpg

Карточка для 3 группы.

1.        Получение коричнево-красной краски.

В фарфоровую чашечку насыпьте немного оксида железа (III)- Fe2O3 и разотрите хорошенько пестиком до однородной массы. Добавьте основу и хорошенько снова разотрите.

2.        Получение темно-зеленой краски.

Сейчас зеленые краски в основном получают синтетическим путем. Многие из них в основе своего красящего пигмента содержат оксид хрома(III) Cr2O3, называемый еще хромовой зеленью. Очень редкий минерал, содержащий в своем составе до 30% оксида хрома (III) Cr2O3 волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков – от темно-зеленого до ярко-зеленого.

Такой пигмент мы можем сейчас получить с помощью несложного, но эффектного опыта.

Проведем опыт «Извержение вулкана» по уравнению реакции:

(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

Для этого насыпьте на асбестовую сеточку немного дихромата аммония ((NH4)2Cr2O7), добавьте 2-3 капли спирта и подожгите. После прохождения реакции смесь нужно охладить, хорошо растереть в ступке, добавить основы.

3.        Получение «Железной» желтой краски.

 «Железную» желтую акварельную краску можно получить при помощи соли трехвалентного железа FeCl3, которую смешиваем с раствором хромата калия K2CrO4. Мгновенно образуется желтый осадок Fe2(CrO4)3.

2FeCl3 + 3K2CrO4 ═ Fe2(CrO4)3↓ + 6KCl.

Полученное вещество истолките в ступке, а затем тщательно разотрите с основой.

4.        Получение красной краски.

В фарфоровой чашечке смешайте немного хлорида железа (III)- FeCL3  и роданид аммония NH4CNS. Добавьте основу и хорошенько разотрите.

F:\ПМПО\Мастер класс краски\группа 3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе

Рассмотрение осуществления межпредметных связей на интегрированном уроке русского языка и истории...

Методическая разработка урока по химии на основе деятельностного подхода

Особенности преподавания в школе при  исправительной колонии...

Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе

Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...

Интегрированный урок как способ формирования межпредметных связей

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и практикующих интегрированные уроки. Главная идея работы – идея метапредметности. Такой подход к обучению позволяет педагогу формир...

Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами

Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также  в соответствии с...