Реализация межпредметных связей на уроках химии.
статья по химии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова
Тема доклада:
«Реализация межпредметных связей на уроках химии».
Автор:
учитель химии и биологии
Осьминина Наталья Васильевна
г. Новочеркасск
2016 год.
Введение
В настоящее время проблема качества образования стала одно из приоритетных. Наряду с разработкой способов оптимизации процесса обучения в целом все большее значение приобретает исследование результатов этого процесса. Такими результатами должны стать ключевые компетенции. Это означает, что задача современной школы заключается в формировании у выпускника способности самостоятельно создавать новые знания и новые способы деятельности, выполнять самые разнообразные познавательные задания. Изучение химии позволяет учащимся понять сущность химических процессов, происходящих вокруг нас. Для развития интереса к предмету необходимо, чтобы учащиеся на уроках были не пассивными слушателями, а активными соучастниками учебного процесса. Познавательная активность - социально-значимое качество личности, она формируется в организованной и регулируемой учителем учебной деятельности: и характеризуется стремлением к умению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.
Основная часть
.
Среди многих современных подходов к обучению химии, можно выделить применение междисциплинарных и внутридисциплинарных связей при объяснении учебного материала. Межпредметная и внутрипредметная интеграция способствует уплотнению информационной емкости содержания, расширению эвристической и практической сфер приложения полученных в процессе обучения знаний и умений. Выявление межпредметных связей - одна из наиболее сложных задач .Для этого нужно не только знание содержания программ и учебников по другим предметам, но и широкий кругозор и креативность. Работая в этом направлении, учитель может сформировать очень важное умение переносить знания из одной учебной дисциплины в другую, научить применять знания в новых условиях, а также сформировать представление о целостности окружающего мира.
Для реализации межпредметных связей служат:
-межпредметные задания;
-проблемно-творческие задания.
- проведение интегрированных уроков;
-проведение конференций;
-проведение семинаров;
-внеклассные мероприятия;
-исследовательские домашние задания и др.
Использование межпредметных заданий может привести к существенному повышению качества образования.
Межпредметные задания - познавательные задания, приводящие к интеграции предметных заданий и предметных умений, способствующие овладению интегративными способами решения задач при самостоятельном комбинировании известных способов решения. В основу разработки и использования межпредметных заданий положены принципы научности, интеграции и дифференциации целостности.
Методологическая основа разработки и применения заданий с межпредметным содержанием - компетентностный и интегративный подходы. Таким образом, они базируются на сравнительном анализе, синтезе и обобщении знаний и учебных действий учащихся и должны быть направлены на формирование у учащихся ключевых компетенций.
Так, использование межпредметных заданий химико-математического содержания способствует формированию у учащихся интегративных умений проводить сравнительный анализ, устанавливать причинно-следственные связи, синтезировать и обобщать знания, моделировать задания, осуществлять прогноз в процессе вычислительной деятельности, решать задачи разными способами; осуществлять контроль над выполнением решения, грамотно пользоваться химическим и математическим языками.
При решении задач по химии учащимся требуются математические умения сокращать и грамотно вести подсчеты результатов, округлять числа. вычислять массовые и объемные доли компонентов в смесях, решать пропорции, составлять и решать линейные уравнения, системы уравнений, неравенства и т. д. На этапе систематизации и обобщения знаний и умений целесообразно использовать следующие задания:
Задача 1.
Определите объем раствора с массовой долей гидроксида натрия 40,00%(p=1430г/л), который следует взять ,чтобы смешиванием его с 200 мл раствора, содержащего 6,02% гидроксида натрия (р=1065 г/л) , получить раствор, содержащий больше 20,но меньше 30% гидроксида натрия.
( Ответ: больше 104,но меньше 357 мл.)
Задача 2.
Взяты два раствора, содержащие р1и р2 % сульфата магния. В результате их смешивания получился раствор с р%-ным содержанием соли. Первого раствора было взято m г. Вычислите массу второго раствора.
( Ответ: (р1m-рm)|(р-р2)г.)
При разработке межпредметных заданий химико-математического содержания важно выделить наиболее общие закономерности, принципы и понятия, чтобы установить предметные связи между ними. Необходимо также учитывать:
темы и содержание уроков химии и математики, на которых возможно применение данных межпредметных заданий; содержание химических и математических задач; виды межпредметных заданий; этапы урока, на которых необходимо их использовать; уровни сложности межпредметных заданий.
Межпредметные задания химико-математического содержания способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, формируют пространственные представления, необходимые для изучения естественно- математических дисциплин. развивают логическое мышление т познавательную самостоятельность учащихся повышают познавательный интерес к предметам естественно- математического цикла. При выполнении межпредметных заданий химико-математического содержания происходит углубление предметных знаний и развитие предметных умений учащихся, закрепление и обобщение знаний основных понятий и закономерностей, что способствует возрастанию прочности и осознанности знаний, формирование основ научного мировоззрения, овладение новыми способами деятельности.
Проблемно-творческие задачи.
Использование проблемно-творческих задач позволяет раскрыть не только роль химических наук в становлении отдельных ремесел, но и способствует углублению знаний не только по химии, но и по биологии, географии, физике, литературе, истории и другим наукам.
Примеры:
1.Почему растут кривые огурцы?
( Огурцы, похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, если растениям не хватает азота. Обычно это происходит в конце лета, когда содержание необходимых для роста растений элементов в почве значительно уменьшается).
Задание: Запишите формулы солей, известных как минеральные азотные удобрения.
Творческое задание:
Составьте иллюстрированное мини-пособие «Биологическая роль азота в жизни растений».
2.Почему при длительной варке яйца желток становится серым?
(Причина этого явления заключается в том, что в желтке содержится много ионов железа. Слишком долгая тепловая обработка вызывает разложение части белков с выделением сероводорода. Ничтожного количества сероводорода хватает для образования сульфидных соединений железа серо-черного цвета) .
Задание: Запишите формулы и названия двух содержащих аминокислот.
Творческое задание:
Подберите серию опытов с белками яиц.
3.Почему зимой хочется зевать?
(Холодный зимний воздух более разрежен, в нем содержится меньше кислорода, чем требуется организму для активности. Кровь становится более густой, кровоток замедляется, увеличивается нагрузка на сердце и сосуды. Отсюда усталость, головные боли, вызванные спазмами сосудов, и зевота).
Подберите серию опытов с белками яиц.
Задание: Нарисуйте диаграмму «Состав воздуха».
Творческое задание: Подготовьте сообщение на тему «Получение кислорода в промышленности».
Интегрированные уроки:
Интеграция (от лат.integration-восстановление, соединение) - процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной, на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Интеграция естественнонаучных знаний способствует становлению системного мышления, формирует комплексный подход к решению ряда глобальных проблем, определению места человека в современном мире. Возможно проведение интегрированных уроков. Демонстрация взаимосвязи двух учебных дисциплин, их роли в формировании единого и целостного представлении об окружающем мире - такую цель преследует проведение интегрированных уроков.
Темы интегрированных уроков:
-Интегрированный урок химии и географии: объект изучения – нефть;
-Интегрированный урок биологии, химии обществознания: объект изучения - этиловый спирт. «Влияние алкоголя на организм человека и последствия его употребления»;
- «Физические явления в химии». (8-й класс, химия, физика);
- «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» (9 класс, химия, биология);
- «Белки, их строение, свойства, биологические функции»(10-класс, химия, биология);
-«Химия газов»(10 класс, химия, английский язык);
- «Решение расчетных задач на определение формул углеводородов через систему уравнений»( 10 класс, химия, алгебра, информатика);
- «Химическая организация клетки»(11-й класс, химия, биология);
А. П. Бородин - великий композитор и химик» (11-й класс, химия, музыка).
Проведение конференций, проведение семинаров, внеклассные мероприятия:
Проведение конференций и семинаров как формы организации могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Примеры:
-«Химия и окружающая среда»;
- «Химия и медицина»;
- «Химия и питание»;
- «Выведение пятен в домашних условиях»;
- «Химический состав косметических и гигиенических средств. Натуральная косметика»;
-«Белки: польза и вред»;
-«Жиры: польза и вред»;
- «Продукты быстрого приготовления. Удобно, но полезно ли?»;
- «Витамины. Искусственные витамины» и др.
Химия обладает большими дидактическими возможностями для формирования мышления, логики, интеллектуальных умений (обобщение, классификация, систематизация, установление причинно-следственных связей и др.). Химическая грамотность необходима в современном обществе на бытовом уровне, в областях медицины и здравоохранения, при организации здорового образа жизни, правильного питания, безопасного питания, безопасности жизнедеятельности. На конференциях и семинарах возможно рассмотрение следующих вопросов:
-Какие соединения относят к биоорганическим, почему они так называются?
-Избыток каких витаминов и дефицит каких веществ характерны для населения нашего региона?
-Способы защиты человеческого организма от избытка нитратов, содержащихся в овощах.
-Защита человеческого организма от действия тяжелых металлов, радиации, отравлении реактивами.
-Какие продукты нужно есть, чтобы похудеть?
-Чем опасен сбор трав, грибов, ягод возле автотрасс?
- Что такое сточные воды?
-Что такое фреоны? В чем опасность их использования для окружающей среды?
Не только на уроках, но и на семинарских занятиях необходимо использовать коллективную и групповую работу учащихся. Групповые формы работы имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными. Атмосфера сотрудничества и взаимопомощи ,царящая на уроке, влияет на развитие интереса к знаниям. Результаты совместной работы, как правило, оказываются более высокими, чем при выполнении работы каждым учеником в отдельности.
Исследовательские домашние задания, проектная деятельность.
Как показывает практика, исследовательские задания стимулируют школьников к самостоятельному поиску знаний, способствуют формированию опыта творческой, исследовательской деятельности.
Примеры:
1.Дрожжи при помощи инвертазы переводят сахарозу в моносахара. Составьте уравнение соответствующей химической реакции. Как экспериментально доказать действие инвертазы? Проверьте, при какой температуре(+5,+35,+65°С)
Будет выше эффективность действия инвертазы.
2.Симпатические чернила из пищевых продуктов. Используя следующие жидкости (на выбор): молоко, лимонный сок, яблочный сок, концентрированный раствор сахара, сок лука, с помощью ватной палочки сделайте надпись на листе писчей бумаги. Когда надпись высохнет, прогрейте этот лист утюгом в течение нескольких минут. Что происходит с надписью? Объясните наблюдения.
Проектную деятельность целесообразно организовывать тогда, когда учащиеся уже имеют значительный арсенал знаний, умений и навыков, позволяющих им проявить высокую активность и определенную самостоятельность в ходе изучения нового материала. Если каждый учащийся вовлекается в активную творческую деятельность, чувствует себя уверенно и свободно, то, естественно, возникает ситуация успеха. В этом случае познавательный интерес, а также личностная мотивация способствуют лучшему усвоению знаний.
В процессе выполнения исследовательских заданий и проектной деятельности, учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Выводы и практические рекомендации.
1.Реализовывать межпредметные связи, рассматривая химическое содержание во взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин: биологии, физики, математики, истории и т.д.
2.Рекомендуется проводить интегрированные уроки.
3. Использовать различные методы обучения на уроках химии, готовить межпредметные, проблемно-творческие и исследовательские задания.
4.Организовывать проектную деятельность.
5. Проведение семинаров и конференций .
В процессе установления межпредметных связей, учащиеся глубже осознают процессы, происходящие в окружающем мире, связывают между собой различные науки, проявляют интерес к их изучению.
Литература
1М.К.Толетова, А.Н.Лямин, Т.Н.Фролова Межпредметные задания как средство формирования интегративных умений. ( Химия в школе-2010-№10).
2.И.В.Тагиев. Межпредметные связи как основа развития познавательной деятельности. ( Химия в школе-2011-№ 1).
3.О.К. Олексеюк Из опыта реализации межпредметных связей. ( Химия в школе-2014-№10).
4.И.Б.Гилязова-С. Роль химической информации в формировании научного мировоззрения. (Химия в школе-2013-№10).
5.А.И.Плахов. Интегрированный урок химии, биологии и обществознания. ( Химия в школе-2011-№3).
6.О.Д.-С.Проблемно-творческие задачи. (Химия в школе-2012-№1).
7.С.С.Мастюга, И.Дз. РевазоваИнтегрированный урок химии и географии. (Химия в школе-2014-№1).
8. О.И.Шадрова Урок с использованием элементов проектной деятельности (Химия в школе-2012-№2).
10.Н.Н.Пильникова, М.К.Толетова Использование исследовательских заданий для формирования опыта творческой деятельности. (Химия в школе-2014-№4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация межпредметных связей на уроках математики
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...
Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)
В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...
Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 - 8 классах в рамках ФГОС
В работе показано преимущество использования интергрированных уроков...
Реализация межпредметных связей на уроках физики
В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами...
Реализация межпредметных связей на уроках физики
Использование межпредметных связей обогащает методическое содержание урока, делает его творческим, способствует усилению интереса учащихся к изучаемым предметам, к избранной профессии. Преподаватели ф...
Реализация межпредметных связей на уроках искусства
Во всем царит гармонии закони в мире все суть ритм, аккорд и тон.Джон Драйден. XVII век.«Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областям, в процессе которой...
Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности
Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...