Игровые технологии в обучении химии в условиях введения фгос
презентация к уроку по химии (8 класс)
Современный мир тесно связан с развитием химии. Химия все активнее проникает в нашу повседневную жизнь. Однако по многолетним наблюдениям можно сделать вывод, что у многих учащихся в школе снижается интерес к изучению химии. Снижение мотивации связано с трудностью усвоения учебного материала, сложностью понятийного аппарата, необходимостью запоминания большого объема учебного материала для дальнейшего его использования. Некоторые школьники задают вопрос «Зачем мне нужна химия, если я буду работать в области далекой от химии?». Поэтому на протяжении всех лет изучения химии возникает необходимость постоянного поддержания интереса к изучению данной науки. В связи с этим необходимо использование на уроках технологий, направленных на активизацию учебной деятельности учащихся, развитию их мыслительных и творческих способностей, умению использовать теоретические знаний на практике.
Большое значение в решении этих проблем играют игровые технологии, которые позволяют не только активизировать работу на уроке, но и незаметно вовлекать в обсуждаемые вопросы слабомотивированных учащихся. Использование на уроках дидактических игр способствует развитию у детей самостоятельности в приобретении знаний, любознательности, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять факты. Игра способствует формированию умений самооценки своих знаний, позволяет критически относиться к пробелам в знаниях. Игровые технологии позволяют разнообразить деятельность школьников во время всего урока, что позволяет снизить умственную нагрузку и предотвратить утомляемость учащихся. Использование на уроках игровых форм обучения вносит элемент состязательности, что стимулирует учащихся к познанию нового.
Игра - наиболее знакомый для детей вид деятельности, позволяющий проявлять ученикам свои индивидуальные особенности, способствует развитию кругозора. Учащиеся во время игры решают более сложные задания, чем на обычных занятиях. Обычно игра применяется в сочетании с другими методами: наблюдениями, самостоятельной работой, лабораторными опытами, работой с различными источниками, сравнением, сопоставлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_obuchenii_himii.ppt | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках химии через развивающие игры
Задачи: Развивать восприятие, внимание, воображение; Формировать приёмы мыслительной деятельности, собственного стиля мышления; Мобилизовать творческую активность учащихся; Развивать эвристическое сознание; Формировать умение работать в микрогруппах.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь: Сравнивать, сопоставлять. Оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Разделять процесс на этапы, выделять характерные причинно – следственные связи Логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить конкретные примеры.
Правила, позволяющие сделать урок увлекательным : Игра должна приносить радость ученику и учителю. Заинтересованность ученика игрой. Успех вначале работы - обязательное условие. Не переоценивайте уровень развития учащегося. Создайте в игре непринужденную обстановку.
Достоинства игровых технологий: В работе принимают участие все ученики класса. Пассивность невозможна, ученик находится в иной психологической ситуации. Работа ученика оценивается непосредственно на уроке, где делаются замечания по ответам и даются дополнения ответов. Каждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний.
Классификации дидактических игр: а) информационные игры - для введения новых знаний; б) тренировочные игры - для формирования умений; в) закрепляющие игры - для закрепления знаний; г) контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.
Дидактические игры в зависимости от своего характера могут применяться на разных этапах процесса обучения: При изучении нового материала. При формировании умений При повторении и закреплении знаний При проверке знаний и умений При обобщении знаний
Игра «Руки вверх» Цель . Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «вещество», «физическое тело», сформировать способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель. Атрибуты . Карточки для учителя с перечнем различных веществ и физических тел. Задание . Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2 – 3 соответствующих примера.
Поиграем? Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко
Игра «Найди ошибку» ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА 1. Кислород, серебро, оксид серы 2. Азот, сероводород, хлороводород 3. Сульфид железа, водород, хлор 4. Оксид кремния, углерод, цинк 5. Хром, кальций, оксид алюминия
Игра «Найди ошибку» СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА 1. Йод, медь, оксид серебра 2. Аллюминий, кислород, оксид железа 3. Сера, хлорид натрия, вода 4. Оксид серы, фтор, железо 5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний
Игра «Узнай меня» Цель . Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память. Атрибуты . Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа. Задание . На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции.
Игра «Отгадываю задуманный элемент» Цель . Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И.Менделеева. Атрибуты . Периодическая система Д.И.Менделеева и калькуляторы. Задание. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов): номер элемента удвоить; к произведению прибавить 5; сумму умножить на 5.
Игра «Цепочка» Цель . Активизировать мышление учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе. Атрибуты . Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Пример . Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий.
Игра «Определить природу веществ» Цель. Закрепить понятия о металлах и неметаллах, простых и сложных веществах, относительной молекулярной массе веществ. Атрибуты. Карточки с формулами элементов
Игра «Определить природу веществ» Задание. Определите природу химического элемента, знаки которых приведены в таблице, то сумма ответов будет равна относительной молекулярной массе гидроксида натрия ( NaOH )
Игра «Дай характеристику» Цель. Отработать понятия реакции разложения, соединения и замещения» Атрибуты. Таблица с характеристиками. Задание. Дайте правильную характеристику этим реакциям. Если характеристика верна, то сумма чисел равна относительной атомной массе воды( H 2 O )
Игра «Дай характеристику» Характеристика реакций Реакция разложения Реакция соединения Получается одно новое вещество 1 2 Одно исходное вещество 3 4 получается несколько новых веществ 5 6 несколько исходных веществ 7 8
Игра «Дай характеристику» К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите названия химических элементов.
Уравнения реакций Реакции соединения Реакции разложения Реакции замещения Zn+2HCl=ZnCl 2 + H 2 Ц Ч Ф 2Na+S=Na 2 S Е Ё Ю CaCO 3 =CaO+CO 2 Т Р К N 2 +3H 2 =2NH 3 М Н О 2Fe(OH) 3 =Fe 2 O 3 + 3H 2 O Ш И Х Mg+CuCl 2 =MgCl 2 +Cu Л Н Й
Игра «Раздели нас» Цель. Совершенствовать переключение внимания учащихся и наблюдательность. Закрепить знания о химических элементах- металлах и неметаллах. Атрибуты. Карточки, на которых даны в чередующемся порядке строки химических элементов- металлов и химических элементов-неметаллов. Знаки эти перепутаны. Задание. Игроки по сигналу должны в строке химических элементов – металлов определить и вычеркнуть знаки элементов – неметаллов, а среди химических элементов – неметаллов вычеркнуть элементы – металлы.
Игра «Крестики нолики» Цель. Обобщить и систематизировать знания о формулах оксидов. Атрибуты. Карточки с формулами веществ. Задание. Найди выигрышный путь.
Игра «Крестики нолики» KClO 3 ZnO Na 2 O NaOH SO 2 H 2 SO 4 Cu ( OH) 2 N 2 O 3 CO 2
Игра «Правильно соотнеси» Цель игры. Обобщить знания о названии оксидов. Атрибуты. Карточка с формулами и названиями оксидов.
Игра «Правильно соотнеси» Формулы Названия 1. P 2 O 5 а) Оксид серы(IV) 2. CO 2 б) Оксид фосфора(V) 3.SO 2 в) Оксид железа(II) 4 .FeO г) Оксид меди(II) 5.K 2 O д) Оксид углерода(IV) 6.CuO е) Оксид калия
Игра «Химическое лото» Цель. Закрепить знания учащихся о валентности элементов и составлении формул по валентности. Атрибуты. Карточки из картона или бумаги. карточки, на которых написаны формулы оксидов и карточки с валентностями. Задание. Расставьте все карточки на игральную карту так, чтобы цифры в клетках карты соответствовали валентности химического элемента, образующего данный оксид.
Распределите формулы оксидов по клеткам таблицы в соответствии с валентностью оксидообразующего элемента и с химическим характером оксида: FeO , Al 2 O 3 , SO 3 , Na 2 O , SO 2. При правильном ответе из букв в клетках вы получите название одного металла.
Химический характер оксидов Валентность оксидообразующего элемента I II III IV V VI Основный к а б л г д Кислотный ж з ь л м и Амфотерный ц я й ю и р
Игра «Потерялся» Цель. Закрепить нахождение галогенов в периодической системе Атрибуты. Карточки Задание. Это галоген проживает в 7 подъезде, на 2 этаже, номер квартиры 9. Особые приметы: имеет массу тела 19. Найдите этот элемент, дайте ему характеристику по положению его в ПС и изобразите его строение атома.
Игра «Ассорти» Множество карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.
Игра «Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их : а ) NaCl; AgN О 3 ; KCl; ; б ) H 2 S; CaSO 4 ; HI; (NH 4 ) 2 S.
Загадки Несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока, и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.
Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. ( Йод) В чем горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без … (Кислорода)
Ребусы :
Химический кроссворд: 1. Элемент, названный в честь Скандинавии (Скандий) 2. Несущий свет ( Фосфор) 3. Элемент, названый именем любимого сына Зевса ( Тантал) 4. Элемент, названный старым именем Парижа ( Лютеций) 5. Рождающий воду ( Водород) 6. Рождающий кислоты ( Кислород) 7. Элемент, названный по старинному названию Франции ( Галий) 8. Элемент, названный в честь Польши ( Полоний) 9. Элемент, названный в честь великого русского химика ( Менделеевий)
Таким образом: Игра развивает коммуникативные компетенции учащихся. Во время игры школьники выполняют различные роли, они вступают в общение с одноклассниками, учатся слушать, прислушиваться к мнению других, отстаивать свое мнение, вырабатывают коллективное решение. Все это оказывает большое воспитательное значение на становление личности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель обучения математике в условиях введения ФГОС в специальном (коррекционном) образовании».
Актуальность данной работы обусловлена тем, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса...
Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения при обучении математике в условиях введения ФГОС
Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», апрель...
Профессиональная компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС ООО
Позиции, которые определяют профессиональную компетентность учителя химии в условиях введения ФГОС ООО...
Пояснительная записка к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
Методический семинар...
Презентация к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
Презентация к методическому семинару...
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО....