Пояснительная записка к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
материал
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС».
Т.М.Борина, учитель химии
первой квалификационной категории
МОУ «Александровская СОШ»
Мой девиз: «Если педагог умеет понять ученика, проникнуться в его заветное стремление, он непременно подберет ключик к сердцу ученика».
Сегодня хочу представить Вашему вниманию материалы из опыта работы на тему «Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС».
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.
Увеличение нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению химии, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течение всего урока.
Актуальным на сегодняшний день являются применение инновационных технологий в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно - воспитательной деятельности.
Одним из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и активной деятельность учащихся на творческо-поисковом уровне.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения, посредством которой, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Еще Василий Александрович Сухомлинский - известный наш педагог-новатор говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Цель применения данной технологии:
активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках химии через развивающие игры.
Исходя из этой цели, задачи, которые я перед собой ставлю:
- создание творческой атмосферы;
- развитие познавательной активности на уроках;
- формирование умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, оценивать свою учебную деятельность.
Считаю, что уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Дети становятся активными, решая игровые задачи, включаются в совместную деятельность, и, получая результат, они неосознанно достигают педагогической цели, которую я ставлю перед ними.
В игровой технологии я использую следующие компоненты:
• Мотивационный компонент связан с отношением учащегося к содержанию и процессу деятельности.
• Ориентационно - целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
• Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владея познавательными учебными действиями смогут ими воспользоваться.
• Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Использование методов и форм игровой технологии позволяет мне формировать у ребят:
- коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные действия, распределять роли, умения договориться);
- познавательные УУД (умения анализировать, систематизировать, сравнивать, находить закономерности);
- личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
- регулятивные универсальные учебные действия (планировать, оценивать, корректировать правильность выполнения действий).
Игровая деятельность возможна на различных этапах урока при объяснении нового материала, повторении, обобщении или закреплении материала.
В зависимости от применяемых средств и общей направленности игр их можно разделить на следующие типы: игры-упражнения, настольные игры, игры-роли и игры моделирования изученного.
В результате применения игровых технологий на уроках учащиеся учатся:
- Сравнивать, сопоставлять. Оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
- Разделять процесс на этапы, выделять характерные причинно – следственные связи
- Логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить конкретные примеры.
В своей работе я использую различные формы технологии игрового обучения, которые могут выступать как составляющие урока, так и быть рассчитаны на весь урок. Вот некоторые примеры:
Использую интеллектуальные игры. К ним относятся викторины, загадки, ребусы.
Игра "Четвертый лишний"
Нужно найти химический элемент, который отличается от остальных по положению в Периодической системе химических элементов.
- а) H , He , Ne , Ar
- б) H , Li , Be , B
- в) Fe , Co , Ni , Ar
- г) F , Cl , Mn , Br
Игра "Крестики-нолики"
При игре в «Крестики - нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак нужно указать в условиях игры.
а) Выигрышный путь – названия металлов
Игра « Ассорти»
Учащимся предлагается множество карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.
Игра « Убери лишнее»
В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
а) NaCl; AgNО3; KCl;
б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S;
Игра « Разгадай шифр сейфа»
Шифр представляет собой последовательность номеров солей, записанную в порядке возрастания чисел
Игра « Осуществить цепочку превращений»
Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмецо написать родным, да нечем. Нашел он черный камешек, попробовал – рисует, и написал этим камешком письмо. А сам решил поспать.
Тут камешек в огонь попал, да и вспыхнул, только дым пошел. Дождь тот дым остановил, к земле прибил, где водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла, там уж белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился: дождь из черного камешка белый сделал. Да и этот белый тоже пишет. Удивился солдат.
C---CO2-----H2CO3-----CaCO3
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
Учащиеся «продвинутого уровня» активно включаются в предлагаемую игру, руководят работой в микрогруппах, сами придумывают игры.
«Слабые» учащиеся справляются с заданием в меру своих возможностей, активизируется их познавательная деятельность, повышается авторитет среди одноклассников и их самооценка.
Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса к химии.
ВЫВОД:
И всё же я считаю, что если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.
И в заключении мне бы хотелось сказать:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"
Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....
Методический семинар Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Методический семинар Моя педагогическая деятельность в соответствии с новыми требованиями ФГОС Тема:Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС...
Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...
Пояснительная записка к методическому семинару «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся»
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...
Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Рассмотрены вопросы использования информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....
Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии"
Все педагогические технологии, которые я применяю на своих уроках....
Презентация к методическому семинару " Игровые технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС"
Презентация к методическому семинару...