Смотр знаний по органической химии
методическая разработка по химии (11 класс)
Разработка итогового занятия по органической химии. В разработке представлены задания для контроля знаний по органической химии в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotr_znaniy_po_himii.docx | 41.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Смотр знаний по органической химии
Цели урока:
- Знать основные положения теории А. М. Бутлерова, значение теории для развития современной теории строения.
- На основе положений и понятий теории обобщить знания об основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.
- Уметь различать понятия «гомолог» и «изомер», уметь на конкретных примерах записывать изомеры и называть их.
- Уметь устанавливать генетические связи между разными классами органических веществ, решать генетические цепочки.
- Уметь проводить опыты по определению органических веществ, соблюдая нормы охраны труда.
- Уметь работать самостоятельно и в коллективе – по командам, уметь выделять главное, составлять схемы, алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.
Ход урока:
Вступление. Правила игры.
Сегодня на двух уроках химии мы должны обобщить весь материал по органической химии, который изучали на 1 и 2 курсах. Это – очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии органических веществ, основой которых является многоликий углерод. Углерод называют «царем живой природы», хотя содержание С всего 0,35%. Он же и «основа жизни», и «хлеб растений»: элемент № 6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно от рождения до глубокой старости.
Начало игры.
Сегодня на нашем уроке-игре 3 команды, которые претендуют на звание лучшей команды знатоков химии. Они все должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы и, конечно, победить.
Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много.
Кто много знает, тому и этого мало».
Сегодня нашу игру судит жюри в составе:…………………………., а мне помогают ассистенты………………………………………………
1 конкурс: «Домашнее задание»
Командам было дано задание: придумать название своим командам, защитить это название, девиз и предоставить эмблему (все должно быть связано с химией). Жюри оценивает конкурс по 5-бальной шкале.
2 конкурс: «Знакомство» (химический диктант)
Каждой команде выданы листочки, где поставлены цифры от 1 до 21 (это 21 вопрос). Нужно подписать название команды на этом листочке. Капитан команды вытягивает название вещества, для которого команда будет отвечать на поставленные вопросы. Ответы оформляются следующим образом: + если соответствует указанному веществу, - не соответствует. (Вещества: метан, уксусная кислота, глюкоза).
Вопросы к химическому диктанту.
- Находит применение в пищевой промышленности.
- Применяется в качестве топлива в составе природного газа.
- Взаимодействует со щелочами.
- Не образует изомеров.
- Образуется в процессе фотосинтеза.
- При нагревании разлагается на простые вещества.
- Используется для получения пищевого этилового спирта.
- Содержится во всех сладких фруктах.
- Получают из простых веществ: углерода и водорода.
- Вступает в реакцию замещения с галогенами.
- Имеет два циклических изомера (альфа и бета).
- Отвечает формуле: С2 Н4 О2
- Бесцветный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется «болотным газом».
- Относится к классу углеводов.
- В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.
- Важным свойством этого вещества является брожение.
- Это вещество имеет в составе карбоксильную группу.
- Вступает в реакцию «серебряного зеркала».
- При попадании на кожу вызывает ожоги.
- С кислородом воздуха образует взрывоопасные смеси.
- Это вещество имеет резкий запах.
Ассистенты собирают диктанты, проверяют их, жюри подводит итоги. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
3 конкурс: «Счастливый билетик»
Этот конкурс состоит из двух этапов, на каждом из которых надо вытянуть по жребию – билет с вопросом (это делает один человек из команды).
Первый этап: «Выбери правильный ответ»
Билет № 1.
- С какого углеводорода в ряду алканов начинается изомерия:
а) метана, б) этана, в) бутана г) пентана
2. Какой продукт реакции А образуется в результате превращений:
С2 Н6 + Br2 Х1 + Н2 О Х2 + [o] X3 + [o] A
а) альдегид, б) сложный эфир, в) спирт, г) карбоновая кислота?
3. Сколько молей оксида углерода (IV) образуется при сгорании этана массой 90 г: а) 5 моль, б) 6 моль, в) 10 моль, г) 12 моль?
Билет № 2.
1. Чем отличаются друг от друга бутен – 1 и бутен – 2:
а) числом атомов углерода,
б) разветвлением углеродной цепи,
в) положением двойной связи,
г) относительной молекулярной массой?
2. Как называется вещество А, которое образуется в результате превращений:
СО2 + Н2О фотосинтез Х1 брожение Х2 окисление А
а) альдегид, б) карбоновая кислота, в) глюкоза, г) спирт
3. В каких объемных отношениях взаимодействуют пропан и кислород при горении:
а) 1 : 2 б) 1 : 3 в) 1 : 4 г) 1 : 5
Билет № 3.
- Какая из общих формул соответствует гомологическому ряду алканов:
а) Сп Н2п+2 б) Сп Н2п в) Сп Н2п-2 г) Сп Н2п-6
- Как называется вещество А, получающееся в результате следующих превращений:
СН4 +CI2 X1 +HOH X2 +[o] X3 +CI2 X4 +NH2 A
а) уксусная кислота, б) аминоуксусная кислота, в) бензол,
г) хлоруксусная кислота.
- Какой объем оксида углерода (IV) выделяется при горении 10 л пентана:
а) 10 л, б) 30 л, в) 50 л, г) 70 л?
Второй этап: «Кто быстрее?»
На доске записаны фамилии ученых: Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Зинин, Бертло, Шеврель, Марковников. Вы должны ответить на вопросы:
- Имя какого ученого носит эта реакция?
- Какие вещества получаются в результате этой реакции?
О
НС ≡ СН + НОН HgSO4 СН3 – С
Н
3 НС ≡ СН t , kat C6 H6
C6 H5 – NO2 + 6 H → C6 H5 – NH2 + 2 H2 O
Команда, выполнившая это задание первой получает 3 балла, второй – 2 балла, третьей – 1 балл. Команда, которая не справилась с заданием – 0 баллов.
Конкурс № 4: «Перевертыши».
Смысл этого конкурса заключается в том, чтобы правильно прочитать основные 5 положений теории строения органических соединений А. М. Бутлерова, которые я буду зачитывать в зашифрованном, а то и просто неправильном виде. Вам необходимо не только догадаться о каком положении идет речь, но сформулировать данное положение в точности. Кто знает – поднимает руку. За каждый правильный ответ – 3 балла той команде, чей игрок дал верный ответ.
- Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, не соответствуя их валентности. (Атомы в молекулах располагаются в строгом порядке согласно их валентности)
- Во все органические вещества входит кремний, имеющий валентность, равную двум. (Во все органические вещества входит углерод, валентность которого равна четырем)
- Молекулы в атомах и целые группы молекул относятся друг к другу равнодушно. (Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга)
- Свойства органических веществ ничему и никому не подчиняются и ни от чего и не от кого не зависят. (Свойства органических веществ зависят не только от состава, но и от строения)
- По строению веществ можно определить погоду, а по погоде можно узнать какие вещества выпали в осадок. (По строению веществ можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение).
Конкурс № 5. «Химик – эрудит»
Каждая команда получает задание, на выполнение которого отводится 10 – 15 минут.
Задание: Из предложенных вам формул нужно составить все возможные уравнения реакций, которые протекают между указанными веществами. Укажите, если знаете, условия реакций. Примечание: нельзя использовать вещества, которые не входят в список.
Конкурс оценивается следующим образом:
за каждое верно написанное уравнение – 1 балл, если указаны условия реакции + еще 1 балл.
Задание для команды № 1.
Даны вещества: С6 Н6, Н2, С2 Н2, Н2О, О2
Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом?
Запишите возможные уравнения реакций и укажите условия реакций.
Задание для команды № 2.
Даны вещества: С, Н2, С2 Н4, Н2О, HCI, O2
Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом?
Запишите возможные уравнения реакций и укажите условия реакций.
Задание для команды № 3.
Даны вещества: С2 Н5ОН, О2, CH4, CI2, HCI
Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом?
Запишите возможные уравнения реакций и укажите условия реакций.
Конкурс № 6. «Реклама, реклама, реклама…»
Это было домашнее задание. Необходимо было придумать и сделать рекламу для любого органического вещества, используемого в пищевой промышленности, т. е. связанного с будущей профессией продавца продовольственных товаров.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5 баллов.
Конкурс № 7: «Сделай сам» - практический.
Теоретически, как мы видели, вы подкованы, но нужно не только знать, но и уметь. А как вы владеете навыками обращения с химическими реактивами, мы сейчас и убедимся. Для успешного выполнения эксперимента химик – исследователь, химик – практик должен обладать точностью, четкостью действий, аккуратностью.
Практически вы должны будете определить органические вещества по их характерным реакциям.
Командам выдаются задания. Вам отводится 2 – 3 минуты на обсуждение задания, а затем один представитель команды проводит эксперимент перед членами жюри.
Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.
Задание для команды № 1.
Определить каждое из трех органических веществ:
фенол, глицерин, этиловый спирт.
Задание для команды № 2.
Определить каждое из трех органических веществ:
крахмал, сахароза, глюкоза.
Задание для команды № 3.
Определить каждое из трех органических веществ:
уксусный альдегид, пропиловый спирт, глицерин.
Конкурс № 8: «Викторина» За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Что такое «ледяная» уксусная кислота?
(Это безводная уксусная кислота)
2) Почему с запачканных рук мел необходимо смыть водой, а только после этого мыть руки мылом?
(Если не смыть мел – СаСО3 сначала водой, то при взаимодействии с мылом карбонат кальция переходит в малорастворимую соль, и руки плохо отмываются)
3) Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм?
(Нитроглицерин)
4) При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется желтое окрашивание. Почему?
(Это качественная реакция на белки, так как кожа и ногти содержат белок – протеин)
5) С давних времен при опасности отравления цианидами (цианистым калием) рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. Зачем?
(Еще в прошлом веке было известно, что сахар способен обезвредить цианиды, так как при взаимодействии глюкозы и цианистой кислоты образуются неядовитые вещества)
6) Как поместить яйцо в молочную бутылку?
(Сначала помещают яйцо в пищевой 9% раствор уксуса на сутки, при этом скорлупа яйца, состоящая из СаСО3 станет мягкой. Затем в бутылку налить раствор Na2CO3 и слегка сдавить яйцо, которое стало похоже на резиновое, и протолкнуть его сквозь горлышко бутылки)
7) Кто первым научился получать волокно?
(Паук при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе. Его считают первым ткачом)
8) Из чего изготавливают лак для ногтей?
(Лак – это раствор нитроцеллюлозы в органическом растворителе)
9) Какие свойства органических веществ представляют опасность для человека?
(Ядовитость, взрывоопасность, ожоги и поражения кожных покровов, слизистых оболочек, дыхательных путей, радиоактивность.)
10) Какие органы чувств используют химики в качественном анализе химических веществ?
(Химики широко используют зрение, обоняние и, гораздо реже, вкус и осязание.)
Подведение итогов.
За 1 место – всем оценки «отлично», за 2 место – «хорошо»,
за 3 место – «удовлетворительно
Раздаточный материал
Конкурс № 2
Вопросы к химическому диктанту.
- Находит применение в пищевой промышленности.
- Применяется в качестве топлива в составе природного газа.
- Взаимодействует со щелочами.
- Не образует изомеров.
- Образуется в процессе фотосинтеза.
- При нагревании разлагается на простые вещества.
- Используется для получения пищевого этилового спирта.
- Содержится во всех сладких фруктах.
- Получают из простых веществ: углерода и водорода.
- Вступает в реакцию замещения с галогенами.
- Имеет два циклических изомера (альфа и бета).
- Отвечает формуле: С2 Н4 О2
- Бесцветный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется «болотным газом».
- Относится к классу углеводов.
- В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.
- Важным свойством этого вещества является брожение.
- Это вещество имеет в составе карбоксильную группу.
- Вступает в реакцию «серебряного зеркала».
- При попадании на кожу вызывает ожоги.
- С кислородом воздуха образует взрывоопасные смеси.
- Это вещество имеет резкий запах.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
метан
уксусная кислота
глюкоза
Конкурс № 3
Первый этап
Билет № 1
Билет № 2
Билет № 3
Билет № 1.
- С какого углеводорода в ряду алканов начинается изомерия:
а) метана, б) этана, в) бутана г) пентана
2. Какой продукт реакции А образуется в результате превращений:
С2 Н6 + Br2 Х1 + Н2 О Х2 + [o] X3 + [o] A
а) альдегид, б) сложный эфир, в) спирт, г) карбоновая кислота?
3. Сколько молей оксида углерода (IV) образуется при сгорании этана массой 90 г: а) 5 моль, б) 6 моль, в) 10 моль, г) 12 моль?
Билет № 2.
1. Чем отличаются друг от друга бутен – 1 и бутен – 2:
а) числом атомов углерода,
б) разветвлением углеродной цепи,
в) положением двойной связи,
г) относительной молекулярной массой?
2. Как называется вещество А, которое образуется в результате превращений:
СО2 + Н2О фотосинтез Х1 брожение Х2 окисление А
а) альдегид, б) карбоновая кислота, в) глюкоза, г) спирт
3. В каких объемных отношениях взаимодействуют пропан и кислород при горении:
а) 1 : 2 б) 1 : 3 в) 1 : 4 г) 1 : 5
Билет № 3.
- Какая из общих формул соответствует гомологическому ряду алканов:
а) Сп Н2п+2 б) Сп Н2п в) Сп Н2п-2 г) Сп Н2п-6
- Как называется вещество А, получающееся в результате следующих превращений:
СН4 +CI2 X1 +HOH X2 +[o] X3 +CI2 X4 +NH2 A
а) уксусная кислота, б) аминоуксусная кислота, в) бензол,
г) хлоруксусная кислота.
- Какой объем оксида углерода (IV) выделяется при горении 10 л пентана:
а) 10 л, б) 30 л, в) 50 л, г) 70 л?
Второй этап
- Имя какого ученого носит эта реакция?
- Какие вещества получаются в результате этой реакции?
О
НС ≡ СН + НОН HgSO4 СН3 – С
Н
3 НС ≡ СН t , kat C6 H6
C6 H5 – NO2 + 6 H → C6 H5 – NH2 + 2 H2 O
Конкурс № 5
Задание для команды № 1.
Даны вещества: С6 Н6, Н2, С2 Н2, Н2О, О2
Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом?
Запишите возможные уравнения реакций и укажите условия реакций.
Задание для команды № 2.
Даны вещества: С, Н2, С2 Н4, Н2О, HCI, O2
Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом?
Запишите возможные уравнения реакций и укажите условия реакций.
Задание для команды № 3.
Даны вещества: С2 Н5ОН, О2, CH4, CI2, HCI
Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом?
Запишите возможные уравнения реакций и укажите условия реакций.
Конкурс № 7
Задание для команды № 1.
Определить каждое из трех органических веществ:
фенол, глицерин, этиловый спирт.
Задание для команды № 2.
Определить каждое из трех органических веществ:
крахмал, сахароза, глюкоза.
Задание для команды № 3.
Определить каждое из трех органических веществ:
уксусный альдегид, пропиловый спирт, глицерин.
Ответы для жюри
Конкурс №2
Для уксусной кислоты
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
+ | + | + | + | + | + | + |
Для глюкозы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
+ | + | + | + | + | + | + | + |
Для метана
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
+ | + | + | + | + | + |
Конкурс № 3
Первый этап: «Выбери правильный ответ»
Билет № 1: 1 – в, 2 – г, 3 – б
Билет № 2: 1 – в, 2 – а, 3 – г
Билет № 3: 1 – а , 2 – б , 3 – в
Второй этап.
Билет № 1: реакция Кучерова; уксусный альдегид
Билет № 2: реакция Зелинского; бензол
Билет № 3: реакция Зинина; анилин
Конкурс № 5
Для команды № 1.
1) С6 Н6 + 3 Н2 С6 Н12
2) С6 Н6 + 4 Н2 С6 Н14
О
3) С2 Н2 + Н2О СН3 – С или С2 Н4 О
Н
4) 2 С6 Н6 + 15 О2 12 СО2 + 2 Н2О
5) 2 С2 Н2 + 5 О2 4 СО2 + 2 Н2О
6) С2 Н2 + Н2 С2 Н4
7) С2 Н2 +2 Н2 С2 Н6
Для команды № 2.
1) С + 2 Н2 СН4
2) С2 Н4 + Н2 С2 Н6
3) С2 Н4 + Н2О С2 Н5 ОН
4) С2 Н4 + НCI С2 Н5 CI
5) C2 Н4 + 3 О2 2 СО2 + 2 Н2О
6) С + О2 СО2
7) 2 Н2 + О2 2 Н2О
Для команды № 3.
1) С2 Н5 ОН + 3 О2 2 СО2 + 3 Н2О
2) СН4 + 2 О2 СО2 + 2 Н2О
3) С2 Н5 ОН + НCI С2 Н5 CI + Н2О
4) СН4 + CI2 СН3 CI + НCI
5) СН3 CI + CI2 СН2 СI2 + НCI
6) СН2 СI2 + CI2 СНСI3 + НCI
7) СНСI3 + CI2 ССI4 + НCI
Конкурс № 7.
Для команды № 1.
Чтобы определить фенол, нужно прилить хлорид железа (III) – FeCI3, при этом образуется фиолетовое окрашивание.
Чтобы определить глицерин, нужно добавить свежеприготовленный гидроксид меди (II) - Cu(OH)2, в результате этой реакции осадок гидроксида меди (голубого цвета) растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета.
Этиловый спирт определяем методом исключения.
Для команды № 2.
Для определения крахмала нужно прилить раствор йода, образуется характерное синее окрашивание.
Чтобы распознать глюкозу и сахарозу, необходимо в обе пробирки добавить свежеприготовленный гидроксид меди (II). Без нагревания в обеих пробирках образуются растворы синего цвета, осадок Cu(OH)2 растворится. При нагревании в пробирке с глюкозой появляются сначала желтый, а затем красный осадки.
Для команды № 3.
Чтобы распознать уксусный альдегид, нужно прилить свежеприготовленный Cu(OH)2 и нагреть пробирку. В результате реакции сначала образуется желтый, а затем красный осадок.
Для определения глицерина также потребуется Cu(OH)2. При обычных условиях осадок гидроксида меди растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета.
Пропиловый спирт определяем методом исключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аукцион знаний по органической химии.
Одним из средств воспитания интереса учащихся и повышения их познавательной активности на уроках являются игры. С помощью игры можно закрепить знания учащихся и проконтролировать умения их применять н...
Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...
Аукцион знаний по органической химии
Экономическая игра "Аукцион" позволяет не только проверить знания по органической химии, но и научиться, применяя экономическое мышление, находить рациональный подход к принятию решений....
Общественный смотр знаний по химии в 8 классе.
Тестирование....
презентация к уроку "Общественный смотр знаний" - 11 класс по химии
Презентация к уроку химии 11 класс "Общественный смотр знаний"....
Методическая разработка урока "Смотр знаний по органической химии" для 10 класса
Урок проводится на День открытых дверей в 10 классе, на который приглашены родители учеников, члены родительского комитета школы, члены управляющего совета, представители общественности....
Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"
Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта....