рабочая программа по элективному курсе"Подготовка к ЕГЭ по химии"
рабочая программа по химии (11 класс)

Кривоногих Светлана Юрьевна

программа элективного курса расчитана на учащихся 10-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege_po_himii.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа данного курса составлена на основе программы элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по химии /Авт.-сост. Л.И.Асанова, Ж.В.Копач. – Н.Новгород: НИРО, 2008. – 139 с.» и  предназначена для учащихся 11 классов. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность предложенного элективного курса обусловлена введением формы итоговой аттестации выпускников в виде Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и вызванной этим необходимостью подготовки учащихся к его успешной сдаче.

Цели курса: 

  1. Эффективная подготовка выпускников школы к сдаче экзамена по химии в форме ЕГЭ.
  2. Формирование базовых умений, необходимых для продолжения образования и профессиональной деятельности.

Задачи курса: 

  1. Повторить, систематизировать и обобщить основные теоретические вопросы курса химии.
  2. Развить умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, в особенности, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.
  3. Сформировать умения практически применять полученные знания.
  4. Сформировать умения работать с различными типами тестовых заданий, заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена.

Содержание курса соответствует нормативным документам ЕГЭ и соотнесено с требованиями государственного стандарта к подготовке выпускников средней (полной) школы.

Выбор тем, изучаемых в рамках программы – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций» - связан с ведущими разделами курса химии, представленными в контрольно – измерительных материалах для проведения ЕГЭ.

Программой предусмотрено повторение, систематизация и обобщение учебного материала. Для проверки усвоения материала предлагаются различные по форме и сложности тестовые задания. В соответствии со структурой ЕГЭ задания представлены на трех уровнях сложности: базовом(А), повышенном(В) и высоком(С). С целью осуществления дифференцированной подготовки   учащихся задания по каждой теме сгруппированы по уровням сложности. Наибольшее число заданий содержится в блоках «Вещество» и «Химическая реакция». Это связано с тем, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников школы по химии, элементам содержания данного блока отводится значительное место.

К каждому разделу курса представлены дидактические материалы, которые сгруппированы в виде тематических тестовых заданий, имеющих в соответствии со структурой ЕГЭ различный уровень сложности (базовый, повышенный и высокий). Представленные в курсе контрольные измерительные материалы отражают все элементы содержания, обозначенные в «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена».

Задания, содержащиеся в курсе, ориентированы на проверку сформированности следующих умений:

  • характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева; состав, свойства и применении веществ; факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние равновесия;
  • объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность химических реакций;
  • составлять формулы веществ, схемы строения атомов, уравнения химических реакций различных типов;
  • называть и определять вещества, их свойства, признаки классификации веществ, типы химических реакций и др.;
  • проводить  вычисления по химическим формулам и уравнениям.

Специфика данного элективного курса предусматривает помимо лекционных и практических форм проведения занятий обязательную самостоятельную работу учащихся, способствующую более глубокому и осмысленному усвоению учебного материала.

С целью проведения промежуточного и итогового контроля знаний в курс включены проверочные работы, что позволит проверить усвоение учащимися элементов содержания, составляющих инвариантное ядро общеобразовательных программ по химии для средней (полной) школы. Кроме того, из содержащихся в элективном курсе заданий учитель по своему усмотрению может составить большое количество вариантов самостоятельных и контрольных работ различного уровня сложности.

Программа снабжена списком основной и дополнительной литературы для учителя и ученика.



Тематическое планирование.

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Коррекция

Введение (1 ч).

1/1

Структура экзаменационной работы. Знакомство с условиями проведения экзамена, с системой оценивания заданий и работы в целом.

Прочитать инструкции к работе.

Тема № 1. Химический элемент (2 ч).

2/1

Формы существования химических элементов. Современные представления о строении атомов.

Схемы строения (электронно-графические формулы элементов 33, 37, 50, 38)

3/2

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Знать закономерности изменения свойств элементов, веществ по периодам и группам.

Тема № 2. Вещество (12 ч).

4/1

Виды химической связи. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

Знать виды химической связи; ЭО. Правила определения степени окисления.

5/2

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки.

Знать зависимость свойств веществ от типа кр. решётки.

6/3

Общая характеристика металлов главной подгруппы I – III групп.

Химические свойства металлов I – III групп главной подгруппы.

7/4

Характеристика переходных элементов (меди, железа, цинка, хрома, марганца).

Химические свойства переходных элементов и их соединений.

8/5

Характеристика неметаллов главной подгруппы IV – VII групп.

Химические свойства азота, серы, галогенов.

9/6

Характерные химические свойства неорганических веществ: оксидов, гидроксидов (оснований, амфотерных).

Химические свойства BaO, Cr2O3, P2O3, NaOH, Fe(OH)3, Zn(OH)2. Уравнения реакций.

10/7

Характерные химические свойства  неорганических веществ: кислот, солей.

Химические свойства HCl, CuSO4.

11/8

Теория строения органических соединений. Классификация органических веществ. Углеводороды (алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены).

Основные положения ТХС Бутлерова. Химические свойства углеводородов.

12/9

Кислородсодержащие органические соединения (спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, мыла).

Химические свойства кислородсодержащих органических веществ.

13/10

Углеводы. Амины, аминокислоты, белки.

Химические свойства углеводов и азотсодержащих веществ.

14/11

Взаимосвязь различных классов неорганических и органических соединений.

Осуществить генетические цепочки: 1 – неорганического, 2 – органического соединений.

15/12

Контрольная работа №1 по теме «Вещество».

Повторить классификацию химических реакций.

Тема № 3. Химическая реакция (14 ч).

16/1

Классификация химических реакций.

Привести по 2 уравнения реакции на каждый тип реакции.

17/2

Скорость химических реакций и её зависимость от различных факторов.

Понятие скорость и 5 факторов.

18/3

Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

2 задачи по ТХУ.

19/4

Химическое равновесие, условия смещения химического равновесия.

Принцип Ле-Шателье; 3 задания.

20/5

Диссоциация Электролитов в водных растворах.

Записать уравнения диссоциации указанных веществ.

21/6

Реакции ионного обмена.

Правило Бертолле. Запись уравнений реакций.

22/7

Гидролиз солей.

Упражнения на гидролиз солей.

23/8

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

Найти коэффициенты в ОВР методом электронного баланса.

24/9

ОВР. Метод полуреакций.

Найти коэффициенты в ОВР методом полуреакций.

25/10

Коррозия металлов.

Виды и способы защиты от коррозии.

26/11

Электролиз расплавов и растворов.

Схемы электролиза растворов KJ, Na2CO3, CH3COONa.

27/12

Обобщение знаний по ОВР.

ОВР. Найти коэффициенты.

28/13

Взаимосвязь различных классов неорганических и органических соединений.

2 генетические цепочки, подготовка к контрольной работе.

29/14

Контрольная работа № 2 по теме «Химическая реакция».

Тема № 4. Познание и применение веществ и химических реакций (5 ч).

30/1

Качественные реакции на неорганические и органические вещества.

Знать качественные реакции на катионы, анионы и органические вещества.

31/2

Общие научные принципы химического производства (получение аммиака, серной кислоты, метанола). Природные источники углеводородов, их переработка. Основные методы синтеза полимеров.

Повторить способы переработки нефти; знать общие научные принципы химического производства; составить уравнения реакций полимеризации и поликонденсации.

32/3

Решение задач различных типов.

2 задачи из части С4и С5.

33/4

Решение задач различных типов.

2 задачи из части С4и С5.

34/5

Контрольная работа № 3 по теме «Решение задач».


Список литературы

Литература для учителя

Основная

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс (базовый уровень). - М.: Дрофа, 2008.
  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс (базовый уровень). - М.: Дрофа, 2006.
  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2010.
  4. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2010.
  5. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (профильный уровень). – М.: Вентана-Граф, 2006.
  6. Медведев Ю.Н. ЕГЭ. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011.
  7. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2011: Химия / Авт.-сост. А.А. Кавенина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина. – М.: Астрель, 2011.
  8. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов, В.И. Теренин. – М.: Дрофа, 2008.
  9. Химия. 11 класс (базовый уровень) / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008.
  10. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А. Дроздов, В.И. Теренин. – М.: Дрофа, 2010.
  11. Химия: ЕГЭ 2013. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями / А.Н. Левкин, С.Е. Домбровская. - М.; СПб: Просвещение, 2013.
  12. Химия: ЕГЭ. Учебно-справочные материалы / А.Н. Левкин, А.А. Карцова, С.Е. Домбровская, Е.Д. Крутецкая. – М.; СПб: Просвещение, 2011.
  13. www.ege.ru.
  14. www.fipi.ru.

Дополнительная

  1. Готовимся к ЕГЭ. Химия. 10 класс. Итоговок тестирование в формате экзамена / Авт.-сост. Л.И. Асанова, О.Н. Вережникова. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  2. Интенсивная подготовка к ЕГЭ. Химия. Методические материалы.- М.: Эксмо, 2008.
  3. Каверина А.А., Медведев Ю.Н., Добротин Д.Ю. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по химии. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  4. Кузьменко Н.Е. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2003.
  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Экзамен, 2000.
  6. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач /под ред. А.А. Кавериной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  7. Халитова А.И., Хабибуллина А.Б. ЕГЭ по химии как объективная реальность // Химия в школе. - 2007. - №5.
  8. Химия. 10-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ / Авт.-сост. Л.И. Асанова, Т.Н. Богданович, О.Н. Вережникова. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  9. Химия. 11-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ / Авт.-сост. Л.И. Асанова. – Ярославль: Академия развития, 2010.

Литература для учащихся

Основная

  1. Габриелян О.С. Химия 11 класс (базовый уровень). - М.: Дрофа, 2006.
  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс (базовый уровень). - М.: Дрофа, 2005.
  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2010.
  4. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2010.
  5. Интенсивная подготовка к ЕГЭ. Химия. Методические материалы. - М.: Эксмо, 2008.
  6. Медведев Ю.Н. ЕГЭ. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011.
  7. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2011: Химия / Авт.-сост. А.А. Кавенина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина. – М.: Астрель, 2011.
  8. Химия: ЕГЭ. Учебно-справочные материалы / А.Н. Левкин, А.А. Карцова, С.Е. Домбровская, Е.Д. Крутецкая. – М.; СПб: Просвещение, 2011.
  9. www.ege.ru.
  10. www.fipi.ru.

Дополнительная

  1. Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе. – М.: Блик и К, 2003.
  3. Готовимся к ЕГЭ. Химия. 10 класс. Итоговок тестирование в формате экзамена / Авт.-сост. Л.И. Асанова, О.Н. Вережникова. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  4. Каверина А.А., Снастина М.Г. Как подготовиться к ЕГЭ: советы выпускнику // Химия для школьников - 2008. - №1.
  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Экзамен, 2000.
  6. Максименко О.О. Химия. Полный школьный курс для ЕГЭ. - М.: ОЛМА медиа групп, 2008.
  7. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач /под ред. А.А. Кавериной. – М.: Интеллект-Центр, 2010
  8. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы - М.: Просвещение, 2001.
  9. Солодова Н.И., Дегтярев П.А. Подготовка к ЕГЭ: выполнение заданий высокого уровня сложности // Химия для школьников, 2007. №3; 2008. №2.
  10. Химия. 10-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ / Авт.-сост. Л.И. Асанова, Т.Н. Богданович, О.Н. Вережникова. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  11. Химия. 11-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ / Авт.-сост. Л.И. Асанова. – Ярославль: Академия развития, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 10 классе»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена  в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. ...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Рабочая программа к элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по химии."

Рабочая программа к элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по химии."...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ОГЭ по математике" (9 класс)

Рабочая программа рассчитана на подготовку обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ  в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Данный элективный курс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ» для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ»для 11 класса...