РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ» для 11 класса
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ»
для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_podgotovka_k_ege_po_geografii.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю.
Директор школы: ______________
Приказ № ___ от _________2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ»
для 11 класса
на 2023-2024 учебный год
Учитель:Сабитова Г.Х., учитель географии
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла. Протокол № 1 от «___»___________2023 года | Согласовано: заместитель директора по УР:_______________/ / «_____» _____________ 2023 года |
2023 год
Пояснительная записка
Образовательная область: география.
Возрастная категория: 11 класс
Количество часов на предмет: 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель: - дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по географии.
Задачи: - детально познакомить уч-ся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы;
- отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса географии;
- формировать мировозренческую позицию обучающихся.
Данный курс составлен для учащихся 11 класса, обучающихся в общеобразовательных классах, изучающих географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей. В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы ЕГЭ стал обязательным. За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004 году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при повторении в процессе подготовки к экзамену.
Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части: Часть 1 состоит из заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А). Часть 2 – задания с кратким ответом (тип В). В ней присутствуют пять типов заданий:- задания, требующие написать ответ в виде числа;- задания, требующие написать ответ в виде одного слова;- задания с выбором краткого ответа из нескольких вариантов;- задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;- задания на установления правильной последовательности.
Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С).
Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок.
Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Представленный курс даст возможность не только сориентировать учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические умения для успешного написания экзамена во всех трех частях.
Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:
1) материал изучался в 6-7-х классах;
2) недостаточное количество часов на изучение материала;
3) отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал.
Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется вполне реальным.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований: картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие.
Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные задачи более эффективно и творчески. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал.
Требования к обучающимся по данному курсу
Знать и понимать
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | План и карта | 3 |
3 | Природа Земли | 7 |
4 | Население мира | 6 |
5 | Мировое хозяйство | 5 |
6 | Социально-экономическая география России | 7 |
7 | Политическая карта мира | 3 |
8 | Обобщение по курсу | 2 |
Итого за год | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды практических работ | Дата |
Введение – 1 час | ||||
1 | Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом заданий ЕГЭ. Отработка навыков оформления бланков регистрации, ответов в формате ЕГЭ. | 1 | Задания для самостоятельной подготовки: масштаб и направления на плане и географической карте; географические координаты; определение направлений на плане и карте; условные знаки топографической карты (плана), общегеографических и тематических карт. | |
План и карта – 3 часа | ||||
2. | План и карта. Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численный масштаб. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Закрепление рекомендуется проводить в форме практических работ: измерение расстояний с помощью линейного масштаба, линейки и циркуля-измерителя; перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу. | |
3. | План и карта. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах. | 1 | Определение направлений по рамке плана и специальным указателям; определение направлений по рамке карты и элементам градусной сетки; определение по карте географических координат точки, нахождение точки на карте по указанным координатам; определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами. | |
4 | План и карта | 1 | Зачет | |
Природа Земли – 7 | ||||
5 | Природа Земли. Земля как планета солнечной системы. Географические следствия суточного и годового движения Земли. Равноденствие и солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в соответствии с географической широтой места наблюдения и датой наблюдения. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения. | |
6 | Природа Земли. Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные породы. Состав и строение земной коры материкового и океанического типов. Понятие о литосферных плитах. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на сравнительный анализ геологической и тектонической карт, установление взаимосвязи тектонического и геологического строения территории, определения главных рельефообразующих факторов в формировании рельефа территорий. | |
7 | Природа Земли. Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению территории. Динамика формирования рельефа. География распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм рельефа. Географическая номенклатура. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на определение географического положения объектов суши; определение географических объектов по указанным координатам и характерным признакам. | |
8. | Природа Земли. Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы климата. Перемещение воздушных масс. Формирование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт. Закономерности изменения среднегодового количества осадков и режима их выпадения. Атмосферные явления. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
9. | Природа Земли. Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. Океанические течения. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура объектов Мирового океана и вод суши. Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники. | |
10. | Природа Земли. Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса, Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура зональных природных комплексов равнин и высотная поясность в горах. | |
11. | Зачет по теме «Природа Земли». | 1 | Практика решений тестовых заданий по теме. | |
Население мира – 7 часов | ||||
12. | Население мира. Расовый состав населения. География расселения экваториальной, европеоидной и монголоидной рас. Смешанные расы. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
13. | Население мира. Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и группы. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура народов Индоевропейской, Алтайской, Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской семей; география их расселения. | |
14. | Население мира. Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Географические различия в возрастно-половой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы воспроизводства населения. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Показатели численности и воспроизводства населения. Возрастно-половая структура населения. | |
15. | Население мира. Мировые религии. География и религиозные центры христианства, ислама, буддизма. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов. | |
16. | Население мира. Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских агломераций по принадлежности к странам. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
17. | Зачет по теме «Население мира». | 1 | Практика решений тестовых заданий по теме. | |
Мировое хозяйство – 5 часов | ||||
18. | Мировое хозяйство. Природные ресурсы. Минеральные ресурсы: энергоносители, рудные ресурсы. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – экспортеров нефти. | |
19. | Мировое хозяйство. Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под воздействием НТР. Региональные и межрегиональные экономические объединения стран. Транснациональные корпорации. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
20. | Мировое хозяйство. Территориальная структура мирового хозяйства. География промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. География сферы услуг. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура регионов и стран, имеющих туристско-рекреационную специализацию. | |
21. | Мировое хозяйство. Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные направления: зерновое хозяйство, производство технических, волокнистых, масличных культур и сахароносов. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – крупнейших экспортеров зерна, хлопка, сахара – сырца. | |
22. | Мировое хозяйство. Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте. Роль различных видов транспорта в мировых грузо-и пассажирообороте. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
Экономическая и социальная география России – 7 часов | ||||
23. | Экономическая и социальная география России. Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Экономические районы и регионы Западного и Восточного экономических макрорегионов РФ. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура субъектов Российской Федерации. | |
24. | Экономическая и социальная география России. Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и Восточном экономических макрорегионах страны. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Установление соответствия субъектов РФ территориальным центрам (столицам). | |
25. | Экономическая и социальная география России. Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по различным видам природных ресурсов. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
26. | Экономическая и социальная география России. Комплекс конструкционных материалов. Отраслевой состав комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов. Межотраслевые связи отраслей комплекса конструкционных материалов. Электроэнергетика: типы электростанций. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура нефтедобывающих, газодобывающих и угледобывающих субъектов РФ. | |
27. | Экономическая и социальная география России. Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская, Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры цветной металлургии: география производства алюминия, меди, титана. Факторы размещения предприятий, производящих тяжелые и легкие цветные металлы. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
28. | Сельское хозяйство России. Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные ресурсы. География животноводства. Молочное и мясомолочное животноводство. Сельскохозяйственная экономическая специализация субъектов РФ. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
29. | Зачет по теме «Экономическая и социальная география России». | 1 | Практика решений тестовых заданий по теме. | |
Политическая карта мира – 3 часа | ||||
30. | Политическая карта мира. Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социально-экономического развития. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы, Европейского союза и СНГ. | |
31. | Политическая карта мира. Политическая карта Азии, Африки и Америки. | 1 | Номенклатура и состав субрегионов. Установление соответствия стран указанным столицам и столиц указанным странам. | |
32. | Политическая карта мира. Динамика формирования современной политической карты мира. Региональные объединения стран Европы, Азии, Африки и Америки. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | |
Обобщение по курсу – 2 часа | ||||
33. | Подготовка к контрольно-зачетному тестированию | 1 | ||
34 | Контрольно-зачетное тестирование. | 1 |
Учебно-методический комплект:
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил
- 2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 1. Планета, на которой мы живем. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 280 с.: ил., карт.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 256 с.: ил., карт.
- Географический атлас.7 класс. – М.: Дрофа, 2012
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 336 с. : ил.
- Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 281 с. : ил.
- Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2012
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 2. Региональный обзор мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.
- Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012
Список литературы для индивидуальной работы обучающихся
по подготовки к итоговой аттестации по географии:
- Единый государственный экзамен: география: контрольные измерительные материалы: 2010-2011 / под общ. редакцией Г.П. Аксакаловой; Министерство образования и науки российской Федерации Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2010
- Единый государственный экзамен: География: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. /ЭА.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2010
- Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2.Э.А.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2009
- Единый государственный экзамен 2012. География. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ авторы –составители : В.В.Барабанов, Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.:Интеллект – Центр, 2012 Готовимся к ЕГЭ. География. Учебно – тренировочные тематические тестовые задания с ответами. 2012 год.
Перечень сайтов, используемых при подготовке к ЕГЭ:
- Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География» )http://www.prosv.ru
- Сайт издательства Дрофа (рубрика «География») http://www.drofa.ru
- Методические рекомендации учителю – предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе .http://www.center.fio.ru/som
- Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена .http://www.edu/ru
- Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают подготовку к сдаче ЕГЭ.http://www.internet-scool.ru
- Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают подготовку к сдаче ЕГЭ.http://www.internet-scool.ru
- Сайт издательства «Интеллект – Центр», где можно найти учебно – тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами. Методические рекомендации и образцы решений. http://www.intellectcentre.ru
- Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданийhttp://www.fipi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 10 классе»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. ...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Рабочая программа к элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по химии."
Рабочая программа к элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по химии."...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ОГЭ по математике" (9 класс)
Рабочая программа рассчитана на подготовку обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Данный элективный курс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...
рабочая программа по элективному курсе"Подготовка к ЕГЭ по химии"
программа элективного курса расчитана на учащихся 10-11 класса...