Рабочая программа к элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по химии."
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа к элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по химии."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Подготовка к ЕГЭ по химии" | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
« ШКОЛА № 41»
119027 г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4 e-mail:shk4155@yandex.ru
тел.:736-11-10, факс:736-11-10 http://www.sch41.mskzapad.ru/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
Элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по химии»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) __среднее общее (11 класс)____________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов __34___ Уровень ____углубленный_______
(базовый, углубленный, профильный)
Учитель ________Бочарова Ольга Николаевна________
Программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по химии»
Пояснительная записка.
Предлагаемый элективный курс направлен на подготовку учащихся 11 классов к единому государственному экзамену по химии.
Программа курса составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии.
Программа курса включает:
- элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ,
- рекомендации по повторению и изучению тем,
- комплексные задания по каждой теме,
- выполнение упражнений по КИМам для полготовке к ЕГЭ
Цель курса.
Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ по химии
Задачи курса.
- Повторить и закрепить знания учащихся по основным темам курса нерганической и органической химии.
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении заданий КИМов.
- Развитие умений применять знания в конкретных ситуа
Курс рассчитан на 34 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
1. Важнейшие химические понятия
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,
валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы ,электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
2. Основные законы и теории химии
Применять основные положения химических теорий(строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ.
Понимать границы применимости изученных химических теорий.
Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
3. Важнейшие вещества и материалы
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам.
Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами.
Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике.
Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Учащиеся должны уметь:
Называть
- изученные вещества по тривиальной или международной
номенклатуре
Определять/ классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)
Характеризовать:
- s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия
Планировать/проводить:
- эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;
- вычисления по химическим формулам и уравнен
Содержание курса.
Общее количество часов – 34.
Тема 1. Периодический закон и строение атома (2час.)
1. Строение атома. Изотопы.
2. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Периодическое изменение свойств элементов.
Тема 2. Строение вещества (3час.)
1.Химическая связь. Кристаллические решётки.
2.Способы образования ковалентной связи. Аллотропия
3.Выполнение упражнений по КИМам для подготовки к ЕГЭ
Тема 3. Химические реакции (11час.)
1.Классификация химических реакций
2-3.Закономерности протекания химических реакций
4-5.Реакции в растворах электролитов
6-7.Окислительно-восстановительные реакции, расстановка коэффициентов в реакциях с органическими и неорганическими веществами
8-9Гидролиз солей
10.Электролиз
11.Выполнение упражнений по КИМам
Тема 4. Расчётные задачи (2час.)
1-2Расчёты по химическим уравнениям
Тема 5. Классификация неорганических веществ. Свойства веществ различных классов (4час.)
1-2 Классификация неорганических веществ
3-4 Генетическая связь классов неорганических веществ
.
Тема 6. Многообразие органических веществ (2час.)
1-2.Теория строения органических соединений. Изомерия. Гомология.
3-4.Классы органических веществ
Тема 7. Свойства и способы получения органических веществ (7час.)
1-2.Взаимное влияние атомов в молекулах. Углеводороды.
3-4.Генетическая связь классов органических веществ
5-7.Качественные реакции на органические в-ва
Решение задач на вывод формул органического вещества.
Тема 8. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Познание и применение веществ человеком (3 часа)
1.Познание и применение веществ человеком.
2-3.Итоговое пробное тестирование
Тематическое планирование занятий для подготовки к ЕГЭ по химии
№ | Тема занятия | Повторяемые элементы содержания | Рекомендации по рациональному использованию времени | Комплексные задания по теме | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
Тема 1. Периодический закон и строение атома (2час.) | |||||||||||
1. 2. | Строение атома. Изотопы. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева.Периодическое изменение свойств элементов. | состав атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, число электронных слоёв), электронные облака, их формы, s,p,d,f-элементы, сходство и различия в строении атомов изотопов, электронные конфигурации, отличие в электронном строении атома и иона - изменение свойств элементов (радиусы.ЭО, окислительно – восстановительные свойства) по периодам и главным подгруппам периодической в системе | Не вдаваясь в подробности, поскольку тестовые технологии не требуют обоснования выбора ответа повторить информацию: - заряд ядра, число протонов, число электронов – порядковый номер элемента - число нейтронов – разница между отн. ат. массой и порядковым номером -- - Изотопы отличаются числом нейтронов в ядре
-вспомнить расположение металлов и неметалловв периодической системе - значения ЭО и окислительная активность элементов в периодах возрастает, в главных подгруппах убывает (кроме инертных газов) вследстие уменьшения или роста радиуса атома соответственно - по периоду основные свойства оксидов и гидроксидов элементов ослабевают, кислотные возрастают, - в главных подгруппах с ростом заряда ядра основные свойства оксидов и гидроксидов усиливаются, кислотные ослабляются. | В природе существуют два изотопа меди Cu63 Cu65. Каково строение каждого атома? Отличается ли строение электронной оболочки каждого атома? К s,p,d или f элементам относится медь? Каково строение иона Сu2+? | |||||||
Тема 2. Строение вещества (3час.) | |||||||||||
3 | Химическая связь. Кристаллические решётки. | определение вида химической связи и типа кристаллической решётки по формуле вещества, его названию, по характеру элементов, образующих вещество |
- Наиболее характерные свойства веществ с
|
| |||||||
определение типа кристаллической решётки по физическим свойствам, которыми обладает вещество, предположение свойств веществ исходя из типа кристаллической решётки | |||||||||||
4 5. | Способы образования ковалентной связи. Аллотропия. Выполнение упражнений по КИМам для подготовки к ЕГЭ | способы образования ковалентной связи (сигма и пи-связи, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи), характеристики связи
Элементы содержания тем 1 и 2 |
Аллотропия – способность элементов существовать в виде нескольких простых веществ (повторить для O, S, C, P. Это явление возможно только для элементов на внешнем электронном слое которых есть более чем 1 неспаренный электрон. Обратить внимание на: - хронометраж выполнения заданий, - ошибки, обусловленные невнимательностью прочтения заданий, - составление электронно – графических формул атомов (спаренные и неспаренные электроны) | 1)Существуют ли аллотропные модификации серы? Почему возможно или невозможно их существование? 2) сколько σ и π связей в молекуле 2-метилпропена? | |||||||
Тема 3. Химические реакции (11час.) | |||||||||||
6 | Классификация химических реакций |
| Классификации химических реакций по
Расчёт теплоты, выделившейся или поглотившейся в результате реакции | Охарактеризуйте реакцию с точки зрения всех возможных классификаций Br2+H2↔2HBr+68.2 кДж. Какое количество теплоты выделится , если масса брома вступившего в реакцию равна 1.6 г? | |||||||
| |||||||||||
7 | Закономерности протекания химических реакций |
|
| Как увеличить скорость реакции сжигания пирита на первой стадии производства серной кислоты? Как увеличить выход метанола в реакции его промышленного получения из синтез-газа? | |||||||
обратимость реакций, смещение химического равновесия | |||||||||||
8 |
|
| |||||||||
9-10 | Реакции в растворах электролитов |
|
Ионы соединяются, если в результате их соединения образуются газ, осадок или вода | 1)Запишите уравнение реакции между хлоридом железа (III) и гидроксидом бария в молекулярном, полном и кратком ионном виде. При взаимодействии каких веществ, запись краткого ионного уравнения окажется такой же? Запишите молекулярное уравнение для взаимодействия этих веществ. 2)Почему невозможно одновременное существование в растворе ионов Fe3+, Cl-, Ba2+, OH-? | |||||||
11-12 | Окислительно-восстановительные реакции, расстановка коэффициентов в реакциях с органическими и неорганическими веществами |
|
! в тестах умение составлять электронный баланс не проверяется - Элементы, находящиеся в своей низшей степени окисления могут только окисляться и быть восстановителями, в в высшей – только восстанавливаться и быть окислителями, в промежуточных СО элементы могут быть как окислителями, так и восстановителями. |
а) только окисляться б) только восстанавливаться с) как окисляться, так и восстанавливаться Ответ поясните. | |||||||
| |||||||||||
13-14 15. 16/ | Гидролиз солей Электролиз Выполнение упражнений по КИМам | Понятие о процессе гидролиза как реакции обмена; Ионное и молекулярное уравнения гидролиза; Реакция среды в растворе соли. Катодные и анодные процессы; Электролиз расплавов и растворов; Продукты электролиза. Элементы содержания занятий 10 - 15 |
| Определите характер среды в растворах хлорида алюминия, сульфата калия, карбоната натрия Определите продукты на катоде и на аноде при электролизе растворов а) хлорида калия; б) нитрата меди(II) | |||||||
Тема 4. Расчётные задачи (2час.) | |||||||||||
17 - 18 | Расчёты по химическим уравнениям | расчёты по химическим уравнениям масс, объёмов газообразных веществ при н.у., по известному количеству одного из исходных веществ |
для всех веществ m(вещества1)→ ν (вещества1)→ ν (вещества2)→ m(вещества2) ↑ ↓ V(вещества1) → V(вещества2) (Для газообразных веществ)
основные формулы m = ν · M V = ν · Vm ω = m(вещества)/m(раствора) | Найдите объём углекислого газа (н.у.), если для его получения использовали карбонат кальция и 10% - ный раствор соляной кислоты. | |||||||
расчёты объёмных соотношений газов при химических реакциях | |||||||||||
| |||||||||||
Тема 5. Классификация неорганических веществ. Свойства веществ различных классов (4час.) | |||||||||||
19 - 20 | Классификация неорганических веществ |
| - общий подход к изучению темы заключатся в составлении двух схем.
! Хорошо, если в рамках повторения этой темы будет включено как можно больше элементов содержания из предыдущих тем | Какую массу гидроксида магния можно получить, согласно данной цепочке превращений, если масса магния, взятого для превращений, 2.4 г. Какое вещество и в каком объёме потребуется для первого превращения? 2. Как отличить серную, соляную, азотную кислоты и хлорид натрия в растворах? | |||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
21 - 22
| Генетическая связь классов неорганических веществ. |
|
вспомнить, что оксиды реагируют с водой, только если в результате образуется растворимый гидроксид. Вспомнить качественные реакции на кислород, водород, углекислый газ и на изучаемые в школьном курсе катионы и анионы. | Осущестить цепочку превращений: магний→оксид магния→?→ гидроксид t магния→? Для окислительно-восстановительных реакций определите окислитель и восстановитель, для реакций ионного обмена запишите полные и краткие ионные уравнения. | |||||||
Тема 6. Многообразие органических веществ (2час.) | |||||||||||
23 | Теория строения органических соединений. Изомерия. Гомология. |
| - повторить формулировки положений теории строения органических соединений | Запишите формулы всех изомеров и двух гомологов для 2-аминобутановой кислоты | |||||||
|
| ||||||||||
| -гомологи –вещества, имеющие сходное строение, отличающиеся на группу атомов (-СН2-). Важно отметить, что это всегда вещества одного класса. И в названиях гомологов всегда будет сходство ( например гомологами пропена –1, будут бутен-1, пентен-1 …) | ||||||||||
24 | Классы органических веществ |
|
| Составьте структурную формулу 2-метил – 3 –этилпентена-1. Назовите тип гибридизации каждого атома углерода | |||||||
Тема 7. Свойства и способы получения органических веществ (7час.) | |||||||||||
25 - 26 | Взаимное влияние атомов в молекулах. Углеводороды. |
|
|
| |||||||
|
- основные и кислотные свойства веществ можно сравнивать, определяя распределение электронной плотности в молекулах | ||||||||||
27 – 28 29 30 -31 . | Генетическая связь классов органических веществ Качественные реакции на органические в-ва Решение задач на вывод формул органического вещества. |
|
Например, из хлорметана нужно получить этан. СН3Сl→С2Н6. Изучив отличие двух формул, мы приходим к выводу, что для получения одной молекулы этана необходимо взять две молекулы хлорметана и забрать у них хлор. Хлор – неметалл, значит легко заберётся при использовании активного металла (например, натрия) 2 СН3Сl + 2Na→С2Н6 + NaCl - повторить основные качественные реакции в органической химии. Вывод формулы на основе элементного состава вещества; Вывод формулы органического вещества по продуктам его сгорания. | 3) Составьте цепочку превращений, с помощью которой из этилена можно получить аминокислоту. Записать все уравнения реакций, указать к какому типу они относятся и как они называются. 4) Какой объём этилена (н.у) потребуется для получения 10 г аминокислоты. 5) Как различить растворы сахарозы, глюкозы, глицерина друг от друга? | |||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
Тема 8. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Познание и применение веществ человеком | |||||||||||
32 33 - 34 | Познание и применение веществ человеком. Итоговое пробное тестирование |
| Эта тема включает достаточно конкретные элементы знаний, и, скорее, проверяет общую эрудицию в рамках предмета. По этой теме, как правило, в тестах присутствует 1 вопрос в части А и оценивается он в 1 балл, поэтому либо ребёнок обладает эрудицией и получит этот балл, либо нет. Много времени тратить на эту тему нерационально. Обязательно провести анализ выполнения пробного тестирования, индивидуально отработать допущенные ошибки,выявить их причины. |
Литература:
1.А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, Ю.Н.Медведев, М.Г.Снастина «ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2014», ХИМИЯ,
М. «Интеллект – Центр» 2014.
2.Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Основы общей химии», 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Проссвещение»,
ОАО «Московские учебники», 2010
3.Э.Е.Нифантьев «Органическая химия» 11(10) класс, учебник для общеобразовательных учреждений, «Мнемозина», ОАО «Московские
учебники», М. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу по химии "Тайны воды"
Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"
Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...
рабочая программа по элективному курсе"Подготовка к ЕГЭ по химии"
программа элективного курса расчитана на учащихся 10-11 класса...
Рабочая программа по элективному курсу «Химия в задачах» 11кл
Цель курса:расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.Задачи курса:углубление ...
Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)
Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...