Методическая разработка урока "Серная кислота и ее соли"
методическая разработка по химии (9 класс)
В материале дана технологическая карта урока «Свойства серной кислоты», разработанная согласно новым требованиям ФГОС. Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления знаний применяются тестовые задания, применяется групповой способ обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabotka_uroka_9_klass_sernaya_kislota_i_ee_soli.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Бражникова А.М., учитель
ГБОУ школы №332 Невского района
Санкт-Петербурга
Урок в 9 классе «Изучение свойств и применения серной кислоты»
В материале дана технологическая карта урока «Свойства серной кислоты». Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления знаний применяются тестовые задания, применяется групповой способ обучения.
Предмет: химия. УМК: О.С. Габриелян.
Тема: Серная кислота и ее соли
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель учителя: познакомить учащихся со свойствами серной кислоты и ее солей, рассмотреть их с точки зрения ТЭД.
Цель ученика: познакомиться со свойствами серной кислоты и ее солей, научиться распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения. | Регулятивные: определение цели учебной деятельности; осуществление рефлексии своей деятельности; удержание учебной задачи; контроль, оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство, преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения. | В познавательной сфере: 1.Изучить свойства серной кислоты и ее солей :общие сойства и специфические. 2.Научиться распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ. 3.Усовершенствовать навыки решения ОВР. В ценностно-ориентационной сфере: умение прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных знаний |
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя. Задания. | Деятельность учеников | УУД |
1. Актуализация Знаний 2. Сообщение нового материала (Общие свойства) 2.Специфические свойства . 3. Закрепление изученного материала 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Вначале урока предлагаю разделить класс на несколько небольших групп. В каждой группе выбирается «консультант». Их задача – контролировать выполнение заданий в группе, помогать в выполнении заданий, тем обучающимся, которые испытывают затруднения Учитель предлагает учащимся вспомнить все, что им известно о кислотах из предшествовавшего обучения и повседневной жизни. (Беседа) Каждой группе дается задание. Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп . Путеводитель №1 Общие свойства серной кислоты. Взаимодействие серной кислоты с оксидами. С какими из перечисленных оксидов будет взаимодействовать серная кислота? Приведите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод . Путеводитель №2 Общие свойства серной кислоты. Взаимодействие серной кислоты с основаниями. С какими из перечисленных оснований будет взаимодействовать серная кислота? Приведите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод Путеводитель №3 Общие свойства серной кислоты. Взаимодействие серной кислоты с солями. С какими из перечисленных солей будет взаимодействовать серная кислота? Приведите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод о растворимости сульфатов, качественной реакции на сульфат-ион. . Путеводитель №4 Общие свойства серной кислоты. Взаимодействие серной кислоты разбавленной с металлами. С какими из перечисленных металлов будет взаимодействовать серная кислота? Приведите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод
«Аккумуляторная» кислота -Объяснить правила разбавления кислоты. -Взаимодействие с водой. -окисление органических веществ. Демонстрация опыта –Обугливание сахарной пудры C12H22O11 + 2H2SO4 = 11C +2SO2 + CO2 +13H2O Концентрированная серная кислота - сильный окислитель. Окисляет металлы, неметаллы, сложные вещества. Демонстрация опыта. Вопрос: как можно доказать, что это серная кислота? Что такое качественная реакция? Как мы доказывали наличие соляной кислоты и ее солей? Учитель предлагает в 3 пронумерованных пробирках найти серную кислоту среди HCL,HNO3,H2SO4 - Выполните тестовые задания | . выполняют задания устно. Все ответы комментируются Каждая группа отчитывается , записывает уравнения реакций Рассматривают схему, иллюстрирующую области применения серной кислоты, объясняют название серной кислоты. изучают текст слайда и делают выводы «Сначала вода, а потом кислота, иначе случится большая беда». Работа на доске: Работа на доске: Cu + 2H2SO4конц. = CuSO4 + SO2 + 2H2O Составить ОВР. Сделать вывод. Опыт: серная кислота + хлорид бария; сульфат натрия + хлорид бария Ученик пишет у доски H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4 2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = 2H+ + 2Cl- + BaSO4 Ba2+ + SO42- = BaSO4 Сделать вывод. -
-выполняют тест -учащиеся сравнивают записи, исправляют ошибки, задают вопросы Ученики, оценив достигнутый уровень, могут определить сами дальнейшие движения к цели. | Регулятивные: определение цели учебной деятельности; удержание учебной задачи, понимание причины своего неуспеха. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения. Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности; удержание учебной задачи; контроль, оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения. Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности; оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения. |
Домашнее задание:
Репродуктивный уровень, отметка «3»
1)Осуществить превращения
Zn - ZnSO4 - Zn(OH)2 - ZnSO4
Продвинутый уровень, отметка «4 ,5»
1)Осуществить превращения
Cu – CuO - CuSO4 - Cu(OH)2 - CuSO4 – Cu - CuCL2
2) К 200 г80% концентрированного раствора кислоты добавили 50мл воды.
Найти массовую долю кислоты в новом растворе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...
Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....
методическая разработка по теме: "Класс неорганические соли"
Разработка учебной презентации по теме "Класс неорганические соли" можно использовать для объяснения классификации и свойств данных соединений. Материал содержит проверочные задания....
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обоз...
Методическая разработка элективного занятия "Взаимодействие солей с металлами"
Методическая разработка элективного занятия по химии "Решение задачи повышенной сложности"- изменение массы пластинки в растворе. Предварительно учащиеся наблюдали за реакцией между сульфато...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Урок изучения и первичного закрепления нового материала в 8 классе. В данной разработке есть конспект урока, технологическая карта, презентация и рабочий лист урока....