Примеры технологических карт
учебно-методический материал по химии на тему

Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна

Примеры технологических карт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с использованием модульной технологии по теме:

« Металлы в природе. Общие способы их получения»

1 группа

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ- 0

Цель:

1) Познакомиться с природными соединениями металлов.

2) Сформировать понятия о самородных металлах, минералах и рудах;

  1. Познакомиться с металлургией и ее видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией.

Прочитайте цель урока, будьте внимательны и работайте в парах.

УЭ- 1

Цель: узнать, в виде каких соединений встречаются металлы в природе?

  1. Приведите примеры минералов и горных пород, содержащих металлы и их соединения. В какой форме встречаются металлы в природе?
  2. Дайте определение понятия руды, металлургии.

3.  Какие руды наиболее пригодны для получения металлов?

Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику о нахождении металлов в природе. Рассмотрите коллекции природных соединений металлов. Подготовьте устный ответ.

УЭ- 2

Цель: определить основные месторождения природных соединений, содержащих металлы.

1) Какие металлические руды встречаются в нашей стране?

2) Назовите регионы, богатых разнообразными рудными ископаемыми.

Возьмите в руки     географические карты, откройте на 16 страницу и ответьте на вопросы.

УЭ- 3

Цель: исследовать природные руды на примере руд железа.

1. Внимательно рассмотрите образцы выданных руд и определите их цвет и блеск.

2. Возьмите фарфоровую ступку и по неглазурованной части нанесите на ее поверхности черту. Какого цвета получилась черта?

3.Поднесите к рудам магнит. Что вы наблюдаете?

1. Лабораторная работа №1 в парах

2.  Оформите таблицу в приложении №1

УЭ- 4

Цель: познакомиться с общими способами получения металлов.

  1. Дайте определение пирометаллургии.
  2. Какие металлы получают данным способом?
  3. Лабораторная работа « Взаимодействие водорода с оксидом  меди (II)»

а) Что вы наблюдаете на стенках пробирки и на поверхности кристаллов оксида меди (II)

б) Составьте уравнение и назовите восстановитель.

1.Найдите по учебнику и по приложению №2 ответы на  вопросы, определение запишите в химический словарь.

2. Проведите лабораторную работу, согласно инструкции в приложении, подготовьтесь рассказать о ней своим товарищам  

УЭ- 5

Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме.

Будьте внимательны при выполнении задания

УЭ- 6

Подведение итогов ( рефлексия )

Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими трудностями вы столкнулись. Как вы можете улучшить свою работу в дальнейшем?

Работайте в парах.

Технологическая карта урока с использованием модульной технологии по теме:

« Металлы в природе. Общие способы их получения»

2 группа

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ- 0

Цель:

1) Познакомиться с природными соединениями металлов.

2) Сформировать понятия о самородных металлах, минералах и рудах;

  1. Познакомиться с металлургией и ее видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией.

Прочитайте цель урока, будьте внимательны и работайте в парах.

УЭ- 1

Цель: узнать, в виде каких соединений встречаются металлы в природе?

1.Приведите примеры минералов и горных пород, содержащих металлы и их соединения. В какой форме встречаются металлы в природе?

  1. Дайте определение понятия руды, металлургии.

3.  Какие руды наиболее пригодны для получения металлов?

Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику о нахождении металлов в природе. Рассмотрите коллекции природных соединений металлов. Подготовьте устный ответ.

УЭ- 2

Цель: определить основные месторождения природных соединений, содержащих металлы.

1) Какие металлические руды встречаются в нашей стране?

2) Назовите регионы, богатых разнообразными рудными ископаемыми.

Возьмите в руки     географические карты, откройте на 16 страницу и ответьте на вопросы.

УЭ- 3

Цель: исследовать природные руды на примере руд железа.

1. Внимательно рассмотрите образцы выданных руд и определите их цвет и блеск.

2. Возьмите фарфоровую ступку и по неглазурованной части нанесите на ее поверхности черту. Какого цвета получилась черта?

3.Поднесите к рудам магнит. Что вы наблюдаете?

1. Лабораторная работа №1 в парах

2.  Оформите таблицу в приложении №1

УЭ- 4

Цель: познакомиться с общими способами получения металлов.

1.Дайте определение гидрометаллургии.

2.Какие металлы получают данным способом?

3.Объясните опыт  взаимодействия стальных скрепок с раствором медного купороса:

а) Какие изменения вы наблюдаете?

б) Составьте уравнение и назовите восстановитель.

1.Найдите по учебнику и по приложению №2 ответы на  вопросы, определение запишите в химический словарь.

2. Проведите лабораторную работу, согласно инструкции в приложении, подготовьтесь рассказать о ней своим товарищам  

 

УЭ- 5

Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме.

Будьте внимательны при выполнении задания

УЭ- 6

Подведение итогов ( рефлексия )

Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими трудностями вы столкнулись. Как вы можете улучшить свою работу в дальнейшем?

Работайте в парах.

Технологическая карта урока с использованием модульной технологии по теме:

« Металлы в природе. Общие способы их получения»

3 группа

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ- 0

Цель:

1) Познакомиться с природными соединениями металлов.

2) Сформировать понятия о самородных металлах, минералах и рудах;

5) Познакомиться с металлургией и ее видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией.

Прочитайте цель урока, будьте внимательны и работайте в парах.

УЭ- 1

Цель: узнать, в виде каких соединений встречаются металлы в природе?

1.Приведите примеры минералов и горных пород, содержащих металлы и их соединения. В какой форме встречаются металлы в природе?

  1. Дайте определение понятия руды, металлургии.

3.  Какие руды наиболее пригодны для получения металлов?

Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику о нахождении металлов в природе. Рассмотрите коллекции природных соединений металлов.  Подготовьте устный ответ.

УЭ- 2

Цель: определить основные месторождения природных соединений, содержащих металлы.

1) Какие металлические руды встречаются в нашей стране?

2) Назовите регионы, богатых разнообразными рудными ископаемыми.

Возьмите в руки     географические карты, откройте на 16 страницу и ответьте на вопросы.

УЭ- 3

Цель: исследовать природные руды на примере руд железа.

1. Внимательно рассмотрите образцы выданных руд и определите их цвет и блеск.

2. Возьмите фарфоровую ступку и по неглазурованной части нанесите на ее поверхности черту. Какого цвета получилась черта?

3.Поднесите к рудам магнит. Что вы наблюдаете?

1. Лабораторная работа №1 в парах

2.  Оформите таблицу в приложении №1

УЭ- 4

Цель: познакомиться с общими способами получения металлов.

  1. Дайте определение электрометаллургии.
  2. Какие металлы получают данным способом?
  3. Внимательно следите за  электролизом хлорида меди:

а) Какие изменения вы наблюдаете?

б) Составьте уравнение реакции.

1.Найдите по учебнику и по приложению №2 ответы на  вопросы, определение запишите в химический словарь.

2.  Подготовьтесь рассказать о значении электролиза для получения алюминия  своим товарищам  

 

УЭ- 5

Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме.

Будьте внимательны при выполнении задания

УЭ- 6

Подведение итогов ( рефлексия )

Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими трудностями вы столкнулись. Как вы можете улучшить свою работу в дальнейшем?

Работайте в парах.



Предварительный просмотр:

Тема: «Водородные соединения неметаллов» 9 класс

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть особенности строения молекул некоторых водородных соединений неметаллов, их физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности и области применения.

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний о водородных соединениях неметаллов.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Почему данные соединения называются водородными?
  2. Как определить общую формулу летучих водородных соединений (ВС) неМе по ПСХЭ?
  3. Какую валентность (высшую или низшую) проявляют неМе в ВС?
  4. Каковы молекулярные формулы ВС углерода, кремния, азота, фосфора, серы? Попробуйте назвать эти вещества.

Работайте в парах и с классом.

УЭ-2

Цель: рассмотреть особенности строения и физических свойств ВС серы и азота.

 І. Внимательно прочитайте §18, с. 80; § 23, с. 109-110

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какой тип связи в молекулах данных ВС?
  2. По рис. 19 рассмотрите молекулу сероводорода.
  3. По рис. 27, 28 рассмотрите молекулу аммиака.
  4. Какую форму в пространстве имеет молекула этих ВС? Каков валентный угол между связями?
  5. В чем сходство и различие данных соединений с водой?

Обсудите вопросы в парах, заполните таблицу

УЭ-3

Цель: изучить физические свойства водородных соединений

І. Внимательно прочитайте §18, с.80-81, § 23, с. 109-110

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какое агрегатное состояние характерно для данных ВС?
  2. Имеют ли они запах?
  3. Какова растворимость аммиака и сероводорода в воде?
  4. Токсичны ли данные вещества?
  5. Как строение молекул ВС предопределяет их физические свойства?

Обсудите вопросы в парах, запишите сведения о физических свойствах ВС в таблицу.

УЭ-4

Цель: выяснить химические свойства сероводорода и аммиака.

І. Внимательно прочитайте §18, с. 82-83; § 23, с. 111-113

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Можно ли сказать, что сероводород и аммиак – химически активные вещества?
  2. Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют сероводород и аммиак? С чем это связано? (обоснуйте)
  3. Как изменяется цвет лакмуса в водных растворах сероводорода и  аммиака?
  4. Разберите механизм образования иона аммония, пользуясь материалом учебника (стр. 111) и приложения.

III. Внимательно посмотрите видеоопыты о свойствах сероводорода и аммиака

ІV. Выполните задания:

  1. Напишите уравнения химических реакций:

А) характеризующих восстановительные свойства сероводорода и аммиака ( с кислородом (изб/нед/катализатор), для сероводорода – с галогенами);

Б) характеризующие общие с кислотами свойства водного раствора сероводорода; качественной реакции на сероводород;

В) реакций присоединения к аммиаку кислот: соляной, серной, азотной.

Обсудите вопросы в парах и с классом, заполните соответствующие графы в таблице, запишите уравнения в тетрадь, укажите условия их протекания и назовите  продукты реакций.

УЭ-5

Цель: познакомиться со способами получения сероводорода и аммиака в лаборатории и промышленности; распространением в природе

І. Внимательно прочитайте §18, с. 81, 83; § 23, с. 109

II. Внимательно посмотрите видеоопыты о получении сероводорода и аммиака

III. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Где встречаются сероводород и аммиак в природе?
  2. Перечислите способы получения сероводорода и аммиака.
  3. Какие из перечисленных реакций наиболее приемлемы в лаборатории, а какие – в промышленности?

Обсудите вопросы в парах и с классом, заполните соответствующие графы в таблице, запишите необходимые уравнения в тетрадь, укажите условия их протекания и назовите  исходные вещества и продукты реакций.

УЭ-6

Цель: выяснить области применения сероводорода, аммиака и их соединений

І. Внимательно прочитайте материал приложения и § 23, с. 114-115

II. Выполните задания:

Составьте кластер, отражающий области применения сероводорода, аммиака и их соединений

Обсудите вопросы в парах и с классом, составьте кластер по теме

УЭ-7

Цель: проверьте полученные знания о водородных соединениях серы и азота

I Выполните тест:

  1. Молекулярная формула аммиака и сероводорода соответственно:

А) H2Sи NH4Б)NH4 и H2SO4В)NH3и H2S Г) NH3и SH2

  1. Связь в ионе аммония образована

А) за счет водородных связей Б) по ионному механизму В) по донорно-акцепторному механизму Г) по ковалентному механизму

  1. Качественной реакцией на сероводород является:

А) обесцвечивание бромной воды Б) горение В) взаимодействие с солями тяжелых металлов Г) изменение цвета индикатора

  1. Выпишите верные утверждения:

А) аммиак химически инертен Б) сероводород не токсичен и используется в медицине В) повышенное содержание аммиака в воздухе приводит к поражению глаз и воспалению легких Г) аммиак имеет запах тухлых яиц

  1. Продуктами взаимодействия аммиака с кислотами являются:

А) азот и водород Б) соли аммония и вода В) водород и соли аммония Г) соли аммония

  1. В пространстве молекула аммиака имеет:

А) угловое строение Б) пирамидальную форму В) зигзагообразное строение Г) сферическую форму

  1. Выпишите правильные суждения:

А) жидкий аммиак применяют в холодильных установках Б) сероводородная кислота является слабым электролитом В) в химических реакциях аммиак является окислителем Г) сероводород проявляет свойства восстановителя

  1. 10%-ный раствор аммиака в воде называют:

А) нашатырь Б) аммоний В) нашатырный спирт Г) щелок

(макс. 10 баллов)

II. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующее превращения:
    N
2 - --  NH3 --- (NH4)2SO4 --- NH3 --- NO (5 баллов)

III.Решите расчетную задачу (5баллов):

Вар-т 1:Какой объем аммиака необходимо пропустить через 200 г  9,8%-ного раствора серной кислоты, чтобы образовалась кислая соль?

Вар-т 2: При взаимодействии 37 г гидроксида кальция с сульфатом аммония было получено 15 г аммиака. Вычислите массовую долю выхода аммиака.

Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

УЭ-8

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

20-18

17-14

13-10

менее 9

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §18, 23, стр. 84 № 6, стр. 115 № 4, 5



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Свойства и применение сероводорода и аммиака. Действие на организм.

Из-за своей токсичности сероводород находит ограниченное применение.

В медицине - в составе сероводородных ванн. Сероводородные воды с содержанием сероводорода от 90 до 130 мг на литр считаются «средними», с меньшим содержанием — «слабыми», с большим содержанием сероводорода — «крепкими». Действие сероводородных ванн сводится в основном к сильному раздражению кожи, вызывающему изменения в сосудистой и нервной системах, изменения газового обмена с явлениями внутритканевой асфиксии, повышение обмена веществ. Оно влечет также изменение тонуса сосудов, тренирует их и сердце, усиливает жизнедеятельность всех клеток организма. Основными показаниями для сероводородных ванн являются нарушения кровообращения в связи с нарушениями обмена, гипертония.

Сероводород применяют для получения серной кислоты, элементной серы, сульфидов.

Используют в органическом синтезе.

В последние годы рассматривается возможность использования сероводорода, накопленного в глубинах Чѐрного моря, в качестве энергетического и химического сырья.

     Сернистый водород выделяется не только в промышленных, но и в естественных условиях в процессе гниения органических веществ, содержащих серу, а также при разложении белков погибших животных и растений. Многие минеральные источники богаты сероводородом: характерный запах этого газа нередко может присутствовать на курортах и в санаториях. Также природный сульфид водорода присутствует в вулканах, глубоких ямах и колодцах.

     В местах обитания человека сероводород встречается на свалках и в канализации, поскольку гниющие пищевые отходы также выделяют этот газ. В больших городах он выбрасывается в воздух в результате деятельности многочисленных станций аэрации.

Сероводород – очень токсичный газ, действующий непосредственно на нервную систему.

По шкале опасности он отнесён к 3 классу. Обязательно учитывайте этот факт всякий раз, когда чувствуете его отчётливый запах. Но что особенно опасно – так это свойство сероводорода притуплять обонятельный нерв, из-за чего человек просто перестаёт различать окружающие его ядовитые пары, и интоксикация может произойти внезапно.

      Смертельная концентрация этого газа в воздухе очень мала – всего 0,1%. Такое количество сероводорода может привести человека к летальному исходу за 10 минут. Стоит лишь немного увеличить концентрацию – и смерть наступает мгновенно, после первого же вдоха. Для примера: в канализационной системе концентрация сероводорода иногда достигает 16%.

      Наиболее заметные признаки сильного отравления сероводородом: отёк лёгких, судороги, паралич нервов, последующая кома. Если в атмосфере сероводород содержится в меньших количествах (от 0,02%), симптомы не столь фатальны, но очень неприятны:  головокружение и головная боль, тошнота и быстрое привыкание к запаху «тухлых яиц».

      Люди, работающие или живущие в непосредственной близости от заводов с сероводородными выбросами, испытывают так называемое хроническое отравление H2S. При этом они начинают хуже себя чувствовать, испытывают головные боли, стремительно теряют вес, учащаются случаи обмороков, а во рту появляется привкус металла. Сероводород также отрицательно действует на зрение, поражая слизистую оболочку глаза и вызывая конъюнктивит, светобоязнь.

      Отравление сероводородом вылечить можно, если быстро принять необходимые меры: вывести пострадавшего на свежий воздух, обогатить его лёгкие кислородом, ввести сердечные и дыхательные аналептики, препараты железа, глюкозу, витамины.

Аммиак (от греческого αμμωνιακόν - «смолистая камедь») -бесцветный газ с характерным резким удушливым запахом.

Аммиак относится к числу важнейших продуктов химической промышленности, ежегодное его мировое производство достигает 150 млн. тонн. В основном используется для производства азотных удобрений (аммиачной селитры, мочевина, сульфат аммония и др.), взрывчатых веществ и полимеров, азотной кислоты, соды и других продуктов химической промышленности. Жидкий аммиак используют в качестве растворителя  

Жидкий аммиак применяют в качестве теплоносителя в промышленных холодильных машинах (хладагент R717).

Раствор аммиака в воде (водный раствор гидроксида аммония — NH4OH, или нашатырный спирт) применяется в качестве лекарственного средства, а также для обработки рук хирурга.

Как в растворах, так и в газообразном состоянии аммиак оказывает сильное раздражающе действие на кожу и слизистые оболочки; проникая сквозь них, он вначале возбуждает, а затем угнетает чувствительные нервные окончания, являясь типичным представителем болевых анестетиков.

С лечебными целями аммиак и его соли применяют:

  • Наружно — в виде раствора аммиака (нашатырного спирта) как местнораздражающее и анестезирующее средство в составе мазей;
  • Для нюхания при обмороках — карбонат аммония (нюхательная соль) и нашатырный спирт;
  • Внутрь — как отхаркивающее средство: нашатырно-анисовые капли, карбонат аммония, хлорид аммония;
  • Для ингаляций — хлорид аммония и карбонат аммония в 2% водном растворе.

С помощью раствора аммиака в бытовых условиях можно протирать технику, выводить пятна от лака, краски, масел, жира, плесени, молока и кофе. Бережное мытьё дверей, стёкол, полов, кафельной плитки и посуды «без мыла» предполагает наличие в воде определённой концентрации аммиака. Наибольшее его содержание – почти 30% в водном растворе – используется в промышленных растворителях и очистителях. С таким аммиаком нужно работать крайне осторожно, чтобы не испытать на себе его ядовитого воздействия.

Воздействуя на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, аммиачные испарения в малых дозах вызывают слезоточивость и жжение в глазах, в больших концентрациях – химический ожог роговицы, вплоть до слепоты. Поскольку аммиак опасен ожогами, попав на кожу, он образует на ней покраснения, зуд, волдыри.

Аммиак существенно может пошатнуть здоровье дыхательных путей.

Першение в горле, кашель, затруднённость дыхания – только лишь первые симптомы отравления его парами. За ними следуют тошнота, головокружение, сильные головные боли. Симптомы проявляются прерывисто: то кажется, что приступы отравления прекратились, то они возобновляются с новой, ещё большей силой. Самочувствие может стать настолько плохим, что человек начинает бредить, происходят изменения в поведении. Кроме того, органы слуха становятся слишком чувствительными, и любой, даже небольшой шум, может вызвать сильные судороги и боль в ушах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока 9 класс

Тема урока: Искусство. Виды искусства.Цель: семантизация лексики по теме и расширение лексичекого запаса учащихся.Образовательные задачи:- говорение: развивать навыки говорения по теме « ART »;- грамм...

Пример технологической карты урока английского языка 6 класс тема "Британские праздники" ФГОС УМК "Английский в фокусе"

Пример технологической карты урока английского языка 6 класс тема "Британские праздники" ФГОС  УМК "Английский в фокусе"....

Пример технологической карты урока по дисциплине "Литература"

В данной работе   рассмотрены этапы современного урока по дисциплине "Литература"...

Примеры технологических карт различных проектов

Материал включают в себя рекомендации по организации проектной деятельности  для формирования умений и навыков проектной работы, которые могут быть использованы с целью приобретения и закрепления...

Пример технологической карты урока по технологии шестиугольного обучения

Предлагаю для ознакомления пример технологической карты урока, проведенного по технологии шестиугольного обучения....