Разработка урока химии в 8 классе по тема "Кислоты" с использованием технологии творческих мастерских.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Разработка урока по химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием технологии творческих мастерских.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок химии по теме "Кислоты". 8 класс
Тема урока “Кислоты”.
Задачи урока:
1. Продолжить формирование понятий простое и сложное вещество на примере кислот;
2. Изучить новый класс неорганических веществ – кислоты, их состав, классификацию, физические свойства, качественные реакции на кислоты, ПТБ при работе с ними.
3. Продолжить формировать умение определять степени окисления элементов, заряды кислотных остатков.
4.Показать роль кислот в жизнедеятельности человека, животных и растений.
5. Формировать умения находить, анализировать и представлять – социализировать необходимую информацию.
Оборудование: растворы серной, соляной, уксусной кислот, лимон(лимонная кислота), индикаторы, компьютер, презентация, таблетки аскорбиновой кислоты.
Начало: На партах лежат карточки с кислотами, те учащиеся, у которых карточки с одинаковыми кислотами будут объединяться в группу (всего 4 группы)
Ход мастерской
I. Индуктор.
На партах лежат таблетки аскорбиновой кислоты желтого цвета.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Что это такое и как это связано с темой нашего урока?
На доске написаны незаконченные предложения:
“Содержатся в лимоне, щавеле, клюкве, яблоке, столовом уксусе…
Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах……..
Способствуют перевариванию белков в желудке… и создает …среду
Учитель: Скажите, пожалуйста, какой класс веществ может подходить под приведенное выше описание?
Учитель: Тема нашего урока “Кислоты” .
Обучающиеся:……(называют элементы, вещества в т.ч. кислоты).
Задание: На доске записан ряд химических формул веществ
MgO N2O5 ZnO NaOH HCI Mg(OH)2 HNO3
Подчеркните формулы веществ уже изученных нами классов неорганических веществ. Укажите класс, название вещества.
II. Работа в группах.
Учитель: Итак, кислоты содержатся в живых организмах (животных и растениях), могут “выливаться” нам на голову вместе с атмосферными осадками.
А что вы знаете о кислотах еще? Обсудите в группе (не более 4 человек), и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения об этом классе веществ. Пользоваться можно только собственной памятью и эрудицией.
Учитель: В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.
Обучающиеся обсуждают.
Социализация №1. Группы выступают.
III. Ситуация “разрыва”.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислотах. Но… вся ли информация сейчас прозвучала?
Учащиеся: ТОЧНО НЕТ!
Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, как человек познакомился с кислотами, о их роли в природе и жизни живых организмов, о их химических свойствах, да и физические свойства были не полностью описаны. А также в стороне остались способы получения, классификация и применение.
Тема “Кислоты” изучается в курсе химии всех школ на земном шаре. Так уж получилось. История химии описывает забавный случай, произошедший в Голландии с одним из величайших ученых-физиков Нильсом Бором. Во время фашисткой оккупации Бор работал в своей лаборатории. И вдруг…пришли гитлеровцы с обыском, думая найти в лаборатории ценные металлы (золото, серебро, платина). У Бора были золотая медаль Лауреата Нобелевской премии. Не долго думая, Бор бросает золотые изделия в смесь азотной и соляной кислот. К удивлению гитлеровцев от золота не осталось и следа, а полученный раствор Бор преспокойно поставил на полку. Всем известно, что ни с соляной ни с азотной кислотой по отдельности золото не реагирует. А через 3 дня Бор уже выделил свое золото из растворов обратно.
Для того чтобы не попасть “впросак”, и не быть обманутыми, мы должны воспользоваться научными знаниями о кислотах и их свойствах. Работа предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности. Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете играть.
Задания и роли.
1. Историки. Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?
2. Химики. Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж, фенолфталеин и лакмус). Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную кислоты.
3. Математики.
1. Дайте определение кислот.
2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу.
Название кислоты | Формула кислоты | Кислотный остаток/его валентность | Название соли |
4. Физики. Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с ними. Техника безопасности при работе с кислотами.
Группы выбирают роли (в произвольном порядке, кто какую вытянет) и получают задания.
Учитель: Работайте, пожалуйста, старательно, аккуратно с улыбкой на лице и не кисните от задания. Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать учебники:
- Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс,
- Рудзитис Г.Е. и др. Химия 8 класс
- Кузнецова Н.Е, Гара Н.Н Химия 8 кл,
- Габриелян О.С. Химия 8.
На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15 мин. идет на подготовку общей информации группы на плакате и защита. Обучающиеся работают с различными информационными источниками, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.
Социализация № 2.
Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой группы. Учитель заполняет совместно с учениками таблицу.
IV. Обобщение.
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы многое узнали о кислотах. А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот: “Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестка фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька.” Почему? И где это свойство лепестков можно применять? Демонстрируем опыты с лепестками фиалки. Слушаем ответы учащихся.
Учитель (в зависимости от ответов): Молодцы, правильно, или сейчас скиснем от ответов.
Теперь попробуйте составить свое мнение о новом классе веществ, с которым мы сегодня начали знакомство. Для полного представления необходимо объединить усилия представителей разных групп. Объединитесь в 5 групп так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк, физик, химик, математик. Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о кислотах. Учащиеся готовят проекты своей группы.
Социализация № 3. Группы выступают.
V. Рефлексия.
Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети! А сейчас я попрошу вас, ребята, всех сесть в круг.
Учитель: Ответьте на вопросы: «Что нового вы сегодня узнали во время работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят своей группы вы хотели бы похвалить за работу?
Всем спасибо за творчество и сотрудничество! А на память мне хочется вам подарить памятку об изученной сегодня теме(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
VI. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Оформлена как книжка «Кислоты»)
1 Общая формула кислот: Нn КО, где КО- кислотный остаток.
Для лучшего запоминания состава кислот:
«Первым в кислотах идет водород,
Он кислотный остаток за собой ведет,
А индекс с которым идет водород,
нам сразу подскажет основность кислот»
2.Представители:
HCI- соляная кислота
HNO3- азотная кислота
HNO2- азотистая кислота
H2S – сероводородная кислота
H2 SO4- серная кислота
H2 SO3-сернистая кислота
H3 PO4- фосфорная кислота
Н2СО3- угольная кислота
3. Правила техники безопасности при работе с кислотами
- Кислоты требуют очень осторожного обращения, особенно концентрированная серная кислота и азотная кислота.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты надо кислоту тонкой струйкой вливать в воду, а не наоборот, иначе произойдет выброс серной кислоты.
- Запомни правило: Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда.
- Если кислота попадает на кожу надо промыть проточной холодной водой, а потом обработать 5%-ым раствором соды.
4. растворы кислот распознают с помощью индикаторов
К + лакмус (фиолетовый) красный
И
С+ метиловый оранжевый (оранжевый) красно-розовый
Л
О+ фенолфталеин (бесцветный) бесцветный
Т
А
Четверостишие для легкого запоминания
СЛон и Моська как-то скушали лимон,
Аллергию у обоих вызвал он.
(Пояснение : аллергия начинается с покраснения, СЛ-синий лакмус, МО- метиловый оранжеый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе. Проблемы современного мира. Технология педагогических мастерских
Требуется видео и фон на задний план...
Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»
quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/06/picture-1095337-1546786414.jpg)
Разработка урока химии в 9 классе по теме Азот" с использованием технологии творческих мастерских.
Разработка урока химии в 9 классе по теме Азот" с использованием технологии творческих мастерских....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/06/picture-1095337-1546786414.jpg)
Разработка урока по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских.
Разработка урока по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/06/picture-1095337-1546786414.jpg)
Презентация к уроку по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских.
Презентация к уроку по химии в 9 классе тема «Фосфор» по технологии творческих мастерских....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/15/picture-701408-1692113226.jpg)
Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"
Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/04/picture-272728-1717526467.jpg)
Использование технологии творческих мастерских на уроке литературы
В статье рассматриваются основные аспекты использования педагогической технологии творческих мастерских на уроках литературы. Данный материал может быть использован учителями для построения уроков по ...