Использование технологии творческих мастерских на уроке литературы
методическая разработка по литературе

Петрова Елена Михайловна

В статье рассматриваются основные аспекты использования педагогической технологии творческих мастерских на уроках литературы. Данный материал может быть использован учителями для построения уроков по данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_na_uroke_literatury.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии творческих мастерских на уроке литературы

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным для обучающихся и вообще для каждого человека. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить самостоятельно добывать их и осваивать.

Развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Педагогическая мастерская – это педагогическая технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На таких уроках детям интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно-ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности.

В работе мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.

Использование технологии педагогических мастерских позволяет:

В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях.

Что дает построение урока по типу мастерской для обучения литературе:

  • Мастерские обучают умению ставить вопросы и понимать, что правильно спросить важнее, чем ответить;
  • Обучают понимать, что ответы на одни и те же вопросы могут быть разные с разных точек зрения;
  • Организуют современное прочтение классики;
  • Актуализируют прочитанный текст, делают его нужным, важным для читателя;
  • Интегрируют все имеющиеся у ученика знания на основе возникающей личной потребности;
  • Учат самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
  • Формируют навыки самооценки, самоконтроля,
  • Формируют познавательные запросы для дальнейшего обучения;
  • Организуют и стимулируют общение по научным, этическим, социальным, психологическим проблемам, оказывают воспитывающее воздействие.

Мастерская – не просто новый вид урока, это новый тип отношений между учителем и учащимися, совместно открывающими новый и самостоятельный путь ученика. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

«Мастерская педагогическая –это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (Мухина И.А.)

Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.

Типы мастерских

  • мастерская построения знаний,
  • мастерская творческого письма (или просто — письма),
  • мастерская построения отношений,
  • мастерская ценностных ориентаций,
  • мастерская по самопознанию, проектная мастерская и др.

 Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, понимает, что литература способна ожить, и соприкосновение с ней будет ярким, живым.». Самостоятельно обретенные знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие, «присваиваются» им.

Мастерская творческого письма позволяет учащимся применить собственный глубинный жизненный опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.

Основная задача ведущего мастерскую творческого письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.

Мастерская помогает участнику понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора в момент творческого озарения.

Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.

Построение мастерской технологично создается по определенному алгоритму.

Первый этап — это индуктор, мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и связано со смыслом дальнейшей деятельности.

В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам восстановить "рассыпанное" стихотворение или написать свое.

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Например, пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка, может реализоваться в формах: словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний и др.

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап — итоговая социализация. Представление полученного творческого продукта.Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Итак, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в актуализацию своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, самостоятельное решение творческих задач.

В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии педагогических мастерских на уроке литературы.

Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позв...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

СОДЕРЖАНИЕ    Введение 1.      Обоснование выбора технологии «Педагогическая мастерская»2.      Обоснование выбора тем ...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...

Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.

Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...

Технология творческих мастерских на уроках литературы.

Педагогическая мaстерская – особая педaгогическая технология, основанная на гуманистических предстaвлениях о ценности кaждой человеческой личности, о ценностно-смысловом рaвенстве учителя и ученикa. Т...

Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...